Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Gateway | Невод | Интер(офф)вью | Бессрочная Ссылка | НасНет | ГлобусНет | Интер(акти)вью | Дурацкий Музей | Кафедра | Русская сеть: истории | Конец прекрасной эпохи
/ Net-культура / < Вы здесь
Потребители контента, или Скромное лицемерие демократии
Дата публикации:  1 Марта 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Главными темами последнего форума в Давосе были развитие Интернета и генетика. Что касается Интернета, мировых лидеров беспокоил среди прочего цифровой разрыв1. Отставание менее развитых, в том числе и европейских стран в области информационных технологий. Недостаточная, по сравнению с США, охваченность информационными сетями. США при этом принимается как образец, к которому рекомендуется стремиться.

На фоне стремительного развития интернет-технологий регулярно сообщают о слияниях в сфере масс-медиа и Интернета. Мощная тенденция к объединению ресурсов очевидна. Будущее за индустрией поставки контента потребителям.

Больше контентов хороших и разных

Найти русский эквивалент слову "content" сложно. Буквально - "содержание". По сути - смесь всего, что льется с экранов и страниц, весь поток образов, информации и эмоций. Стремление контролировать этот поток и есть цель подобных слияний.

Самнер Редстоун, глава компании Viacom, включающей в себя 16 телекомпаний, среди которых MTV, Nickeldeon и Paramount Pictures, говорил, что в конкуренции на медийном рынке победителей определит, "как всегда, не система доставки, не так называемая информационная супермагистраль, а способность добывать, создавать, упаковывать, продвигать и продавать по всему миру информацию и развлечения". Ему же принадлежат слова: "Что действительно нужно потребителю - так это большой выбор, простота пользования и высококачественное программирование за умеренную цену. И мы, производители, должны ублажать своих потребителей от колыбели до могилы"2.

Лидер на рынке масс-медиа должен предложить потребителю все, что тот пожелает: спорт, новости, музыку, фильмы, шоу, и т.д. и т.п. Чем разнообразнее контент, тем шире круг потребителей. Интернет же является средством, которое в перспективе может доставлять потребителю любой продукт - фильм, музыку, новости, любую информацию, кроме того, через Интернет можно совершать покупки, производить оплату, говорить по телефону и так далее. Практически любое действие, большинство из которых - потребление в той или иной форме, может совершаться через Интернет.

Молодые компании в этой сфере изначально универсальны. Так, существующий лишь несколько месяцев Pacific Century CyberWorks, капитализация которого уже составила $21 млрд., предполагает заниматься развитием инфраструктуры с использованием спутниковой связи и предоставлять максимум услуг - от мобильной связи до виртуального шоппинга3.

Теневая нравственность

В отношении Америки в связи с тенденцией централизации контроля над контентом приходит в голову забавная аналогия. Американское общество известно своей политкорректностью и пуританством. Негра следует называть афро-американцем, толстого нужно называть метаболически ограниченным. Недавно у сети универмагов Kroger вышел конфликт с журналом "Cosmopolitan". Посетители жаловались, что надписи на обложке типа "20 поз, которые заставят потерять рассудок" или что-то в этом роде, нежелательно видеть детям. Сошлись на том, что журнал разместят в специальных стендах, где будет видно только название.

При этом всем известно, что в США безумное количество порнографических сайтов на любой вкус, с любыми меньшинствами, права которых так ревностно оберегаются. В виртуальном пространстве слова, запрещенные на публике, имеют право на существование. Причина сей политкорректности не в человеколюбии, а в страхе судебного преследования. Забавно, но Интернет в этом смысле напоминает наши кухни в застойные годы. Это место, где можно делать и говорить то, что хочется, но нельзя в социальной реальности.

Сеть как поле ненавязчивой власти

Советские спецслужбы ночами не спали, чтобы знать, что происходит на кухнях, в головах, за парадным фасадом. Оказалось, что можно сделать проще - разрешить говорить и писать все и контролировать СМИ - так гораздо эффективнее - можно не только контролировать, но и формировать общественное мнение.

С этой точки зрения Интернет критически важен, так как предоставляет доступ не к парадному фасаду общества, а к действительной внутренней начинке каждого.

Контроль контента тем и хорош, что ввиду разнообразия последнего обеспечивает доступ почти к каждому члену общества. Объединить все в одном флаконе и получить над этим флаконом контроль чрезвычайно заманчиво. Любой может там взять все, что душе угодно. Хочешь сериал - пожалуйста, хочешь Бергмана - пожалуйста, хочешь футбол - вот кнопочка, Чайковского - вот другая. Это удобно и нужно потребителю и еще более удобно владельцу флакона. Всегда и про каждого можно знать практически все: круг потребления, круг интересов и так далее. Это дает возможность мягкого, практически незаметного манипулирования.

Становится понятным, почему интернет-провайдеры, такие как AOL, бешено дорожают. Они в той же степени значимы, влиятельны и перспективны, как сейчас и в недавнем прошлом наши бумажные и телевизионные СМИ, в которых дозволено говорить все что угодно. Вспомните баталии наших медийных магнатов.

Чем закончился у нас разрыв между кухонной культурой и официальной - известно. Существует мнение, что перестройка началась тогда, когда по телевизору стали говорить то же, что и на кухне.

Ожидать ли нам в недалеком будущем чего-то похожего от мирового лидера?

Особенности национальной охоты

В России Интернет пока еще не стал действительно массовым. Большинство пользователей - люди с высшим образованием - то есть аудитория, менее подверженная влиянию. Интернет, в том числе и по этой причине, не рассматривается пока как серьезный рекламный носитель, главная ударная сила пока - телевидение.

Интернет дает уникальную возможность сочетать массовость с индивидуальностью. В любом виде рекламы идет борьба за внимание потенциального потребителя. Посещаемый сервер вне зависимости от тематики и рентабельности оценивается по числу пользователей, изученности параметров аудитории и их качеству. При этом можно сохранить индивидуальный подход. Например, некоторые из наиболее посещаемых почтовых серверов содержат дополнительные сведения о зарегистрированных пользователях - кроме пола и возраста, есть информация о вкусах, предпочтениях, симпатиях, увлечениях и прочее. Такую информацию другим способом, да еще в массовом порядке добыть трудно. Сколько такая информация может стоить, тоже объяснять не надо. Всем нужная услуга, в частности, электронная почта, используется для привлечения к ресурсу максимального числа пользователей. Информация о них и само их внимание становятся капиталом.

В перспективе нам не избежать повторения процессов и тенденций, происходящих сейчас в тех же США. Конечно, чтобы Интернет стал средством доставки любого контента, нужны качественно другие линии связи, но это подробности.

Оптимистическая нота

Во всем этом есть момент, который не может не радовать. Само стремление контролировать контент и доставку говорит о том, что индивидуальность человека принимается как факт. Невозможно всех подогнать под одну гребенку и подобрать универсальный контент, который подошел бы всем. Все разнообразие содержаний контролировать невозможно, и потому единственный способ контроля - контроль носителя и доставки.

Примечания

1. См: "Сегодня" 2 февраля, 2000.

2. Цит. по: Юрий Сапрыкин. Старость меня дома не застанет // "Компания", 1999, #42.

3. См. сообщение в журнале "Эксперт", 2000, #4


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Евсей Вайнер, Из истории сетевых скандалов. 4. "Компромат" разбушевался /28.02/
Закрытие (с последующим ренессансом) сайта "Компромат.ру" - не результат происков спецслужб, а талантливая рекламная акция.
Ольга Горюнова, Автор в зубах у "плохой машины" /22.02/
Произведение искусства, приобретая статус информационного продукта, позволяет художнику бесконечно восстанавливать свою идентичность путем варьирования, воссоздания и уничтожения произведений.
Андрей Травин, Вольному - воля и FreeDiskSpace /21.02/
Десятки миллионов людей хранят свою электронную почту, закладки, ежедневник на удаленных интернет-серверах. Теперь приходит время хранения в Сети многомегабайтных архивов.
Андрей Травин, Второй завтрак с Биллом Гейтсом /18.02/
Репортаж об официальной презентации Windows 2000 и несколько фактов об этой новой ОС.
Линор Горалик, NЕТос и ТаNЕТос /15.02/
Чем больше я размышляю на тему смерти лейблов, тем сильнее мне начинает казаться, что умирать в Сети, должно быть, интереснее, чем жить. Пора задуматься о достойном методе очищения киберпространства от мертвых тел.
предыдущая в начало следующая
Сергей Лынов
Сергей
ЛЫНОВ
lynoff@mail.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки: