Русский Журнал / Net-культура /
www.russ.ru/netcult/20000321_travin.html

Четвертый РИФ
Андрей Травин

Дата публикации:  21 Марта 2000

Ночью воздух над "Лесными далями" был прозрачен. Обширные, косо лежащие снежные поля простирались матово-белым полотном, и над ними ясным и маленьким кругом прокатывалась луна...

Во второй половине марта в названном пансионате состоялся четвертый по счету Российский Интернет Форум, который, как и всё в этом году, получил суффикс "2000".

Как выглядят "Лесные дали" днем, мне узнать так и не довелось - дневная программа форума была столь насыщенной, что планировать дневные прогулки даже не приходило в голову.

Участников мероприятия набралось около семисот человек, что заставляло докладчиков, в отличие от первых РИФов, объяснять и разъяснять некоторые понятия и события, которые в узком кругу сетевой тусовки не потребовали бы пояснений.

Больше всего запомнились на РИФ-2000 стройные длинноногие девушки в синих коротких платьях, ежедневно разносившие бесплатный колумбийский кофе. Это был щедрый подарок участникам форума от Дмитрия Рудакова, (со товарищи) который, вероятно, был охвачен желанием каким-либо способом поделиться радостью по случаю получения инвестиций питерским электронным магазином "Озон". Главный редактор журнала eCommerce World/мир электронной коммерции К. Преображенский сфотографировался с двумя такими девушками для обложки очередного номера своего издания. (Не знаю, почему они не разу попали в видеотрансляции с РИФ).

Особенностью форума, было то, что в течение последнего полугодия были предприняты мощнейшие усилия в деле копания под РИФ. Только нынешней зимой состоялось четыре конференции по Интернет-бизнесу и еще одна состоится вскоре после РИФа (причем в создании двух конкурирующих конференций приняли участие бывшие организаторы третьего РИФа). Однако РИФ устоял, то есть остался в глазах сетевого сообщества центральным событием (как написал Антон Носик еще нынешней зимой "РИФ - это святое").

Второй особенностью форума была явленная воочию миграция ведущих специалистов Русского Интернета из компании в компанию. Участники последнего РИФа привыкли бросать взгляд на бэдж даже хорошо знакомого собеседника, ибо имелся шанс прочитать там что-нибудь интересное: Анатолий Левенчук - TechInvestLab.com, Лев Глейзер - DDB, Андрей Себрант - Cluve и т.д. Обладательницей самого оригинального бэджа стала Соня Соколова - в связи с недавним скандалом вокруг Music.ru, в строке, где указывается название компании, у нее было написано "No comments".

Правда, на одном из круглых столов форума "Brand Building в Интернете" было сказано, что эпоха раскрутки личных брендов в Русском Интернете заканчивается (аргументация этого заявления была сделана изящнее, чем я могу воспроизвести по памяти).
Зато Андрей Себрант указал, что при покупке московского провайдера Glasnet летом 1999 года, четвертая часть уплаченной суммы была выложена непосредственно за бренд Glasnet.

Во время проведения этого круглого стола Соня Соколова заявила, что Misic.ru - это был бренд, но усиленно формировать такой же бренд из zvuki.ru не признано целесообразным. А креативный директор агентства "Результат" Алексей Ковалев сказал хорошую фразу, которая относится и к нет-культуре как таковой: "Интернет приспособлен к креативным решениям".

Впрочем, в Сети оказались уместными и креативные решения политтехнологов. Руководитель Департамента идеологии и директор новых проектов ФЭП Марина Литвинович - ведущая круглого стола "Политические технологии и политическое хулиганство в Интернете" - рассказала, что в условиях безальтернативных президентских выборов предвыборному штабу Путина требовался хотя бы какой-нибудь виртуальный враг. Марина нашла его в лице сайта, голосующего против всех (если бы такого сайта не было, пришлось его создать). И вот он был раскручен ФЭПом, как некое зло, угрожающее стабильности общества и был показан по ОРТ и РТР, ведь то, что не показывают по телевиденью, в общественном сознании не существует.
По словам Марины на предстоящих выборах ФЭП опять будет мониторить ход выборов посредством опросов примерно восьмидесяти тысяч проголосовавших. В ответ на мой прямой вопрос, считать ли политическим хулиганством появление сайт Elections99, она в целом ответила положительно, однако уточнила, что оно было "интеллектуальным политическим хулиганством".

На круглом столе "Как не надо делать веб-сайты?" отсутствовал Артемий Лебедев, который нынешней зимой стал следовать принципу "надоело тусоваться". В его отсутствие зрители терзали каверзными вопросами генерального директора компании "Город-Инфо Игоря Василиадиса. В своем вступительном слове он говорил, впрочем, об общей проблеме всех разработок. Она заключается в том, что веб-дизайнер пытается навязать свои решения, что не всегда хорошо как для пользователя, так и для клиента. И при разработке сайта очень остро встает вопрос управления проектом: "во что можно пускать клиента, а что мы оставляем за собой".

Ведущий этого круглого стола Михаил Донской посетовал, что в веб-дизайнерских компаниях нет штатных психологов. Он заметил, что уже в само название "веб-дизайн" заметен графический смысл термина, позволяющий забывать тот факт, что речь идет об интерактивных изображениях. "Интерфейс как обувь, - сказал Михаил Донской, - когда он хорошо сделан, его не замечают". Особо он обрушился на многочисленность так называемых обманных ссылок, которые не ведут не туда, куда они внешне указывают.

Михаил Семиз из компании Actis Systems сказал, что популярность новостных сайтов увеличивается, если на каждой из их страниц появляется опция "Версия для распечатки", и об этом не надо забывать. Еще он дал замечательное в своей краткости определение понятия ╚промо-сайт╩: это сайт, на который заходят один раз, и который за один раз должен произвести необходимое впечатление.

В заключение все участники круглого стола пришли к согласию по одному базовому принципу: массовый пользователь останется доволен сайтом, если дать ему возможность выбора.

Первый рабочий День РИФа завершило ток-шоу под названием "Фантом Рунета". Его провел предприниматель и ведущий радиостанции "Серебряный дождь" Владимир Соловьев. Его наняла Intel для того, чтобы тот публично поиздевался на девизом нынешнего РИФа, где Интернет был назван "фактором экономики". Это ему более или менее удалось. Единственный достойный ответ Соловьеву дал Кирилл Готовцев, уточнив, что для того, чтобы быть фактором экономики, необязательно иметь большой денежный оборот, главное - находится на каком-нибудь узком или определяющем направлении экономики, что к Интернету уже, пожалуй, относится.

Первоначально на РИФ 2000 планировалось устроить ток-шоу "Я сама в Интернете". Однако оно не смогло быть подготовлено. Но не из-за отсутствия собственно женщин на Форуме (их там было не меряно), а по нескольким причинам, связанным с приглашенной ведущей - Юлией Меньшовой. Во-первых, запрошенные ею $20 000 потребовали бы привлечения дополнительных спонсоров. А во-вторых, Меньшова не умеет работать без дублей, вживую.

Отчет о круглом столе "СМИ в Интернете" был бы весьма уместен на данной странице. Однако это обсуждение под руководством Антона Носика прошло так, что его результат оказался трудно формализуем.

Могу лишь повторить прозвучавшие там цифры. Главный редактор газеты "Утро" Михаил Гуревич указал, что средняя стоимость сетевого издания составляет порядка $100 тыс. "подъемных" (включая аренду линий, серверов и рекламную кампанию) и ежемесячно обходится в $50 тыс. долларов. Данные о $100 тыс. подъемных для Gazeta.ru подтвердил Антон Носик.

НА РИФе Гуревич опять проговаривал тезис о том, что его газета - это СМИ в нормальном понимании, в отличие от остальных, потому что в "Утро" не разрешено непосредственное выкладывание материалов в веб самими авторами, потому что не позволяется использовать колонки издания в качестве трибуны для авторского самовыражения и т. д. Этот навязчивый рефрен его речей звучит еще со времен осеннего семинара РОЦИТ о СМИ в Интернете. "Русский журнал", где нередко авторы пишут то, что думают, да за это еще и деньги получают, в его понимании тоже не во всем похож на средство массовой информации.

Одна из секций форума называлась "e-business: как это по-русски?", хотя ее название звучит вполне по-русски. Мероприятия этой секции усиленно посещали журналисты профессиональной прессы, в ней вы об этом при желании и прочтете.

Заключительный банкет Форума был организован с участием джаз-банды, чье название "X-L" напоминает очередной из сетевых протоколов.

Но какие бы слова не употреблялись на Форуме, чаще всего звучало слово "инвестиции" - эту особенность отметили независимо друг от друга (то есть за разными столами бара пансионата) множество участников РИФ-2000. На третьем РИФе не говорилось об инвестициях так подробно и так много. В этот раз случились и сенсационные заявления, к примеру, вскоре, после того как сетевая пресса многократно пересказала статью Алан Куллисон в Wall Street Journal об инвестициях в "Озон", на РИФе были даны разъяснения на этот счет из первых уст.

Но прежде позволю себе напомнить, что самом слово "Рунет" впервые появилось в Мыслях Великого Дяди в июле 1997 года (это был единственный из тогдашних контент-ресурсов на Ситилайне, который существовал на общественных началах).

Но даже и это слово оказалось теперь накрыто "волосатой корпоративностью" - в марте 2000 года специально к середине РИФа было приурочено объявление о создании компании ru-Net Holdings Ltd, которая будет заниматься инвестициями в российский Интернет. Учредителями компании выступили Baring Vostok Capital Partners и московский инвестиционный банк "Объединенная Финансовая Группа", председателем совета директоров которого является бывший вице-премьер Борис Федоров. Как заявил на пресс-конференции Жан-Мишель Брун, и.о. генерального управляющего ru-Net Holdings, для этих целей партнеры компании выделили около $21 млн. Именно Baring Vostok Capital Partners и "Объединенная Финансовая Группа" недавно инвестировали в питерский электронный магазин "Озон" $3 млн., приобретя контрольный пакет акций. Очередные шаги ru-Net Holdings не разглашаются.

Сергей Васильев (инвестиционная группа "Русские Фонды") в своем докладе "Инвестиции в российском Интернете. Предварительные выводы и перспективы" говорил о том, какую долю компании, по его мнению, стоит продавать. По его представлениям, если у сайта уже есть окупаемость (или хотя бы заметный cash-flow), то можно попытаться продать долю компании, сохранив контрольный пакет. Если же сайт (как это чаще всего случается я с контент-проектами) еще долго будет требовать дополнительных инвестиций, то лучше продаваться целиком или, по крайней мере, уступив инвестору контрольный пакет.

Мне было радостно узнать, что такой видный капиталист как Юрий Аммосов (NIKOIL) независимо (и почти слово в слово) озвучил в своем выступлении на форуме мысль, которую я впервые произнес летом прошлого года в своем первом в жизни интервью - "Большому Эхонету": конкуренция поисковых каталогов и поисковых машин растет пропорционально объему инвестиций (и прочих вложений).

Впечатления от форума, которые выстраиваются из обрывочных слов и фраз - "start-up", "ICANN", "локальный бренд", "время жизни известных марок будет падать", "если закон не может быть применим в Интернете, то это плохое законодательство", "мировая тенденция в том, что расходы маркетинг возрастают", "как брать комиссию за подготовку бизнес-планов Интернет-компаний?" - почти не имеет непосредственного отношения к net-культуре... Но тут уж ничего не поделать - на РИФе рулит вовсе даже не контент, а провайдеры, разработчики, поставщики готовых решений... Но на самую важную часть мероприятия - тусовочное общение - все это не слишком влияет. Так, в по форуму гулял слух о покупке Рамблером 70% Lenta.ru, который и материлизовался на следующий день после РИФа в виде логотипа Рамблера на главной странице Ленты.

РИФ состоялся для всех, кто в нем участвовал. Но каждый мог увидеть только часть действа, большую или маленькую ее часть - как спел Владимир Высоцкий: "может быть, увидишь материк, ну, а может быть - остров".