win

koi
www.russ.ru
mac

dos

Литература

Кино

Сцена
Арт
Музыка

Люди

Разное

Медиа

Монокль
Предыдущий выпускНовости культуры от Сергея Кузнецова


Выпуск от 21 апреля 1998 года

"Железная пята олигархии" Александра Баширова
Ирвин Уэлш и Дуглас Коупленд в "Иностранной литературе"
"Бабушка Мозес" вернулась в музей
Обратная связь. Смертная казнь и анкета
Предуведомление
Для начала несколько коротких новостей: А теперь - новости более подробные.


Кино

Белый клык диктатуры

В Москве состоялась премьера фильма Александра Баширова "Железная пята олигархии" - на которую я, к радости всех любителей отечественного кино, и спешу отреагировать. (Любителей, кстати, еще раз приглашаю голосовать за лучшие отечественные фильмы прошлого года в предыдущем выпуске). Из всех виденных мною за последний год фильмов это, пожалуй, единственный, снятый с откровенным пренебрежением к тому, чтобы "завоевать аудиторию". Говоря это, я не имею в виду, что "Железная пята..." - "авангардный" или "альтернативный" фильм, который, что называется, "трудно смотреть неподготовленному человеку". Как раз альтернативные и параллельные фильмы имеют стойкую аудиторию во всех странах мира. Речь идет о другом.

Баширов рассказывает историю рабочего лидера Николая Петровича, которого сам же и играет. Точнее, рассказывает историю Ассоль - влюбленная в него девушка, принимающая на веру все представления героя о мире, возникшие в его мозгу под явным воздействием "Железной пяты" Джека Лондона, обильно цитирующейся в фильме. Николай Петрович (сам Баширов) бродит по городу (на Неве), преследуемый агентами олигархии, выступает перед рабочими, приводит к себе девушек (которым читает роман Лондона в переводе Е.Гуро), пьет пиво и в конце концов гибнет, убитый слугами олигархии. Все это наполнено внятными стилистическими реминисценциями из Пудовкина, Эйзенштейна, Довженко и т.д. (им высказана специальная благодарность в финальных титрах), а также из Годара и других, которым благодарность не высказана. ("Помню, в понедельник, после обильных воскресных (пауза) споров о судьбах кино, приходишь во ВГИК, на курс истории кино, садишься и с наслаждением (опять пауза) спишь. Получается такое обучение во сне", - сказал Баширов на пресс-конференции.) Но при этом фильм вовсе не напоминает постмодернистский, простите, стеб в стиле Пижемского или Дежнева: это в буквальном смысле слепок современного параноидального русского сознания. Вероятно, так видят Россию настоящие безумные лидеры левых сил: полупустые кафе, проститутки в черной коже, агенты охранки в пиджаках и с мобилами... Никакого гламуара, давящая алкогольная паранойя. На помойке стало тихо, разбежалися коты.

Фильм Баширова, независимо от вызываемых им чувств, - явная удача. Ему удалось не просто создать на экране иллюзорный мир, не существующий нигде в "реальности" (на самом деле это дело не такое уж сложное), но сделать его уникальным (что уже немало) и национальноокрашенным. Потому западный фестивальный зритель, сколь бы киноманист он ни был, вряд ли окажется в силах адекватно воспринять картину (не ровен час, он подумает, что именно так оно в России и происходит на самом деле). Вряд ли придут от нее в восторг здешние "левые" (или, что в России одно и то же, "правые") - для них в картине слишком много стеба (которого на самом деле нет) и профанации: одна фраза "Забастовка трамвайных кондукторов потерпела сокрушительное поражение" чего стоит (забыл, кстати, спросить у Баширова на пресс-конференции, позаимствована ли и она у Джека Лондона). Про официоз, истеблишмент и широкие массы нечего и говорить: фильм все-таки слишком революционен. Боюсь, даже эстетически развитые соратники Эдички в массе своей не воспримут "Железную пяту олигархии" - несмотря на свою политическую риторику, это принципиально аполитичный фильм. Не "Интернационал" в исполнении Летова, а "Вихри враждебные", спетые мамоновскими "Звуками Му".

И кстати о музыке: почти все роли (кроме героя и его возлюбленной) сыграли музыканты из "Tequillajazz" и "Колибри" - ясно дело, культовости это фильму только прибавит.


Медиа

Поколение Y? Поколение Z?

Давно и нежно любимый мной журнал "Иностранная литература" один за другим выпустил два номера, настоятельно рекомендуемые даже малочитающей модной молодежи: в одном из них напечатан "Литературный гид", посвященный "Поколению Икс", состоящий из одноименного романа Дугласа Коупленда в переводе В.Ярцева (который "Меньше, чем нуль" Эллиса), и рассказы Тамы Яновиц в переводе В.Пророковой (которая легендарная "Кэнди") + статьи И.Кормильцева, С.Силаковой и, пардон, меня, а в другом - NB про Ирвина Уэлша (который "Трейнспоттинг" - правда, "Трейнспоттинга" нет, а есть рассказ в переводе все того же Кормильцева и - в переводе Бориса Кузьминского! - одна из трех повестей, входящих в книгу "Ecstasy", - та самая, фрагменты которой были в "ОМе"). Как говорится, спрашивайте журнал в специализированных книжных магазинах ("Графоман", "Ad Marginem" etc) или со скидкой приобретайте его в редакции (Пятницкая, 41)

Конечно, жаль, что "Иностранка" была столь неспешна - год назад эти два номера были бы куда уместнее. Однако в академической добросовестности и неторопливости есть свои очевидные плюсы - теперь можно смотреть на Коупленда с Уэлшем как на явление культуры, а не модной жизни. Поставленные друг вслед за другом, они наглядно демонстрируют, как в начале восьмидесятых одна молодежная субкультура на глазах сменила другую. Теперь, когда волна "второй психоделической революции" идет на спад, рейвы выходят (совсем вышли) из моды, а в Москве уже неделю как введен в действие новый закон о наркотиках (драконовский), время подумать о том, что мы вступаем в совершенно новый и грустный мир.

Не ждет ли нас совсем иная эра?
И если так, то в чем наш общий долг
И что должны мы принести ей в жертву?


Арт

Иногда они возвращаются

Последнюю новость можно было бы отнести к области мистического: похищенные четырнадцать лет назад картины художницы-примитивистки, известной под именем "Бабушка Мозес", были возвращены неизвестными в беннингтонский музей, где в прошлую среду была установлена их подлинность.

На фоне многочисленных похищений, о которых я не раз рассказывал, это внезапное обретение радует - еще и тем, что состоялось не благодаря работе полиции, а как результат невидимых миру "тонких интегральных ходов". Наиболее привлекательной выглядит версия о том, что картины "Бабушки Мозес" оказали благотворное влияние на похитителей: не зря же говорят, что художники-примитивисты ближе других своих коллег находятся к Богу.


Feedback

Обратная связь

Настало время подвести итог предыдущего голосования. Но сначала внесу уточнения в предыдущую заметку, поскольку некоторые читатели выражали недоумение по поводу того, что "на самом деле негр в "Полной обнаженке" есть!". Разумеется, негр там есть - его нету в рекламе "форда"! Из-за чего, собственно, и вышел скандал - мол, белых из фильма взяли, а негра - нет.

А теперь - о смертной казни:

Необходимо применять как можно шире для уменьшения уровня преступности - 18
Необходимо применять в крайних случаях - 44
Необходимо отменить - 35
Ну, не знаю... - 6

Приятно отметить, что уровень человеколюбия много выше, чем в среднем по стране. Интересно, что письма приходили в основном от сторонников "Надо отменить", впрочем, многие признавали, что надо сохранить смертную казнь как меру устрашения - мол, многих это удерживает от преступления. Довод этот, на мой взгляд, не так уж убедителен: пожизненное заключение вещь тоже не из приятных, особенно если про него правильно рассказывать и дать понять, что помилования за хорошее поведение не будет. Не считая "Монокль" местом для развернутых дискуссий на эту тему, позволю себе перечислить доводы против смертной казни, с которыми я согласен:

На последнем я особо обращаю внимание читателя, написавшего:

Человеку, верящему в "настоящий мир", неплохо было бы знать, что попадать туда лучше как следует подготовившись, а не как можно скорее. Кроме того, тому, кто "помогал самым торопливым", в "настоящем мире" за это "спасибо" не скажут. Впрочем, оставим религиозные дискуссии Носику.

А читателям предложим анкету по итогам пяти месяцев существования "Монокля":

Не находите ли вы, что "Монокль"

Как часто вы читаете "Монокль"

Чего не хватает "Моноклю"
юмора
глубины
новизны
ссылок

Вы впервые пришли на "Сеновал"/"Монокль"

по ссылке

Знакомы ли вы с другими проектами этого автора:
"Сеновал"
"Пегас Light"
Kuznet
статьи в бумажной прессе

Оцените каждый из разделов по пятибалльной шкале
отлично хорошо ничего плохо ужасно
кино
литература
искусство
музыка
сцена
разное
люди
медиа

Вы находите, что "Монокль"

"Моноклю" не хватает

Вы впервые пришли на "Сеновал"/"Монокль" по ссылке

Замечания и пожелания автору

Имя

E-mail

Где вы живете?


предыдущий выпуск Гостевая книга следующий выпуск

© 1997 Сергей Кузнецов E-mail: kuznet@russ.ru
© 1997 Русский Журнал E-mail: russ@russ.ru

Rambler's Top100