Для начала несколько коротких новостей:А теперь - новости более подробные.
- В Москве открылось очередное фотобиеннале. Эмоциональную реакцию на это событие смотри в завтрашнем "Пегасе Light".
- Присуждена Пулитцерская премия. За роман свое получил Филипп Рот (в Штатах тоже любят заслуженных шестидесятников), а полный список см. здесь.
- Дрессировщик, которого несколько месяцев назад покусал тигр, вышел из больницы. Комментируя трагедию группы защитников прав животных, утверждают, что несчастье лишний раз доказывает, что животные испытывают стресс от выступлений в цирке и, следовательно, не должны быть принуждаемы к этому.
- Стало известно, что Натали Портман дала согласие на участие в фильме Уэйна Уонга "Anywhere but Here" о матери (ее сыграет Сьюзан Сарандон) и дочери, переезжающих из Массачусетса в Беверли-Хиллз. Это первый за несколько лет случай, когда Портман согласилась на главную кинороль (от предложения Роберта Рэдфорда сняться в его фильме "Словоохотливый лошадник" она отказалась, чтобы сыграть Анну Франк в бродвейском спектакле).
- PolyNews продолжают радовать нас новейшими сплетнями и историями из мира приличествующей им по жанру музыки. Так, сообщается, что "вокалист группы James Тим Бут мечтает научить кошек летать, чтобы напомнить людям, что в этом мире еще осталось место для волшебства. Он хочет заставить людей улыбнуться, вселить в них веру и подарить им счастье. Он говорит: «Если б я мог стать невидимым хотя бы на денек, я раздавал бы людям цветы и подарил бы кошкам крылья - просто чтобы напомнить, что чудеса все еще происходят. Я хотел бы передать людям всю энергию этой планеты, чтобы у них появилось больше счастья. Чтобы они научились относиться к жизни с доверием и жили бы в согласии с Богом». Кроме того, рассказываются душераздирающие новости из жизни All Saints, от которых требует денег Биб Айзекс - повариха, готовившая для них в те времена, когда они были бедны и неизвестны. Она кормила певиц в своем кафе на улице All Saints в Лондоне, и девушки не платили ей, говоря, что отдадут деньги, когда станут звездами. Ну что ж, настала пора рассчитаться.
- Аналогичная история случилась с Брюсом Уиллисом и Деми Мур, на которых подала в суд работавшая у них няня, утверждавшая, что звезды не платили ей сверхурочных. На ее месте при любом исходе суда я бы выпустил книгу: "Как я судилась с Брюсом и Деми". Впрочем, на ее месте я бы и в суд подавать не стал, да и вообще вряд ли бы на нем очутился.
В Москве состоялась премьера фильма Александра Баширова "Железная пята олигархии" - на которую я, к радости всех любителей отечественного кино, и спешу отреагировать. (Любителей, кстати, еще раз приглашаю голосовать за лучшие отечественные фильмы прошлого года в предыдущем выпуске). Из всех виденных мною за последний год фильмов это, пожалуй, единственный, снятый с откровенным пренебрежением к тому, чтобы "завоевать аудиторию". Говоря это, я не имею в виду, что "Железная пята..." - "авангардный" или "альтернативный" фильм, который, что называется, "трудно смотреть неподготовленному человеку". Как раз альтернативные и параллельные фильмы имеют стойкую аудиторию во всех странах мира. Речь идет о другом.
Баширов рассказывает историю рабочего лидера Николая Петровича, которого сам же и играет. Точнее, рассказывает историю Ассоль - влюбленная в него девушка, принимающая на веру все представления героя о мире, возникшие в его мозгу под явным воздействием "Железной пяты" Джека Лондона, обильно цитирующейся в фильме. Николай Петрович (сам Баширов) бродит по городу (на Неве), преследуемый агентами олигархии, выступает перед рабочими, приводит к себе девушек (которым читает роман Лондона в переводе Е.Гуро), пьет пиво и в конце концов гибнет, убитый слугами олигархии. Все это наполнено внятными стилистическими реминисценциями из Пудовкина, Эйзенштейна, Довженко и т.д. (им высказана специальная благодарность в финальных титрах), а также из Годара и других, которым благодарность не высказана. ("Помню, в понедельник, после обильных воскресных (пауза) споров о судьбах кино, приходишь во ВГИК, на курс истории кино, садишься и с наслаждением (опять пауза) спишь. Получается такое обучение во сне", - сказал Баширов на пресс-конференции.) Но при этом фильм вовсе не напоминает постмодернистский, простите, стеб в стиле Пижемского или Дежнева: это в буквальном смысле слепок современного параноидального русского сознания. Вероятно, так видят Россию настоящие безумные лидеры левых сил: полупустые кафе, проститутки в черной коже, агенты охранки в пиджаках и с мобилами... Никакого гламуара, давящая алкогольная паранойя. На помойке стало тихо, разбежалися коты.
Фильм Баширова, независимо от вызываемых им чувств, - явная удача. Ему удалось не просто создать на экране иллюзорный мир, не существующий нигде в "реальности" (на самом деле это дело не такое уж сложное), но сделать его уникальным (что уже немало) и национальноокрашенным. Потому западный фестивальный зритель, сколь бы киноманист он ни был, вряд ли окажется в силах адекватно воспринять картину (не ровен час, он подумает, что именно так оно в России и происходит на самом деле). Вряд ли придут от нее в восторг здешние "левые" (или, что в России одно и то же, "правые") - для них в картине слишком много стеба (которого на самом деле нет) и профанации: одна фраза "Забастовка трамвайных кондукторов потерпела сокрушительное поражение" чего стоит (забыл, кстати, спросить у Баширова на пресс-конференции, позаимствована ли и она у Джека Лондона). Про официоз, истеблишмент и широкие массы нечего и говорить: фильм все-таки слишком революционен. Боюсь, даже эстетически развитые соратники Эдички в массе своей не воспримут "Железную пяту олигархии" - несмотря на свою политическую риторику, это принципиально аполитичный фильм. Не "Интернационал" в исполнении Летова, а "Вихри враждебные", спетые мамоновскими "Звуками Му".
И кстати о музыке: почти все роли (кроме героя и его возлюбленной) сыграли музыканты из "Tequillajazz" и "Колибри" - ясно дело, культовости это фильму только прибавит.
Давно и нежно любимый мной журнал "Иностранная литература" один за другим выпустил два номера, настоятельно рекомендуемые даже малочитающей модной молодежи: в одном из них напечатан "Литературный гид", посвященный "Поколению Икс", состоящий из одноименного романа Дугласа Коупленда в переводе В.Ярцева (который "Меньше, чем нуль" Эллиса), и рассказы Тамы Яновиц в переводе В.Пророковой (которая легендарная "Кэнди") + статьи И.Кормильцева, С.Силаковой и, пардон, меня, а в другом - NB про Ирвина Уэлша (который "Трейнспоттинг" - правда, "Трейнспоттинга" нет, а есть рассказ в переводе все того же Кормильцева и - в переводе Бориса Кузьминского! - одна из трех повестей, входящих в книгу "Ecstasy", - та самая, фрагменты которой были в "ОМе"). Как говорится, спрашивайте журнал в специализированных книжных магазинах ("Графоман", "Ad Marginem" etc) или со скидкой приобретайте его в редакции (Пятницкая, 41)
Конечно, жаль, что "Иностранка" была столь неспешна - год назад эти два номера были бы куда уместнее. Однако в академической добросовестности и неторопливости есть свои очевидные плюсы - теперь можно смотреть на Коупленда с Уэлшем как на явление культуры, а не модной жизни. Поставленные друг вслед за другом, они наглядно демонстрируют, как в начале восьмидесятых одна молодежная субкультура на глазах сменила другую. Теперь, когда волна "второй психоделической революции" идет на спад, рейвы выходят (совсем вышли) из моды, а в Москве уже неделю как введен в действие новый закон о наркотиках (драконовский), время подумать о том, что мы вступаем в совершенно новый и грустный мир.
Не ждет ли нас совсем иная эра?
И если так, то в чем наш общий долг
И что должны мы принести ей в жертву?
Последнюю новость можно было бы отнести к области мистического: похищенные четырнадцать лет назад картины художницы-примитивистки, известной под именем "Бабушка Мозес", были возвращены неизвестными в беннингтонский музей, где в прошлую среду была установлена их подлинность.
На фоне многочисленных похищений, о которых я не раз рассказывал, это внезапное обретение радует - еще и тем, что состоялось не благодаря работе полиции, а как результат невидимых миру "тонких интегральных ходов". Наиболее привлекательной выглядит версия о том, что картины "Бабушки Мозес" оказали благотворное влияние на похитителей: не зря же говорят, что художники-примитивисты ближе других своих коллег находятся к Богу.
Настало время подвести итог предыдущего голосования. Но сначала внесу уточнения в предыдущую заметку, поскольку некоторые читатели выражали недоумение по поводу того, что "на самом деле негр в "Полной обнаженке" есть!". Разумеется, негр там есть - его нету в рекламе "форда"! Из-за чего, собственно, и вышел скандал - мол, белых из фильма взяли, а негра - нет.
А теперь - о смертной казни:
Необходимо применять как можно шире для уменьшения уровня преступности - 18 Необходимо применять в крайних случаях - 44 Необходимо отменить - 35 Ну, не знаю... - 6 Приятно отметить, что уровень человеколюбия много выше, чем в среднем по стране. Интересно, что письма приходили в основном от сторонников "Надо отменить", впрочем, многие признавали, что надо сохранить смертную казнь как меру устрашения - мол, многих это удерживает от преступления. Довод этот, на мой взгляд, не так уж убедителен: пожизненное заключение вещь тоже не из приятных, особенно если про него правильно рассказывать и дать понять, что помилования за хорошее поведение не будет. Не считая "Монокль" местом для развернутых дискуссий на эту тему, позволю себе перечислить доводы против смертной казни, с которыми я согласен:
- судебную ошибку уже нельзя исправить
- убийство, совершаемое государством, много хуже убийства, совершаемого индивидом, - точно так же, как убийство по расчету считается хуже убийства на почве страсти
- недопустимо, чтобы человек "по работе" должен был убивать другого; приговоренный к пожизненному имеет возможность "душевно измениться" (выражение из одного из писем). Убитый - нет. "По крайней мере в этой жизни" (из того же письма), с мистической точки зрения, убийство сильно вредит убийце. Вина за убийство, совершенное государством, распределяется среди всех его граждан
На последнем я особо обращаю внимание читателя, написавшего:
Люди слабовольны и неспособны сами прервать эту дурацкую паузу перед настоящим миром. Почему не помочь самым торопливым из них?
Человеку, верящему в "настоящий мир", неплохо было бы знать, что попадать туда лучше как следует подготовившись, а не как можно скорее. Кроме того, тому, кто "помогал самым торопливым", в "настоящем мире" за это "спасибо" не скажут. Впрочем, оставим религиозные дискуссии Носику.А читателям предложим анкету по итогам пяти месяцев существования "Монокля":
|