Русский Журнал / Net-культура /
www.russ.ru/netcult/20000320_lynov.html

Кевин Уорвик: cтальные руки-крылья, а вместо сердца пламенный мотор
Сергей Лынов

Дата публикации:  20 Марта 2000

Британский профессор Кевин Уорвик из Readings University ≈ один из пионеров в нелегком деле наведения мостов между берегами из белка и кремния. В августе 1998 года профессор привлек внимание публики небольшой операцией, за которую удостоился от хирурга, проводившего сие вмешательство, сравнения с Эдвардом Дженнером, заразившем себя в 1776 году оспой ради проверки вакцины.

Кевин Уорвик - профессор-киборг Профессор Кевин Уорвик считает, что пора готовиться к господству техники над человеком и примеряет "одежды" киборга.

Человек-машина

Ну, во времена борьбы с оспой и вода была мокрее, и звезды ярче, и хлопцы круче. Богатыри не мы. Кевин Уорвик прославился тем, что имплантировал себе на несколько дней устройство из электромагнитного контура и микрочипов, наподобие тех, что используются для отслеживания домашних животных.

Устройство, имплантированное в руку Уорвика взаимодействовало с датчиками, установленными там и сям в умном здании университета. При появлении Уорвика происходило много приятного ≈ распахивались двери, включался свет, компьютер говорил ему "Hello", сообщал количество пришедших по электронной почте сообщений, сам загружал все необходимые для работы первопроходца программы и прочее, и прочее. Имплант, вживленный в руку Уорвика

Деяние профессора вызвало некоторый резонанс в СМИ. Посыпались апокалиптические прогнозы относительно тотальной слежки, повальной имплантации, появления киборгов и грядущего господства роботов над людьми. Сам Уорвик вспомнил об образе Большого Брата из романа "1984" и сообщил, что некоторые правительства и компании уже подбивали к нему клинья, интересовались ходом эсперимента, перспективами, и делали нескромно-специфичные предложения. Сообщил также, что одна из целей его эксперимента ≈ показать, насколько реально воплощение в жизнь идеи тотальной слежки.

О перспективах эксперимента Уорвика с точки зрения медицины и возможностей идентификации личности высказывались практически все СМИ, уделившие внимание этому событию. Столько же, если не больше, говорилось об опасностях тотальной слежки и не таком уж далеком будущем, когда роботы перехватят пальму первенства у немощного человеческого рода. Повторять эти пересказы не вижу смысла. Желающие могут ознакомиться с описаниями эксперимента и соответствующими прогнозами, как журналистов, так и самого Уорвика по репортажам англо- и русскоязычных сетевых изданий (см. ссылки)

Хотелось бы уделить внимание более общим и, на мой взгляд, более интересным аспектам этого революционного шажочка.

Использование имплантов в медицине

В деле подселения к человеческому телу различных умных штуковин британский профессор далеко не первый. В медицинских целях электронные импланты используются еще с начала 1980-х, в частности, как сердечные стимуляторы. В последнее время имплантированные чипы участвуют и в функциях мозга и органов чувств.

Компания Advanced Bionics Corp., например, продает имплант Clarion, который работает как искусственное ухо. Сигналы от микрофона и речевого процессора передаются импланту, стимулирующему нервные окончания среднего уха.

В августе 1998 года компания Medtronic имплантировала устройство Kinetra Neurostimulator двум больным болезнью Паркинсона. Устройство представляло собой электростимулятор, блокирующий разряды, вызывающие тремор и прочие симптомы заболевания. По словам представителя компании Medtronic Джессики Столтенберг, в конце концов, подобные устройства можно будет имплантировать в мозг, чтобы помочь смягчить тяжелые расстройства, например, клиническую депрессию.

Таким образом, операция, проведенная Уорвиком, довольно проста по сравнению с передовыми разработками медиков.

О телесно-эмоциональном разрыве

Вот в чем Уорвик действительно является пионером, так это в оригинальном подходе к преодолению разрыва между Человеком и Компьютером. Между Человеком и Машиной. Между Живым и Мертвым. Между Живым и тем, что хотелось бы оживить.

Wired 8.02 Cover

Человечество очень упорно старается стереть, наконец, эту досадную грань. Пропасть между человеком и техникой не дает дерзким умам покоя. Когда-то эта область была в ведении фантастов, сейчас там орудуют практики. Лавры Творца, создающего себе подобное, не дают спать спокойно.

Эмоции ≈ один из факторов, кардинально различающих мир живого и мир техники. Техника чувствовать не может. Уорвик, правда, считает что может, но по-своему. Он справедливо полагает, что у роботов, которые превзойдут человека интеллектуально, будут свои мораль и ценности, которыми и будут определяться эмоции.

Однако, стоило бы обратить внимание на тот факт, что человек именно своими, человеческими, понятными ему эмоциями жаждет наделить рукотворные создания. За примерами далеко ходить не надо. Эта идея прослеживается во многих художественных и не очень произведениях с участием киборгов/роботов. Возьмем известный всем фильм "Приключения Электроника". Пожалуй, самый трогательный момент в фильме ≈ плач чудо-мальчика. Вот когда его создатель испытал все чувства триумфатора. Чинить карусели и играть в шахматы ≈ само собой разумеется, на то он и робот. А вот печаль, слезы... что может быть человечней! Вот он ≈ момент, когда робот стал человеком. Это похоже на момент утоления жажды, на разрешение страсти, присущей, по-видимому, всем, стремящимся создать умных помощников человека. Другой пример - фильм "Robocop" (1 или 2 ≈ не помню). Момент в конце фильма, когда на лице киборга появляется улыбка. Сцена вызывает ощущения, аналогичные вышеописанным. Машина как бы становится ближе, роднее, понятнее. К ней как-то сразу больше доверия и меньше страха.

Эмоции тесно связаны с телом. Это видно даже по описанию человеком эмоциональных состояний: "дыхание перехватило; внутри все похолодело; пот прошиб, в жар бросило и т.п." Качественно другое тело будет означать качественно другие эмоции. Будем ли мы вообще считать эти феномены эмоциями? Будем ли вообще догадываться об их существовании? Это представить-то почти невозможно. Да и кому это вообще интересны переживания срезаной травы или будущего Буратино?

Эмоция в человеческом понимании (именно переживание, а не ее внешнее проявления) недоступна рукотворным созданиям. Из этого вытекает, в частности, крупный недостаток виртуального общения. Отчасти это опять же следствие отсутствия тела в процессе. Тело, как инструмент коммуникации, в общении не участвует. Пальцы конечно участвуют, но как бы эмоционально вы ни стучали по букве "А", она останется буквой "А", она не станет больше или меньше, не станет ярче или жирнее. Ваша эмоция на знаке "А" никак не отразится. Общение осуществляется голыми словами, в которые каждый вкладывает свой смысл. Эмоции, чувства остаются за бортом, поскольку каналы для их передачи отсутствует. (Прошу прощения у любителей смайликов). Ввиду отсутствия тела отсутствуют мимика, жесты, запахи, позы, и прочие невербальные крики и шепоты, создающие фон и рамки вербального общения. Из-за отсутствия этих рамок происходят как приятные, так и неприятные вещи. Из приятного ≈ любителям влюбляться в образ предоставляется масса возможностей. Полет фантазии почти ничем не ограничен. Из неприятного ≈ что, кстати, бывает сплошь и рядом ≈ в реальности человек оказывается совсем не таким, как вы его себе представляли. Желающие ознакомится с исповедями жертв контраста реальности и виртуальности могут посетить сайт Wildxangel.

О полноте ощущений

Один из путей устранения этой вопиющей несправедливости ≈ совершенствование технологии, создание устройств, которые могли бы принимать и передавать тактильные, обонятельные и прочие ощущения, дополняющие картину целостного восприятия и сопутствующие вербальному потоку информации, направляющие его и ограничивающие. Представителями этого направления борьбы за полноту виртуального контакта являются, например, компании Immersion и Digiscent.

Immersion разработала технологию TouchSense и выпустила совместно с Logitech мышку, позволяющую каждое действие на компьютере сопроводить тактильным ощущением. Например, вы цепляете иконку и чувствуете ее вес. Меняете размер окна и чувствуете, как оно растягивается. Любители виртуального шоппинга получат возможность пощупать материальчик одежды при покупке через Интернет или, например, проверить, как ведет себя машина на поворотах.

Digiscent штурмует канал запахов и готовит к продаже линию продукции под общим названием Sweet, позволяющую передавать и воспроизводить запахи. В Sweet входят в частности софт ScentStreamTM, позволяющий создавать и воспроизводить видео или музыку в сопровоздении запахов. Синтезатор запахов iSmellTM ≈ железо, позволяющее воспроизводить различные запахи из цифрового кода. The SnortalTM ≈ вебпортал, позволяющий задействовать запахи. Посетив его, вы сможете, например, отправить письмо с запахом ≈ ScentMailTM, создать и зарегистрировать код запаха - ScentObjectsTM, создавать ароматическое сопровождение к фильмам и музыке.

Blue Eyes robot К этому же лагерю принадлежит и IBM. На выставке "IBM Fair 2000" компания представила робота PONG. Робот демонстрировал технологию BlueEyes, цель разработки которой ≈ позволить компьютеру, подобно человеку, оценивать ситуацию на основе зрительного, слухового и тактильного восприятия. Робот отслеживает движение глаз, мимику, следит взглядом за человеком и, потеряв человека из виду, способен изобразить скуку. Цель исследований ≈ позволить компьютеру распознавать состояние человека по мимике, частоте пульса, давлению крови и т.п.

( Кстати, запахи бесспорно картину дополняют, но от злостных волков, выдающих себя в виртуале за овечек, на мой взгляд не защищают. Пахнет, например, паренек в жизни потными носками, а вам вышлет фотку сопроводив CHANEL EGOISTE ).

Общая идея, лежащая в основе такой стратегии, традиционна ≈ совершенствование технологии. Научение компьютера и дотягивание его до человеческого уровня. Совершенствование машины с тем, чтобы ей становилось доступно человеческое. Это постройка моста с берега техники. Шаги в направлении превращения машины в человека. Эта же идея движет и труженниками на ниве создания искусственного интеллекта.

Чего хочет профессор Уорвик и какой ценой

Уорвик стремится к тому же. Он тоже хочет сделать эмоции и чувства доступными и понятными компьютеру. Хочет, чтобы чувства можно было передавать с помощью компьютера.

Но он делает шаг с противоположного берега.

Он делает шаг со стороны человека. Он меняет себя, чтобы быть понятнее компьютеру:

Следующий эксперимент, который мы предпримем ≈ подключение к нервной системе. Имплант снова будет помещен в руку, но на этот раз он будет принимать сигналы из моей нервной системы, передавать их компьютеру и наоборот. Компьютер будет способен передавать сигналы обратно. В самом деле потрясающе! Это не только открывает возможности управления компьютерами взмахом руки, но также, если посмотреть на двустороннюю связь, это дает возможность посылать сигналы из моей нервной системы через компьютер и Интернет в нервную систему другого и наоборот. Мы имеем ввиду, что сигналы двигательной и эмоциональной активности, равно как и другие, которые удастся изучить, будут передаваться от одной нервной системы к другой. Это будет происходить не как обычно, с помощью органов чувств, а напрямую. Электрические сигналы мозга через интернет будут передаваться в мозг другого. Так что вы будете способны заставить чувствовать людей то, что чувствуете вы, посредством имплантов и компьютеров.

Уорвик из себя, изнутри тела выделяет информацию в виде, доступном машине, а именно, в виде электричества и преподносит ей на блюдечке. Не машина мучается, разгадывая, например, по мимике эмоции, а профессор Уорвик носит в себе микросхемы. Не машина превращается в человека, а человек в робота.

Кевин Уорвик, таким образом, представитель техноморфизма в противоположность антропоморфизму.

О взаимности и инициативе

К рукотворному миру техники человек испытывает сложные чувства.

Одна моя знакомая не мыслит жизни без своей машины. Величает ее "девочка моя", считает ее своим продолжением и видит ее в снах. Это ее часть, ее оболочка существования. В ней хорошо, уютно, безопасно, привычно и комфортно. Она ее по-своему любит. Да и как можно оставаться равнодушной к тому, что так облегчает жизнь и оберегает от враждебного мира, мокрого снега и грязных тротуаров. К тому, что так безмолвно и беззаветно предано и всегда готово услужить. К тому, что без воображения было бы лишено характера. Как минимум, благодарностью проникаешься поневоле. Как максимум ударяешся в антропоморфизм. Мне кажется, что в глубине души ей иногда хочется взаимности. Какая-то ее доля уже, конечно, есть в самой безотказности и преданности (Tefal заботится о нас). Иначе человек не любил бы технику. Но все же... Другой знакомый был не на шутку расстроен тем, что в его компьютере сгорела звуковая карта. Я помню его лицо. Это было лицо родителя, у которого болен ребенок. Более озабоченным я его не видел. На вопрос "что это ты такой мрачный" он ответил: "у меня сгорела карта".

Современный человек смотрит на мир техники с восхищением и ненавистью, тоской и вожделением. В этом мире он обретает могущество. Он зависим от этого мира и бывает попадает к нему в заложники. Он его иногда боится, но чаще любит, и где-то в глубине души потаенно и осторожно воображает существование взаимности. Желает вызвать ответные чувства, стать ближе, стать понятнее друг другу.

Уорвик в этом смысле ≈ пример преданного, хоть и невротического влюбленного. Он меняет себя в угоду любимому обьекту. Вот Билл Гейтс, например, тоже, наверное, любит компьютеры, но не зря британская империя владела половиной мира. Нет в мягкотелом американце самоотверженности британского профессора. Воображение Гейтса, желающего установить бессловесную коммуникацию со своим мульти-баксовым домом, не пошло дальше специальных электронных булавок для себя и гостей.

Тысячи автолюбителей лелеят свои авто и наделяют их ласковыми именами. Приближаются к любимому обьекту, одушевляя его в воображении.

Уорвик не похож на этих слюнтявых мечтателей. Он человек дела. Его любовь красна поступками. Уорвик перевел вопрос в практическую плоскость. Изменил себя и обрел чувство понимания, близости и могущества от слияния с компьютером. Понимание бессловесное, по принципу:

".....я милого узнаю по походке..."

Лишившись контакта с могущественным электронным организмом, профессор Уорвик, подобно ребенку, еще не начавшему разделять мать и себя, теряет ту свою часть, что исполняет желания и способна изменять мир:

Я чувствую себя в единстве с компьютером, это как часть меня, которой не хватает, когда я не в здании ....... в моем доме я должен открывать двери и включать свет. Я не чувствую себя одиноким, но я не чувствую себя полным.

Компьютер, как искренне любящая женщина, узнает о вашем появлении без слов. По внезапному и безошибочному предчувствию, по верному импульсу, не оставляющему места неопределенности. Импульс этот, это предчувствие стало возможным и понятным благодаря усилию Кевина Уорвика. Совершив это усилие, можно не опасаться пренебрежения и забывчивости, не ждать поводов усомниться в своей значимости и забыть о страхе предательства. Компьютер не забудет поздравить вас с днем рождения, не перепутает количество сахара в кофе. Не охладит вино ниже, чем положено. Спросонья не назовет вас Джоном вместо Кевина.

Любить его проще, чем кошку. А сделав шаг навстречу, можно получить весь набор подтверждений взаимности. Согласно одной из версий, счастье ≈ это когда тебя понимают. Еще лучше ≈ если понимают без слов. Уорвик в этом смысле истинный кузнец своего счастья, хоть и начинающий.

Шаг вперед, два шага назад

Окинув взглядом (в меру своих скромных возможностей) историю человечества, не могу удержаться от мысли о том, что эксперимент и одержимость Уорвика ≈ признаки очередного витка отчуждения человека как от мира, так и от себя. На протяжении всей истории человечество отгораживалось от враждебного мира природы с помощью техники, и причем успешно. Человек создавал себе более уютный, более безопасный рукотворный мир. Техника была и инструментом, и самим этим миром, оболочкой существования, защищающей от враждебного внешнего. Лозунги типа "Человек - властелин природы" и идея покорения природы до недавнего времени были абсолютно актуальны.

И вот, наконец, этот уютный, безопасный, созданый для собственного комфорта мир создан. Сегодняшняя среда обитания ≈ среда техническая, почти полностью рукотворная. Казалось бы, победа.

Но и в этом мире человек не достигает гармонии и этот мир не дает ему чувства безопасности, хотя вроде как для этого создавался. Спокойствием не пахнет. Опасностей не меньше, чем в природном, от которого так долго убегали. Как не было единства с миром природным, так нет его и с миром рукотворным. Мир техники тоже чужд, тоже опасен, тоже непонятен.

Позволю себе процитировать замечательного, на мой взгляд, чешского писателя Милана Кундеру.

...Вспомним Аньес в лифте, что трясся, будто у него была пляска святого Витта. И хотя она разбиралась в кибернетике, однако, никак не могла объяснить себе, что творится в техническом мозгу этой машины, которая была столь же чужда и непроницаема для нее, как и механизм всех предметов, с какими она каждодневно соприкасалась, от маленького компьютера, поставленного у телефона до посудомойки.

Гете, напротив, жил в ту короткую пору истории, когда технический прогресс уже приносил жизни определенные удобства, но когда образованный человек еще способен был осмыслить все устройства, какими пользовался ......... Мир технических предметов был понятен ему и полностью открыт взору ........ Творчество Бетховена начинается там, где кончается великая Гетева середина. Оно размещается во времени, когда мир начинает постепенно терять свою прозрачность, мутнеет, становится непостижимым, мчится в неведомое, в то время как человек, преданный миром, бежит в самого себя, в свою тоску, в свои мечтания ......

М.Кундера. Бессмертие. Издательство "Азбука", 1999, стр. 86-87

И начинается движение в некотором роде вспять ≈ сначала человек менял мир под себя, вернее создавал мир для себя. Сейчас, когда этот мир создан, все равно есть ощущение чуждости. Возникают опасения, что и этот мир выйдет из-под контроля. Чувства близости, единства с миром как не было так и нет. Чтобы обрести его человек начинает задумываться, а не поменять ли себя?

Может это проще? Может это удобнее?

О среде обитания

Давняя идея изменения себя с целью приспособления к определенной среде (летать как птица, плавать как рыба) проявляется в случае Уорвика по отношению к новой среде обитания. Как уже говорилось выше, среда обитания современного человека по сути техническая. Человек спит на сделанной техникой кровати, просыпается от механизма-будильника, едет в автобусе, спускается в метро, поднимается на эскалаторе, сидит за компьютером, разговаривает по телефону. Он постоянно окружен техникой и изрядную часть времени находится в ее власти.

Этот мир хоть и пугает иногда своей сложностью и бездушностью, внушая некоторое почтение, но создан, все же, по законам, известным человеку. Эти законы, как все больше выясняется, не обьясняют полностью ни естественного мира, ни бытия самого человека, но обьясняют целиком и полностью любое техническое творение. Как бы ни был сложен компьютер, всегда есть его создатели, есть те, кто полностью (или почти полностью) понимают то, что происходит в нем. Мир техники, при всей своей сложности, проще естественного и при всей чуждости ≈ понятнее. В нем не может быть Неожиданностей, не может быть Непознаваемого. Все обясняемо причинно-следственными связями. Мир техники сложен, но именно постижимость этой сложности делает восторг по ее поводу доступным каждому, удобным карманным чувством. В этом восторге нет ощущения своей ничтожности, а есть гордость за достижения.

Заманчивое сочетание эффектной сложности с принципиальной обьясняемостью, предсказуемостью, подчиненностью и могуществом рождает своеобразную эстетику: электронную музыку (вспомним Kraftwerk), стиль техно в самом широком смысле. Это своего рода дополнения к технической картине мира, к функциональной рукотворной среде. Попытка распространить мир техники и понятные законы этого мира на сферу духа.

Страх господства роботов вытекает из рукотворности среды обитания и говорит, на мой взгляд, о ее чуждости природе человека. К миру техники, робот, вполне возможно, будет лучше приспособлен, а человек скорее всего проиграет, потому что сам поселил себя в чуждое для себя поле.

Это страх перед тем, что изначально, на уровне принципов существования, чуждо и несвойственно человеческой природе, и желание подстроиться - потому хотя бы, что принципы хоть и чуждые, но понятные. Грубо говоря, человек в создании техники преуспел гораздо больше, чем в познании себя. И из двух путей ≈ познавать себя или создавать для себя упрощенный, но чуждый мир и проспосабливаться к нему, ≈ выбирает последнее.

Об этой же редукции мира и человека до уровня физических и математических законов говорит и акцент на понятии intelligence. Согласно Уорвику, доминирующим положением в мире человек обязан интеллекту. Современный мир ≈ это продукт интеллекта, то есть частного и отнюдь не главного свойства человеческого существа. Им не исчерпывается человеческая природа. Ограничившись частью своей сущности и построив мир своего обитания на основе законов этого небольшого фрагмента, человек обрек себя на поражение.

Порабощение, которое предсказывает Уорвик, уже состоялось в самом его эсперименте.

Да и вообще с чего он взял, что в мире доминирует человек?

Материалы о Кевине Уорвике