win

koi
www.russ.ru
mac

dos

Литература

Кино

Сцена
Арт
Музыка

Люди

Разное

Медиа

Монокль
Предыдущий выпускНовости культуры от Сергея Кузнецова


Выпуск от 26 мая 1998 года

Тридцать лет парижских баррикад
Закончился Каннский фестиваль
Максим Соколов, журналистская этика и Лиза Березовская
Предуведомление
Сегодняшний номер настолько переполнен впечатлениями, что получился Потому я решил не предварять его мелкими новостями, благо ничего особо достойного внимания не случилось. Чарли Шин пережил овердоз, а Manhattan Theatre Club отказался ставить пьесу Теренса МакНэлли "Corpus Christi", о которой мы уже писали. Так что перейдем к подробным новостям и рассуждениям.


Арт

Будьте реалистами - требуйте невозможного

Никогда не работайте Вот уже несколько номеров я собирался написать о тридцатилетней годовщине Парижского Мая. Но каждый раз актуальные события отвлекали меня от этой замечательной мысли. По счастью, новостной повод не заставил себя ждать - в прошедшую субботу на Большой Никитской улице состоялась акция, приуроченная ее организаторами к тридцатилетнему юбилею студенческой революции 1968 года. Впрочем, предоставим слово им самим: Нетрудно видеть, что лозунги концептуализируют главную проблему революционного движения: неясность его цели, одновременно страхуя его от деградации вследствие достижения этих целей.

Полный текст доступен здесь и настоятельно рекомендуется для прочтения, так же как подробный отчет о событиях, составленный Олегом Киреевым, одним из организаторов акции, рассылателем и автором "Мэйл-радека" и т.д. и т.п.

Я же со своей стороны перейду к впечатлениям живого участника и теоретическому осмыслению с моих личных позиций. Сразу скажу, что рассматриваю произошедшее как серьезную акцию, достойную участия, осмысления и развития, и далек от того, чтобы квалифицировать ее как "мелкое хулиганство" или "дуракаваляние".

Баррикада была построена почти у самой Манежной площади и собрала около сотни человек, среди которых были замечены не только художники (А.Осмоловский, К.Преображенский, К.Беляев-Гинтовт, Д.Врубель и другие), но также авторы и участники "Художественного журнала", Русского Журнала, Harper's Bazaar'a и других изданий. В зависимости от темперамента они выкрикивали лозунги, били палками по металлическим частям баррикады, разбрасывали листовки на русском и французском языках с традиционными лозунгами "Запрещено запрещать!", "Вся власть - воображению!", "Под асфальтом - трава!". Те же лозунги развевались на красных полотнищах, расписанных, однако, не традиционно совковыми белыми, а анархистски-черными буквами. На передней "стене" баррикады между двух картин Врубеля было выведено мелом: "ДЕНЕГ НЕТ - И НЕ НАДО!"

В течение часа, что я провел там, милиция стояла и смотрела на происходящее, не предпринимая никаких действий. Перед тем как по-оппортунистски покинуть место идеологической битвы, я решил внести свой штрих в хаотизацию происходящего и, подойдя к Алексею Беляеву, сказал ему: "Кирилл (имеется в виду Преображенский. - К.С.), мы давно с вами знакомы и часто видимся у общих друзей", на что Беляев совершенно серьезно ответил: "Да, конечно, очень приятно познакомиться".

Акция началась в 14-00, однако я опоздал примерно на час. У памятника Чайковскому (место встречи) было пусто. Только одинокий гаишник разворачивал машины в переулок.

- Что происходит-то? - спросил я.

- Митинг там, - ответил страж закона, - хотите, сходите посмотрите.

Эта фраза представляется наиболее интересным из случившихся в ту субботу событий. В ней было видно одновременно максимально миролюбивое отношение к происходящему, а с другой - категорическая невозможность принять навязываемую организаторами логику. Предполагалось, что на "митинг" следует смотреть, тогда как организаторы сделали все возможное, чтобы все в этом митинге участвовали. Можно было бы на эту тему процитировать Ги Дебора, но я, пожалуй, воздержусь. Важнее, что ситуационистская установка на уничтожение "спектакля" диктовала участникам максимально провокационное поведение в адрес органов правопорядка (в просторечии - ментов). При мне до применения физической силы дело не доходило, но вербальные выпады типа: "Милиция! Мы даем вам 5 минут, чтобы вы очистили улицу!" или "Корреспонденты! Не уходите! Когда вы уйдете, нас будут бить дубинками! А вы знаете, как это больно, когда вас бьют дубинками!" - то и дело раздавались через мегафон.

Иными словами, участники акции поставили себя в положение людей, напрямую зависящих от действий властей. По счастью, власти исполнили свою роль по всем правилам:

Для многих "политическая провокация" служит ругательством, однако стратегия, избранная идеологами Мая и художниками из "Радека", как раз состоит в том, чтобы смешать художественное и политическое поведение, превратив "политическую провокацию" в "художественную", - последняя, как известно, почитается в наше время за добродетель.

Политика, однако, является слишком сложной (или, если угодно, энергетически-емкой) материей, чтобы манипулировать ею так легко. К примеру, политика всегда направлена на успех, тогда как ситуационистская стратегия выдвижения утопических требований направлена, напротив, на неудачу, каковая и воспринимается, в согласии с известной максимой, как наилучший успех. Единственным результатом подобного рода борьбы могут быть только изменения в сознании участников и зрителей, в участников превращенных. Для этого, однако, требуется готовность субъектов воздействия играть на предложенном поле. Между тем большое количество моих знакомых не испытывает никаких восторгов при мысли о какой-либо политической деятельности, пусть даже левой и ситуационистской, считая, что "раз победить нельзя - чего же бороться?".

Единственными вовлеченными в происходящее были милиционеры, которых к этому обязывала служба. Идеальной акцией была бы акция, вовлекавшая в число своих участников случайных прохожих, причем оставляющая им достаточно большую возможность выбора. "Но ведь это, - скажут мне, - будет современное искусство, а не политика!" Ну да, конечно: так называемое искусство куда сильнее, чем политика, способно радикализировать сознание.

Ах да, в знак протеста против репрессий участники комиссии радикализировали свои действия, потребовав ежемесячной выплаты каждому из участников наших акций не $ 1 200, а $ 500 000. Требования относительно легализации наркотиков и безвизового и бесплатного передвижения остались прежними. Подробности - здесь.


Кино

Итоги Канн

Пока в Москве кипят революционные страсти, Канны вспоминают события тридцатилетней давности, когда молодые бунтари во главе с Жан-Люком Годаром прикрыли буржуазный кинофестиваль. Много воды утекло с тех пор в Средиземном море - кто же правит бал сегодня?

"Золотая ветвь" отошла Тео Ангелополусу за фильм "Вечность и один день". Это послужило ему утешением за события двухлетней давности, когда его "Взгляд Улисса" уступил "Андеграунду" Кустурицы. Вот уж Ангелополус радовался, что "Черный кот, белый кот" не поспел вовремя!

А утешительный "Гран-при" на этот раз получил Роберто Беньини за комедию "Жизнь прекрасна", рассказывающую о временах нацистских концлагерей. Вероятно, поражение итальянского режиссера ("Гран-при" в Каннах - всегда поражение) объясняется тем, что многие критики посчитали тему слишком серьезной для комического фильма. Мне что-нибудь трудно сказать на эту тему - подожду, пока смогу посмотреть фильм, и выскажусь.

Лучшим режиссером стал заслуженный Джон Бурман ("Избавление", "Выстрел в упор", "Зардоз", "Эскалибур" и так далее) - за фильм "Генерал". Для фильма Тода Хайенса "Velvet Goldmine" (глэм-рок, что чувствуется даже в заглавии) специально создали приз жюри for Best Artistic Contribution. Лучшая женская роль отошла к Элоди Буше и Наташе Ренье за фильм "Сновидческая жизнь ангелов" (La Vie Revee des Anges), а мужская досталась Питеру Муллану за "Меня зовут Джо" Кена Лоуча (многие прочили этот фильм английского соцреалиста в победители).

Фестиваль отличался несколькими темами. Во-первых, выяснилось, что темы проституции, инцеста и секса с несовершеннолетними стали доминирующими. Жаль старину Лайна, он, видать, немного поспешил: подождал бы чуть-чуть и поехал бы в Канны.

Во-вторых, все говорили о "Догме-95" - объединении датских кинематографистов, в 1995 году выдвинувших манифест, в котором призвали не указывать имя режиссера в титрах и снимать низкобюджетные фильмы ручной камерой, без использования искусственного освещения, спецэффектов или последующего озвучения. "Догму-95" назвали новым неореалистическим манифестом, но цели манифестантов, судя по всему, были несколько иные. Самый маститый из них, великий Ларс фон Триер, объяснял, что снимать кино стало слишком просто и нужны какие-то внешние ограничения, чтобы в этом занятии снова появился интерес. На его студии "Zentrope" еще несколько лет назад было снято пять Догма-фильмов; вероятно, режиссером одного или нескольких из них был он сам - но мы вряд ли будем знать это точно: в титрах режиссер не указан. Теперь упущение исправлено: два фильма, бывшие в Каннах, заявлены как фильмы "Догмы", но снабжены соответствующими титрами, указывающими имена создателей. Это "Идиоты" фон Триера и "Семейное торжество" Томаса Винтенберга (спецприз жюри). Многие считают, что эти фильмы могут стать началом новой "новой волны" в европейском кино.

Русские журналисты поспешили широко осветить "скандал" с фильмом Алексея Германа "Хрусталев, машину!", оставшийся не замеченным остальными участниками фестиваля. Скандал как-то стух (фильм показали в срок), но Герман все равно ничего - кроме крайне негативных критических отзывов - не получил. А вот Гиллиам получил много положительных отзывов - но все равно не получил ничего.

А вот для сравнения таблица предсказаний наших читателей:

Idiots, Lars Von Trier (Denmark - France) :7
Khrustalyov, My Car!, Alexei Guerman (Russia) :5
An Eternity and a Day, Theo Angelopoulos (Greece) :4
Foolish Heart, Hector Babenco (Brazil - Argentina - France) :3
The Flowers of Shanghai, Hou Hsiao-hsien (Japan - Taiwan) :3
The Hole, Tsai Ming-liang (Taiwan - France) :2
Fear and Loathing in Las Vegas, Terry Gilliam (U.S.) :2
Henry Fool, Hal Hartley (U.S.) :2
Illuminata, John Turturro (U.S. - Italy) :2
The General, John Boorman (Ireland) :2
Aprile, Nanni Moretti (Italy - France) :1
Ceux qui m'aiment prendront le train, Patrice Chereau (France) :1
The Rose Seller, Victor Gaviria (Colombia) :1
Life Is Beautiful, Roberto Benigni (Italy) :1
My Name Is Joe, Ken Loach (U.K. - Germany) :1


Медиа

Сколько стоит строка?

История с Лизой Березовской получила свое продолжение в СМИ. Точнее, получила она его еще неделю назад, а я, вместо того чтобы среагировать оперативно, некоторое время размышлял - стоит ли? Решил, что стоит.

Поводом послужила очередная колонка Максима Соколова в "Русском Телеграфе". "РТ", поясню для несведущих, издается на деньги ОНЭКСИМбанка и потому весьма активно противостоит Б.А.Березовскому. О интересующем нас случае было написано буквально следующее:

Оставим в стороне вопрос о героине, вероятно, приснившемся Соколову (остальные источники о нем умалчивают). Оставим также в стороне вопрос о том, у кого, собственно, был найден кокаин - у Лизы или у кого-то из ее друзей. Не будем дискутировать о справедливости нынешнего закона, цепляющегося к пресловутым 0,02 грамма белого порошка и вообще о пользе/вреде наркотиков. Спросим о другом:

Оправдана ли высокая необходимость борьбы с Б.А.Березовским обсуждением жизни его дочери? Американский фильм "Основные цвета" говорит, что нет - и местная публика не случайно встретила его в штыки: в России, вероятно, обсуждение личной жизни политика и его близких еще более принято, чем в Штатах.

И вторая группа вопросов, теперь уже по поводу пожара двухгодичной давности.

Руководясь какими этическими соображениями, Максим Соколов публично закладывает В.Мамышева-Монро? Как называется публичное сообщение о противоправной деятельности того или иного гражданина?

Хотелось бы верить, что Соколов еще не совсем забыл времена своей молодости, когда это называлась "публичным доносом" и осуждалось. Тот факт, что "всем известно", что Монро употребляет наркотики, ни в коей мере не меняет ситуации - всем было известно, что имярек перепечатывает по ночам Солженицына, - но между известностью и официальным объявлением существует определенная разница.

Как же так? Что, смена власти отменила этические нормы? Или неприязнь Соколова к наркотикам (если таковая имеет место быть) позволяет ему писать подобные тексты?

Мне вспоминаются золотые слова Татьяны Москвиной, сказанные по схожему поводу:

- Когда за строку платят доллар, то рано или поздно эта строка начинает пахнуть долларом.

Гонорарная ставка "РТ" указана верно.


предыдущий выпуск Гостевая книга следующий выпуск

© 1997 Сергей Кузнецов E-mail: kuznet@russ.ru
© 1997 Русский Журнал E-mail: russ@russ.ru

Rambler's Top100