Выпуск от 28 апреля 1998 года
Фотобиеннале-98 |
Несколько кратких новостей:А теперь - новости более развернутые.
- Умер мексиканский поэт, лауреат Нобелевской премии по литературе Октавио Пас.
- Стоило мне написать про "Сатанинские стихи" Салмана Рушди, как скандал переместился в Россию. Известное издательство Ивана Лимбаха выразило желание "Сатанинские стихи" напечатать, а мусульмане России предупредили, что он может серьезно нарваться. Предупреждение было сделано в вежливой форме - мол, всегда найдется человек, который...
- Студия "Мирамакс" выиграла битву за присуждение французскому фильму "Артемизия" (Artemisia), дистрибьютором которого она является, рейтинга "R" вместо "порнографического" рейтинга "NC-17", присвоенного ему изначально. Номинировавшийся на "Золотой глобус" и "Сезара" фильм режиссера Аньес Мерле (Agnes Merlet) рассказывает о знаменитой художнице семнадцатого века Артемизии, ставшей первой женщиной, изображавшей обнаженную мужскую натуру. Нарекания Национальной киноассоциации вызвали эпизоды многофигурных оргий, которые героиня посещает, движимая желанием получше изучить мужскую анатомию (впоследствии любопытство перерастает в нечто большее). "Мирамакс" специально выписал Валентину Черви, сыгравшую главную роль, и молодой итальянке удалось убедить киноассоциацию изменить свое решение - уж не знаю какими способами.
- Новости бумажных журналов. Обращаю внимание на два журнала: новый "Амадей" с измененным дизайном и установкой на тридцатилетних читателей. В текущем номере: Том Уэйтс, Томас Пинчон, "Чужие", воспоминания о восьмидесятых и так далее. Рекомендуется. И, вторым номером, "Вечерняя Москва": после двух посредственных номеров, сделанных в период смены редакции, наконец-то вышел нормальный номер. Обращаю внимание на участие в нем культовых персонажей газеты "Сегодня" - Максима Андреева и Бориса Кузьминского (два зам. главного редактора), Аделаиды Метелкиной и Андрея Ковалева. Часть из них, как известно, также являются авторами "Пегас Light" и будут представлены в завтрашнем номере.
В Москве уже второй раз проходит международный месячник фотографии, называемый также Фотобиеннале-98. Центром мероприятия стал Большой Манеж, где представлены персональные выставки Уильяма Кляйна (как раз приехавшего в Москву отмечать свое семидесятилетие), Хельмута Ньютона, Мэна Рея и многих других замечательных авторов. Помимо суперзвезд советую обратить особое внимание на израильскую коллекцию, а также на замечательную серию француза Жан-Поля Гуда (Goude) "Олимпийские игры": модели в роскошных платьях бегают, фехтуют, играют в баскетбол, плавают и т.д. Очень впечатляет. К сожалению, в Интернете картинок не обнаружено, а на бумаге взять их негде, потому сюжет останется непроиллюстрированным.Отечественные работы можно не смотреть - лучшие из них уже были в журналах, выигрывая от отсутствия по соседству Ньютона и Ко. Единственное исключение - серия фотографий, представляющих лица "новой культуры" конца восьмидесятых годов. Странно сегодня смотреть на эти фотографии: кто умер, кто увеличился в объеме вдвое, кто сошел с дистанции. Но главное: драйв покинул почти всех. То, что казалось платьями "от кутюр", оказалось куда как более практичными спортивными костюмами.
Умер Жан-Франсуа Лиотар, французский философ, почитавшийся одним из нескольких столпов постмодернизма. Именно он, пятнадцать лет назад, расширил это понятие, ранее применявшееся в литературе, архитектуре и т.д., до всей культурной ситуации, выведя его в своей классической работе Postmodern Condition ("Состояние постмодернизма") из кризиса так называемых "Великих Нарративов", то есть идеологий, лежащих в основе всех представлений о мире. Также автор занимательной книги "Постмодернизм в изложении для детей", фрагментами переведенной на русский А.Гараджей.Разумеется, работы Лиотара много глубже и интереснее расхожих представлений о "постмодерне", который, как нетрудно видеть, вовсе не сводится ни к иронии, ни к цитированию, ни к моральному релятивизму... да, собственно, ни к чему, кроме ощущения, что под ногами не твердая почва и даже не болото, а просто пустота. При наличии определенных эквилибристских навыков можно научиться чувствовать себя в этой ситуации достаточно комфортно - но в конце концов это скорее проблема желающих комфорта, чем Лиотара.
Одно из расхожих обвинений постмодернизма заключается в том, что он отказывает в праве на существование мистическому, подменяя абсолютность религиозных истин - безответственной относительностью культурологического релятивизма. На самом деле это не так - постмодернизм просто утверждает неприспособленность современного языка для разговоров о мистическом и неизбежные тоталитарные коннотации этих разговоров. Так или иначе, сегодня исполняется девять дней с того момента, как Жан-Франсуа Лиотар смог увидеть свет Абсолютной Истины, о котором ему не пришлось говорить.
Многократно поднимавшийся на наших электронных страницах вопрос об ответственности авторов текстов за инспирированные этими текстами преступления обогатился новой иллюстрацией. По сравнению с предыдущими случаями (фильм "Крик", воспоминания серийных убийц и т.д.) история обогащена новыми обертонами.Во-первых, речь идет не о художественном произведении, а о книге из серии "How...", то есть, говоря попросту, об учебнике. В данном случае - это учебник под характерным названием "Киллер: техническое руководство для независимого контрактора". Книга подобного названия (вполне отражающего ее содержание) была издана в США издательством Paladin Press и вскоре была взята на вооружение теми, для кого она и предназначалась. По крайней мере известно про одного такого читателя - Джеймса Перри, который, пользуясь рекомендациями книги, убил Милред Хорн, ее восьмилетнего сына-инвалида и няню мальчика. Убийство было выполнено в полном соответствии с добрыми советами заветной книжки. Убийцу поймали, присудили к смертной казни, которой он сейчас ждет, нанимателя тоже поймали (что отдельно приятно), присудили к пожизненному. Кстати, нанимателем был бывший муж Милред, решивший получить двухмиллионную страховку за сына-инвалида. Прознав о том, что киллер пользовался самоучителем, родственники погибших возжелали крови издательства. И тут начинается "во-вторых".
"Во-вторых" заключается в том, что создан юридически прецедент: федеральный суд признал издательство невиновным, но апелляционный суд отменил это решение. Верховный суд, куда в свою очередь апеллировали сторонники свободы печати, отказался рассматривать дело, оставив в силе решение апелляционного суда.
Любопытно, какой фильм состряпал бы из этой истории Милош Форман, желая проиллюстрировать нехитрую мысль о том, что свобода печати тоже требует жертв. Для нас же этот случай интересен прежде всего тем, что указывает на некие ограничения, естественным образом налагаемые на юридический способ разрешения конфликтов. С одной стороны, всем понятно, что продажа книги не может быть признана в большей степени способствующей преступлению, чем продажа оружия, производителей которого никто не пытается судить на основании того, что их продукция тоже используется для преступных целей. С другой стороны - ответственность издательства налицо.
Вероятно, дело в том, что все нынешние демократические процедуры (выборы, суды и т.д.) имеют в своей основе не либеральную идею, а определенные религиозные представления (Жак Деррида - раз уж мы написали сегодня про Лиотара, то почему не написать и про него? - убедительно показал это на примере американской Декларации независимости). В случае суда это, очевидно, идеи о божественном суде, зеркалом которого выступает суд земной. Осуждение или оправдание в земном суде в конечном итоге базируются на своде законов, в основу которого положены традиционные - то есть опять-таки религиозные - представления о грехе и добродетели. (Я подчеркну, что вопрос о Боге и Его существовании не имеет никакого отношения к этому вопросу: религиозные представления могут присутствовать в душе у атеиста и, как это ни прискорбно, отсутствовать у верующего. Более того, зачастую религиозные идеи передаются на подсознательном уровне посредством культурных механизмов, которые вышеупомянутый Деррида так любит анализировать.)
Виновно ли издательство Paladin Press в преступлении, и если да, то в каком? Десять заповедей с их лаконизмом не дают однозначного ответа, но достаточно обратиться к более древним источникам, чтобы прочитать в списке грехов, приведенном в содержащей оправдательную речь умершего 125-й главе "Египетской книги мертвых", утверждение, которое, случись что, издателям будет нелегко произнести с легким сердцем: "Я не был причиною слез".
В пятницу вручила премию "Ника", претендующую на то, чтобы быть русским "Оскаром". В течение нескольких дней я встречался по своим делам с несколькими редакторами русских киножурналов - и ни один из них не знал, кто что получил! Просто поленился поинтересоваться. Нужны ли еще комментарии по поводу важности этой премии?Результаты ее, впрочем, вполне предсказуемы: большую часть статуэток отхватил "Вор" - лучший фильм, лучшая режиссура, лучшие главные роли (2 штуки) и лучшая музыка к фильму. Лучшая роль второго плана ушла к Зурабу Кипшидзе ("Время танцора"), приз за сценарий получил Александр Миндадзе (за тот же фильм), операторская "Ника" ушла Александру Антипенко за "Маленькую принцессу". Полный список смотри здесь. Там же - то есть на Cityline - проводился прямой Интернет-репортаж.
Куда интереснее результаты местного, моноклевского, голосования. К сожалению, я вынужден вычеркнуть "В той стране" из-за ошибки скрипта, почему-то именно в этом случае неверно расставлявшего единички. Из-за той же ошибки не дошли письма с дополнениями, и потому я приношу извинения, что забыл включить "Сироту казанскую" и "Мытаря".
Число проголосовавших оказалось счастливо равно сотне, и потому все цифры в таблице можно считать процентами. Ниже приводятся результаты среди фильмов, которые посмотрели более 20% опрошенных. Количество проголосовавших в первой, второй, третьей и четвертой колонках множилось на +2, +1, -1 и -2 соответственно, и сумма полученных чисел приводилась к числу видевших картину.
Фильм супер! понравилось так себе фу не видел рейтинг Три истории 19 5 0 1 75 1,64 Вор 12 12 8 5 63 0,49 Брат 11 26 14 8 41 0,30 Кризис среднего возраста 4 5 12 1 78 - 0,04 Привет, дуралеи! 4 8 17 14 57 -0,67 Не валяй дурака... 2 7 4 13 74 - 0,73 Шизофрения 1 3 8 10 78 -1,04 Принцесса на бобах 2 3 5 16 74 -1,15
Можно видеть, что вкусы моих читателей и академиков не совпадают, что, впрочем, было очевидно и так.
Из малоизвестных фильмов рейтинг большинства находится около нуля с отклонением скорее в минус, чем в плюс, что с очевидностью показывает, что наши прокатчики знают вкус зрителя и то, что ему не понравится, предлагают не особо навязчиво.
Сравнение с зарубежным хит-парадом демонстрирует, в частности, что местное кино смотрят раза в два меньше народу, чем западное.
Ну и теперь мой собственный выбор.
Нет, не быть мне академиком...
- Лучший фильм. "Странное время" (Наталья Пьянкова).
- Лучший режиссер. Кира Муратова ("Три истории").
- Лучший сценарий. "Упырь" (Сергей Добротворский, по сюжету Константина Мурзенко).
- Лучшая мужская роль. Так и быть - Сергей Бодров ("Брат"), хотя я не отношу себя к поклонникам этого фильма.
- Лучшая женская роль. Не присуждается (а за 1998 год уйдет, вероятно, Дине Корзун за "Страну глухих").
- Лучшая роль второго плана. Тоже никто в голову не приходит.