Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Gateway | Невод | Интер(офф)вью | Бессрочная Ссылка | НасНет | ГлобусНет | Интер(акти)вью | Дурацкий Музей | Кафедра | Русская сеть: истории | Конец прекрасной эпохи
/ Net-культура / < Вы здесь
Некоторые новые формы современного искусства в Сети
Дата публикации:  6 Октября 1999

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Для начала - ряд довольно банальных утверждений. Сеть наполнена пишущими, вернее - текстами, которые они пишут. Всякий пишущий пишет в расчете на читателя. Профессионал - грубо говоря, тот, кому за тексты платят, - пишет с оглядкой на коллег. Постоянная оглядка формирует моду, причем не тематическую (тематическая как раз зависит от вещей внешних по отношению к сообществу профессионалов - например, от заказчика), а жанровую. О жанровых модах мы и поговорим.

Последнее время профессионалы много и разного говорят о дизайнере Линкси, самом известном из создателей сайта "Новости из-под земли" (хотя - это замечание вообще не относится к делу - мне больше по душе Джейсон Форис и Франко Неро). Линкси ввел моду на скин-арт. Естественно, сначала в области дизайна. С картинками это проще. Но на самом деле, типичная для карнавальной культуры эпохи торжествующего постмодерна, идея эта витала в воздухе. И напрашивалась ее реализация в совершенно ином ключе. Стоило ждать появления не дизайн-, а контент-скинов. И они, разумеется, появились.

История их появления не была такой простой. Тяготеющее к противопоставлению себя оффлайну интернет-сообщество, на мой взгляд, как раз стремилось создать громадный скин. Чего бы, вы думали? Таки риал-лайфа. Что, в общем, не удивляет, так как никаких других путей просто не было, нет и не будет.

Я сам написал не меньше десятка пресс-релизов, статей, заметок, записок и т.д., в которых речь шла об уникальных возможностях Интернета как "информационного поля" (это такое специальное словосочетание, которое подкупающе действует на потенциальных заказчиков). Главной из уникальных возможностей принято считать невиданную оперативность (часто еще говорят об интерактивности; но, по моему скромному мнению, писатели должны писать, а читатели читать, места для интерактивности в такой схеме не остается). Суть примерно в следующем: оперативность газеты ограничена сроком выхода номера; даже оперативность телевидения - временем выхода в эфир новостей; а вот оперативность сетевого издания вообще ничем не ограничена. Эта идея породила "ленту новостей".

Лента - штука полезная, однако по-настоящему в ней заинтересован весьма и весьма узкий круг потребителей информации. Представитель "молчаливого большинства" не нуждается в том безумном количестве разнообразных новостей, которые проходят по каналам информационных агентств. Если же помянутый представитель думает, что они ему нужны - значит, его убедили продавцы этого ходового товара.

Все это - к разговору о порождаемых сообществом профессионалов жанровым модам. Ленты новостей оставались экзотикой до очень недавнего времени, отчего имели определенный успех. Но уже осенью прошлого года увлечение стало повальным. В спешке лентами начали обзаводиться те, кто их не имел. Русский Журнал, например. Слава богу, вскорости в РЖ появился Левкин, который в одиночку доказал ("с терпеньем и талантом"), что можно даже из ленты новостей сделать конфетку, а о том позоре, который именовался лентой новостей РЖ до его прихода, теперь уже никто не помнит.

Лентами стали увешивать, как лошадей на деревенских свадьбах, даже персональные сайты политиков, хотя новостей, с ними связанных (если поделить общий поток на каждого), - разве что на ленточку для бантика какой-нибудь юной особы. Так вот, раньше появления первого из дизайн-скинов на "FUCK.RU" - появились первые контент-скины на вполне серьезных сайтах.

Кто в кого рядился в тот момент - трудно сказать. Поскольку набор новостей ограничен, а комментария жанр ленты не предполагает, все стали похожи друг на друга, и разница могла проявиться и проявлялась лишь при наличии тематической спецификации ("Лента военных новостей") или ярко выраженной партийной окраски (Лента новостей в газете "Правда"). Но большинство сетевых лент лишены и того и другого.

Профессионалы быстро убедили самих себя в том, что именно наличие ресурса с весьма ограниченным кругом потребителей и является основой популярности сетевого издания. Как ни странно, они - путем навязывания продукта - убедили в этом и читателей. Хотя и траты на рекламу сыграли свою роль в этом процессе.

Апофеозом этого новогоднего серпантина (или же резкого роста популяции ленточных червей) стало появление "Ленты.ру" - проекта, который, видимо, появился на свет путем многоступенчатой редукции традиционных представлений об информационных изданиях, как сетевых, так и нормальных. Во-первых, уже из названия ясно, что единственным содержанием издания является эта самая лента. В буквальном смысле, ноу комментс. Во-вторых, идея полной ленты - в полном соответствии с практическими наработками - была сведена к факту ее наличия. Самый пафосный - название, содержание, etс. - из ленточных проектов по количеству публикуемых новостей уступал и пока уступает любой из лент, появившихся ранее. Принцип отбора тех немногих новостей, которые иногда публикуются, не просто неочевиден. Он явно отсутствует. Практика показала, что важно само наличие ленты, или даже наличие названия "лента". Содержание - дело даже не десятое. Но это был еще не предел достижений мастеров контент-скин-арта.

Ведь нельзя забывать, что "Лента" появилась не на пустом месте. До нее была первая версия "Газеты.ру". Естественно, главной содержательной частью издания было что? Правильно, лента новостей. Между прочим, первые, пробные шаги по направлению к минимизации собственных усилий делались уже там. Помните рубрику "Война"? Там делалась этакая лента лент, вместо собственной ленты (все-таки рерайт требуется какой-никакой) давались ссылки на чужие. Видимо, технология была признана излишне трудоемкой. До идеала "Газете" было далеко - ее активно увешивали изрядным количеством текстов. Набор рубрик настолько хаотичен, что лучшего аргумента в пользу утверждения о полном равнодушии авторов к содержанию не придумаешь. Какие из рубрик были лучше, а какие хуже, каждый из читавших газету может судить сам. Я очень любил обзоры Фрая и "Time'o'clock". Чтение перед началом рабочего дня таких текстов очень сильно повышает самооценку.

"Time'o'clock" заслуживает отдельного упоминания. Этот авторский проект А. Андреева был как раз типичным примером контент-скин-арта. Это был скин новостной ленты, пародия на святая святых.

Но "Лента.ру" недолго удивляла и радовала поклонников контент-скин-арта. В тиши высоких кабинетов ее создатели вынашивали новый проект, призванный потрясти мир. И оно свершилось. Вылезла, змеясь неизбежной лентой новостей ("Лента.ру", модернизированная, укороченная), газета "Вести". Такого вы еще не видели. Именно потому, что видели, не более пары месяцев назад, как раз такое. Нашли десять отличий от "Газеты"? Я нашел три. Ссылки с верхних "ушек" ведут на "Ленту". Добавилась рубрика про телевидение, достойная украсить собой журнал "МК-бульвар". И вообще, больше стало красного цвета, что правильно: еще Аверченко указывал - дураки красное любят. Так что читатель потянется. Контент-скин какого же порядка перед нами? Если "Газета" была скином в квадрате, то это - в кубе? Жаль, корпоративная сознательность не позволяет даже намекнуть, каким колхозом делается это потрясающее издание. Кстати, когда "Вести" только-только вышли, в них было всего две рубрики: обзоры Макса Фрая и "Time'o'clock". (Смотрите также не лишенную изящества версию украинских коллег.)

Стоило бы, наверное, для соблюдения жанровой моды, воздержаться от комментария. Я и воздержусь. Все нижеследующее - не комментарий, а всего лишь эмоции восторженного поклонника. Я - как ценитель скин-арта - в восхищении. Меня поражают главные черты новых проектов - смелость и гениальная простота конструктивных решений. Я даже и подумать бы побоялся, что такое можно выносить на суд публики. Ведь Ортега еще писал, что современное искусство ориентируется на элиту, а в массах способно вызвать только гнев и раздражение. Ан нет, искусство - оно всегда доходит, только что для элиты - высокого полета художественное произведение, то для масс - ежедневная газета. Но что такое массы? Ведь есть еще и заказчики, у которых свои интересы. Которые - жестокие, черствые, грубые - совсем не заинтересованы в развитии новых форм актуального сетевого искусства. Им информационные ресурсы подавай. Представляете, каких трудов стоит художнику убедить заказчика, что его выстраданное, соком нервов и кровью артерий и все такое - информационный ресурс и есть? А ведь убеждают.

Так пожелаем же новых творческих успехов постоянно растущему коллективу творцов контент-скин-арта. И будем ждать новых проектов. Рискну предположить: это будет гибрид новостной ленты (содержание такое: заходишь на индекс, а там написано: "Смотрите ТВ и читайте газеты") и некоего модернизированного подобия проекта "Форум.МСК.ру". Любой желающий сможет прислать туда свою статью, поскольку творцам актуального искусства в Сети абсолютно все равно, какого качества тексты составляют содержание проекта.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Ирина Терентьева, Индекс попультативности, или Кто есть кто в русском Интернете на самом деле /01.10/
"Сетевая элита" - по-прежнему горячая тема. Попытка определить популярность и результативность сетевых деятелей и проектов объективными методами.
Андрей Травин, Все вернется на круги своя /29.09/
Все мы обручены с Интернетом этими невидимыми кольцами, по которым и свершается наш бесконечный путь.
Андрей Алексеев, Зубры и зайцы в Рунете /24.09/
Ужи, зайцы, мартышки и т.д. дерутся с собратьями "на всю катушку" - все равно они неспособны нанести друг другу серьезный ущерб в принципе. Создатели "официального" сайта Лужкова, пойдя на прямую ложь (ведь даже на "Когте" нигде не было сказано "Персональная страница Хинштейна"), повели себя как слабосильные мартышки.
Леонид Делицын, Агенты сетературы /20.09/
Конкурсы сетевой литературы так или иначе уже осуществляют предварительный отбор произведений для "бумажных" изданий - в журналах или книжками - постепенно они начнут играть роль упрощенных литературных агентств, "агентов сетературы".
Евсей Вайнер, Из истории сетевых скандалов. 2. "Слухи", или Рассуждение о методе /17.09/
Схема проста, как все гениальное - "слив" в Сеть через анонимный сайт, затем - перепечатка в офф-лайне данных, снабженных при необходимости ссылкой типа "Из международной глобальной компьютерной сети Интернет".
предыдущая в начало следующая
Евсей Вайнер
Евсей
ВАЙНЕР
evsey.weiner@usa.net

Поиск
 
 искать:

архив колонки: