Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Gateway | Невод | Интер(офф)вью | Бессрочная Ссылка | НасНет | ГлобусНет | Интер(акти)вью | Дурацкий Музей | Кафедра | Русская сеть: истории | Конец прекрасной эпохи
/ Net-культура / < Вы здесь
Зачем конкурсам Академия?
Дата публикации:  19 Января 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати
  1. ГИГАНТЫ СМИ И ОТЦЫ РУССКОЙ СЕТЕКРАТИИ
  2. НЕКТО, ПОХОЖИЙ НА ЛЕСНИКА
  3. ТРИ БОЛЬШИХ ПЛЮСА ИНТЕРНЕТ-АКАДЕМИИ:
    1. +МАСШТАБЫ
    2. +СИНЕРГИЯ
    3. +СТАТУС
  4. КОНКУРЕНЦИЯ КОНКУРСОВ И КОНКУРЕНЦИЯ АКАДЕМИЙ
  5. СПИСОК ССЫЛОК

ГИГАНТЫ СМИ И ОТЦЫ РУССКОЙ СЕТЕКРАТИИ

Центральная новость западного Интернета последних недель, вне всякого сомнения -- покупка Тайм Уорнера Америкой Онлайн (АОЛ). Оказалось, что воздушные замки успешно материализуются. Первый титан Интернета благополучно конвертировал накачанные воздухом акции в золото. В драгоценный сплав материи и сознания, который каждый человек нашего (виноват, прошлого) столетия научен ощущать с детства: в средства массовой информации. Российский Интернет развивается медленнее, точнее даже не медленнее, а просто в ином направлении. Основные драмы разыгрываются не в сфере материально-денежной, но в сфере духовно-властной. Сверху спускают законы об Интернете и проекты регулирования сайтов. Снизу аврально возникают новые общественные организации. Так Россия обрела Интернет-Академию. Даже две.

Первого декабря 1999 заявили о своем существовании сразу две Академии -- Российская Академия Интернет (РАИ) и Всероссийская Интернет-Академия (ВИА). РАИ провела пресс-конференцию, где застенчиво позиционировала себя как аналог Американской Академии Киноискусств (той, которая Оскаров дает) и объявила об открытии нового сетевого конкурса Национальной Интел-Интернет Премии. РАИские перспективы пламенно воспеты апостолами-академиками:

Это - пропаганда сети за ее пределами. Она (РАИ - Л.Д.) сделана для того, чтобы показать: сеть - это не хакеры и порнуха, это не тусовка квейкеров и не газета бесплатных объявлений. Сеть - это новости и искусство, это музыка и книга, это возможность общаться с тем, с кем тебе общаться приятно, это живой и красивый мир. Мир, к которому стоит стремиться. Мир, который считают достойным Капица и Кончаловский, Макаревич и Гребенщиков, Стругацкий и Горин - люди, чье мнение весомо для миллионов жителей России.
(dz online, 1 декабря 1999)

Мнение-то, весомо. Если бы еще и доступ в Сеть стоил менее процента месячной зарплаты, как в США, все это можно было бы воспринимать всерьез.

НЕКТО, ПОХОЖИЙ НА ЛЕСНИКА

Чем бы ни закончилась попытка танцевать девицу И-нет под Газманова (весомого для миллионов коллегу Газманова акад. Завалишин по непонятным причинам утаил), очевидно, что на территорию сетевых конкурсов заглянул некто, похожий на медведя. Визит резко встряхнул рынок сетевых конкурсов. Медведь полез в малинник -- стало быть, ягода созрела. Просто так медведь спячку не прервет, и уж если он зашевелился, значит, есть, где развернуться. Нечто похожее случилось полтора года назад, когда на онлайновый рынок CD вторгся Amazon.com, притворявшийся до того книжным магазином. Нашествие Амазона поставило под угрозу будущее фирм CDNOW и N2K, специализировавшихся на торговле CD онлайн: нежданный гость в пять раз превосходил по капитализации рынка их обе, вместе взятые. Обеспокоенные аборигены пошли на слияние.

Нынешней зимой в Рунете сложилась похожая ситуация. Появление Интела с амбициозной премией побудило существующие независимые конкурсы объединиться под эгидой Всероссийской Интернет-Академии (ВИА). В отличие от централизованной системы Интела с единой наградой, конкурсы ВИА сохраняют автономию. Конгломерат проектов ВИА в настоящий момент включает следующие конкурсы и группы конкурсов:

  • Конкурсы, которые проводит ЕЖЕ-движение: РОТОР++ и ЗРИ.
  • Золотой Сайт. Организатор конкурса, Михаил Вахтеров является автором идеи Интернет-Академии. Совместный проект с Интелом не сложился, тогда Михаил предложил сотрудничество ЕЖЕ-движению.
  • Золотой УРЛ -- конкурс некоммерческих сайтов.
  • Тенета-Ринет. Исторически первый и по-прежнему самый крупный сетевой литературный конкурс.

Пресс-конференция ВИА состоится сегодня, 19 января 2000. На ней выступят И.О. Президента, Марат Гельман, представители конкурсов-соучредителей и академики. Трансляцию пресс-конференции ведет РБК.

Читателю может показаться странной аналогия между магазинами и сетевыми конкурсами. Разве конкурсы что-нибудь продают? Как это ни парадоксально, ответ утвердительный. Конкурсы оказывают участникам услуги. В обмен получают популярность, авторитет, возможность влиять на ситуацию в своей индустрии, а в перспективе -- рабочие места.

Выход Амазон на рынок торговли CD и покупатели, и акционеры встретили с огромным энтузиазмом. Зато объединение CDNOW и N2K едва не было провалено собственными акционерами. Акционеры CDNOW подозревали своих директоров в уступках недавнему конкуренту в ущерб себе, а акционеры N2K своих -- в подыгрывании CDNOW. А руководства CDNOW и N2K действительно дали маху -- прошляпили появление Amazon на своей территории. Эпопея закончилась для них не то, чтобы фатально, но сегодня капитализия рынка Амазоном превосходит объединенную CDNOW/N2K уже не в двадцать раз, а в сто.

Сходный феномен наблюдался при возникновении ВИА. К большому удивлению учредителей Академия встретила критику со стороны целого ряда приглашенных:

Сегодня я вижу, как тусовка инсайдеров желает набить морду Кончаловскому и Гребенщикову за то, что те покусились на слово Интернет. Вместо того, чтобы сказать - о, блин, а дело-то хорошее, Интернет пропагандировать.

Или от того, что Капица возьмет у Интела приз и даст его выбранному Гагиным лучшему сайту у Делицына убудет? Ах, слово Академик сперли... в морду их, в морду.

(dz online, 1 декабря 1999).

А Роман Лейбов основал пародийную вокально-аналитическую академию им Эдиты Пьехи.

Прозвучал и простой прямой вопрос: "Зачем мне ваша Академия?".

ТРИ БОЛЬШИХ ПЛЮСА АКАДЕМИИ

Итак, кому и зачем нужна академия? Почему вызывала такое раздражение идея "ежовой" академии? Большее даже, чем идея академии, спущенной сверху или сделанной непонятно кем. Судя по всему, боялись возникновения узаконенной элиты. Боялись своими руками возвести себе идолов. Вместо каталогов получить счетчики заслуг, вместо сообщества -- кланы, вместо проектов -- интриги.

Разумеется, у каждого в академиях свой интерес. Одни видят в академиях посредников в переговорах с правительством, консультантов при законодательных органах (см. статью), других интересует защита авторских прав, третьи надеются провести свои конкурсы с большим размахом, четвертым просто нравится звание академика.

Мне проще всего ответить на этот вопрос с позиции организатора сетевого литературного конкурса. Конкурс -- это завод. Фирма. И у конкурса, так же как и у фирмы, есть оптимальный размер. Присуждать миллион долларов за скучное стихотворение -- это безумие. Присуждать открытку -- это игра. Оптимальный размер для любого предприятия -- тот, при котором максимальна долговременая отдача на затраты. Исходя из опыта оффлайновых литературных конкурсов, можно предположить, что "наш уровень" -- это ежегодный призовой фонд в 10-20 тысяч долларов. Уровень, который делает затраты недоступными среднему жителю даже самой богатой страны, хотя и не слишком большими для крупной фирмы или организации. Поэтому в каждой стране на таком "рынке" удерживается обычно небольшое количество активных фирм-комитетов, которые обеспечивают достаточную известность участникам и престиж самой награде. Соперничество автоматически приводит конкурсы к этому оптимальному размеру. Если конкурс беднее, то его просто не заметят (коль скоро речь не идет о Гонкуровской премии со столетней историей). Если же конкурс, наоборот, чересчур расточителен, тогда он невыгоден спонсорам. В обоих случаях конкурс либо находит способ функционировать в оптимальном режиме, либо однажды выбывает из игры.

Это все ужасно интересно, но где же взять столько денег? Времена Сталинских премий, увы, ушли в прошлое. Государство занято другими делами. Вариант номер один -- завещание предпринимателя. Нобель оставил хорошее завещание. Пулицер тоже. В Канаде инвестор Джек Рабинович недавно учредил премию в память о покойной супруге, Дорис Гиллер. По понятным причинам такой ресурс финансирования редок. Альтернативный вариант -- самореклама коммерческой компании. Такой, как "Букер-МакКоннелл". Третий вариант -- спонсор. Скажем "Смирнофф". Или Росбанк, финансирующий премию Академии Современной Российской Словесности. Спонсор платит. Хлопоты же обычно берут на себя общественные организации. В частности, шорт-лист английского Букера составляет Национальная Книжная Ассоциация Великобритании.

Линор 
      Горалик, Сергей Рыжков, Антон Носик
Линор Горалик, Сергей Рыжков, Антон Носик
Летом 1999 перед "Тенетами" встал вопрос о своем Смирноффе. Начали искать титульного спонсора. Вскоре в роли Смирноффа согласился попробовать силы московский провайдер "Ринет". И вот теперь свой Смирнофф у нас есть. Даже безалкогольный, не вызывающий нареканий. Суммарный призовой фонд (более десяти годовых дайлапов для победителей) вполне сравним с букеровским.

Жюри по именитости не уступает букеровскому. Церемонии тоже почти букеровские: И там, и тут сюртуки в бабочках и с баджами. Экс-премьеры речи толкают. Полная идиллия!

А теперь крик души участника:

Ваш протеже занял первое место. А что дальше? Что и кому Вы доказали? Ничего и никому. ... Кто из победителей "Тенет" прошлых лет вышел в мир со своей вещью, победившей в конкурсе и получил там признание? Настоящее признание. Только не говорите, что это Баян Ширянов :)))
Сергей Кириенко
Сергей Кириенко

Звучит как приговор, не правда ли? Задачи неумолимо растут. Их невмоготу уже решать поодиночке. Мало того, в этот самый момент приходит конкурент такого размера, для которого все эти задачи -- на один укус. Нужно искать решения. Вполне реализуемое решение -- кооперация. Конкурсу выгодно стать частью целого, если это целое работает на конкурс. В частности, "Тенетам" статус академического конкурса и попечительство ВИА дает ТРИ БОЛЬШИХ ПЛЮСА:

  1. Масштабы
  2. Синергию
  3. Статус

+МАСШТАБЫ

Единица - вздор, единица - ноль
Один, даже если очень важный,
Не поднимет простое пятивершковое бревно,
Тем более дом пятиэтажный.

Автора помнят все. Девушки выражаются лаконичнее "большой -- лучше". Преимущества маштаба (economy of scale) -- это и есть то, ради чего конкурсы учреждали Интернет-Академию. Стань Интелом, оставаясь собой! Пользуйся всеми преимуществами крупного проекта -- на порядок более крупного, чем каждый из конкурсов-соучредителей -- и при этом не нужно самостоятельно дублировать все компоненты, не нужно вводить свои разделы "софт", "спорт" и "финансы". Превратись в одну из тех самых семи соломинок из притчи, которые в связке уже не сломать.

В Интернет-Академии "Тенета" проходят через новый виток кооперации ("Тенета" и возникли как кооператив литературных онлайновых изданий). Кооперации теперь уже с публикациями более общего характера и с другими конкурсами. Так, без дополнительных затрат мы становимся большими.

Интернет-Академию активно обсуждает пресса. РБК ведет прямую трансляцию с пресс-конференции. Выступление члена оргкомитета "Тенет-Ринет", Максима Кононенко, будет передано прежде недоступной для нас аудитории. В составе Академии мы можем участвовать в принятии важных решений, в частности по актуальной для нас проблеме авторских прав. Можем рассчитывать на поддержку сетевого сообщества в борьбе с пиратами. Наши победители становятся академиками. В одиночку все это было бы нам и не по зубам, и не по карману, да и времени на все никогда бы не хватило.

+СИНЕРГИЯ

Мы вплотную подошли к популярному понятию синергии. Разделяй труд и властвуй! Когда объединяются две фирмы, обычно говорят о потенциальной синергии результата. "Один плюс один" -- это больше, чем два. Система двух частей больше их механической суммы. Руки-ноги-голова в живом организме -- это больше, чем руки, ноги и голова отрубленные. Ключ к успеху: специализация частей и их взаимодействие в составе единого целого. Новая жизнеспособная фирма способна решать более сложные задачи, чем каждая из фирм-прародительниц по отдельности. Каждая из фирм имеет свою сильную сторону, свою специализацию, при соединении этих частей в целое возникает новое качество.

С ходу можно назвать несколько очевидных задач, которые мы не смогли бы решить самостоятельно:

  • Промоушн победителей в онлайне и оффлайне

    Сегодня феномен деления на "сетевую" и "профессиональную" литературу существует, несмотря на то, что это полный абсурд. Это просто означает, что у большинства литераторов пока нет доступа в Интернет. А у тех, кто, скажем так, познал радость выхода в Сеть, нет контактов с профессионалами.

    Но конкурс не подключает к Интернет всех-всех-всех. Не издает газет. Не берет на работу. У него нет своего рекламного агентства. У Академии все это либо есть уже, либо однажды будет. Вообще, процедура наведения мостов между оффлайном и онлайном - это практически ежедневная работа. Когда конкурс объявляет 75 победителей, и обязуется всех их рекламировать онлайн, получается ежедневный сервис: с тем надо интервью взять, этот на радио выступит, тот выпустил книжку -- надо порекламировать. Разумеется, доступ ко всем этим каналам рекламы у конкурса ограничен. У Академии он неограничен.

    Естественно, нам очень выгодно, чтобы конкурс проводился под эгидой Интернет-Академии, чтобы церемонии "Тенет" были приурочены к академическим церемониям, чтобы наши победители могли знакомиться с сетевыми звездами, и наоборот, чтобы академики знали, что делается в сетевой литературе, а литераторы знали академиков, знакомились, устраивались на работу и т.п. Пресловутую задачу контакта между онлайном и оффлайном несравненно легче решать сообща. Здесь проявляются хорошо известные в экономической науке "network externalities" -- сетевые эффекты. Они действуют как цепная реакция. Чем больше сеть, тем она полезнее. Чем больше людей установили телефон или факс, тем полезнее телефон и факс каждому из них. Чем больше новых людей и фирм подключается к Интернету, тем полезнее Интернет своим пользователям. Чем больше новых людей участвует в системе сетевых конкурсов, тем полезнее сами конкурсы.

  • Защита авторских прав

    Проблема защиты авторских прав -- одна из самых серьезных в Интернете. Особенно для литераторов. Достаточно вспомнить недавний шумный процессс: Сорокин-Чернов. Озаботиться вопросом соблюдения авторских прав пришлось с первого же дня, когда я начал складывать на ftp чужие тексты. Потому что это ЧУЖИЕ тексты. С самого начала Интернет-сообщество признавало авторские права создателя на произведение в электронной форме. Разбирательства между авторами были и в Тенетах, к счастью, их удалось быстро разрешить. За два года ЕЖЕ-движение накопило значительный опыт практического решения проблем авторского права (Доска Позора), в основном связанного с копией чужого дизайна веб-сайтов. Постоянно возникают прецеденты. Мы надеемся использовать и опыт и механизмы наших коллег.

  • Хостинг

    "Тенета" не могут хостить все интересные литературные проекты: у нас нет опыта, мы не специализируемся в хостинге. Может быть, хостить проекты было бы даже очень для нас здорово, но мы не умеем. В Академии же есть люди, для которых хостинг -- повседневная работа, и которые его предоставляют интересным проектам бесплатно. Так бесплатный хостинг на днях получила энциклопедия саратовского самиздата.

  • Скрипты

    "Тенета" получают доступ к бесчисленным благам других проектов, например, к программному обеспечению: интерактивное общение, голосование, номинация работ, сводки новостей.

  • Информация

    "Тенета" получают доступ к информации коллег. Например, к результатам голосований по тому или иному вопросу.

Мы экономим на избыточности и становимся эффективнее. Культивируется разделение труда. Мы специализацируемся на том, что умеем лучше ("core business"). Исчезает ненужное дублирование, исчезают затраты на это дублирование. Быть специализированной частью целого оказывается выгоднее, чем решать все вопросы самостоятельно.

+СТАТУС

То было материальное. Теперь о нематериальном. О славе. О престиже. Об авторитете. О понтах, если угодно. Здесь два аспекта: престижность премии у участников и авторитет конкурса среди спонсоров.

  • Престиж

    Призы Интернет-Академии почетнее призов кооператива онлайновых издателей. Это, следствие масштаба. Большой -- он всегда более уважаемый, чем мелкий. ВИА придает премии "Тенета-Ринет" академический статус. Это крайне ценно для участников -- участники получают академические премии. Просто гораздо приятнее участвовать в конкурсе, который проводится под эгидой Интернет-Академии. Это значит, что конкурс уважаем и известен.

  • Надежность

    К моральному удовлетворению участников плюсы не сводятся. Есть и гораздо более материальные плюсы. Авторитет Академии страхует конкурс. Академический статус помогает вести переговоры. Например, договариваясь о сотрудничестве с журналом "Русская Мысль", я прямо указывал, что "Тенета-Ринет" являются академическим конкурсом. И это действует. Люди уважительно относятся к слову "Академия".

    В результате увеличивается число и размеры призов. Кстати, в оффлайне давно делают то же самое. Существует конкурс на премию имени Аполлона Григорьева. Его проводит так называемая Академия Русской Современной Словесности" (АРСС). Никем не назначенная, самозванная академия из активных литературных критиков. Академический статус и приз от АКБ "РОСБАНК" -- это помогло АРСС придать своей премии соответствующий статус, вес, известность. В конечном счете все это досталось авторам. Увесистый приз, например. Он вдвое "толще" Букеровского -- 25 тысяч долларов.

    Получил на днях письмо: "Здрасте, пишет Вам такой-то, участник конкурса, хочу книжку издать, но денег нет, я безработный, не подскажете ли, как найти спонсора?" Народ дикий. Но Интернет дает ненулевой шанс даже безумцам. Шанс устроиться, шанс найти инвестора. Инвестора, кстати, тоже легче найти через Интернет-Академию. Не говоря уже о работодателе. Человек пять у нас устроилось через контакты в Интернет-среде. Нелитературные.

    Так что по поводу того, что слово "Академия" совсем украдено, Завалишин заблуждается. Не совсем. Еще можно оттяпать кусочек. И я хочу, чтобы авторам "Тенет" тоже перепал кусочек материальных благ от красивых слов "Академия" и "академический".

КОНКУРЕНЦИЯ КОНКУРСОВ И КОНКУРЕНЦИЯ АКАДЕМИЙ

Сказанное выше относилось к стратегии. К перспективам и долговременным преимуществам. Теперь о тактике. Наши конкуренты -- а конкуренты есть и у литературных конкурсов -- несомненно, направят свои стопы как в РАИ, так и в ВИА. И далеко не факт, что их оттуда прогонят. Гораздо вероятнее -- поддержат. Люди-то все те же. Те же академики. А проекты -- хорошие. Полезные.

Поэтому конкурсам нельзя медлить. Кооперироваться надо шустро. Но не стоит расслабляться и академиям. Конкуренция сопутствует академиям с момента их рождения, Целое хорошо работает тогда, когда согласованы части, и академии будут сильны своими проектами. И судить академии будут именно по по их проектам, по их эффективности в оказании Сети услуг, которые Сеть от них ждет. Это и правовые услуги, и представительские, и экономические, и информационные, и шоу-бизнес. Участие в академиях не требует эксклюзивов ни от частных лиц, ни от организаций. Так, ЕЖЕ-движение пригласило представителей как ВИА, так и РАИ, участвовать в конкурсе РОТОР++. Аналогично поступил и "Золотой Сайт". Будущее покажет, какая академия лучше справится со своими обязательствами. Заранее ясно одно: в условиях традиционно интенсивной в Сети конкуренции шевелиться придется обеим.

СПИСОК ССЫЛОК

  • Всероссийская Интернет-Академия (ВИА).
  • Российская Академиа Интернета (РАИ).
  • Вынесет ли двоих Боливар Российской Сети? Интервью Алексея Ковалева с Антоном Никитиным (РАИ) и Александром Малюковым (ВИА).
  • ЕЖЕ-движение. Содружество онлайновых периодических изданий, соучредитель ВИА. Проводит целый ряд конкурсов.
  • Тенета-Ринет. Старейший сетевой конкурс, соучредитель ВИА. русской литературы.
  • Золотой Сайт. Как явствует из названия, это конкурс Web-сайтов.
  • Золотой УРЛ. Конкурс некоммерческих сайтов.
  • Смирнофф-Букер. Ведущая российская литературная премия.
  • Booker Prize. Ведущая литературная премия в Великобритании и странах Содружества. Спонсор: Booker McConnell Ltd. Призовой фонд - 26 тысяч фунтов стерлингов. Главный приз - 21 тысяч фунтов стерлингов. Авторы, которые попали в шортлист, получают по тысяче долларов. Администрируется Национальной Книжной Ассоциацией Великобритании (аналогия с Академией, не правда ли?). На приз имеют право претендовать граждане Великобритании, стран Содружества, Пакистана или Южной Африки. В этом году впервые был присужден автору второй раз.
  • Страница, посвященная "Букеру". Академия Русской Современной Словесности" (АРСС).
  • The Giller Prize. Канадская литературная премия. Присуждает 25 тыс. канадских долларов автору лучшего канадского романа или сборника рассказов. Учрежден в 1994 венчурным капиталистом из Торонто, Джеком Рабиновичем в честь покойной супруги, литературного обозревателя, Дорис Гиллер.
  • Нобелевская премия. Не требует пояснений.
  • Пулицеровская премия. Ведущая американская премия в журналистике и литературе. Присуждается в соответствии с завещанием 1904 г. издателя Джозефа Пулицера. С 1999 принимает номинации от онлайновых газет.
  • Amazon.com. Интернет-супермаркет. Начал как книжный магазин.
  • CDNow. Онлайновый продавец CD. См. также обзор, где обсуждает слияние CDNow и N2K.

поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Дмитрий Эссеринг, Авторство реальное и виртуальное /17.01/
Лейбл, как и виртуальный автор (он же лейбл) - феномен чистого творчества, ничем не стесняемого. Продвижение лейблов делает жизнь насыщенней и неожиданней.
Ольга Горюнова, Петербург.ru: особенности Net-культуры и искусства /12.01/
Ситуация северной столицы отличается от московской в первую очередь наличием большого числа теоретиков, работающих над осмыслением виртуальной реальности. Идеологи новой реальности становятся своеобразными "центрами" арт-жизни, фокусируя и стимулируя net-активность.
Евгений Горный, Амфиблестрологические фрагменты /30.12/
Медитации на сетевые темы.
Евсей Вайнер, Встреча в верхах и ее последствия /30.12/
Российские министры понимают важность Интернета как информационного пространства. Но очень по-своему.
Линор Горалик, Новый Год для особо одиноких /29.12/
План празднования для тех, кого забудут дома
предыдущая в начало следующая
Леонид Делицын
Леонид
ДЕЛИЦЫН
delitsin@gunlab.com.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки: