win

koi
www.russ.ru
mac

dos

Литература

Кино

Сцена
Арт
Музыка

Люди

Разное

Медиа

Монокль
Предыдущий выпускНовости культуры от Сергея Кузнецова


Выпуск от 28 апреля 1998 года

Фотобиеннале-98
Умер Жан-Франсуа Лиотар
Учебник киллера перед судом
Киноитоги прошлого года: "Ника" против "Монокля"
Предуведомление
Несколько кратких новостей: А теперь - новости более развернутые.


Арт

Олимпийские игры в Манеже

В Москве уже второй раз проходит международный месячник фотографии, называемый также Фотобиеннале-98. Центром мероприятия стал Большой Манеж, где представлены персональные выставки Уильяма Кляйна (как раз приехавшего в Москву отмечать свое семидесятилетие), Хельмута Ньютона, Мэна Рея и многих других замечательных авторов. Помимо суперзвезд советую обратить особое внимание на израильскую коллекцию, а также на замечательную серию француза Жан-Поля Гуда (Goude) "Олимпийские игры": модели в роскошных платьях бегают, фехтуют, играют в баскетбол, плавают и т.д. Очень впечатляет. К сожалению, в Интернете картинок не обнаружено, а на бумаге взять их негде, потому сюжет останется непроиллюстрированным.

Отечественные работы можно не смотреть - лучшие из них уже были в журналах, выигрывая от отсутствия по соседству Ньютона и Ко. Единственное исключение - серия фотографий, представляющих лица "новой культуры" конца восьмидесятых годов. Странно сегодня смотреть на эти фотографии: кто умер, кто увеличился в объеме вдвое, кто сошел с дистанции. Но главное: драйв покинул почти всех. То, что казалось платьями "от кутюр", оказалось куда как более практичными спортивными костюмами.


Люди

Postmortem Condition

Умер Жан-Франсуа Лиотар, французский философ, почитавшийся одним из нескольких столпов постмодернизма. Именно он, пятнадцать лет назад, расширил это понятие, ранее применявшееся в литературе, архитектуре и т.д., до всей культурной ситуации, выведя его в своей классической работе Postmodern Condition ("Состояние постмодернизма") из кризиса так называемых "Великих Нарративов", то есть идеологий, лежащих в основе всех представлений о мире. Также автор занимательной книги "Постмодернизм в изложении для детей", фрагментами переведенной на русский А.Гараджей.

Разумеется, работы Лиотара много глубже и интереснее расхожих представлений о "постмодерне", который, как нетрудно видеть, вовсе не сводится ни к иронии, ни к цитированию, ни к моральному релятивизму... да, собственно, ни к чему, кроме ощущения, что под ногами не твердая почва и даже не болото, а просто пустота. При наличии определенных эквилибристских навыков можно научиться чувствовать себя в этой ситуации достаточно комфортно - но в конце концов это скорее проблема желающих комфорта, чем Лиотара.

Одно из расхожих обвинений постмодернизма заключается в том, что он отказывает в праве на существование мистическому, подменяя абсолютность религиозных истин - безответственной относительностью культурологического релятивизма. На самом деле это не так - постмодернизм просто утверждает неприспособленность современного языка для разговоров о мистическом и неизбежные тоталитарные коннотации этих разговоров. Так или иначе, сегодня исполняется девять дней с того момента, как Жан-Франсуа Лиотар смог увидеть свет Абсолютной Истины, о котором ему не пришлось говорить.


Разное

Вредные советы

Многократно поднимавшийся на наших электронных страницах вопрос об ответственности авторов текстов за инспирированные этими текстами преступления обогатился новой иллюстрацией. По сравнению с предыдущими случаями (фильм "Крик", воспоминания серийных убийц и т.д.) история обогащена новыми обертонами.

Во-первых, речь идет не о художественном произведении, а о книге из серии "How...", то есть, говоря попросту, об учебнике. В данном случае - это учебник под характерным названием "Киллер: техническое руководство для независимого контрактора". Книга подобного названия (вполне отражающего ее содержание) была издана в США издательством Paladin Press и вскоре была взята на вооружение теми, для кого она и предназначалась. По крайней мере известно про одного такого читателя - Джеймса Перри, который, пользуясь рекомендациями книги, убил Милред Хорн, ее восьмилетнего сына-инвалида и няню мальчика. Убийство было выполнено в полном соответствии с добрыми советами заветной книжки. Убийцу поймали, присудили к смертной казни, которой он сейчас ждет, нанимателя тоже поймали (что отдельно приятно), присудили к пожизненному. Кстати, нанимателем был бывший муж Милред, решивший получить двухмиллионную страховку за сына-инвалида. Прознав о том, что киллер пользовался самоучителем, родственники погибших возжелали крови издательства. И тут начинается "во-вторых".

"Во-вторых" заключается в том, что создан юридически прецедент: федеральный суд признал издательство невиновным, но апелляционный суд отменил это решение. Верховный суд, куда в свою очередь апеллировали сторонники свободы печати, отказался рассматривать дело, оставив в силе решение апелляционного суда.

Любопытно, какой фильм состряпал бы из этой истории Милош Форман, желая проиллюстрировать нехитрую мысль о том, что свобода печати тоже требует жертв. Для нас же этот случай интересен прежде всего тем, что указывает на некие ограничения, естественным образом налагаемые на юридический способ разрешения конфликтов. С одной стороны, всем понятно, что продажа книги не может быть признана в большей степени способствующей преступлению, чем продажа оружия, производителей которого никто не пытается судить на основании того, что их продукция тоже используется для преступных целей. С другой стороны - ответственность издательства налицо.

Вероятно, дело в том, что все нынешние демократические процедуры (выборы, суды и т.д.) имеют в своей основе не либеральную идею, а определенные религиозные представления (Жак Деррида - раз уж мы написали сегодня про Лиотара, то почему не написать и про него? - убедительно показал это на примере американской Декларации независимости). В случае суда это, очевидно, идеи о божественном суде, зеркалом которого выступает суд земной. Осуждение или оправдание в земном суде в конечном итоге базируются на своде законов, в основу которого положены традиционные - то есть опять-таки религиозные - представления о грехе и добродетели. (Я подчеркну, что вопрос о Боге и Его существовании не имеет никакого отношения к этому вопросу: религиозные представления могут присутствовать в душе у атеиста и, как это ни прискорбно, отсутствовать у верующего. Более того, зачастую религиозные идеи передаются на подсознательном уровне посредством культурных механизмов, которые вышеупомянутый Деррида так любит анализировать.)

Виновно ли издательство Paladin Press в преступлении, и если да, то в каком? Десять заповедей с их лаконизмом не дают однозначного ответа, но достаточно обратиться к более древним источникам, чтобы прочитать в списке грехов, приведенном в содержащей оправдательную речь умершего 125-й главе "Египетской книги мертвых", утверждение, которое, случись что, издателям будет нелегко произнести с легким сердцем: "Я не был причиною слез".


Кино

Киноитоги года

В пятницу вручила премию "Ника", претендующую на то, чтобы быть русским "Оскаром". В течение нескольких дней я встречался по своим делам с несколькими редакторами русских киножурналов - и ни один из них не знал, кто что получил! Просто поленился поинтересоваться. Нужны ли еще комментарии по поводу важности этой премии?

Результаты ее, впрочем, вполне предсказуемы: большую часть статуэток отхватил "Вор" - лучший фильм, лучшая режиссура, лучшие главные роли (2 штуки) и лучшая музыка к фильму. Лучшая роль второго плана ушла к Зурабу Кипшидзе ("Время танцора"), приз за сценарий получил Александр Миндадзе (за тот же фильм), операторская "Ника" ушла Александру Антипенко за "Маленькую принцессу". Полный список смотри здесь. Там же - то есть на Cityline - проводился прямой Интернет-репортаж.

Куда интереснее результаты местного, моноклевского, голосования. К сожалению, я вынужден вычеркнуть "В той стране" из-за ошибки скрипта, почему-то именно в этом случае неверно расставлявшего единички. Из-за той же ошибки не дошли письма с дополнениями, и потому я приношу извинения, что забыл включить "Сироту казанскую" и "Мытаря".

Число проголосовавших оказалось счастливо равно сотне, и потому все цифры в таблице можно считать процентами. Ниже приводятся результаты среди фильмов, которые посмотрели более 20% опрошенных. Количество проголосовавших в первой, второй, третьей и четвертой колонках множилось на +2, +1, -1 и -2 соответственно, и сумма полученных чисел приводилась к числу видевших картину.

Фильм супер! понравилось так себе фу не видел рейтинг
Три истории 19 5 0 1 75 1,64
Вор 12 12 8 5 63 0,49
Брат 11 26 14 8 41 0,30
Кризис среднего возраста 4 5 12 1 78 - 0,04
Привет, дуралеи! 4 8 17 14 57 -0,67
Не валяй дурака... 2 7 4 13 74 - 0,73
Шизофрения 1 3 8 10 78 -1,04
Принцесса на бобах 2 3 5 16 74 -1,15

Можно видеть, что вкусы моих читателей и академиков не совпадают, что, впрочем, было очевидно и так.

Из малоизвестных фильмов рейтинг большинства находится около нуля с отклонением скорее в минус, чем в плюс, что с очевидностью показывает, что наши прокатчики знают вкус зрителя и то, что ему не понравится, предлагают не особо навязчиво.

Сравнение с зарубежным хит-парадом демонстрирует, в частности, что местное кино смотрят раза в два меньше народу, чем западное.

Ну и теперь мой собственный выбор.

Нет, не быть мне академиком...


предыдущий выпуск Гостевая книга следующий выпуск

© 1997 Сергей Кузнецов E-mail: kuznet@russ.ru
© 1997 Русский Журнал E-mail: russ@russ.ru

Rambler's Top100