Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Gateway | Невод | Интер(офф)вью | Бессрочная Ссылка | НасНет | ГлобусНет | Интер(акти)вью | Дурацкий Музей | Кафедра | Русская сеть: истории | Конец прекрасной эпохи
/ Net-культура / < Вы здесь
Виртуальный музей современного искусства - новая реальность?
Дата публикации:  8 Ноября 1999

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Художественные ресурсы России пополнились новым сайтом, созданным питерской фирмой АРТ МЕДИА весной 1999 года: ⌠Музей современного искусства Санкт-Петербурга: 1940 - 1990-е■.

Это действительно виртуальный музей. И здесь важны оба слова. ⌠Виртуальный■, поскольку такого музея физически, а лучше сказать - организационно, в Петербурге еще не существует. ⌠Музей■, потому что это все-таки музей, хоть и экспонируемый в сети Интернет, но основанный на реальной коллекции и проводящий выставки петербургских художников. Этим он кардинально отличается от ⌠музеев■ почитателей Ван-Гога или Сальвадора Дали, черпающих информацию из всевозможных первоисточников. В этом смысле виртуальный музей сам является первоисточником, предлагающим зрителю ⌠реальные■ картины наших современников. Музей формирует архив документов, составляет биографические справки, готовит оригинальные выставки, которые составляют ⌠реальные■ работы, находящиеся в собрании музея, у художников и коллекционеров.

1.═Виртуальный музей

1.1. Новая реальность

При кажущейся аналогии с обычным музеем виртуальный музей (ВМ) - несомненно, новая реальность, выходящая за рамки традиционного представления о реальном музее (РМ) с его ПОСТОЯННОЙ экспозицией и ВРЕМЕННЫМИ выставками, так как экспозиция ВМ постоянна лишь в своем развитии, а время ⌠работы■ выставок может исчисляться годами, и их количество, как правило, регламентировано не количественными категориями, а соображениями концептуальными, связанными с появлением новой идеи, интересного проекта или желанием показать художника с новой, неведомой ранее зрителю (и, может быть, самому художнику) стороны.

Зритель ⌠посещает■ ВМ на своем домашнем компьютере. Это не воскресный выход с семьей в Эрмитаж, не вернисаж в Мраморном дворце, не шумная тусовка на Пушкинской, 10. В ВМ вы не ⌠прикоснетесь■ взглядом к ⌠живым■ картинам, не вольетесь в контекст музея, не станете участником... Участником чего? Действия, происходящего на сцене, или зрительской аудитории, находящейся в зале? Появление театра, а позже кинематографа не убавило интереса к книге, потому что несмотря на материальность и публичность первых только с книгой человек по-настоящему погружается в ⌠новую реальность■ произведения, ⌠реальность■, которую он сам воссоздает в своем сознании. Так же и с ВМ, с которым он общается один на один и устанавливает с ним личные и вполне доверительные отношения (а иногда и отношения собственника).

Берусь утверждать, что именно в ⌠новой реальности■ ВМ человек из зрителя превращается в участника этой ⌠новой реальности■. Здесь ему уже ⌠не мешают■ ни другие зрители, ни служители музея, ни даже сами участники событий, которые всегда навязывают свой сценарий. Конечно, у ВМ как у любого сайта, тоже есть свой ⌠сценарий■ (вернее, структура, план, карта), но инициатива всегда принадлежит самому человеку. Сетевой человек рассматривает ВМ как свою собственность, копируя понравившиеся картинки или тексты на свой диск и добавляя ВМ в ⌠закладки■ (личную ⌠библиотеку■ - опять книжные аналогии!) художественных ресурсов сети.

1.2. Отношение к сети

У РМ и ВМ разные отношения к сети. Первый рассматривает сеть как способ представительства своей деятельности; второй - как способ ведения самой деятельности, т.е. как способ существования. РМ размещает в сети справочную информацию о работе музея, пресс-релизы временных выставок и обзор основных разделов музея, используя для этого существующие путеводители и каталоги; его задача - заинтересовать зрителя в действительном посещении музея. Количественный и качественный состав изобразительного материала тоже обусловлен представительскими (рекламными) целями.

ВМ размещает в сети собственно экспозицию музея и собственно выставки; его задача - показать зрителю ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС то, что в другом месте (реальном или виртуальном) он увидеть не сможет. Состав экспонируемых в сети картин определяется здесь уже не рекламными целями, а концепцией ВМ и составом выставок; их количество, как правило, значительно превышает количество картин, размещаемых в сети РМ. РМ не вступает в ⌠полноценную■ сетевую жизнь - сообщество виртуальных художественных институций (у РМ, как правило, отсутствует страница ссылок, он не стремится позиционировать себя в контексте других институций), для него интернет - одна из рекламных площадок. Для ВМ само его существование обусловлено максимальным включением в сетевые художественные ресурсы, электронные конференции, совместные проекты и т.п., без участия в которых о нем никто не узнает, для него интернет - сфера жизнедеятельности и среда обитания.

Даже внешне сайт РМ отличается от сайта ВМ. Представительская направленность первого делает акцент на оригинальном дизайне и внешнем эффекте, его создает Web-мастер по образу рекламного проспекта (путеводителя, каталога), руководствуясь требованиями музейного работника. Концептуальная направленность ВМ делает акцент на актуальность информации и оригинальность материалов (часто в ущерб оригинальности дизайна), его создает куратор (музея, выставки) в содружестве с Web-мастером (иногда беря на себя функции последнего), руководствуясь идеей выставки и составом необходимого для размещения материала. Наконец, частота обновления информации на сайте ВМ в несколько раз выше, чем на сайте РМ, так как для формирования круга своих постоянных посетителей ВМ максимально актуализирует сайт, размещая на нем новостную информацию, организуя дискуссии, анонсируя будущие выставки и т.д.

1.3. Сетевая монография

Каждой ⌠виртуальной■ выставке сопутствует не только концепция выставки как таковой, но целый пласт материалов (статьи, интервью, воспоминания, документы и т.п.), которые готовит куратор. Всё это - оригинальные материалы, которые, как правило, впервые публикуются (воспроизводятся) в Интернет, поступая, таким образом, в широкий художественный оборот. Они становятся первоисточниками для зрителя, арт-критика, музейного работника, как вышедшая в свет монография о художнике. Сравнение с монографией (⌠сетевой монографией■) представляется здесь наиболее адекватным, поскольку ⌠виртуальная■ выставка в меньшей степени ограничена временем и пространством по сравнению с ⌠реальной■ выставкой (например, выставка ⌠ЗВЕЗДА ПО ИМЕНИ ЮЛИЯ ИВАНОВА■ была открыта в сети одновременно с ее реальным открытием в Музее Н.Некрасова в феврале с.г. и ⌠работает■ (и развивается!) до сих пор, хотя ее ⌠реальный■ прообраз уже стал историей) и в большей степени насыщена текстовой составляющей, доступной всякому посетителю сети, а не только тем счастливчикам, которым на открытии выставки достался каталог.

Так, например, выставка ⌠ВЛАДИМИР ЖУКОВ - ИКОНОПИСЕЦ XXI ВЕКА■ состоит из 6 разделов, характеризующих творчество художника, и включает ряд текстов: вступительную статью, биографию, статью о творчестве художника, интервью с художником и его воспоминания, а также письмо Никите Хрущеву, написанное советской интеллигенцией в 1962 году. Такой же ⌠монографичной■ выполнена и другая выставка ⌠КРАСОТА ИДЕЙ ЛЕОНИДА БОРИСОВА■, петербургского художника - мастера геометрической абстракции. Несколько более ⌠легкой■ и оперативной стала выставка ⌠ПАМЯТИ ВЛАДИМИРА ШАГИНА■, открытая летом этого года сразу после смерти одного из крупнейших представителей ленинградского ⌠андеграунда■ и блестящего мастера русского неоэкспрессионизма.

1.4. Новые возможности

ВМ - идеальная площадка для куратора, который теперь не связан ни помещением, ни физическим местонахождением работ (и необходимостью их транспортировки), ни отсутствием средств для издания каталога. Его идея найдет в виртуальной среде адекватное воплощение, а статья к выставке и каталог ⌠выйдут■ в том ⌠тираже■, который будет востребован зрителем. При этом возрастает креативная составляющая деятельности куратора.

ВМ открывает новые возможности и для художника, выставку которого теперь увидят не только друзья и знакомые в ближайшей галерее или городском музее в течение месяца, а ⌠широкая мировая общественность■, до которой, конечно, нужно еще достучаться, но это проблема уже куратора. Вернее, это ⌠новая■ проблема ⌠нового■ куратора. Вообще, роль куратора в виртуальном мире не просто вырастает, она трансформируется в новое качество. Кроме того, что куратор организует выставку, он должен четко представлять что, кому и как он доставит с помощью мировой сети. И с какой целью.

Арт-рынок тоже не может оставаться безучастным к появлению новых конкурентов - виртуальных музеев и галерей, которые ⌠доставляют■ свои предложения прямо в дома коллекционеров и любителей искусства. Они предлагают убедительную информацию (хорошие изображения, мнения арт-критиков, архивные документы и прайс-листы аукционов), гарантируют доставку и проведение безналичных расчетов через банк.

2.═Основные аспекты существования виртуальных институций

2.1. Информационные аспекты

Всё принадлежит всем. Это главный феномен Интернет, пробудивший какие-то тайные струны человеческой души. Здесь всеобщая ⌠халява■ соседствует со всеобщим альтруизмом. ВМ не просто открыт для всех, он принадлежит всем! Каждый практически свободно может использовать любую информацию ВМ (картинки, статьи, документы и т.п.) и совершенно бесплатно.

Окно в искусство С.-Петербурга и мировой художественный контекст. Коммуникативная функция ВМ - едва ли на самый важный аспект ⌠новой реальности■. ВМ можно рассматривать как ⌠окно■ в современное искусство С.-Петербурга, окно, открытое и для Запада, и для России (особенно, для провинциальных музеев и регионов). С другой стороны, ВМ - окно в мировой художественный контекст, открытое для России. Вы свободно можете зайти в МОМА в Нью-Йорке или на только что открывшуюся выставку Мунка в Атенеум-музеум в Хельсинки. Сетевой человек живет ощущением причастности к происходящему в мире.

Актуальность. Это важнейший аспект, включающий обновляемость информации и своевременность ее появления в сети. Если в ВМ за месяц-другой не открылось ни одной выставки, то это не будет способствовать посещаемости сайта. Напротив, если в ВМ регулярно появляются новости культурной жизни города, анонсы будущих выставок и обсуждается интересная проблематика, то ⌠к нему не зарастет народная тропа■. Очень важно, чтобы эта информация появлялась своевременно и обновлялась 2-4 раза в месяц.

2.2. Социальные аспекты

Свобода. ВМ - самая свободная из художественных институций. У ВМ нет нужды в помещении, финансировании, штате сотрудников; достаточно оригинальной идеи и желания реализовать ее не на словах, а в реальности, пусть даже и виртуальной. Дистанция от идеи до реализации сокращается. ВМ становится методом организации музея современного искусства.

Равенство. В сети все художественные институции равны. Как и в реальной жизни здесь важна ⌠различимость■, то есть оригинальность сайта и его ⌠жизненность■ (обновляемость), а не его размер и количество вложенных денег. Диапазон интернет-институций простирается от домашних страничек художников и кураторов до мощных сайтов музеев и виртуальных галерей. Зрителя это абсолютно не интересует. Важно, чтобы было интересно, ново и в хорошей компании.

Братство. ВМ - является частью художественных ресурсов сети, которые, в свою очередь, дробятся на более специализированные сообщества (представительства реальных музеев и галерей, виртуальные галереи, выставки и музеи, интернет-журналы и центры искусств, сетевые проекты и кураторы, художники и дилеры и т.д.). Все эти сообщества организуются стихийно, этому способствуют страницы ссылок (которые организует всякая виртуальная институция, так как именно страница ссылок определяет тот контекст, в котором она себя позиционирует), мэйлинг-листы (которые определяют аудиторию институции), а также участие в электронных конференциях и сетевых проектах.

Демократия. Сетевая жизнь более непосредственная и дружественная, чем реальная. Вы можете связаться по e-mail с любым корреспондентом и вполне можете рассчитывать на ответ, лишь бы предмет общения был интересен для обеих сторон. ВМ инициирует связи с близкими ему институциями и получает письма от самых разнообразных корреспондентов, которые тоже рассчитывают на ответную реакцию.

Независимость.ВМ не зависит от традиционных художественных институций и чиновников. Над ним нет ни управления культуры, ни вышестоящей организации, потому что ему не надо ⌠выбивать■ финансирование. Независимость ВМ - это независимость от денег. Правда, и деньги в этом случае будут независимы от вас.

2.3. Технические аспекты

Время. У ВМ особые отношения со временем: выставки могут жить и развиваться многие годы, а могут быть ⌠закрыты■ в один момент, как, впрочем, и сам ВМ, если кончились деньги или что-то сломалось в сети. Для этого часто используют ⌠свободные■ (т.е. бесплатные) ресурсы и организуют там ⌠зеркала■ на случай технических неполадок и финансовых сбоев.

Пространство. Это один из основных аргументов в пользу ⌠новой реальности■ ВМ. Во-первых, ВМ, в отличие от РМ, свободен в выборе своей структуры и спокоен за возможность ее развития в случае ⌠расширения■ экспозиции и ⌠открытия■ новых выставок. Во-вторых, само ⌠пространство■ ВМ кардинально отличается от залов РМ, оно пронизано гиперссылками, реализующими взаимосвязанность и многоаспектность представления информации. В-третьих, это ⌠пространство■ - распределенное, здесь я имею в виду даже не то, что физически части ВМ могут размещаться на разных ресурсах, а тот факт, что сам ВМ может представлять собой ⌠ассоциацию■ кураторских проектов: музейных, выставочных, информационных, в том числе совместных проектов, выполняемых кураторами различных институций (не обязательно художественных) и размещаемых на разных сайтах. При этом сами кураторы весь проект реализуют в виртуальном пространстве (начиная от знакомства и рождения идеи, и кончая подготовкой и обменом материалами, анонсированием и открытием выставки).

Мультимедийность. ВМ позволяет использовать и объединять в проектах различные способы представления информации (тексты, изображения, аудио, видео, анимацию и т.п.), создавая тем самым ⌠новую реальность■ самого музея.

3.═■Музей современного искусства С.-Петербурга: 1940 - 1990-е■

Виртуальный ⌠Музей современного искусства С.-Петербурга: 1940-1990-е■ (www.artmedia.pl.ru) создан фирмой АРТ МЕДИА, авторы: Н.Кононихин (куратор, статьи, картины); Д.Виноградов (разработка, web-мастер); В.Иванов (web-мастер), Д.Саенко (дизайн), П.Юдина (подготовка изображений). Музей имеет следующую структуру: ⌠экспозиция■, ⌠выставки■, ⌠художники■, ⌠новости■, ⌠календарь■, ⌠арт-клуб■, ⌠издания■, ⌠ссылки■ и др.

В экспозиции музея предпринята попытка классификации послевоенного искусства С.-Петербурга от соцреализма до нонконформизма (конечно, не претендующая на полноту, но создающая необходимый прецедент), которая предоставляет зрителю возможность смотреть не все картины разом, а по разделам: соцреализм, советский импрессионизм (разбитый, в свою очередь, по мастерским Авилова, Иогансона и Орешникова), ⌠левое■ крыло Союза художников (мастерская А.Осмеркина, ⌠шестидесятники■, группа ⌠одиннадцати■), послевоенный ленинградский авангард (экспериментальная литографская мастерская; Павел Кондратьев и художники его круга; художники общества ⌠Аполлон■), современное искусство (⌠нонконформисты■, абстрактное искусство, молодые художники) и др. Эта ⌠классификация■ помимо всего прочего решает и чисто практическую задачу - загрузка 10-20 картинок одного раздела становится вполне терпимой по времени по сравнению с загрузкой, скажем, 120-150 изображений.

Раздел выставок представлен четырьмя выставками: Л.Борисова, В.Жукова, В.Шагина и Ю.Ивановой, включающими от 40 до 60 работ каждая и ряд текстовых материалов (статьи, интервью, воспоминания, документы). В фонде музея подготовлены материалы для 10 и более выставок.

Новости художественной жизни С.-Петербурга представлены ⌠календарем■ выставок музеев и галерей города на текущий месяц, а также обзором некоторых уже открывшихся выставок (⌠новости■). В ⌠арт-клубе■ открыта дискуссия на тему: ⌠Современное искусство С.-Петербурга: иллюзия или реальность■, здесь зритель найдет мнения арт-критиков и кураторов, воспоминания и интервью художников.

Справочная информация представлена в разделе ⌠Художники■, который включает краткие биографии художников, их портреты и работы, находящиеся в экспозиции музея.

Издательская деятельность музея отражена в разделе ⌠Издания■, где представлены компьютерные альбомы на CD-ROM, посвященные искусству С.-Петербурга послевоенного периода.

Виртуальный музей помогает российскому зрителю включиться и в мировой художественный контекст и судить о современном западном искусстве не только по залам Эрмитажа, но и ⌠заглянуть■ в МОМА в Нью-Йорке, Centre Georges Pompidou в Париже, Stedelijk Museum в Амстердаме, Museum Ludwig в Кёльне, Moderna Museet в Стокгольме, Kiasma в Хельсинки и другие художественные институции, широко представленные в Интернет, ссылки на которые включены в специальный раздел ⌠Links■.

Так что же это такое - ⌠виртуальный музей■, и как он соотносится с музеем ⌠реальным■? Можно много еще искать сходств и отличий. Важно другое - виртуальный музей - это новая реальность. Именно так его и следует воспринимать.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Линор Горалик, Сеть и суеверие /08.11/
Сеть породила вокруг себя суеверия точно так же, как их порождали до этого многие технологические нововведения. Масса суеверий, связанных с поездами, автомобилями, телефонами, самолетами является таким же плодом технологического развития цивилизации, как и сами объекты верования.
Дмитрий Леонов, Секретный ключ Большого Брата /02.11/
Правда ли, что NSAKEY, встроенный в Windows, позволяет контролировать все компьютеры, на которые установлена эта операционная система?
Александр Ивлев, Открытое письмо Леониду Делицыну по поводу его статьи "Агенты сетературы" /01.11/
13 тезисов о сетевых литературных агентствах
Евгений Горный, Гонки по незнакомой трассе в тумане при полном отсутствии карты /21.10/
Интервью с Андреем Себрантом
Линор Горалик, "Типа рассказ почитать..." /15.10/
Массовый выход авторов и произведений в Сеть ведет к переосмыслению практически всех этических и философских вопросов, связанных с темой "автор-читатель".
предыдущая в начало следующая
Николай Кононихин
Николай
КОНОНИХИН
Редактор ARTPITER.SPB.RU - современное искусство
prexsys@infopro.spb.su
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки: