win

koi
www.russ.ru
mac

dos

Литература

Кино

Сцена
Арт
Музыка

Люди

Разное

Медиа

Монокль
Предыдущий выпускНовости культуры от Сергея Кузнецова


Выпуск от 6 октября 1998 года

Узоры рижского "Арсенала"
Предуведомление

Зайдя через неделю на эту страницу,
вы найдете ссылку на новый проект!
Не пропустите!

Природа не знает смерти; ей ведомо только превращение
Вернер фон Браун

После долгого отпуска я снова встречаюсь с вами, друзья мои, и хочу сообщить вам, что "Монокль" и "Пегас Light" не умерли, а только изменились. Со следующей недели они будут выходить в обновленном и улучшенном виде "под одной обложкой". Новый проект находится в работе, а пока, чтобы вы не забывали о нас, я предлагаю вам заметки о рижском кинофоруме "Арсенал", с которого я вернулся на прошлой неделе. Погода в Риге была чудесная, российский кризис совсем не ощущался, и коктейль White Russian (памяти Джефа Лебовски) каждый вечер исправно затуманивал мне мозги. Относящиеся к кино подробности - чуть ниже, а пока у вас есть возможность сказать - на прощание - несколько слов о "Монокле" и "Пегасе Light" и выставить оценку по четырехбальной шкале:

"Монокль"

как же мы без него
было хорошо
было неплохо
туда ему и дорога

"Пегас Light"

как же мы без него
было хорошо
было неплохо
туда ему и дорога


Кино

Узоры рижского "Арсенала"
Москвичам до сих пор есть зачем отправляться на рижский кинофорум

Двенадцать лет назад кинофорум "Арсенал" начинался как фестиваль "полочного фильма" - его бессменный директор Аугуст Сукутс показал в 1986 году полузапретные фильмы своих друзей и коллег по советскому кино. Невозможное в Москве оказалось реальным на периферии империи. Потом "Арсенал" превратился в фестиваль киноавангарда и место паломничества киноманов конца восьмидесятых. Распад Союза и последующие культурные изменения заставили Сукутса пересмотреть концепцию фестиваля. Об авангарде напоминают только причудливые церемонии открытия и закрытия да арт-объекты, воздвигаемые на улицах Риги в дни "Арсенала": бочки с приклеенными скотчем фамилиями создателей фестивальных картин и черный куб с крутящимся внутри колесом и зеркальной комнатой. Оба объекта были связаны с именем Сергея Эйзенштейна, уроженца Риги и главного юбиляра этого киногода.

Два года назад чек на десять тысяч долларов был спрятан в тросточке Чаплина, вмороженной в глыбу льда, якобы спасшей ему жизнь во время съемок "Золотой лихорадки". На этот раз хранилищем приза стал молочный сепаратор, благодаря которому создатель "Генеральной линии" избежал голодной смерти. На закрытии его торжественно разрезали на части - и сноп искр послужил преддверием традиционного фейерверка. Столь же традиционным был и способ определения победителя: "Арсенал" с самого начала своего существования отказался от присуждения приза - кандидатуру определял жребий. На этот раз серебряная пуговица с пиджака Сукутса была спрятана в одном из бокалов "Джека Дэнниэлса" - и досталась режиссеру радикального фильма "Окровавленное дитя", американке Нине Менкес, принеся ей десять тысяч долларов.

"Арсенал" по праву может считаться самым продуманным и выстроенным фестивалем постсоветского пространства. Четыре сотни фильмов, взятые все вместе, образуют неповторимый узор. Обычные для подобных киносмотров ретроспективы (на этот раз - знаменитого греческого режиссера Тео Ангелопулоса и фильмов Канады, Австралии и Ирана), пересекаясь с "Панорамой", порождают новые смыслы, обнаруживая неожиданные переклички. Даже пуговица Сукутса напоминает о демонстрировавшемся в "Панораме" фантасмагорическом чешском фильме "Пуговичники", рассказывающем о странных извращенцах, срезающих пуговицы с обивки мебели.

Тема странностей и извращений, которой были также посвящены "Узники сладострастья" Яна Шванкмайера и "Не тронь!" Димитроса Яцусакиса, плавно переходила в тему "ментальной альтернативности", развитой почти во всех австралийских картинах, канадском "Леоло" и "Идиотах" Ларса фон Триера, ставших главными событиями фестиваля. Близкая нашим сердцам интернетовская тема была затронута не только в фильмах, объединенных в цикл "Человек и машина" (в том числе "Постигая Аду" с Тимоти Лири и Джоном Перри Барлоу в эпизодах), но и в аргентинской ленте "Маленькое чудо", а монументальному фильму Мартина Скорсезе "Кундун" вторили документальные "Тибетские соледобытчики".

Впрочем, душевные болезни, Интернет и Восток - модные темы. Но чем объяснить такое количество фильмов об автобусах - утонувших ("Светлое завтра"), полных то опасностей ("Пассажир", "Ночной автобус номер 807"), то вожделения ("Не тронь!")? Или - фильмов о феях? Или - о потерянных детях? Поиск ответа на эти вопросы как раз и придает особое очарование просмотру арсенальских картин.

В узоре рижского фестиваля особое место занимают русские фильмы. В отличие от прошлого "Арсенала" их много, больше, чем лент любой другой страны. Это свидетельствует не только об интересе рижан к русскому кино (почти на всех просмотрах российских фильмов залы были полны), но и о том, что за последние два года наше кино сумело существенно поправить свое положение. "Время танцора" и "В той стране" вошли в конкурсную программу, а такие фильмы как "Серебряные головы", "Страна глухих", "Железная пята олигархии" и "Окраина" стали органичной частью "идиотской" линии фестиваля.

К сожалению, москвичи, после долгих лет любви к рижскому кинофоруму, сегодня словно отвернулись от него. Люди, впервые увидевшие в Риге фильмы Питера Гринуэя и Йоса Стеллинга (бывшего в этом году почетным гостем фестиваля, интервью смотри в ноябрьском номере журнала "Премьер"), нынче любят говорить о провинциальности "Арсенала". Между тем, сравнение рижского и московского фестивалей оказывается не в пользу помпезного и дорогого отечественного смотра. И дело даже не в несопоставимом уровне и конкурсной, и внеконкурсной программ, а в атмосфере и в зрителе. Если в Москве ретроспективы иранского и японского кино шли при полупустых залах, то в Риге на фильмах Максена Макмальбафа и Джафара Панахи люди сидели в проходе. Более того - даже с самых длинных и неспешных фильмов почти никто не уходил. Сукутс говорит о том, что за двенадцать лет ему удалось воспитать своего зрителя, который знает, что если фильм отобран на "Арсенал", то он в любом случае достоин внимания - даже если в конце концов и не понравится.

Впрочем, одним доверием дело не ограничивается - команда "Арсенала" проводит сознательную и умелую рекламную политику. Так, для документального фильма Иары Ли об истории техномузыки "Модуляции" (на прошлом "Арсенале" был показан ее фильм "Синтетические удовольствия" все про тот же киберсекс, киберспейс и т.д.) была разработана специальная программа, включавшая целевую рекламу и организацию специального вечера в одном из клубов Риги, - и зал Дома Конгресса был набит до отказа, словно показывали новейший американский блокбастер. Вероятно, и сегодня, спустя 12 лет после первого "Арсенала", в Риге оказывается возможным то, что невозможно в Москве.

Имя

E-mail

Несколько слов на прощание:



предыдущий выпуск Гостевая книга следующий выпуск

© 1998 Сергей Кузнецов E-mail: kuznet@russ.ru
© 1998 Русский Журнал E-mail: russ@russ.ru

Rambler's Top100