Русский Журнал / Net-культура /
www.russ.ru/netcult/19991228_it.html

Идеальный портал: сладкая мечта пользователя
Ирина Терентьева

Дата публикации:  28 Декабря 1999

Как сделать Интернет удобным? Как превратить его в действительно эффективное орудие труда? Как лучше всего структурировать сетевые ресурсы и службы? Вопросы далеко не праздные.

Как рядовой пользователь Интернета, за три года работы в Сети я так намытарилась, пробираясь по гипертекстовым джунглям, по уши проваливаясь в информационную трясину и то и дело теряя ориентацию, что молчать о наболевшем больше нет никакого терпения.

Поисковые машины при каждом запросе вываливают необозримую кучу ссылок. Рубрикаторы морочат и злорадствуют, пока ты бегаешь по их хитрым лабиринтам. Порою за спиной мерещится хихиканье изобретателей дьявольски запутанных каталогов, где в поисках, например, ссылок на "кибер-философию", можно понапрасну лечь костьми. И не уговаривайте меня, удобных мне каталогов я еще не встречала.

Когда я услышала слово "ПОРТАЛ", произнесенное многозначительным тоном, то подумала: "Вот оно, воспарение над ландшафтами Рунета!" Однако, как оказалось, рано обрадовалась, ибо недостаточно свободно владею английским языком, чтобы пользоваться всеми заморскими радостями. Отставание же русских порталов от западных в техническом аспекте страшно удручает.

Немного подробнее об этом.

ПОРТАЛАМИ в какой-то момент стали называть себя западные поисковые системы, претендующие на то, чтобы быть "Главными вратами" Сети. Основной принцип - удовлетворение запросов пользователя по принципу "Чего изволите?"

(У Темы Лебедева в Н.Ж.М.Д. на главной странице давным-давно появился смешной лакей со словами: "В какой кодировке, барин, подавать прикажете?" Этот слуга - точно угаданный архетип, лежащий в основе идеи портала.)

Основные функции Web-порталов таковы: упрощение поиска данных, общение, новости и торговля. В замечательной статье "Ваш дом в Web" Дэвида Лидски, опубликованного в PC Magazine RE, 10, 1998 подробно рассматриваются все эти аспекты и сравниваются разные порталы по качеству удовлетворения следующих пользовательских потребностей:

  • Организация сообществ
  • Индивидуальная настройка
  • Электронная почта Web
  • Поиск в каталогах
  • Новости и финансы
  • Дискуссии
  • Доски сообщений
  • Покупки
  • Краткие рекламные объявления
  • Игры и ПО
  • Мгновенная пересылка сообщений
  • Бесплатные базовые страницы

Лучшим порталом на тот момент в 1998 году признавался Excite .

Это один из самых навороченных порталов, где после настройки получаете сразу и бесплатно: Mail (в том числе voice-mail) + Clubs + Chat + My Excite Start Page + Portfolio.

Кроме того: прогноз погоды всегда будет показываться именно для указанного вами района. Что касается разделов "Новости", "Спорт", "Финансы", "Гороскоп", "Покупки", то там есть возможность редактирования структуры: вы выбираете только интересующие вас конкретные подразделы из обширного предложенного списка. После настройки системы, загрузив страницу http://www.excite.com/#my вы увидите желанную именно вам оперативную информацию. Причем внешний вид страницы тоже можно менять по своему вкусу. Кому показалось мало: можно еще заказать бесплатные визитки (нюанс: $1.87 for shipping, и только в США), послать анимированную открытку, от которой адресат гарантированно придет в восторг, и узнать, сколько времени вам надо, чтобы отработать съеденный десерт (например, среднее мороженое будет стоить организму 1 час 8 минут велопробега или "игры с ребенком").

В настоящее время наиболее удобный портал, на мой взгляд, это Yahoo! В отличие от винегретной композиции "Excite" тут все сделано во внятной классической манере. Возможности индивидуальной настройки отлично проработаны на My Yahoo! Не поленитесь внимательно просмотреть список (причем еще не полный!) того, что предоставляет этот портал: Address Book Briefcase Calendar Chat Classified Ads Clubs Computers Email Employment Finance & Quotes Games Maps Message Boards Net Events Pager People Search Personals Profiles Shopping Sports Travel TV Listings Weather Yahoo! Home Page Yellow Pages.

В другом известном портале Netscape реализована еще одна полезная идея: если человек настроен на деловой лад, то может работать с бизнес-решениями портала, если на отдых, то - с развлекательными.

Сначала "портальные войны" бушевали в основном между Yahoo!, Netscape и AOL. Во втором эшелоне - Lycos, Infoseek и CNet с ее сайтом Snap! С 1998 года спохватилась AltaVista. Потом началось развитие корпоративных и тематических порталов, бизнес-порталов, интеллектуальных бизнес-порталов и т.д. Возникли такие, например, мощные сервера, как ZDNet (вычислительная техника), eGroups (общение в группах по разным темам), FileForum (новинки П.О. в бета-версиях), Business Week Online (бизнес) и многие другие.

В 1999 году в Америке заговорили о том, что после бурного роста популярность порталов начала падать. Вот несколько мнений о причинах этого процесса.

PCDigest.net (по материалам Reuter, InfoWorld, Cnet) Май 23, 1999: "Постоянный рост количества информационных вебсайтов приводит не к возрастанию читательской аудитории в Интернете, а к уменьшении числа посетителей отдельных ресурсов. Исследование, проведенное компанией Media Metrix, показало, что такие сети, как Lycos, Go Network и Excite с марта по апрель потеряли значительное количество посетителей".

Bridget Leach, аналитик Giga Information Group: "По мере того как пользователи становятся более опытными в области веба, они все меньше нуждаются в помощи со стороны порталов. Теперь они заходят прямо на нужный им сайт".

Джим Лаудербек, директор ZDTV: "Сегодняшние порталы помогают искать и покупать. Но по мере развития программных средств и самих сетей такие функции все больше будет брать на себя интеллектуальное ПО (агент), что сделает узлы-порталы просто ненужными.

Для того, чтобы сделать покупку через Интернет, достаточно лишь указать, что вы хотите приобрести и сколько готовы заплатить. Если ваша цена продавца устраивает, интеллектуальный агент берет на себя роль посредника, согласовывает все детали сделки и доводит ее до конца. Едва ли понадобятся порталы и он-лайновым сообществам, которые будут создаваться вокруг общих интересов".

А в это время у нас в России процесс портализации только набирает ход. Ресурсы, которые хотели бы называться российскими порталами, лишь пытаются приблизиться к некоторым качественным параметрам западных порталов. Чтобы убедиться в этом, достаточно просто зайти на адреса: "Кирилл и Мефодий", "ИнфоАрт", RBC, Yandex , "Алгоритм", "Порт" и др.

В упомянутой статье Дэвида Лидски сделан грустный вывод: "Нет в России порталов... Примерно так можно сформулировать итоги наших попыток найти полноценный российский портал Интернета. Мы изучили почти два десятка известных поисковых систем, каталогов ресурсов, тематических узлов и пр., но, увы, хотя многие узлы достаточно близко подошли к реализации этой идеи, до логического конца ее не довел никто".

От лица простых пользователей хочется торжественно внести просьбу на рассмотрение уважаемым разработчикам Интернет-порталов по поводу каталогов: предоставьте, пожалуйста, НАМ выбор способа рубрикации с возможностью изменять структуру вложений разделов. Привейте древесной идее "проводника" принцип браузерской организации закладок (пусть тот, кому это надо, на экране сможет развернуть всю древесную структуру до последней ветки). И дайте ему на выбор несколько типов структурирования, чтобы он затем мог изменить и максимально удобно приспособить их для себя, любимого. Причем в каждом типе рубрикатора должны содержаться полностью все ресурсы, но взаимосвязи будут очевидным образом отличаться (например, одни сайты раздела "литература", посвященные книгоизданию, относятся к "бизнесу", другие - содержат художественные произведения и относятся к "искусству"). То есть нужны альтернативные варианты приоритетности связей между адресами сайтов и разделов в зависимости от целей пользователя.

Удобства такого портала для пользователя очевидны:

  • Можно сделать удобный собственный рейтинг ресурсов.
  • Создать новые разделы в соответствии с личными надобностями.
  • Удалить из рубрикатора те разделы, которые считаешь лишними, чтобы ускорить поиск по оставшимся ресурсам.
  • Хорошо бы иметь возможность запаролить вход на некоторые разделы (например, если в семье есть дети - на сайты "до 16")
  • Если нужно для дела - разделить сайты с первичной информацией (факты, авторские художественные произведения) и сайты с комментариями, мониторингами и рейтингами, т.е. вторичной информацией, грубо говоря, разнести: вот - сайты по теме раздела, а вот - обзоры и анализ этих сайтов.

И нельзя позабыть про выделение методологически важного раздела "о Сети как таковой".

Тот, кто первым предложит на рынке качественное воплощение мечты потребителей, будет увенчан лаврами славы и откусит кусок рынка.

И пусть нам всем станет хорошо!

А теперь анекдот из жизни актера Сени Фурмана.

В составе пассажиров, отлетающих за рубеж , он впихивается в автобус, который должен отвезти их к трапу самолета. В давке Сеню притискивают к высокому пузатому немцу. По мере усиления сдавливания немец все больше пучит глаза, багровеет и тужится что-то сказать по-русски. Наконец он с сильным акцентом громко говорит Сене: "Пусть... дадут... еще... автобус!" На что посреди ужасного шума и гама толпы приплюснутый к немцу Сеня тихо отвечает, глядя ему прямо в глаза: "Пусть!"

Надеюсь, ответ разработчиков веб-сервисов пользователям будет более действенным.

А к этой их работе еще привлечь бы и методологов-профессионалов да наших ученых-нетменов для создания "периодической системы элементов Интернета". Потребность в этом обусловлена тем, что простое наблюдение и накопление сведений грозит превращением этого процесса в бессмысленное коллекционерство, как предупреждал Л.Н.Гумилев, основоположник науки об этносах. А прогнозы на предстоящее развитие Рунета интересны не только простым пользователям, но и потенциальным инвесторам...

Пока же нам остается лишь сладко мечтать о том, как в ХХI веке все типы носителей информации соединятся в нечто этакое, управляемое голосом и имеющее вид, например, изящного аксессуара.

В преддверии 2000 года хочу пожелать всем творческих удач, великих свершений, и пусть у зеленой елки, как в песенке Буратино со старинной пластинки:

"Звуки музыки разливаются,
В вихре танца мы весело кружимся.
Что задумано, то сбывается,
Свет и счастье нас ждет впереди...."

Дополнительные ссылки по теме: