|
||
/ Net-культура / < Вы здесь |
Зачем конкурсам Академия? Дата публикации: 19 Января 2000 получить по E-mail версия для печати
ГИГАНТЫ СМИ И ОТЦЫ РУССКОЙ СЕТЕКРАТИИ Центральная новость западного Интернета последних недель, вне всякого сомнения -- покупка Тайм Уорнера Америкой Онлайн (АОЛ). Оказалось, что воздушные замки успешно материализуются. Первый титан Интернета благополучно конвертировал накачанные воздухом акции в золото. В драгоценный сплав материи и сознания, который каждый человек нашего (виноват, прошлого) столетия научен ощущать с детства: в средства массовой информации. Российский Интернет развивается медленнее, точнее даже не медленнее, а просто в ином направлении. Основные драмы разыгрываются не в сфере материально-денежной, но в сфере духовно-властной. Сверху спускают законы об Интернете и проекты регулирования сайтов. Снизу аврально возникают новые общественные организации. Так Россия обрела Интернет-Академию. Даже две.
Первого декабря 1999 заявили о своем существовании сразу две Академии -- Российская Академия Интернет (РАИ) и Всероссийская Интернет-Академия (ВИА). РАИ провела пресс-конференцию, где застенчиво позиционировала себя как аналог Американской Академии Киноискусств (той, которая Оскаров дает) и объявила об открытии нового сетевого конкурса Национальной Интел-Интернет Премии. РАИские перспективы пламенно воспеты апостолами-академиками: Это - пропаганда сети за ее пределами. Она (РАИ - Л.Д.) сделана для того, чтобы показать: сеть - это не хакеры и порнуха, это не тусовка квейкеров и не газета бесплатных объявлений. Сеть - это новости и искусство, это музыка и книга, это возможность общаться с тем, с кем тебе общаться приятно, это живой и красивый мир. Мир, к которому стоит стремиться. Мир, который считают достойным Капица и Кончаловский, Макаревич и Гребенщиков, Стругацкий и Горин - люди, чье мнение весомо для миллионов жителей России. Мнение-то, весомо. Если бы еще и доступ в Сеть стоил менее процента месячной зарплаты, как в США, все это можно было бы воспринимать всерьез. НЕКТО, ПОХОЖИЙ НА ЛЕСНИКА Чем бы ни закончилась попытка танцевать девицу И-нет под Газманова (весомого для миллионов коллегу Газманова акад. Завалишин по непонятным причинам утаил), очевидно, что на территорию сетевых конкурсов заглянул некто, похожий на медведя. Визит резко встряхнул рынок сетевых конкурсов. Медведь полез в малинник -- стало быть, ягода созрела. Просто так медведь спячку не прервет, и уж если он зашевелился, значит, есть, где развернуться. Нечто похожее случилось полтора года назад, когда на онлайновый рынок CD вторгся Amazon.com, притворявшийся до того книжным магазином. Нашествие Амазона поставило под угрозу будущее фирм CDNOW и N2K, специализировавшихся на торговле CD онлайн: нежданный гость в пять раз превосходил по капитализации рынка их обе, вместе взятые. Обеспокоенные аборигены пошли на слияние. Нынешней зимой в Рунете сложилась похожая ситуация. Появление Интела с амбициозной премией побудило существующие независимые конкурсы объединиться под эгидой Всероссийской Интернет-Академии (ВИА). В отличие от централизованной системы Интела с единой наградой, конкурсы ВИА сохраняют автономию. Конгломерат проектов ВИА в настоящий момент включает следующие конкурсы и группы конкурсов:
Пресс-конференция ВИА состоится сегодня, 19 января 2000. На ней выступят И.О. Президента, Марат Гельман, представители конкурсов-соучредителей и академики. Трансляцию пресс-конференции ведет РБК. Читателю может показаться странной аналогия между магазинами и сетевыми конкурсами. Разве конкурсы что-нибудь продают? Как это ни парадоксально, ответ утвердительный. Конкурсы оказывают участникам услуги. В обмен получают популярность, авторитет, возможность влиять на ситуацию в своей индустрии, а в перспективе -- рабочие места. Выход Амазон на рынок торговли CD и покупатели, и акционеры встретили с огромным энтузиазмом. Зато объединение CDNOW и N2K едва не было провалено собственными акционерами. Акционеры CDNOW подозревали своих директоров в уступках недавнему конкуренту в ущерб себе, а акционеры N2K своих -- в подыгрывании CDNOW. А руководства CDNOW и N2K действительно дали маху -- прошляпили появление Amazon на своей территории. Эпопея закончилась для них не то, чтобы фатально, но сегодня капитализия рынка Амазоном превосходит объединенную CDNOW/N2K уже не в двадцать раз, а в сто. Сходный феномен наблюдался при возникновении ВИА. К большому удивлению учредителей Академия встретила критику со стороны целого ряда приглашенных:
А Роман Лейбов основал пародийную вокально-аналитическую академию им Эдиты Пьехи.
Прозвучал и простой прямой вопрос: "Зачем мне ваша Академия?". ТРИ БОЛЬШИХ ПЛЮСА АКАДЕМИИ Итак, кому и зачем нужна академия? Почему вызывала такое раздражение идея "ежовой" академии? Большее даже, чем идея академии, спущенной сверху или сделанной непонятно кем. Судя по всему, боялись возникновения узаконенной элиты. Боялись своими руками возвести себе идолов. Вместо каталогов получить счетчики заслуг, вместо сообщества -- кланы, вместо проектов -- интриги. Разумеется, у каждого в академиях свой интерес. Одни видят в академиях посредников в переговорах с правительством, консультантов при законодательных органах (см. статью), других интересует защита авторских прав, третьи надеются провести свои конкурсы с большим размахом, четвертым просто нравится звание академика. Мне проще всего ответить на этот вопрос с позиции организатора сетевого литературного конкурса. Конкурс -- это завод. Фирма. И у конкурса, так же как и у фирмы, есть оптимальный размер. Присуждать миллион долларов за скучное стихотворение -- это безумие. Присуждать открытку -- это игра. Оптимальный размер для любого предприятия -- тот, при котором максимальна долговременая отдача на затраты. Исходя из опыта оффлайновых литературных конкурсов, можно предположить, что "наш уровень" -- это ежегодный призовой фонд в 10-20 тысяч долларов. Уровень, который делает затраты недоступными среднему жителю даже самой богатой страны, хотя и не слишком большими для крупной фирмы или организации. Поэтому в каждой стране на таком "рынке" удерживается обычно небольшое количество активных фирм-комитетов, которые обеспечивают достаточную известность участникам и престиж самой награде. Соперничество автоматически приводит конкурсы к этому оптимальному размеру. Если конкурс беднее, то его просто не заметят (коль скоро речь не идет о Гонкуровской премии со столетней историей). Если же конкурс, наоборот, чересчур расточителен, тогда он невыгоден спонсорам. В обоих случаях конкурс либо находит способ функционировать в оптимальном режиме, либо однажды выбывает из игры. Это все ужасно интересно, но где же взять столько денег? Времена Сталинских премий, увы, ушли в прошлое. Государство занято другими делами. Вариант номер один -- завещание предпринимателя. Нобель оставил хорошее завещание. Пулицер тоже. В Канаде инвестор Джек Рабинович недавно учредил премию в память о покойной супруге, Дорис Гиллер. По понятным причинам такой ресурс финансирования редок. Альтернативный вариант -- самореклама коммерческой компании. Такой, как "Букер-МакКоннелл". Третий вариант -- спонсор. Скажем "Смирнофф". Или Росбанк, финансирующий премию Академии Современной Российской Словесности. Спонсор платит. Хлопоты же обычно берут на себя общественные организации. В частности, шорт-лист английского Букера составляет Национальная Книжная Ассоциация Великобритании.
Звучит как приговор, не правда ли? Задачи неумолимо растут. Их невмоготу уже решать поодиночке. Мало того, в этот самый момент приходит конкурент такого размера, для которого все эти задачи -- на один укус. Нужно искать решения. Вполне реализуемое решение -- кооперация. Конкурсу выгодно стать частью целого, если это целое работает на конкурс. В частности, "Тенетам" статус академического конкурса и попечительство ВИА дает ТРИ БОЛЬШИХ ПЛЮСА:
+МАСШТАБЫ Единица - вздор, единица - ноль Автора помнят все. Девушки выражаются лаконичнее "большой -- лучше". Преимущества маштаба (economy of scale) -- это и есть то, ради чего конкурсы учреждали Интернет-Академию. Стань Интелом, оставаясь собой! Пользуйся всеми преимуществами крупного проекта -- на порядок более крупного, чем каждый из конкурсов-соучредителей -- и при этом не нужно самостоятельно дублировать все компоненты, не нужно вводить свои разделы "софт", "спорт" и "финансы". Превратись в одну из тех самых семи соломинок из притчи, которые в связке уже не сломать. В Интернет-Академии "Тенета" проходят через новый виток кооперации ("Тенета" и возникли как кооператив литературных онлайновых изданий). Кооперации теперь уже с публикациями более общего характера и с другими конкурсами. Так, без дополнительных затрат мы становимся большими. Интернет-Академию активно обсуждает пресса. РБК ведет прямую трансляцию с пресс-конференции. Выступление члена оргкомитета "Тенет-Ринет", Максима Кононенко, будет передано прежде недоступной для нас аудитории. В составе Академии мы можем участвовать в принятии важных решений, в частности по актуальной для нас проблеме авторских прав. Можем рассчитывать на поддержку сетевого сообщества в борьбе с пиратами. Наши победители становятся академиками. В одиночку все это было бы нам и не по зубам, и не по карману, да и времени на все никогда бы не хватило. +СИНЕРГИЯ Мы вплотную подошли к популярному понятию синергии. Разделяй труд и властвуй! Когда объединяются две фирмы, обычно говорят о потенциальной синергии результата. "Один плюс один" -- это больше, чем два. Система двух частей больше их механической суммы. Руки-ноги-голова в живом организме -- это больше, чем руки, ноги и голова отрубленные. Ключ к успеху: специализация частей и их взаимодействие в составе единого целого. Новая жизнеспособная фирма способна решать более сложные задачи, чем каждая из фирм-прародительниц по отдельности. Каждая из фирм имеет свою сильную сторону, свою специализацию, при соединении этих частей в целое возникает новое качество. С ходу можно назвать несколько очевидных задач, которые мы не смогли бы решить самостоятельно:
Мы экономим на избыточности и становимся эффективнее. Культивируется разделение труда. Мы специализацируемся на том, что умеем лучше ("core business"). Исчезает ненужное дублирование, исчезают затраты на это дублирование. Быть специализированной частью целого оказывается выгоднее, чем решать все вопросы самостоятельно. +СТАТУС То было материальное. Теперь о нематериальном. О славе. О престиже. Об авторитете. О понтах, если угодно. Здесь два аспекта: престижность премии у участников и авторитет конкурса среди спонсоров.
КОНКУРЕНЦИЯ КОНКУРСОВ И КОНКУРЕНЦИЯ АКАДЕМИЙ Сказанное выше относилось к стратегии. К перспективам и долговременным преимуществам. Теперь о тактике. Наши конкуренты -- а конкуренты есть и у литературных конкурсов -- несомненно, направят свои стопы как в РАИ, так и в ВИА. И далеко не факт, что их оттуда прогонят. Гораздо вероятнее -- поддержат. Люди-то все те же. Те же академики. А проекты -- хорошие. Полезные. Поэтому конкурсам нельзя медлить. Кооперироваться надо шустро. Но не стоит расслабляться и академиям. Конкуренция сопутствует академиям с момента их рождения, Целое хорошо работает тогда, когда согласованы части, и академии будут сильны своими проектами. И судить академии будут именно по по их проектам, по их эффективности в оказании Сети услуг, которые Сеть от них ждет. Это и правовые услуги, и представительские, и экономические, и информационные, и шоу-бизнес. Участие в академиях не требует эксклюзивов ни от частных лиц, ни от организаций. Так, ЕЖЕ-движение пригласило представителей как ВИА, так и РАИ, участвовать в конкурсе РОТОР++. Аналогично поступил и "Золотой Сайт". Будущее покажет, какая академия лучше справится со своими обязательствами. Заранее ясно одно: в условиях традиционно интенсивной в Сети конкуренции шевелиться придется обеим. СПИСОК ССЫЛОК
поставить закладку написать отзыв
|
delitsin@gunlab.com.ru |
|
||