win

koi
www.russ.ru
mac

dos

Литература

Кино

Сцена
Арт
Музыка

Люди

Разное

Медиа

Монокль
Предыдущий выпускНовости культуры от Сергея Кузнецова


Выпуск от 19 мая 1998 года

Два разочарования
Стартовал Каннский фестиваль
Новости аукционного бизнеса
Предуведомление
Мелкие новости будут носить траурный характер: Крупные будут разными


Кино

Два разочарования

На прошлой неделе в городе Москве я посмотрел два фильма - и оба они по-своему разочаровывали. Первый - новая лента братьев Коэнов "Большой Лебовски", показанная в "Кинотеатре под куполом" и ожидаемая в "Америкоме". Вторая - "Доберман" Жана Конена, брутальный французский боевик, показанный в "Художественном".

Разочарование это имеет разную природу - на редкость милый и приятный фильм. Сны и кошмары главного героя хороши до дрожи. Шутки довольно смешные, и сюжет вполне напряженный. Если бы фильм сняли не Коэны, то ему вообще бы цены не было.

Проблема, пожалуй, заключена в том, что обычно рассказанная Коэнами история странным образом цепляла зрителя, выламываясь из жанровых рамок: энергично-сентиментальное "Воспитание Аризоны", сюрреалистический "Бартон Финк", мрачно-пародийный "И.О.Хадсакера" и, наконец, "Фарго", с его тревожностью и мрачным юмором. "Большой Лебовски" смотрится как обычная смешная и стильная комедия - такое ощущение, что гашиш, употребляемый героем, изрядно расслабил и самих авторов. Одним словом, к просмотру рекомендуется, но особых надежд просьба не возлагать. Лучше всего представить себе, что это дебютный фильм молодых кинематографистов, и, выйдя, сказать:

- Способные ребята. Если будут работать, толк получится.

"Доберман" как раз дебютный фильм французского режиссера Жана Конена, до того снимавшего только короткометражки. Банда Добермана грабит банки, а полиция во главе с садистом-комиссаром пытается их поймать. Самое экзотическое оружие, наркотики, секс, парад трансвеститов и море крови под звуки техно. В главной роли - звезда фильма "Ненависть" Винсент Кассель.

Больше всего фильм напоминает "Леона" Люка Бессона, из которого убрали Жана Рено и Натали Портман, оставив только Гэри Олдмена и виртуозные перестрелки. Конен снял-таки боевик, находящийся по ту сторону добра и зла, в котором персонажи даже не делают вид, что защищают справедливость или добро. Кажется, что фильм снят героями вышеупомянутого фильма Мэтью Кассовица, выплескивающими на экран всеми доступными способами свою агрессию и ненависть к полиции - притом с неожиданным формальным совершенством. Полицейские нюхают кокаин, шантажируя родителей, через всю комнату швыряют друг в друга младенца и вообще демонстрируют полное торжество низменных инстинктов. Kill the pigs!

Как ни странно, минут через сорок пять это начинает надоедать, как всякое шоковое воздействие. Два горящих человеческих тела вылетают из дверей. Младенец плачет на руках убитой матери. Человеческая голова разлетается, забрызгивая мозгом находящихся в комнате. Просто Невзоров какой-то.

Чистое насилие способно поддерживать зрителя в возбуждении, но совершенно не способно заставить хотя бы минимально переживать за происходящее на экране. По большому счету, совершенно все равно, кто кого убьет, - в этом смысле "Доберман" напоминает плохой блокбастер, где на высоте спецэффекты, но сама по себе история не вызывает никакого интереса. Только вместо спецэффектов здесь амфетаминовый парад насилия. Становится ясно, что Джон Ву был прав, добавляя в свои гонконгские шедевры немного патоки и сентиментальности.

"Доберман" еще раз заставляет задуматься о различии между жестокостью в европейском и азиатском (гонконгском и китайском) кино. Насилие в западном понимании тесно связано с идеей зла и, тем самым, с образами дешевого сатанизма (неслучайно среди героев фильма есть персонаж по прозвищу Аббат) - истошный хохот, агрессивный секс, извращение как основа эстетики и так далее. Неслучайно предыдущий сценарий сценариста "Добермана" назывался "Моя жизнь - ад". Герои Джона Ву и его коллег (Ву далеко не самый жестокий гонконгский режиссер) совершают самые ужасающие вещи с невозмутимыми лицами. Они стараются не привносить эмоций в свои дела - тогда как европейские злодеи больше всего озабочены тем, что они "служат Злу", и благодаря этому напоминают не то персонажей маркиза де Сада, не то - героя культовой детской сказки "Голубой щенок", певшего:

Воспринимать эту подростковую эстетику всерьез в течение длительного времени довольно трудно, хотя, разумеется, возможно.

Вероятно, создателям фильма нравится мир, который они напридумывали. И это тот случай, когда хочется пожелать им оказаться в нем после смерти.

Пусть горят в Аду.


Кино

Стартовал Каннский фестиваль

Как всегда, в мае на Лазурном берегу, в славном городке Канн, проходит кинофестиваль. На этот раз - 51-й. В жюри председательствует Мартин Скорсезе, звезды съезжаются представлять свои фильмы. Все идет по плану.

Открыли фестиваль фильмом Майка Николса "Основные цвета", который уже можно видеть и в Москве (лучше, впрочем, этого не делать), а завершат "Годзиллой", который завтра выходит на экраны Америки, а еще через месяц - и России.

Впрочем, открывающий и замыкающий фильмы не входят в конкурс, где представлено всего пять американских фильмов (противостояние между американским кино и кинематографиями других стран - постоянный сюжет Канн). Из этих фильмов наибольший интерес у вашего покорного слуги вызывают "Страх и ненависть в Лас-Вегасе" Терри Гиллиама и "Генри-дурак" Хэла Хартли. Первый фильм снят по культовой книге Хантера Томаса об азарте и наркотиках создателем "Бразилии" и "12 обезьян", а второй снят одним из лучших американских независимых (никакого тарантинизма!), автором "Любителя" и "Флирта".

Хитрее других стран поступила Франция, традиционно сильно представленная на фестивале, - девять фильмов. "А как же кризис французского кино?" - спросит читатель. А дело в том, что большинство из этих фильмов - копродукция с Данией, Тайванем, Аргентиной и Бразилией. Именно к их числу относятся такие потенциальные лидеры, как "Идиоты" Ларса фон Триера, "Глупое сердце" Эктора Бабенко и "Дыра" тайванца Цань Минь-лина. Все, между прочим, не последние люди.

В числе других вероятных претендентов на Золотую ветвь называют "Генерала" Джона Бурмана, "Меня зовут Джо" Кена Лоуча и "Вечность и день" Тео Ангелопулоса. И, как всегда, как чертик из табакерки, появится еще кто-нибудь.

В число победителей почти наверняка попал бы новый фильм Эмира Кустурицы "Черный кот, белый кот", но югославский режиссер, ни разу не уходивший из Канн без награды, не успел закончить картину к фестивалю. Зато наконец-то завершилась многолетняя работа над фильмом Алексея Германа "Хрусталев, машину!", благодаря которому Россия впервые за последние годы попала в конкурсную программу - и тут же вызвала скандал.

Финский продюсер Пекка Лехто заявил, что много лет назад начинал с Германом работу над сценарием этого фильма, в основе которого, оказывается, лежит эссе Бродского "В полутора комнатах". Посему Герман должен ему 10 тыс. баксов и упоминание в титрах, а Жиль Жакоб должен снять фильм из конкурса до тех пор, пока все не выяснится. Жакоб сказал: "Сами разбирайтесь", международная пресса скандала не заметила, а отечественная сделала из него первополосную новость.

Кроме того, в "Двухнедельник режиссеров" включен фильм Алексея Балабанова "Про уродов и людей" и английская картина "Тетива" польского режиссера Пола Павликовского, главную роль в которой сыграл Сергей Бодров-младший.

Победители будут известны к следующему выпуску "Монокля". Для киноманов угадайка: ниже печатается полный список фильмов с режиссерами: точки надо поставить напротив тех, кто будет отмечен одним из главных призов: Золотой ветвью, "Гран-при" или призом за режиссуру. Не пугайтесь, увидев, что вы не видели ни одного из этих фильмов, - их никто не видел. По крайней мере фамилии режиссеров вам знакомы?

Dance Me to My Song, Rolf de Heer (Australia)
Foolish Heart, Hector Babenco (Brazil - Argentina - France)
The Rose Seller, Victor Gaviria (Colombia)
The Celebration, Thomas Vinterberg (Denmark)
Idiots, Lars Von Trier (Denmark - France)
Ceux qui m'aiment prendront le train, Patrice Chereau (France)
Claire Dolan, Lodge Kerrigan (France - U.S.)
La classe de neige, Claude Miller (France)
L'ecole de la chair, Benoit Jacquot (France)
La vie revee des anges, Erick Zonca (France)
An Eternity and a Day, Theo Angelopoulos (Greece)
The General, John Boorman (Ireland)
Aprile, Nanni Moretti (Italy - France)
Life Is Beautiful, Roberto Benigni (Italy)
The Flowers of Shanghai, Hou Hsiao-hsien (Japan - Taiwan)
Khrustalyov, My Car!, Alexei Guerman (Russia)
The Hole, Tsai Ming-liang (Taiwan - France)
My Name Is Joe, Ken Loach (U.K. - Germany)
Velvet Goldmine, Todd Haynes (U.K. - U.S.)
Fear and Loathing in Las Vegas, Terry Gilliam (U.S.)
Henry Fool, Hal Hartley (U.S.)
Illuminata, John Turturro (U.S. - Italy)


Добавить несколько слов:


Разное

Новости аукционного бизнеса

Любителей экзотики на прошлой неделе порадовал аукционный бизнес.

Во-первых, на "Сотбисе" по рекордной цене ушла шелкография Энди Уорхола "Оранжевая Мерлин" - одна из цикла работ Папы поп-арта, построенных на образе Мерлин Монро. Предыдущий рекорд - 4 млн. - перекрыт. Цифры эти достаточно запредельны для большинства читателей "Монокля" (и для автора, к сожалению, тоже), потому без ущерба для дальнейшего изложения можно их опустить - то есть предложить угадать читателям:

Другую цифру можно и назвать - на сан-франциском аукционе Butterfield & Butterfield был продан пистолет легендарного Буффало Билла за $123,500, складной нож знаменит ого вождя сиу Сидячего Быка ($11,500) и револьвер известного бандита Уильяма Бонни, ошибочно названого агентством Рейтер Билли Кидом (на самом деле Билли Кид - это Генри Маккарти) ($46,000).

Разница между этими двумя аукционами примечательна - в первом случае продается авторская работа, хотя и исполненная с применением тиражирующей техники, а во втором - вещи фабричного производства принадлежавшие известным людям. Этим может быть объяснена разница в цене - любопытно, впрочем, то, что подлинность уорхоловских работ и принадлежность оружия известным людям может определить только эксперт. Таким образом, в обоих случаях продается не столь предмет, сколько прилагающаяся к нему справка.

Парадокс заключен в том, что интерес к вещам, принадлежащим великим мертвецам объясним, если предположить, что вещи сохраняют частицу "ауры" владельца. Заплативший за пистолет знаменитого разбойника стоимость однокомнатной квартиры в Москве рассчитывает на то, что сможет ощутить дуновение его мятежного духа. Но если он ощущает его - то зачем ему справка, удостоверяющая подлинность? А если не ощущает - то зачем покупать?

Разве чтобы деньги вложить.


предыдущий выпуск Гостевая книга следующий выпуск

© 1997 Сергей Кузнецов E-mail: kuznet@russ.ru
© 1997 Русский Журнал E-mail: russ@russ.ru

Rambler's Top100