win

koi
www.russ.ru
mac

dos

Литература

Кино

Сцена
Арт
Музыка

Люди

Разное

Медиа

Монокль
Предыдущий выпускНовости культуры от Сергея Кузнецова


Выпуск от 12 мая 1998 года

Навстречу второму тысячелетию
Новые роли Дэвида Боуи
Скандал, вызванный результатами Евровидения
Обратная связь
Предуведомление
Для начала, как всегда, небольшие новости: А теперь - новости большие:


Медиа

Что делать с милленниумом?

В первом номере обновленного журнала "Пушкин" - газетный формат, мягкая бумага, двухнедельная периодичность, вкладка Net-культура by Евгений Горный - Глеб Павловский и Марат Гельман официально оповестили о создании "Комитета 2000" - общественной организации по подготовке встречи третьего тысячелетия в России. "Милленниум - своего рода стихийный апокалипсис", - пишет Павловский. "Отсутствует традиция его встречи, - подхватывает Гельман, - создание традиции на один раз есть смена эстетической парадигмы". Насколько можно судить, целью проекта является своевременная подготовка к празднованию перехода, превентивный удар, не позволяющий властям взять в свои руки эстетическую часть дела, как это было в случае 850-летия Москвы. Известно также о том, что проект не ограничится офф-лайновой частью, а будет достаточно сильно развернут в Рунете.

Достаточно высокий уровень рефлексии Павловского и Гельмана не позволяет добавить многого по сути дела. Да, тысячелетие - условный рубеж. Да, тысячу лет назад все ждали конца света. Да, эта дата хороша как "повод перемениться".

Единственная проблема заключена в том, что в конце ХХ века любой повод становится поводом к одному - к грандиозному шоу, очередному, как сказал бы Ги Дебор, спектаклю. Изменение, о котором говорит Павловский, возможно только через массовый катарсис - я же не верю в то, что шоу могут вызвать подобную реакцию: всякий ритуал должен базироваться на трансцендентной (в пределе - религиозной) идее, а секулярное общество, в котором мы живем, вряд ли способно ее породить за оставшиеся полтора года. Вероятно, это и к лучшему: представьте себе только Идею, способную завладеть умами и душами наших современников, - и вы предпочтете безыдейность и "общество спектакля".

Кроме того, памятуя о том, в чьих руках находятся ресурсы и финансы, не хотелось бы, чтобы эти люди применили их слишком умело - если, упаси Господь, массовый катарсис случится, боюсь, его результаты будут отличны от тех, которых ждут Павловский и Гельман. Когда встречали XX век, тоже ждали великих изменений - оглядываясь назад, видно, что, может быть, следовало бы оставить все как было. Или - поскольку это невозможно - не слишком радоваться на эту тему. Человечество, как это ни печально, не становится лучше.

Потому инициатива Павловского и Гельмана скорее печалит, чем радует меня. Установка на фиксацию точки перехода, его подготовки и выработке концепций остается мне достаточно чуждой. Представляется, что как бы ни были умны (и идеологически симпатичны мне) разработчики концепций, принята обществом будет не самая лучшая, а самая адекватная ему. Причем после принятия она будет искажена до неузнаваемости. (Яркий пример тому - деятельность специалистов в области Cultural Studies в Штатах и на Западе, завершившаяся возникновением полупародийной идеологии "политкорректности", в основу которой положены более чем симпатичные мне идеи.) Идеологически структурированному обществу я бы предпочел общество максимально аморфное, идеологически хаотическое. Революционная деятельность по расшатыванию существующих концепций - единственная революционная деятельность, к которой я готов призвать.

Тем не менее участие "независимых" людей в подобного рода мероприятиях способно несколько ослабить тот идеологический заряд, который власти (в широком смысле) могли бы пронести через празднование 2К (аббревиатура принадлежит группе The KLF, о посвященном смене тысячелетий проекте которой мы уже писали. Напомню, он назывался Fuck the Millenium). Возможно, предоставляемая Интернетом возможность участвовать в шоу не только на правах зрителей несколько изменит ситуацию: в конце концов, чем больше концепций и идей, тем слабее суммарное воздействие каждой из них. Потому прошу считать настоящий текст моим вкладом в грядущий праздник.

Целью мероприятий, проводимых в Интернете, должно (ха-ха! смешное слово - кому, собственно, "должно") стать размывание рамок официального праздника. Лучше всего было бы атаковать саму идею "даты", максимально растянув переход, противопоставив фаллократической идее завершения феминную идею постепенной и текучей трансформации. Можно организовать программу "2000 дней вокруг 2000 года", которая бы начиналась дней за 500 до даты (кажется, успеваем) и кончалась бы дней через 1500 после (то есть году в 2004). Можно было бы объявить встречу 2000 года прелюдией к отмечанию 2001 года как года действия "Космической Одиссеи 2001 года" (фильм Стэнли Кубрика - кстати, тоже о переходе). Можно было бы организовать WebRing2000 из 2000 русских (и не только) сайтов, принимающих участие в программе. Можно было бы изыскать множество других летосчислений (в том числе вымышленных), позволяющих отмечать праздник "перехода" в любой другой, произвольно выбранный день и год. Лозунг The KLF - Fuck the Millenium - должен быть написан на каждом заборе - по-английски и по-русски.

Впрочем, последнее уже относится к real life.


Кино

Звездная странность

Дэвид Боуи (самый богатый шоу-бизнесмен в Англии, рок-музыкант и немного киноактер) снова на съемочной площадке. Вместе с Голди он снимается в гангстерском триллере "Все любят солнцепек" ("Everybody Loves Sunshine", режессер-дебютант Эндрю Гот). (По сообщению ПолиграмNews, Голди просто в восторге. "Быть актером чертовски легко, - утверждает музыкант. - Мне ничего не стоит сыграть завтра Ричарда III, хотя и говорят, что это не простая роль".)

Кроме того, Боуи начал сниматься в итальянском спагетти-вестерне "Мой Запад" вместе с Харви Кейтелем и итальянской звездой Леонардо Пьеракационе.

Дэвид Боуи известен умелым выбором кинопроектов: среди 15 игровых фильмов, в которых он засветился, ленты Дэвида Боуи, Нагаши Ошимы, Тони Скотта, Мартина Скорсезе и Джулиана Шнабеля. Пожелаем ему успеха и будем ждать новых фильмов.


Музыка

Хорошему певцу не мешает ничего

На конкурсе Евровидения в этом году победила израильская певица Дана со знакомой фамилией Internatinal, не имеющая тем не менее никакого отношения к одноименным "Иванушкам", а взявшая себе имя в честь ирландской певицы, победившей на Евровидении 28 лет назад. Не знаю, как обстояло дело в те давние годы, а нынче все прошло как по маслу - телезрители проголосовали, Дана с ее зажигательной песней под оригинальным названием "Дива" одержала победу. На церемонию вручения победительница задержалась, потому что переодевалась в более подходящее к случаю платье. Израильский премьер Нетиньяху и русский веб-обозреватель Антон Носик поздравили победительницу.

Все было бы хорошо, если бы Дана Интернэшнл не была на самом деле Ароном Коэном, сменившим четыре года назад пол в результате операции, проделанной в одной из клиник Лондона. Возмущение победа транссексуала вызвала у ортодоксальных иудеев, каковых, как известно, довольно много в Израиле. Доводы их очевидны: не след менять то, что дано Богом (то есть, как сказали бы они, Б-гом). Особо их задело то, что Израиль не побеждал на конкурсе Евровидения уже 20 лет - и для победы не нашел ничего лучше, как привлечь транссексуала-извращенца! Кроме того, это происходит в юбилейный год празднования 50-летия государства Израиль, что уж совсем недопустимо! Последний довод заставляет вспомнить годы моей школьной юности, когда провинившегося отчитывали в стиле: "И ты сделал это в год XXVII съезда КПСС!" и, вслед за свежим Лейбовым, еще раз подумать о иудео-масонском происхождении советской власти.

Оставим, впрочем, конспирологию конспирологам, а сами вернемся к красавице Дане.

Ну а вы, дорогие читатели, что думаете по вопросу, так взволновавшему израильский раввинат?

пол менять недопустимо
если очень хочется, то можно
наверное, это вредно для здоровья
я бы не прочь, но паспорт менять замучаешься
я сам(а) это уже сделал(а)

Теперь, после победы Даны Интернэшнл, становится ясна причина прошлогоднего поражения Аллы Пугачевой, о котором в свое время поведал читателям "Сеновала" Май Иванович Мухин. А ведь счастье было так близко! Надо было всего-навсего выпустить на подмостки Филиппа Киркорова, переодетого женщиной, - и тогда желанный приз достался бы не только нашей стране, но и звездной семье Пугачевых.


Feedback

Обратная связь

Читатели в письмах спрашивают: когда же будут подведены итоги анкетирования? Отвечаю любезным читателям - а что ж их подводить? Вот они все, доступны: смотри - не хочу. Что же касается особых мнений, высказанных в левой колонке, то ничего особо интересного не было. Географический разброс изрядный, но предсказуемый. Москва, Питер, Израиль, Штаты, Европа и русская провинция. В общем и целом все желают продолжать в том же духе - оценки разделов свидетельствуют о том же, если не считать "музыки" вызывающей справедливые (вероятно) нарекания. Был бы благодарен писавшим, если бы они конкретизировали свои претензии, и потому дополняю анкету еще несколькими пунктами, включая очевидные (потом все, наверное, сведу воедино и выставлю на отдельную страницу):

Чтобы улучшить раздел "Музыка" надо:
больше писать про по-настоящему современную музыку
больше писать про российскую музыку
лучше тебе, старик, вообще про это забыть
оставить все как есть: я не говорил, что мне что-то не нравится

Мой пол:

Сексуальная ориентация:

Мой возраст:

Добавить несколько слов:


предыдущий выпуск Гостевая книга следующий выпуск

© 1997 Сергей Кузнецов E-mail: kuznet@russ.ru
© 1997 Русский Журнал E-mail: russ@russ.ru

Rambler's Top100