Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Gateway | Невод | Интер(офф)вью | Бессрочная Ссылка | НасНет | ГлобусНет | Интер(акти)вью | Дурацкий Музей | Кафедра | Русская сеть: истории | Конец прекрасной эпохи
/ Net-культура / < Вы здесь
Авторство реальное и виртуальное
Дата публикации:  17 Января 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати
Не умножай сущности без необходимости!
Уильям Оккам

Модель для сборки

С середины века значительные интеллектуальные ресурсы тратятся на демистификацию фигуры автора-авторства.

Но, несмотря на усилия французских интеллектуалов вкупе с интернациональными глянцевыми, персона автора показывает себя чрезвычайно живучей, непотопляемой. Находясь в цепах языка, говорим же мы: автор детективных романов Вася Иванов...

Попытаемся провести анатомическую работу, представить, из каких компонентов собрана фигура непотопляемого (нам современного) автора.

а) Автор - архаично-традиционная очевидность. У каждого Текста есть Автор (Вася Иванов, автор "Красного пистолета", не компилятор/плагиатор etc). Можно поразмышлять об археологии-генеалогии сей очевидности. (Не сейчас).

(Вывод: компонент а) - культурный атавизм.)

б) Автор - профессиональная принадлежность (Вася Иванов, писатель). Сейчас-то автор - не потому, что хочет вселенную сотворить, зудит у него в груди или иной части телесного, а оттого, что - становиться сталеваром, шахтером или риэлтером не позволяет внушительный интеллект, а оставаться рядовым интеллектуалом не рекомендует желудок, с упорством требующий наполнения (минимум трижды в день).

в) Автор - потенциальная торговая марка, лейбл ("Вася Иванов", автор бестселлера "Красный пистолет").

(Автор-исключительно-демиург, да тот бы от радости еще томик произвел, узнай, что к артефактам его гения имеют возможность прильнуть даже аборигены-папуасы. Автор же не-риэлтер готов Интернет за виртуализацию наработанного/виртуализацию (потенциально) заработанного в небытие повергнуть. Или имела место грамотная promotion-акция?)

г) Автор - агент неумолимого юридическо-экономического пространства(Вася Петров, налогооблагаемый гонорарополучатель).

(Вывод: компонент г) - нормативно-принудительный, творческие потуги сдерживающий.)

д) Автор-демиург (Вася Иванов, оригинальный и самобытный русский писатель. Самородок. Выходец из глубинки, уроженец деревни Средние Мымрики). Компонент д) в приличном обществе редко репрезентируем. Однако для морального поддержания отдельных авторов важен чрезвычайно - втихаря, под подушкой.

(Вывод: компонент д) - интеллектуальный атавизм.)

е) Автор - тот, чей продукт был представлен взору не-авторов, положен на прилавки и, возможно, приобретен покупателями - см. компоненты б) и в) (Вася Иванов, автор "Красного пистолета", изданного "Старым культурным пространством"). Благодаря пункту б) и мы имеем возможность преобразиться из сереньких не-авторов в богатеньких авторов.

(Вывод: компонент е) - селекционный, внешний автору.)

Кроме того, компонент е) имеет и метафизическую составляющую. В смысле метафизическом (с примесями психоанализа) автор вообще появляется только благодаря живой-нерушимой связи с читателем (изданного романа - с покупателем). Читатель/покупатель - лакановское зеркало, многозначительный Другой.

Пеlevi's

Теперь вспомним о том, что человечество имеет удовольствие вступить в свежий милленниум, так и не покинув пресловутого общества потребления. Консьюмеризм процветает (см. баннер, ниже-ниже, он явно что-то хочет Вам продать)! Идем дальше под аккомпанемент вездесущих слоганов.

Итак, памятуя о тотальности ситуации-баннера, заключаем, что искусство - не ради искусства, а ради денег (утверждение не аксиоматическое). Потому компонент в) в авторской натуре, должно быть, доминирует.

Автор, скромный труженик, - нормальная единица социокультурного механизма, призванного утолить жажду буквоедов/удовлетворить жажду автора. Автор, не претендующий на прибыльное кресло демиурга, довольствуется местом рядового товаропроизводителя. С этой точки зрения разница между лейблом Levi's и лейблом Пелевин не усматривается - и первый, и второй выпускают качественную продукцию (не super, но действительно качественную). Покупатель - субъект, чрезвычайно предсказуемый - качественной продукцией, как правило, доволен, а потому приобретает ее и впредь.

А еще Levi's покупают (в особенности - местные жители), потому что это Levi's. Потому что круто (говорят) и реклама хорошая. Но и наш Пелевин не отстает. Талантливо аранжирует свое авторство должной толикой энигматичности, вовремя появляется на экранах-страницах, и вообще грамотен и молодец. (Вот, разве что, малая у него псевдонимовалентность.

Но есть же г-н "Акунин", который и эту промашку учел!

Есть же "Маринина".)

Кстати, обратим внимание прозорливого читателя на некоторое, кажется, единство таких двух формально различных наименований продуктов, как книжная и глянцевая. Сообразительный читатель реагирует на чарующий импульс: Вася Иванов (автор "Красного пистолета"!), Playboy и - с живостью набрасывается на представленный продукт. Естественно, что нет читателю дела ни до Васи Иванова, ни до авторов Playboy'я (каковые тоже имеются). Разумеется, об этом осведомлены и Вася, и авторы. И если не разворотливый Playboy, то молодежный "Птюч" уважил-таки Оккама и авторство на своих страницах запросто отменил (авторы - те остались на информационной полосе). И никто, кроме авторов, революции не заметил. Читатели листают, дизайнеры-верстальщики довольны (одной напастью меньше).

(Наблюдательный читатель вправе указать на многозначительный компонент г). Ребята из налоговой полиции мистификаций не любят. Государство не должно быть обмануто! Действительно, компонент г) не способствует фантазмоотделению. Потому нормативно-принудительный.)

Схематично обрисованные выше компоненты - авторства "реального". Идентично ли "реальное" авторство "виртуальному"?

Трансформер

По порядку.

Начнем с виртуализации, работая острой "бритвой" британца, компонентов а) и д) как (см. выше) атавизмов, которым нет места в высокотехнологичном пространстве.

Рассмотрим теперь компонент е). Пространство необъятной Родины населяет огромное количество буквоскладывателей, которые авторами (представленными такими-то издательствами) не являются. Приходят к вершителям судеб редакторам-издателям, а те с мерзкой усмешкой в ответ: не наш формат, читателю будет неинтересно, покупатель не купит, - и проч. и проч. расстраивающие тружеников пера фразы. Осилить издание на собственные накопления не всякий труженик решится ("попадать" на деньги не хочется). Так и остался бы труженик тружеником, не появись, конечно, Интернет. За незначительную хостинговую мзду (а удастся - и бесплатно) закачиваем труды в Сеть и формально превращаемся в авторов. Но именно что формально: кипы Интернет-графоманства стоимость компонента е) значительно девальвируют - уж чересчур много авторов получается. Автор тождественен издателю - никакой селекции, цензуры (сетевые журналы-газеты - особый разговор).

(Простота, легкость и доступность виртуальной публикации упраздняет и компонент б). И риэлтер, и шахтер в часы досуга могут пестовать домашние странички. Набрасывать текстики без всякой претензии на профессионализм, пусть и выставленные на всеобщее побиение. (Хобби.))

Исчезают и метафизические глубины компонента е). Появятся ли у сетевого издателя обозреватели - то с достоверностью не известно. Можно обойтись и без ретроградной метафизики: есть продукт - когда-нибудь и покупатель появится (?).

Итак, компонент е) не сковывает полета творческого вдохновения, отсутствие скучного контроля позволяет творить в собственное удовольствие (ориентированное на лучшие образцы).

В виртуальное небытие отходит и компонент г). "Реальные" нормы и регулятивы в пространстве виртуальном (показывает практика) не только беспардонно нарушаются и игнорируются, не только не действуют и не могут действовать, так вообще не должны действовать! А виртуальных покамест нет. Заботливое государство на виртуального автора милосердно не обращает внимания. Что позволяет последнему не отвлекаться по нормативным мелочам и всецело отдаться процессу.

Остается компонент в), "реально"-доминирующий (нами с любовью описанный).

Если понизить виртуальную стоимость и компонента в), виртуальный автор окончательно сникнет и обратится в фантазматический мираж, абсолютно неинтеллигибельный. Потому виртуальную стоимость компонента в) повысим и заявим: да, лейбл-компонент - важнейший в деле становления виртуального автора!

Лейбл - (см. выше) обладает звучным именем, фантазией для производства качественной продукции и ей же для продукции продвижения. Знает как, почему, где и зачем, черновую работу вынося за скобки. (Джинсы Levi's шьются, естественно, в мастерских китайской провинции Гуаньчжоу - но покупателя зачем информировать об этом?) Лейбл, как и виртуальный автор (он же лейбл) - феномен чистого творчества, ничем не стесняемого (стесняющее - см. выше, за скобками).

(В русскоязычной Сети можно, к примеру, назвать такие лейблы как "Курицын" (в меньшей степени) и "Фрай" (в большей). Особенно чудовищен "Фрай", который просто Лейбл (а об остальном никому ничего неведомо). Но и "К", и "Ф" удачно конвертировались в Сеть из "реальности". Аутентичных сетевых лейблов - дефицит. )

Какова технология лейбл-производства? Предложим следующие пункты:

  • необходимо запастись звучным именем (типа "Фрай");
  • минимализировать лишнюю информацию (типа Вася Иванов, уроженец Средних Мымриков), соответственно, максимализировать мистический элемент;
  • максимализировать объем объективированной (в продуктах творчества) энергии;
  • необходимо принципиальное нежелание следовать сложившимся "реальным" творческим устоям (типа писать детективные романы о крутых разборках в деревне Средние Мымрики, следовать реальной конъюнктуре) (зачем им следовать?);
  • желание пользоваться-использовать сетевые преимущества - герметичность, прозрачность, демократичность, вездесущность, технические прибамбасы etc.

P.S. Продвижение лейблов делает жизнь насыщенней и неожиданней.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Ольга Горюнова, Петербург.ru: особенности Net-культуры и искусства /12.01/
Ситуация северной столицы отличается от московской в первую очередь наличием большого числа теоретиков, работающих над осмыслением виртуальной реальности. Идеологи новой реальности становятся своеобразными "центрами" арт-жизни, фокусируя и стимулируя net-активность.
Евгений Горный, Амфиблестрологические фрагменты /30.12/
Медитации на сетевые темы.
Евсей Вайнер, Встреча в верхах и ее последствия /30.12/
Российские министры понимают важность Интернета как информационного пространства. Но очень по-своему.
Линор Горалик, Новый Год для особо одиноких /29.12/
План празднования для тех, кого забудут дома
Ирина Терентьева, Идеальный портал: сладкая мечта пользователя /28.12/
Как рядовой пользователь Интернета, за три года работы в Сети я так намытарилась, пробираясь по гипертекстовым джунглям, по уши проваливаясь в информационную трясину и то и дело теряя ориентацию, что молчать о наболевшем больше нет никакого терпения.
предыдущая в начало следующая
Дмитрий Эссеринг
Дмитрий
ЭССЕРИНГ
dmess@mail.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки: