Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Gateway | Невод | Интер(офф)вью | Бессрочная Ссылка | НасНет | ГлобусНет | Интер(акти)вью | Дурацкий Музей | Кафедра | Русская сеть: истории | Конец прекрасной эпохи
/ Net-культура / < Вы здесь
Проведение предвыборных кампаний в Интернете
Дата публикации:  19 Августа 1999

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Как это делается в Америке

Политика - искусство возможного, а может быть, даже умеренно невозможного - это мнение становится расхожим в сфере циничной культуры. Громадным вкладом в расширение политических возможностей в Америке на заре нового тысячелетия стало появление и экспоненциальный рост Интернета. Многие энтузиасты и специалисты понимают, что возможности, которые несет с собой Интернет, глубоко изменят политический пейзаж, зарядят Демос новой энергией и по-новому вовлекут его в политический процесс. Начинается что-то новое - это очевидно даже наиболее апатичным среди нас.

Поиски подходящей лабораторной крысы

Согласно "Отчету о развитии человечества за 1999 год" (Human Development Report 1999), выпущенному в рамках "Программы развития Объединенных Наций" (United Nations Development Program (UNDP)), 88 процентов всех пользователей Интернета проживают в богатых индустриально развитых странах. Львиная доля от их числа, которая предположительно достигнет 700 миллионов в 2001 году, принадлежит Соединенным Штатам. Лу Герстнер (Lou Gerstnet), председатель и генеральный исполнительный директор IBM, в начале лета сообщил Объединенному экономическому комитету (ОЭК) Конгресса Соединенных Штатов (Joint Economic Committee (JEC)), что ежедневно в США к Интернету подключаются 62 000 новых пользователей.

Учитывая возрастающий объем бизнеса, осуществляемого с помощью тупой, но неизбежной электронной коммерции, можно смело предсказывать, что занятие политической деятельностью и проведение предвыборных кампаний онлайн просто обречены на то, чтобы стать следующей "большой вещью".

"Пять лет назад использование Сети для покупки автомобиля, продажи акций или получения хорошей репутации в колледже было чем-то революционным, - заявил Герстнер в своем докладе ОЭК. - Отчего не представить себе день, когда мы будем голосовать с гораздо большим удобством - из дома или с рабочего места, - или следующий за ним день, когда вопросы будут выноситься для обсуждения всеми людьми в мире, и мы будем голосовать в глобальных масштабах, исходя из своих индивидуальных предпочтений и не заботясь о таких условностях, как политические партии или национальные границы?" Герстнер добавил, что, согласно отчету IDG.net "мы, видимо, уже около 5 лет находимся внутри 30-летнего цикла преобразований". Весомость приведенных выше цифр, даже если мы оставим в стороне идеалистические мечтания Герстнера, наглядно говорит о том, что США - основной претендент для участия в качестве подопытного животного в лабораторных исследованиях по скрещиванию политики и Интернета.

Кто не учится на ошибках прошлого

1996 - первый год, когда Интернет был задействован в стратегиях по проведению предвыборных кампаний многих кандидатов в президенты, - уже, в определенном смысле, стал историей. В январе этого года Интернет-архив (The Internet Archive) - амбициозный проект, периодически делающий "моментальные снимки" с Интернета и архивирующий теоретически все, что в нем представлено, передал в дар Смитсоновскому Институту (Smithsonian Institution) коллекцию всех веб-сайтов кандидатов в президенты 1996 года. Перспективные кандидаты, которые разворачивают сейчас свои кампании по выборам 2000 года, так или иначе присматриваются к практическим результатам политических кампаний предшествующих лет, прояснившим концепцию онлайнового проведения предвыборной кампании.

В отчете, опубликованном в ноябре 1998 в New York Times, анализировалось, что эффективно, а что нет при использовании Сети в качестве политического инструмента. Результаты, в общем-то, самоочевидны: "Одного только веб-сайта недостаточно". Электронная почта, согласно отчету, является важнейшей компонентой в проведении онлайновой кампании, особенно - для мобилизации сторонников и добровольцев. Однако страстная и интенсивная (иногда до несообразности) деятельность антиспаммерской части онлайнового сообщества приводит к тому, что использование электронной почты в качестве политического инструмента остается весьма проблематичными. Бинго Боб Бэйл, директор независимой президентской кампании "Победим с Винко" (Win With Winko), говорит: "Я никогда в жизни не сталкивался с более сильной ненавистью, чем тогда, когда попытался создать политический избирательный округ с помощью контактов по электронной почте. "Победим с Винко" была не единственным пионером в проведении онлайновых кампаний; но нас поразили первые яростные волны антиспаммерской активности. Люди не только посылали смертельные угрозы, но и демонстрировали свое довольно бедное понимание английского языка, искусства риторики и полное отсутствие чувства юмора. Однако все это, конечно, помогает лучше понять, что такое политика".

Еще один шаг?

Электронные списки рассылки, по мнению некоторых экспертов, находятся на передовой линии политической деятельности в Интернете. Похоже, именно с их помощью бывший профессиональный борец Джесс Вентура (Jesse Ventura) смог стать губернатором штата Миннесота. Один из экспертов, объясняя успех Вентуры, прямо заявил, что именно "Интернет сделал возможным по-настоящему быстрый переход от информации к действию".

"Веб-сайт есть у каждого, - заметил Гэри Селноу (Gary Selnow), автор книги "Электронная агит-кампания" ("Electronic Whistle-Stops"), в интервью газете Вашингтон Таймс. - Его отсутствие равносильно отсутствию у вас телефонного номера". Вместе с тем многие кандидаты обнаружили, что переход от контактов с уже обращенными избирателями к попыткам получить новых потенциальных избирателей и спонсоров - это скорее история о крушении надежд, а вовсе не сказка о Джессе. "Это попадает в категорию старомодного маркетинга, - объяснил Бейли в эксклюзивном интервью. - Если вы не способны достойно рекламировать свой продукт в условиях конкуренции или создать политический избирательный округ и собрать фонд для проведения кампании, используя все традиционные средства, вы не добьетесь неожиданного успеха, работая онлайн. Можно спорить о том, что отличает традиционный оффлайн-маркетинг от онлайнового продвижения. В сущности, это одно и то же. В обоих случаях победу приносит ум и сообразительность".

Марка, йена, доллар и фунт

Главной темой в дискуссиях о проведении онлайновых предвыборных кампаний является реклама через Интернет. Работая онлайн, предвыборные кампании имеют возможность распространять рекламу, направленную на конкретную целевую аудиторию, распределенную по регионам и профилям, определяемым в настоящее время путем отслеживания онлайновых покупок и маршрутов серфинга пользователей.

Некоторые эксперты указывают на то, что AOL будет иметь явные преимущества на рекламном рынке такого рода. Фил Нобл (Phil Noble), президент PoliticsOnline, в своем интервью ZDnet сказал: "Мы наблюдаем лишь первые волны того, что станет со временем доминирующей рекламной средой". Вместе с тем, в настоящее время такая реклама не должна подменять собою традиционные оффлайновые стратегии. По мнению Алана Гулда (Alan Gould), президента Gould Communications, усилия в работе онлайн должны концентрироваться на информационных веб-сайтах, включающих компоненту fund raising'а.

Электронные избирательные бюллетени?

В реальной ситуации политикой управляют деньги. Когда дело доходит до сделок (и вкладов) через Интернет, многие пользователи продолжают осторожничать. В недавнем отчете Rockbridge Associates сообщается, что 77 процентов потребителей считают небезопасным передавать через Интернет номер своей кредитной карточки, несмотря на уверения в безопасности предоставляемых возможностей. Большинство кандидатов, включая Элизабет Доул, Джона Мак Кейна, Стива Форбса и, конечно, Эла Гора, уже используют сборы пожертвований по электронной почте и другие онлайновые технологии для создания фондов электронным путем. Состоялась дискуссия о том, насколько соответствуют сборы пожертвований по кредитным картам через Интернет программам совместных фондов, и эта идея совершенно очевидно станет играть значительную роль при проведении будущих избирательных кампаний.

Голосование онлайн является еще одной областью, в которой можно наблюдать все более и более тесное пересечение Интернета с повседневной жизнью людей. Департамент обороны США (US Department of Defense) будет экспериментировать с этой идеей на приближающихся выборах 2000 года. Согласно отчету Скриппса Говарда, группа из примерно 350 военнослужащих, живущих за границей, получит возможность проголосовать через Интернет. Согласно опросу 1996 года, около 25 процентов бюллетеней на президентских выборах, поданных военнослужащими, опоздали к официальной процедуре подсчета.

Хотя некоторые эксперты рассматривают эту пилотную программу как основу концепции, которая в будущем может быть введена в практику в домашних условиях, это приветствуется далеко не всеми. "Одной из привлекательных черт голосования является то, что вам необходимо прийти в общее для всех место, где вы встречаетесь с другими людьми и видите своих соседей, - объясняет аналитик Ричард Говард. - Если люди не могут найти время для того, чтобы пойти на избирательный участок, им не следует голосовать".

Победим с Винко 2000

Между возможностью работы с "апатичной массой", которой и так уже было уделено слишком много внимания, и реальным ненасильственным, в стиле дружеского обучения, привлечением кандидатов к работе с Сетью - простирается широкая область дискуссий о пересечениях политики и Интернета. В этих дискуссиях выявится истина, состоящая в необходимости использования Сети, что совпадает с мнением множества ярых сторонников онлайновой политической деятельности. Они заявляют, что Интернет может служить возрождению теории и практики американской демократии. Сэл Рейген (Sal Reugen), старший политический советник кампании "Победим с Винко", отметил, что "Интернет - это не просто орудие коммуникации, это революция в демократических процессах". "Технология становится преградой для тирании правительства", - добавил Рейген в эксклюзивном интервью.

"Сеть замечательна тем, что она не требует много денег, если сравнивать с традиционной стоимостью доведения своих идей до большого числа людей в ходе избирательной кампании ", - заявил Рейген. Марк Сленгер (Marc Slanger), вебмастер и советник по психологической войне кампании "Победим с Винко", вторит словам Рейгена, добавляя, что "Интернет-революция сделала возможным проведение таких кампаний, как наша, которые охватывают максимальную аудиторию практически без всяких затрат".

"Сайт Винко был первым веб-сайтом, который я когда-либо делал, - сказал Сленгер. - Я начал делать его в выходные как упражнение по обучению основам создания веб-сайтов, спеша закончить, как можно быстрее. Я даже купил книгу "Создание веб-сайтов для полных кретинов" ("Making Websites for Brain-dead Morons"). В первом варианте не было вообще никакого форматирования. Постепенно я изучил HTML, и мое начинание выросло в массивный мультимедийный веб-сайт, включающий в себя пропаганду свободной речи, промоушн произведений искусства и сатиру".

Для привлечения трафика на свой сайт "Победим с Винко'96" использовала тактику партизанской войны, печатая, к примеру, наклейки с интернетовскими адресами и распространяя их через сеть "родственников и всяких шизиков". Кроме того, в преддверии кампании 2000 года Бэйли организовал серию предвыборных вечеринок, получивших название "фестиваля неудачников" ("loser fest") в таких местах, как Whisky-A-Go-Go в Лос-Анджелесе, Liberty Lunch в Остине и Las Cruces в Вашингтоне, округ Колумбия, где остатки рекламных материалов кампании 1996 года раздаривались бесплатно.

По мнению Рейгена, большой проблемой при проведении кампании "Винко" является интернет-доступ для малообеспеченных граждан. Тем не менее, с развитием программ публичного доступа (например, через публичные библиотеки), распространением на рынке дешевых персональных компьютеров и потенциалом бесплатных ПК - эта проблема будет становиться все менее и менее острой. "Электронная безопасность или "свобода от хакеров" и "право сохранять анонимность" также являются основными вопросами, в разрешении которых Рейген хочет достичь прогресса на поле Интернета.

"Интернет может играть реальную роль в деле борьбы против корпоративных усилий по выжиманию из людей прибыли, - считает Рейген. - По сути дела, до тех пор, пока информация точна, вы можете выглядеть дальновидным, хорошо информированным и даже умным, рассылая при этом скандальные идеи или истории и выдавая их за истину. Винко 96 помогла проложить путь Вентуре". "Платформа Винко в большей степени основана на заострении внимания на кульминационных моментах, а не на популярных темах, внося дополнительные перспективы в политический табель и используя юмор в своих попытках вдохнуть немного жизни в весь процесс нашей так называемой демократии, - заявил Бэйли. - Компоненты платформы включают в себя обязательную запись в стрелковый клуб с покупкой огнестрельного оружия, программы по борьбе с корпоративной преступностью и выпуск 23-центового "недочетверка" (sub quarter), в честь покойного Уильяма С. Берроуза".

"Я хочу сделать так, чтобы больше людей мыслили вне категорий республиканцев и демократов, приевшейся всем пары, и осознали, что в стране существует бесконечно больше, чем две школы образа мыслей, - сказал Слэнгер. - Это как раз то, для чего Интернет больше всего подходит, и так будет и дальше. Но мне более интересен потенциал Всемирной Паутины как инструмента для получения знаний о местном самоуправлении и местных проблемах. Я думаю, если у вас есть идея, или план действий, или точка зрения, вы должны завести веб-сайт. Это ваша трибуна. Я не хочу сказать, что вы должны остановиться на этом, но я считаю, что по крайней мере это вы должны сделать".

На вопрос, что он думает о веб-сайтах других кандидатов, участвующих в выборной кампании 2000 года, Слэнгер сказал: "Прежде чем смотреть веб-сайты Гора или Форбса, мне надо просмотреть пять тысяч порнографических сайтов".

(Во время написания статьи сайт "Побеждай с Винко 2000" не был доступен. Вероятно, кампания была занята диспутом с ISP и недавно подключилась к новому провайдеру.)


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Андрей Цунский, Сетевая литература: нужен прорыв из Сети /17.08/
О встрече "сетераторов" в Летнем Лагере ЛИТО
Евсей Вайнер, Из истории сетевых скандалов: 1. "Самоубийство" Яковлева /10.08/
Русская Сеть желтеет. В ней случаются скандалы самого разного уровня: "сливная журналистика", публикации компромата и спланированные информационные провокации. Поскольку вовремя никто не взялся за расследование дела о мнимом самоубийстве губернатора, установить виновных практически невозможно.
Линор Горалик, Нас мало, но мы умеем /02.08/
Вхождение в элиту Рунета - это вопрос желания. Свято место пусто не бывает. Если есть гестбуки по вашей теме - лезьте в них. Если гестбуков по Вашей теме нет - плевать, лезьте в чужие, кто-нибудь да отзовется. Не открывайте порносайтов. Номинируйтесь во все текущие конкурсы. Подпишитесь на все релевантные news-группы и mailing-листы.
предыдущая в начало следующая
Мэтью В. Бил (Matthew W. Beale)
Мэтью В.
БИЛ (MATTHEW W. BEALE)
shakedown23@hotmail.com

Поиск
 
 искать:

архив колонки: