Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Gateway | Невод | Интер(офф)вью | Бессрочная Ссылка | НасНет | ГлобусНет | Интер(акти)вью | Дурацкий Музей | Кафедра | Русская сеть: истории | Конец прекрасной эпохи
/ Net-культура / < Вы здесь
Голый б. факшн как штык литературных технологий: История Элен Демиденко
Дата публикации:  6 Марта 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Немало разных книг на белом свете:
Есть клеветницы и уродцы есть

Самед Вургун

Эту статью я начал писать полтора года назад, и тогда же бросил. С одной стороны история героини казалась крайне занимательной и поучительной, но с другой феномен успеха Элен Демиденко не был мне в то время окончательно понятен. Элен Демиденко
Позапрошлой ночью я мечтал о визите Элен Дарвил. Точнее, Элен Демиденко. Высокая, красивая. Длинные светлые волосы. Обтягивающие голубые джинсы. Украинская эмблема на рубашке. Неулыбающаяся. Прекрасная. ( Прикоснуться к Элен Д. )

Попытки объяснить механизм рискованной акции, которая принесла Элен Демиденко славу самой скандальной австралийской писательницы, не выглядели убедительно. Потребовались время, новые события, новая атмосфера для того, чтобы во-первых, история Демиденко стала выглядеть проще, понятнее, актуальнее и привычнее, а во-вторых, и роман и автор предстали, если и не типичным, то по крайней мере вполне закономерным явлением "контемпорари арта".

Несколько громких процессов над глубокими стариками то в одном, то в другом конце света, этнические и религиозные конфликты, выборы, фальсификации, разноцветный пиар и имиджмейкинг -- все эти бесчисленные материальные и виртуальные ручьи слились в бурный информационный поток и принесли с собой осязание сложной и драматической реальности.

  • В Латвии осужден на шесть лет 77-летний Василий Кононов, участник ликвидации группы "самообороны" и герой ВОВ (Кононов пустил под откос 16 эшелонов с гитлеровцами). Владимир Путин предлагает Кононову российское гражданство . В Израиле Союз Ветеранов Второй мировой войны принял в защиту Кононова заявление.
  • Испания, Бельгия, Швейцария и Франция требуют выдать 84-летнего Пиночета, ролевую модель "железной руки". Рука разбитого инсультом экс-диктатора одряхлела и, только теперь позволила себя схватить. В Чили фонд Пиночета требует отпустить старика восвояси. Эксперты, как один, предлагают оставить Пиночета в покое.
  • В Швейцарии поймали 87-летнего Мориса Папона, который сотрудничал с гитлеровцами при правительстве Виши, в частности, депортировал в концлагеря евреев. После войны Папон много лет возглавлял Парижскую полицию, был министром внутренних дел Франции.
  • В Америке казнили 62-летнюю"черную вдову", психически не совсем нормальную, в прошлом успешно застрелившую двух мужей, третий уцелел. Феминистки маршировали, "Международная аминистия" призывала, обозреватели грозили немилосердному губернатору Джорджу Бушу-младшему поражением на выборах.
  • В Канаде депортировали 84-летнего Конрада Калейса, бывшего надзирателя Саласпилса. Калейс, австралийский гражданин, в течение тридцати пяти лет жил в Америке, где сколотил миллионное состояние, торгуя недвижимостью, прежде, чем был депортирован. В Австралии он, однако, чист перед местными законами, хотя газеты и требуют его посадить.
  • Современные германские власти начали выплачивать компенсацию жертвам нацизма.
  • И даже 83-летнего Дантеса, как сообщает Григорий Горин, едва не настигла карающая длань великого пролетарского писателя.

Двойственность понятий о законе и морали выпукло сформулировал недавно Виталий Третьяков: "правила игры" в мире создают сильные, а выполнять их заставляют слабых. Сами же сильные в случае нужны (угрозы своим интересам) эти правила нарушают.

Эта двойственность порождает конфликты и смятение, внешие и внутренние. Каждый узел ≈ гордиев, узел этот кто-нибудь разрубает мечом тяжелым, но недостаточно наточенным, и не слишком решительно, поэтому редко разрубает до конца, так что обрывки узлов продолжают болтаться здесь и там, никогда не будучи развязаны окончательно. Тем временем круговорот силы в природе идет своим чередом: силушка уходит, железные дровосеки ржавеют и маслица просят, власти меняются, полицейских комиссаров ловит Интерпол, премьеры ротируются, кто без особых потерь, а кого сажают, прокуроры и гендиректора штурмуют собственные офисы, пересаживаются в кресла законодателей и даже баллотируются в президенты.

Добавим еще к этому неизбежно активную роль журналистов, сценаристовкинорежиссеров ≈ как в квантовой механике исследователь не может ничего узнать о частице, кроме ее официальных пресс-релизов, не воздействуя на нее активно, не возмущая ее поведение и не нарушая гармонии, так и

журналист, призванный быть посредником между происходящими событиями и моими органами чувств, сам не просто становится событием и заполняет собой все сообщения, но и невероятно эти события провоцирует!
Михаил Визель: О культурологии и дышле в деле Бабицкого

Монтаж и плагиат не только приравниваются к штыку ≈ равняются на штык. По Сети бродят виртуальные тени известных людей, кощунствуют, угрожают. Хакеры ломают крупнейшие сервера и вбрасывают черные метки.


Ваше мнение по поводу процессов над престарелыми преступниками?

Меня это мало касается.
Для преступлений против человечества нет срока давности.
Бессмысленно наказывать стариков, да еще и 50 лет спустя.
Каждый случай требует отдельного рассмотрения.
Интереснее рассмотреть ситуацию с историко-культурологических позиций.

Посмотреть результат, не голосуя


САМЫЙ СКАНДАЛЬНЫЙ АВСТРАЛИЙСКИЙ РОМАН

Она тонка, но праведный удар свой
Обрушила на грузные тома.

Самед Вургун

Роман "Рука, подписавшая бумагу" можно приобрести онлайн. Издатель сообщает о нем следующее:
Роман Элен Демиденко "Рука, подписавшая бумагу" рассказывает историю Виталия, украинского крестьянского мальчика, который пережил разгром родной деревни и семьи сталинским коммунизмом. Виталий приветствует приход нацистов в 1941-м году и добровольно вступает в эсэсовский батальон смерти, чтобы жестоко отомстить тем, кого считает своими гонителями.
Kurt_Franz После войны герой романа, Виталий ≈ в первой редакции ≈ Демиденко, во второй ≈ Коваленко ≈ эмигрирует в Австралию. Ныне (действие романа происходит в 1983 году), семидесятилетнего старика, его ожидает суд за геноцид евреев в годы второй мировой войны. Двенадцатилетняя рассказчица, Фиона, находит треблинские фотографии дяди Виталия в эсэсовской униформе. Таково начало. Приведу комментарии читателя:
У меня есть пара любимых моментов, ≈ про то, как в 33-ем году, когда власть русских и жидов в Киеве окрепла, - в киевских парках появились таблички "Собакам и украинцам вход воспрешен!"
И о том, как украинские дети ненавидели в 33-34-м годах своих русских одноклассников, за то, что у тех были на ногах белые гольфы с хорошими резинками,- и не сползали, и сосиски в их завтраках вкусно пахли, а у бедных украинских детей гольфы сползали и сосиски не пахли.
Но самая моя любимая история ≈ это о том, как, в 32-м году украинского кулака вытаскивали из хаты, где-то под Шепетовкой, чтобы отправить в Сибирь, ≈ а он орал "Да здравствует Теодор Рузвельт!"

(Маша Нестерова. Из записи в гостевой книге ЛИТО им. Стерна)

Как справедливо отметило жюри, присудившее роману приз Майлз Франклин, молодая писательница "проявила экстраординарное творческое воображение в процессе создания книги". Свежий сруб экстраординарной клюквы ≈ пятьдесят колец семейной истории ≈ стал для общественного сознания долгожданным вещдоком, причем настолько убедительным, что Демиденко выиграла три и даже почти четыре крупнейших австралийских литературных премии и получила грант на создание следующего романа. Ее ждали, как ждали мессию в начале эры:

Элен Демиденко получила премию за "Рука, подписавшая бумагу", потому что она была:
  1. Женщина;
  2. С "этнической" фамилией;
  3. Потому, что книжка была на так называемые малтикультуралистские темы, которые в Австралии понимаются приблизительно в том же ключе, что и "Союз пятнадцати республик-сестер" в былые времена. То есть она была местным поэтом Джамбулом, переведенным Светловым.
Приказ в том году вышел ≈ дать премию бабе. Да представительной - 24-летняя блондинка, с распущенными длинными волосами, в украинской сорочке и узкой-узкой черной юбке, подчеркивающей змеиные бедра.

(Маша Нестерова. Из записи в гостевой книге ЛИТО им. Стерна)

Блондинка с бедрами в самом деле была, о чем свидетельствует вдохновенная фантазия, ссылка на которую помещена в правом верхнем углу этой заметки. Но изложим историю по порядку. Начнем с хэджиографии ≈ идеализированной биографии молодой звезды. Вот что рассказывала о себе сама Демиденко.

Элен родилась в 1971-м году и провела детство в г. Логан к югу от Brisbane, (штат Квинслэнд), в простой "мультикультурной" семье: ирландка-мать, неграмотный таксист-отец с типичным украинским именем "Марков Демиденко" и безымянная "Баба":

В прошлом году я выступала на неделе писателей "Warana Writer's Week". Моя Баба, несмотря на свой плохой английский, приехала на конференцию для "моральной поддержки". Читая, даже сняв очки, я не могла отвести от нее глаз: натруженные руки, сложенные на коленях, косынка...
Отдадим должное вкладу Элен в пропаганду австралийской литературы ≈ единственная ссылка на фестиваль "Warana Writer's Week", которую можно разыскать на WWW ≈ это как раз упоминание в речи Демиденко .

Дряная девчонка, не раз заставлявшая бедную Бабу плакать, Элен не ходила в украинскую школу. Маленькая дикарка избегала и "Пласт" ≈ украинскую молодежную организацию, по наивности считая ее фашистской. Посредственные отметки, симпатичный бойфренд-хорват (читай: мальчик из семьи бедных малограмотных эмигрантов), мечты о работе в сверкающем универмаге ≈ так прошло отрочество замкнутого, необщительного долговязого кенгуренка.

Пожалуй, это ≈ самый проникновенный текст Элен, который мне попался:
Ребята из моего двора не становились писателями. Грамотность выглядела подозрительно, и любой грамотей получал презрительную кличку "интеллигент". Мы сидели в высокой траве между общагами и играли в войну в каркасах брошеных автомобилей. На спор мы бегали через шоссе и тырили пакеты хлопьев и бутылки Кока-Колы из магазинчика Фэн-Ю. Мы справляли поминки каждые две недели; родители называли их "днем рождения граненого стакана", "днем ракии" или "пивным днем" ≈ в зависимости от национальности. По субботам мы ходили на футбол, махали родительскими флагами. Смотрели телик, ели беляши, и обсуждали кто кого трахает, и за что Избегович сломал нос своей жене".

Когда в 1993-м году Элен выиграла приз Australian/Vogel, потрясенный папаша-таксист выдул такое количество водки, что стюардессам пришлось затаскивать его на самолет. Но это было только началом.


Считаете ли вы имидж Элен Демиденко удачным?
Мне все равно.
Да, она попала в самую точку.
Так себе.
Нет, это неудачный имидж.
Какое отношение это имеет к литературе?

Посмотреть результат, не голосуя


БРИЛЬЯНТОВЫЕ СТУПЕНИ КАРЬЕРЫ

Такие книги создаются редко,
И жить им не мгновенья, а века.
Самед Вургун

  • 1993 - 22-летняя Элен Демиденко выигрывает свой первый приз, "Australian/Vogel", присуждаемый крупнейшей австралийской газетой "The Australian" авторам не старше 35 лет за неопубликованные романы. Денежная сумма составляет 15 тысяч австралийских долларов. Кроме того победивший роман обычно публикует издательство Allen and Unwin . Тут возникли первые проблемы: прочитав "Руку, подписавшую бумагу", редактор издательства, Линн Сигал, впервые в жизни отказалась от выполнения служебных обязанностей. Но это еще был не скандал.
  • 1994 - Элен с медалью заканчивает университет штата Квинслэнд .
  • 1995 - Приз "Майлз Франклин" самый крупный и самый престижный австралийский литературный приз с 1957-го года. Это местный Нобель весом в 30 тысяч долларов (приблизительно такую же сумму составляют крупнейшие российские литературными премии). Волей ли случая или в силу некой закономерности менталитета австралийских пишущих дам, сама Майлз Франклин, опубликовала свой первый роман в начале века (1901) тоже в возрасте 22 лет и назвала его "My brilliant carreer" ("Моя блестящая карьера"). Роман симулировал автобиографию, в качестве каковой и был принят читателями. Позже смущенная Франклин запретила переиздавать роман аж до истечения десяти лет после своей кончины. А состояние свое завещала австралийской литературе в форме ежегодных призов.
  • 1995 - Золотая медаль Ассоциации Изучения Австралийской Литературы. Судьи восхищены "захватывающим исследованием ненависти и насилия начала века и середины двадцатых, которое объясняет как обычные мужчины и женщины сотрудничали с нацистами и совершали невиданные зверства против евреев во время немецкой оккупации Восточной Европы. Величайший успех книги состоит в волнующем воскрешении обыденности зла".
  • 1995 - Роман "Рука, которая подписала бумагу" выдвигают на литературный приз премьера штата Виктория за первую книгу.
  • 1995 - Грант на создание второго романа, "Архитектор".
  • Элен Демиденко сообщает о поступивших угрозах физической расправы.
Всего в Австралии продано более 50 тысяч экземпляров "Руки, подписавшей бумагу". Не так уж и много по российским меркам. Однако, не следует забывать, что в Австралии в восемь раз меньше читателей, чем в России. Так что австралийские пятьдесят тысяч ≈ это русские полмиллиона. Таковы тиражи новых романов Александры Марининой.


Какая из следующих гипотетических книг имела бы шанс повторить успех "Руки, подписавшей бумагу"?
Н. В. Кононова-Малиновская: Мой отец ≈ партизан.
Морис Папон: Записки полицейского комиссара.
Антонио Ривера: Дневник адьютанта Пиночета.
Томас Роули: Последняя исповедь Черной Вдовы.
История скандальных подделок.

Посмотреть, не голосуя


ФАТВА

Вот Каутский, истолкователь хилый
Вот Шейдеман, вот безымянный "ман"
Что ж! Великан не встанет из могилы,
Не привлечет к ответу за обман.
... Несет он знамя правды. Ярко блещут
Прожекторов разящие снопы.

Самед Вургун

После присуждения "австралийского Нобеля" начался уже реально крупный скандал. Для привлечения Демиденко к ответу за обман восстала из могилы сама, Майлз Фрайклин, мирно усопшая за тридцать лет до "Руки, подписавшей бумагу". Бывший лечащий врач покойной учредительницы приза, член еврейской коллегии депутатов Нового Южного Уэльса, доктор Бен Хейнман, обвинил роман Демиденко в "оправдании этнической группы, обвиняемой в кровавых преступлениях против евреев." Чрезвычайно оскорбительная книга, заявил доктор, замарала память Майлз Франклин, сам приз, и всех его бывших и будущих лауреатов.

Элен легко парировала обвинения в антисемитизме, ссылалаясь на семейные воспоминания, в частности, на историю о том, как ее собственную семью репрессировали комиссары-евреи. Свой роман она назвала "факшн", то есть "фикшн", опирающийся на факты. На голую б... правду и личный опыт. А в одном из телевизионных интервью рубанула сплеча, мол ее ≈ эмигрантку украинского происхождения ≈ коробят суды над преступниками Второй мировой.

Со стороны историков и политиков посыпались обвинения в перекраивании истории. Но против правды не попрешь, кроме того писатель ≈ не историк. Писатель имеет право на художественный вымысел. И как справедливо замечали литературные критики, антисемитизм мальчика Виталия не означает еще антисемитизма самой Элен: "Не могу согласиться, что роман ≈ антисемитский. Его повествование en abime и его полифония делают подобные заявления в лучшем случае наивными" (Дон Андерсон).

Элен не морализует и не пишет мелодрам. Стиль "Руки" ≈ "аэропортное чтиво" ≈ сухой, сжатый. Содержание, как заповедовал Самед Вургун, определяет форму: ужасы Холокоста вызывают немоту, значит, стиль призван выразить эту немоту.

И этим голым факшном Элен саданула по самой болевой точке австралийского общества, да и современной истории вообще, вызвав шквал статей и вопросов к книге, к автору и к самим себе: :

  • Кощунственные темы ≈ что это? Русская литературная традиция, унаследованная от украинских предков или современный нацизм? Где границы цензуры, свободы слова и творчества?
  • Есть ли правые и виноватые в вековых этнических конфликтах? Несет ли народ коллективную ответственность за преступления отдельной личности?
  • Суды над преступниками времен второй мировой войны ≈ справедливое возмездие или движение по порочному кругу абсурдной жестокости? Бессмысленный круговорот силы? Эсэсовцы ≈ монстры или жертвы обстоятельств? Что делать ≈ осудить беспомощных стариков или понять их и простить?
Сегодня в Австралии которую называют убежищем для нацистов, доживают свой век 400-800 преступников второй мировой войны. Здравствуют, насколько позволяет возраст ≈ средняя продолжительность жизни австралийца (мужчины) ≈ 77 лет . Австралийские службы безопасности в начале 50-х нанимали бывших работников гитлеровских спецслужб для борьбы с коммунизмом

Справа: Конрад Калейс, австралийский гражданин, торговец недвижимостью, миллионер, бывший надзиратель Саласпилса (30 тысяч жертв). Депортирован из США и Канады. В Австралии неуязвим, ибо чист перед законом.
Konrad Kalejs

Австралийская пресса восстала ото сна, и направила свои "прожекторов разящие снопы" ( на темные и вечные вопросы: коммунизм, нацизм, исторический ревизионизм, жидомасоны, еврейское лобби и тому подобное. В статьях публицистов и общественных деятелей прозвучали призывы к жюри, присудившему Элен приз "Майлз Франклин", подать в отставку, предварительно извинившись перед еврейской и украинской общинами Австралии. Жюри отказалось.

Выносить публичное суждение, а тем более присуждать "национальные" премии (избегая калькирования, следовало бы сказать "всенародные" или "общенародные", например "всеавстралийские" премии) в обществе, раздираемом конфликтами, вообще говоря, не является ни тривиальной, ни даже чисто литературной задачей. С кем вы, господа судьи? Представьте себе демократический конкурс современной литературы, где мирно соревнуются за приз в тридцать тысяч долларов мемуары узников Освенцима и эсесовских офицеров, политкаторжан и наркомов внутренних дел. Да еще и подделки под такие мемуары. Не рынок, на котором временами и вправду соседствует и то, и другое, а конкурс. Кому поручать судейство? Кто ≈ непререкаемый авторитет? Аятолла? Патриарх? Президент? Министр юстиции? Генеральный прокурор? Друзья истца и ответчика? Белые и черные? Кстати, современные расовые конфликты в Америке действительно пытаются разрешать суды, куда входят и белые, и черные присяжные.

Когда я только начал писать эту статью, как раз заканчивался сетевой литературный конкурс АРТ-Тенета'97 , где победил роман Бояна Ширянова, "Низший Пилотаж". Возмущенная сетевая общественность призывала судей отменить решение и извиниться перед матерями наркоманов и алкоголиков. Тем более выражая суждение о книгах о войне, о воспоминаниях ветеранов, судья всегда должен быть готов к всплеску негодования ≈ как одной, так другой конфликтующей стороны. Просто потому, что судья вплотную соприкосается с материями, которые принято почитать не обсуждением, но минутами молчания. Эстетика вступает в конфликт с этикой, судья должен выставить "оценку" книге, сомнению в несомненном, но в данном случае сомневаться не принято, сомневаться считается некрасивым, неумным и неэтичным. Судья заведомо кощунствует, оценивая "прекрасное" и "безобразное" в их непосредственном взаимодействии с "Добром" и "Злом", справедливостью и произволом.

Впрочем, Элен Демиденко ≈ не гений, и не злодейка.


Ваше мнение об истории Элен Демиденко?
Мне все равно.
Удачная художественная акция.
С нацизмом не шутят. Книга вредная, автор аморален.
Книга напомнила о реальной проблеме.
Пока недостаточно информации, чтобы определиться.

Посмотреть результат, не голосуя


Леонид Делицын. Голый б. факшн как штык литературных технологий: История Элен Демиденко. Часть вторая.

  • Обсудить статью на территории автора

  • поставить закладкупоставить закладку
    написать отзывнаписать отзыв


    Предыдущие публикации:
    Андрей Травин, Победа искусства над коммерцией: eToys vs Etoy /03.03/
    История одной виртуальной войны. Как сетевые художники на своем настояли, да еще и прославились на весь мир.
    Сергей Лынов, Потребители контента, или Скромное лицемерие демократии /01.03/
    Интернет напоминает наши кухни в застойные годы. Это место, где можно делать и говорить то, что хочется, но нельзя в социальной реальности.
    Евсей Вайнер, Из истории сетевых скандалов. 4. "Компромат" разбушевался /28.02/
    Закрытие (с последующим ренессансом) сайта "Компромат.ру" - не результат происков спецслужб, а талантливая рекламная акция.
    Ольга Горюнова, Автор в зубах у "плохой машины" /22.02/
    Произведение искусства, приобретая статус информационного продукта, позволяет художнику бесконечно восстанавливать свою идентичность путем варьирования, воссоздания и уничтожения произведений.
    Андрей Травин, Вольному - воля и FreeDiskSpace /21.02/
    Десятки миллионов людей хранят свою электронную почту, закладки, ежедневник на удаленных интернет-серверах. Теперь приходит время хранения в Сети многомегабайтных архивов.
    предыдущая в начало следующая
    Леонид Делицын
    Леонид
    ДЕЛИЦЫН
    delitsin@gunlab.com.ru

    Поиск
     
     искать:

    архив колонки: