Русский Журнал
/ Net-культура / www.russ.ru/netcult/20000307_it.html |
Женосеть в канун 8 марта Ирина Терентьева Дата публикации: 7 Марта 2000 (Интернетская-праздничная)Редактор рубрики "Net-культура" обратился ко мне с предложением написать к 8 марта "текстик про женосеть и вообще баб в сети, и чтобы не только про порно". По поводу последнего мне сразу вспомнились слова Александра Николаевича Житинского, заметившего еще в 1997 году в "Желтых страницах Интернет: отдых и развлечения": "Сказать, что в Интернете много эротики и секса - это значит ничего не сказать... Я думаю, что если поймать и раздеть всех женщин на Земле, их все равно окажется меньше, чем голых баб в Интернете". Поэтому, не затрагивая данный аспект ввиду его объемности, я постараюсь обобщить свой опыт веб-серфинга в том, что касается "Женосети", за последние три года. В начале 1997 года в ежегодном каталоге "Internet'97 Русские ресурсы" можно было найти лишь несколько адресов, имеющих отношение к данному вопросу. Например, сайт www.women.redline.ru с таким анонсом: "Women's WWW" - здесь нет тем, посвященных серьезным женским проблемам, таким как политическая активность, дискриминация и т.д. Зато есть поварское искусство, мода, косметика, прически┘ Все, что может быть интересно прекрасному полу в хорошем настроении". (Сейчас этот URL не отвечает, но его нынешняя реинкарнация - это, по-видимому, http://www.woman.ru). В том же 1997 году существовало небольшое количество сайтов, которые освещали упомянутые темы по отдельности: например, "Кулинар" , "Шейпинг" , "Косметика" и десяток электронных брачных агентств. А в начале марта 2000 года в свет вышел уже отдельный тематический каталог "Интернет-женщинам" , в котором представлено 911 ресурсов. (Подробнее о презентации каталога см. отчет Ольги Горюновой) Причем, это сайты только тех организаций, которые официально занимаются женской проблематикой (гендерными вопросами). За рамками каталога остались многочисленные и разнообразные неформальные тематические ресурсы, дамские сообщества, девичьи персональные странички и т.д. За три года рассматриваемая составляющая российского Интернета увеличилась в объеме не меньше, чем в сто раз. Обозреть всю широту горизонта в этой небольшой статье мне не удастся, я остановлюсь только на наиболее выразительных примерах. Для простоты изложения предлагаю рассматривать сетевые ресурсы исходя из следующих аспектов: то, что создано 1) ДЛЯ женщин, 2) ПРО женщин, и 3) сделанное САМИМИ женщинами (для всех). Есть, правда, проекты, совмещающие все три момента. Таковы, например, "Дамский клуб" или "Девичник" , но они предназначены для сугубо внутреннего употребления и представляют из себя цельные, замкнутые, я бы сказала герметичные целевые образования в духе уже упоминавшегося девиза "Все, что может быть интересно прекрасному полу в хорошем настроении". Гораздо более широкая задача у проекта "WWWoman" Ольги Таевской. Ценность сайта в том, что помимо еженедельно обновляемых статей, стихов, фотографий, здесь собрано порядка сотни линков на страницы, созданные женскими руками. Причем, есть не просто "Каталог всех женских ресурсов и страниц", а еще и "Рейтинг дамских Onlin-изданий". Другой пример: "Женская Информационная служба", основным направлением деятельности которой является сбор, хранение и распространение информации для женщин и о женщинах. В настоящее время служебная База данных содержит сведения о 2248 участницах женского движения, 1500 женских организациях и 172 событиях в женском движении, причем, на сайте размещена только проверенная информация, включающая сведения о женских СМИ и госструктурах, занимающихся вопросами положения женщин в России. Итак, по порядку: 1. Сайты ДЛЯ женщинСпециально для нас, любимых, создано множество узкоспециализированных сайтов, "от" и "до" посвященных какому-нибудь одному, но актуальному женскому вопросу. Несколько примеров:
Ну и проч. Особо хочется отметить сайт "Марио", который дает советы, как нам, женщинам, жить. Тут есть разделы с такими заголовками: "Здесь ты найдешь то, что интересует каждую барышню" Или: "Что надо знать о мужчинах". Не могу не процитировать: "Если женщина хочет, чтобы на нее не обращали внимания, то ей следует носить одежду, полностью закрывающее ее тело, и свободных форм, делающих ее бесформенным созданием". Бесподобный совет, спасибо, учтем. 2. ПРО женщинТот же Марио на другой половине своего сайта расположил ценную информацию для мужчин об искусстве общения с женщинами. ("Как нам лучше знакомиться, понравиться, снимать, понимать, жить и иметь все другие дружеские отношения с женщинами") Как видно, Марио - редкий специалист по весьма широкому кругу вопросов. А вот другой сорт сетевого проекта: "Девушки в сети", где, в частности, говорится: После многодневного лазания по русской части Интернета в поисках женского населения оказалось, что дизайном и вебмастерингом девушки и вправду почти не занимаются (ну, конечно, по сравнению с противоположным полом) и тогда родилась идея создать сайт, который рассказывал бы не просто о девчонках, расходующих свои интернет-часы на чаты, Аськи, Ирки и иже с ними, а о девчонках, реально создающих этот самый "русский нет". Поэтому на этом сайте будет представлена женская часть российского интернет-сообщества, занимающаяся веб-дизайном (web design), веб-мастерингом (web mastering), веб-программированием (web coding), веб-промоушеном (web promotion) и всяким прочим веб-креативом (web creating). По правде сказать, создатели сайта решают эту задачу несколько странно, на мой взгляд, но намерение похвально. Про девушек в Сетях виртуальных брачных агентств я писать не буду из принципиальных соображений. Напоследок, - особо циничный случай, яркий пример надувательства и нечистых помыслов. Какие-то ребята, юридически зарегистрированные на Кипре, предлагают юным привлекательным особам бесплатно поучаствовать в конкурсе "Мисс Интернет-2000" и получить за победу 20000 долларов. Условия - на сайте "Miss Internet 2000". Целевая аудитория сайта - девушки, охочие до участия в каких-нибудь конкурсах и "Меценаты", для которых приводятся особые инструкции: Чтобы Меценат подходил к голосованию разумно и взвешенно и одновременно мог выразить Участнице свои симпатии, ему дается возможность увеличить ставки на Участницу, ведя игру на Тотализаторе Казино Happy Chance Casino, где один голос (или одно очко) засчитывается при ставке в один доллар США. Без комментариев. 3. Сделанное САМИМИ женщинами (для всех)Этот раздел мне хочется посвятить наиболее интересным и самобытным представительницам русского веба. Вот некоторые из них, достаточно широко известные: Ася Патрышева, - одна из самых первых девушек-ФИДОшниц, появившихся в глобальной Сети, создательница легендарной странички "Кенга.Ру", и многих весьма популярных и полезных серверов, например: "Еда в Петербурге" и "Травел.ру". Ася - профессионалка с огромным опытом и безупречным вкусом. Настик Грызунова, почти бессменный автор обозрения "Невод" в Русском Журнале, ведущая колонки "Интернет" в "Вестях.ру", участница Еже-движения и т.д.. Настик со своим Интернет-подвижничеством - пример сочетания креативности, ума, обаяния и живой души. Неизвестно, как ей удается сохранять свой энтузиазм при написании такого огромного количества периодических сетевых обзоров, причем аж с октября 1996 года, когда она вошла в состав создателей "Журнал.ру" как редактор отдела новостей. Дарья Телегина, филолог по образованию, посвятившая себя воспитанию троих детей, ведет еженедельно обновляемый сайт "Мистика, история, религия" с начала 1997 года. Написала громадное количество статей об Интернете в офф-лайновой прессе. Образец беззаветного служения благородной просветительской миссии. Вика Виноградова, профессиональная интернетчица (авторский сайт в Интернете: www.ladno.com). Под ее руководством и при ее непосредственном участии осуществилась масса интернет-проектов , связанных с культурой и искусством, например, хрестоматийный англоязычный сайт "Russian Web Girls" . Оглянувшись на объемы этой статьи, я решила придушить соблазн рассказать еще про добрый десяток интернетчиц. Процент российских Интернет-пользовательниц на конец 1999 по данным Monitiring.ru составлял порядка 25% от общей аудитории (в числе тех, кто регулярно посещает Интернет и проводит там не менее 1 часа в неделю). В 1997 году, это были, в основном, те, кто профессионально имел отношение к компьютерам и Интернету. Приведу воспоминания того времени из своей давней статьи "Собирательный образ персонала провайдерской компании". ┘девушки, встречающиеся в провайдерских дебрях чаще всего редкостно остроумны, красивы и работоспособны. Само собой у них есть знание языков, ПК, ДП, БД, слепая десятипальцевая печать, сканирование, программирование и прочее, и прочее┘ В такой концентрации на 1 квадратный метр подобные представительницы слабого пола больше нигде не водятся: есть типические славянские красавицы с роскошной косой до пояса, есть спортивные по европейскому стандарту длинноногие и элегантные, есть миниатюрные златовласки с огромными голубыми глазами, загадочные и неуловимые. Заблудившийся в провайдерских отделах клиент, увидев, как одна из них, проходит мимо в шортах цвета хаки или кожаной мини-юбке, глубоко задумывается - зачем это, бишь, он сюда пришел?.. К нынешнему моменту количественный и качественный уровень описанных девушек в Интернете, разумеется, возрос, благодаря общему увеличению числа провайдеров и женского присутствия в Сети. Появились и другие типажи: секретарский состав большинства компьютеризированных офисов, начальницы подразделений, финансовые служащие, журналистки и т.д. По данным того же мониторинга за последнее время среди российских интернет-пользователей доля только домохозяек возросла до 2%, а это такая особенная мелочь, которая характеризует общие тенденции. Что я могу сказать своим соратницам по вебу? Явно недостаточно мы пока украшаем российский веб своим присутствием. Слабенько, сестренки. Надо осознать свои возможности и дружно привнести в этот мир больше красоты, уюта и добра. В канун праздника 8 марта, хочется пожелать: пусть мужчины посвящают нам новые сайты и вдохновляют нас на достижение дальнейших творческих успехов. С праздником, подруги! |