win

koi
www.russ.ru
mac

dos

Литература

Кино

Сцена
Арт
Музыка

Люди

Разное

Медиа

Монокль
Предыдущий выпускНовости культуры от Сергея Кузнецова


Выпуск от 18 августа 1998 года

Тридцать лет "пражской весны"
Джарвис Кокер распорядился о своих похоронах
Обратная связь: конец насилия

Предуведомление
Для начала - короткие новости: А теперь - более крупные


Разное

Некролог по шестидесятым

Тридцать лет назад было принято решение о вводе войск стран Варшавского Договора в Чехословакию. Все обозреватели сходятся на том, что вряд ли эта годовщина будет отмечаться достаточно заметно: по большому счету, инцидент можно считать исчерпанным. Давно уже нету ни Чехословакии, ни Советского Союза. Идея "социализма с человеческим лицом" кажется едва ли не более странной, чем идея "развитого социализма", а расхождения внутри КПЧ и КПСС представляют сегодня интерес разве что для специалистов по истории Восточной и Центральной Европы. "Парижский май" оказался спустя тридцать лет куда актуальнее "пражской весны" - возможно, потому, что социалистическая система рухнула, а условно называемая "капиталистической" - только укрепилась.

Однако у печальных пражских событий существуют, разумеется, культурные следствия, о которых и хотелось бы поговорить.

Наиболее очевидные из них касаются чешской культуры. В результате "нормализации" эмигрировали Милан Кундера и Милош Форман, став благодаря этому фигурами международного масштаба, авторами "Невыносимой легкости бытия" и "Полета над гнездом кукушки". Судьба оставшихся на родине была незавидной - известность Иржи Менцеля, Яна Шванкмайера и Веры Хитиловой так и осталась если не локальной, то в лучшем случае культовой. Впрочем, киномански-кислотная молодежь, родившаяся лет через десять после пражских событий, все равно считает "Маргаритки" (1966) одним из образцовых "фильмов второго дня", посредством просмотра которого лучше всего возвращаться из галлюцинаторных миров к так называемой реальности (для несведущих замечу, что в "Маргаритках" нет ни слова о наркотиках). Впрочем, завершая разговор о судьбах чешской культуры, отметим, что чешские культурные диссиденты оказались единственными во всей постсоциалистической Европе, кто не только "сходили во власть", но и сумели там остаться: Вацлав Гавел оказался едва ли не самым долгосрочным президентом из пришедших к власти заслуженных борцов с коммунизмом. Возможно, потому что он был драматургом и знал толк в театрализованных действиях, которые - как ни странно - до сих пор остаются основой харизмы политика. Впрочем, может быть, дело в пресловутой "бархатности" чешской "революции" 1989 года (кстати, я всегда подозревал, что "бархатной" она была названа еще и в честь группы Velvet Underground, любимой Гавелом и продюссируемой выходцем из Чехии Энди Уорхолом).

Еще один ряд культурных следствий августовских событий 1968 года касается России. Речь идет даже не о том, что со знаменитой демонстрации на Красной площади начался новый этап правозащитной борьбы. Скорее о том, что тридцать лет назад кончились шестидесятые - нарушая хронологию, точно так же, как начались они, греша против календаря, в 1956 году. 12 лет - большой срок для десятилетия, но в любом случае его завершение было трагедией для поколения, названного в его честь. Мемуары, публицистические и художественные книги пестрят описанием того, как восприняли шестидесятники ввод танков в Прагу. Почти любой текст Аксенова включает в себя воспоминания о Шестьдесят Проклятом, а Иосиф Хейфиц даже все изменения в поэтике Бродского выводил из травмы-68, игнорируя то, что для поэта, по его собственному признанию, роль Праги шестьдесят восьмого сыграл Будапешт пятьдесят шестого (за эту филологически неточную, но публицистически выразительную статью Хейфиц и получил в свое время несколько лет лагеря). Многие из шестидесятников так и не смогли оправиться от потрясения и даже спустя два десятилетия все продолжали вспоминать "танки едут по Праге, танки едут по правде" и как заклинание вопрошать "сможешь выйти на площадь, смеешь выйти на площадь?".

Кажется, что на несколько десятилетий они так и замерли в своем шестьдесят проклятом. Насильственно прервав десятилетие, советская власть заморозила его, словно в криогенной камере, так что даже в начале восьмидесятых мальчики и девочки из интеллигентных семей все еще продолжали вздыхать над алыми парусами и петь у костра песни, любимые мамами и папами еще до их рождения (впрочем, те, кто были попродвинутее, предпочитали Гребенщикова и "Секс Пистолз" - но разговор сейчас не о них). Можно, конечно, сказать, что нечто подобное происходило и на Западе, где до сих пор нет-нет да встретишь старого хиппи, как и прежде обкуренного, ругающего Никсона, республиканцев и ФБР, слушая The Doors и Grateful Deads.

Причина, вероятно, не зависит от широты и обстоятельств "конца десятилетия": просто шестидесятники были, возможно, первым поколением, для которого молодежная субкультура подменила культуру вообще. Сексуальная революция приводила к тому, что мысль о возрастном ослаблении потенции и грядущем климаксе вытеснялась так, что никакая десублимация не могла бы вытащить ее наружу. Они были не готовы к тому, чтобы стареть. И когда пришло время конца их молодости, они смогли обвинить в этом Бюро по борьбе с наркотиками, КГБ, ФБР, Никсона и Брежнева - вместо того, чтобы обвинить в этом собственный изменившийся гормональный балланс.

Они хотели до конца быть молодыми, и, пока они могли, они оставались моложе своих детей. Сегодня их детям столько же, сколько было родителям в 1968-м.

- Папа, посоветуй мне, что мне делать, - вопрошает сын призрак погибшего на фронте отца в "Заставе Ильича".

- Что же я тебе посоветую, сынок, - отвечает отец, - ты же теперь старше меня.

Их дети уже не приходили к ним за советом. Едва из колыбели, они привыкли смотреть на этих родителей снисходительно.

Зато родители смогли навязать свой секс-драгз-рок-н-ролл (своего Высоцкого-Солженицына-Окуджаву) еще нескольким поколениям.

Зато они дождались падения советской власти, Берлинской стены и появления в Белом доме человека, который признался в том, что он изменял жене и курил марихуану.

Зато они - в отличие от Бориса Гребенщикова - действительно пили эту чистую воду.

Они никогда не станут старше.


Музыка

Смерть - это брак, это свадьба в черном

Некоторое время назад PolyNews порадовало нас сообщением о том, как солист группы "Pulp" Джарвис Кокер собирается обставить свои похороны. Как и положено музыканту, он озаботился музыкой. С похвальной скромностью он не стал предлагать собственные сочинения в качестве саундтрека к столь важному событию, а остановился на "Песне невесты" - "The Bride Song" - группы The Tweets.

- Не думаю, что людям вообще хочется, чтобы на их похоронах играла печальная музыка, - сказал Кокер, - Потому что когда тебя несут в гробу – тебе, по большому счету, все равно. А вот друзьям зато всегда приятно повеселиться. В общем, мне кажется, "The Bride Song" – это то, что нужно. Пусть гости посмеются, потанцуют…

В свете вынесенной в заголовок заметки строчки Бродского название песни представляется симптоматичным: смерть действительно можно представить как жениха/невесту умершего, причем выбор между двумя вариантами определяется не столько полом покойного, сколько привычным ему языком. К примеру, по-русски смерть - "она", а по-немецки - "он".

Вернемся, впрочем, к самой идее Джарвиса: веселых похорон. По большому счету, в ней нет ничего кощунственного (если, конечно, речь идет о естественной смерти хорошо пожившего человека: веселье на похоронах попавшего под машину подростка все же несколько неуместно); более того, во многих архаических (и полуархаических) культурах она так или иначе присутствует, а все крупнейшие религии - православие, ислам и буддизм - запрещают плач на похоронах, аргументируя это тем, что излишняя скорбь провожающих может отвлечь душу умершего от ее посмертного пути (так что насчет "когда ты лежишь в гробу, тебе все равно" Кокер, вероятно, несколько заблуждается). Похороны - достойное завершение достойной жизни и потому могут быть и веселыми, - конечно, если есть основания надеяться, что у умершего все будет нормально.

Кокер озаботился музыкой для своих похорон. А если бы вы стали устраивать свои похороны, что бы вы указали в качестве сопровождения?

Музыку
Кино
Чтение вслух стихов
Чтение вслух прозы
Компьютерную игру на большом экране
Представление на сцене
Традиционный способ

Ну, и конечно, конкретные предложения/пожелания шлите письмами:

Имя

E-mail



Feedback

Обратная связь

Вопрос о связи культуры и насилия, затронутый несколько выпусков назад, вызвал несколько любопытных отзывов. Большинство соглашаются с тем, что культура сама по себе есть форма насилия. Процитирую два наиболее выразительных письма:

И, наконец, Сергей Корнев прислал письмо, почти избавляющее меня от необходимости комментировать что-либо: Сказанное выше означает, что эпоха стильного насилия кончается. Дело в том, что начало девяностых ознаменовалось повышенным интересом к этой теме: в свое время я даже предположил, что насилие - это секс девяностых и старая формула должна звучать violence-drugs-rave. Казалось, что насилие сможет разорвать покров Спектакля и разрушить Систему. Сегодня надо признать, что надежды оказались неоправданными: Система легко экспроприирует все - и насилие в том числе. Достаточно почитать журнал ОМ, чтобы убедиться в этом.

Разумеется, всегда найдутся люди, для которых насилие будет важной частью жизненного проекта (речь, разумеется, идет не только о серийных убийцах и маньяках. Хотя и о них тоже). Имена "великих безумцев" - Арто, де Сада или Батая - еще долго будут служить приманкой для интеллектуалов. Но я, в свое время приложивший руку к пропаганде и популяризации насилия, признаю, что за соприкосновение с этой стихией приходится платить слишком дорого.

В конце концов, для снятия покровов и изменения собственного сознания есть и другие способы.


предыдущий выпуск Гостевая книга следующий выпуск

© 1997 Сергей Кузнецов E-mail: kuznet@russ.ru
© 1997 Русский Журнал E-mail: russ@russ.ru

Rambler's Top100