Русский Журнал / Net-культура /
www.russ.ru/netcult/20000407_ivlev.html

Субпрогресс: введение в теорию персонифицированного государства
Александр Ивлев

Дата публикации:  7 Апреля 2000

Абсолютная свобода и виртуальное пространство [0]

(Аннотация к книге)

Часть первая

Извинения, реверансы и благодарности

Прежде всего я хотел бы извиниться перед читателями и поблагодарить редактора Net-культуры Е.Горного. Статья родилась сразу, но дописывалась долго и мучительно. Читающий должен проявить некоторое снисхождение к содержанию, поскольку приходилось выбрасывать текст целыми страницами - вместо анонсированной редакции РЖ статьи, почему-то стала вырисовываться книга, абсолютно неуместная и не ко времени. Текст постепенно обрастал ссылками и подробностями и стал напоминать дикобраза или подушку для иголок, что никак не способствовало втискиванию его в журнальные рамки. Пока приходилось разбираться с тем, что уже было подшито и систематизировано, выяснилось, что над миром уже несколько лет постукивает колесами Эшелон [1], "Аум Синрике" успешно разрабатывало программное обеспечение для Сил Самообороны Японии [2], были проведены первые "мусорные" атаки [3] и еще сотни и сотни крупных и мелких событий, в той или иной мере подтверждавших некую умозрительную теорию развития квазигосударственного общества.

Что до цитат и эпиграфов, то почему-то именно в последнее время, через строчку, перечитывается Чжуан-Цзы [4], Святой Иоанн [5], М.Е.Салтыков-Щедрин [6] и Мишель Фуко [7]. Цитаты не несут никакой мессианской или религиозной нагрузки. Они просто к месту.

Персональное государство

Посвящается меморандуму А.Бромберга. [8]

"- человечество будет разделено на две неравные части по неизвестному нам параметру, причем меньшая часть его форсированно и навсегда обгонит большую"
А. и Б. Стругацкие "Волны гасят ветер"
"С рыбкой из колодца нельзя поговорить об океане, ведь она привязана к своей дыре. Летней мошкаре не расскажешь про лед - она ограничена временем своей жизни. Закостенелому ученому не расскажешь о Пути - он связан своими принципами. Только теперь, когда ты вышел из берегов, увидел великий океан и познал свое ничтожество, с тобой можно говорить о великой мудрости."
Чжуан-Цзы.

История этого текста началась два года назад. Именно тогда, при открытии фондом Сороса Хабаровского интернет-центра [9], меня совершенно неожиданно попросили сказать что-нибудь по поводу цензуры в Интернете [10]. Это был конец тех блаженных времен, когда цензура применительно к Сети ассоциировалась в основном с многочисленными сайтами категории ХХХ, а взлом сайта был скорее ритуальным [11], чем экономически выгодным, а посему уголовно наказуемым действом. Покушение на свободу слова рассматривалось как ограничение личной свободы наблюдать на экране монитора не совсем пристойные картинки. Влияние Интернета на общественное мнение среднестатистического "дорогого россиянина" было ускользающе малым и посему игнорировалось как реальный фактор политической жизни. Тем не менее, уже громокипел Либертариум [12] и кто-то медленно, но верно и без суеты прикручивал СОРМ [13] к сетевой и мобильной вольнице.

Я благодарен всем, кто по ходу дела невольно корректировал и уточнял картину. Разговоры с Е.Горным и А.Носиком, короткая переписка с М.Мошковым, В.Наумовым и философское созерцание А.Лебедева стали катализатором вялотекущего процесса. У каждого есть свое видение ситуации. А.Носик - сторонник чистого финансового разума, Е.Горный - теории соборности и дискурса, М.Мошков лучше всех оцифровывает мысли, а В.Наумов - юридические термины. Идеология правых в бодрой, но бездоказательной интерпретации В.Кириенко проиницировала исследования немарксистских теорий развития [14, 15, 16, 17], а "дверная" филиппика Г.Павловского [18] подтолкнула к теории естественного личностного отбора [19].

Что касается изложенного ниже, то все это не претендует на истину в последней инстанции. Возможно, на следующий день после публикации в мозаику будет положен еще один кусочек, и картина изменится коренным образом. Я прошу рассматривать это, как повод подумать о неидеологических путях [20, 21] развития информационной цивилизации.

Два года периодического ныряния в Сеть и депрессии, приватных разговоров с сетевыми людьми неожиданно привели к кристаллизации некоей модели будущего российского общества. Теория грядущего создавалась не как последовательное дерево логичных посылов - она формировалась, как циклопическая мозаика, из хаоса отдельных явлений и мнений. Она не лишена наглости, забавна. В ее основе лежит глубокая убежденность в неистребимом эгоизме человеческой натуры.

Слова о грядущем коренном изменении информационной ситуации, мрачные картины новой сетевой герильи [22, 23] и частных, находящихся вне контроля государства сетях, наложенных [24, 25] на основную, были снисходительно приняты аудиторией, как невнятное бормотание пифии на треножнике, унюхавшейся вулканических испарений [26], более подходящее в качестве преамбулы дешевого фантастического романа, чем для создания новой теории развития общества.

Начало:
отвращение к социальным теориям как национальная идея [27].

"Младенец действует. Не зная для чего, идет, не зная куда; телом подобен сохлому дереву, а сердцем - остывшему пеплу."
Чжуан-Цзы

Российский пейзаж социального прогнозирования уныл и зыбок, как туман над ночной топью. Вряд ли кто в зрелом уме и твердой памяти рискнет предложить еще одну теорию развития российского общества [28]. Смутный стих Нострадамуса [29] стал в один ряд с армейской логикой марксистов. Социальные мистики приходят извне и потерянно бродят по просторам родины. Статистический справочник вызывает доверие не более, чем нервные всполохи на сетчатке закрытых глаз, и только иступленное воображение доморощенных политиков населяет отечественное болото зябкими галлюцинациями прошлого величия [30]. Любой добросовестный прогноз не простирается далее констатации отсутствия почвы для любого построения, претендующего на научность и беспристрастность.

Тем не менее стоит сделать попытку, пусть неудачную и спорную, построить одну из вероятных моделей развития российского общества. Стыдливым самооправданием может служить то, что многие ученые мужи Европы отдали дань футурологии [31, 32, 33, 34]. Часть этих построений так и осталась не более чем игрушками ума, но в любой, даже самой непрактичной теории можно найти те рациональные зерна, которые необходимо тщательно отобрать и проанализировать. Для будущих исследователей они могут стать реперными точками контура прогноза грядущего мироустройства.

В теории квазигосударства есть немного мистики, импровизаций, порожденных в процессе дружеской болтовни, и смутного предчувствия грядущей гибели российской цивилизации. Это отнюдь не обозначает, что Империя затонет, как мифическая Атлантида. Она будет продолжать производить оружие и воевать, сеять хлеб и экспортировать сырье. Сто последних лет выковали из любого гражданина самую устойчивую породу людского племени.

Гибель нынешней цивилизации России будет состоять в Великом Исходе. Но исход этот не имеет реальной географии и направлений. Так и напрашивается один из самых нелепых в своей банальности аргументов атеистов всех времен и народов. Он состоит в том, что нельзя блуждать сорок лет там, где по прямой пару недель строевого марша. Все дело в том, что как возможная рассматривается не столько миграция плоти, сколько путешествие духа, а в подобного рода миграциях не имеет значения исходная точка и начисто отсутствует возможность запланировать в начале пути, где географический конец путешествия. Это не более чем постфактная фиксация времени начала и конца скитания. Для путешествующих важно, что и как происходит во время анабазиса.

Развитие общества не может быть намечено по карте или предсказано путем пересчета статистических, экономических и политических данных. Его основа - национальная идея, неистребимая потребность личности в самоутверждении и свободе.

То, чего нет

История России представляет собой странный и ни на что не похожий конгломерат, собранный из бытовых мифов и недомолвок, которые можно объяснить только тем, что в архивах по привычке "откармливали к празднику свиней" [35]. В соответствии с принятой в быту теорией в ней есть некий водораздел, до которого среди населявших Россию народов буйствовала мерзость запустения, дикость и разнузданность нравов, одномоментно сменившаяся "соборностью" и "благолепием". Многие историки связывают воссияние разума с т.н. "Крещением Руси" [36] (988 - 989 гг.) и последовавшим за ним водворением письменности, крепостного права и десятины. О самом "водворении разума" сохранилось не так много свидетельств, в достоверности любого из которых сомневается больше исследователей, чем готово принять их на веру. [37]

Именно к этому периоду времени принято относить истоки идеи, которую называют "соборностью" [38]. Надо признать, что нынешним пиарщикам следовало бы поучиться у древних давать фонетически выверенные имена социальным гнусностям. Приятное во всех отношениях название "соборность" - не менее чем законодательное утверждение закрепощения (т.е. фактического превращения в рабов) подавляющей части свободного населения страны, оформленное на уровне национальной доктрины.

В отличие от Западной Европы, где крепостное право было ограничено отдельными этническими группами (виланы, ременсы и сервы) и было полностью изжито в 16-18 веках, рабство в Центральной и Восточной Европе было более суровым и даже пережило некий ренессанс в 17-18 веках (т.н. "Второе издание крепостничества") и было ликвидировано в ходе буржуазных реформ 18-19 веков.

Стихийно сформированный в России к 11 веку институт рабства неизбежно потребовал государственного утверждения. Российский вариант был тотален. Прикрепление крестьян к земле и отдание их в полное судебное и административное подчинение феодалу, длившееся со времени первого "Судебника"[39] 1497 года и указов о заповедных и урочных летах, было окончательно оформлено "Соборным уложением"[40] 1649 года. Процесс лишения свободы не мог протекать без неизбежных в таких ситуациях эксцессов. Борьба, изначально носившая идеологический характер (т.е. направленная против идеи института рабства), постепенно переросла в стихийные экономические поиски лучшей доли, непримиримые противоречия между физиологическими потребностями (хочется жрать) и социальным укладом ("...ну а где коровка? Увели, мой свет..." Н. Некрасов). Бунты, порожденные рабством и его последствиями, спорадически вспыхивали вплоть до последней четверти девятнадцатого века. [41, 42, 43]

Для понимания истории российского общества будет интересна связь между введением единой религиозной доктрины (христианства) и последовавшим за ним уникальным экспериментом глобального масштаба - утверждением тоталитарного режима, оформленного как система многоуровнего контроля над всеми проживающими в стране.

Раб в России имел личную (феодальную), административную (государственную), поземельную (место проживания) и мистическо-сакральную ("Раб Божий" и тайная исповедь) зависимость.

Есть что-то потустороннее в том, что номинальная отмена крепостного права в России совпала с пуском первой ветки лондонского метро (underground). (1861). [44]

Мистика

" в гробнице Тутанхамона гробокопатели побывали дважды уже после ее сооружения... Около 1070 г. до н.э., когда верховные жрецы правили "Государством Бога" Амона, произошла окончательная капитуляция перед грабителями. К этому времени относится история так называемых странствующих мумий. Чтобы спасти от преступников усопших владык, жрецы во тьме ночной перетаскивали их мумии из одного подземелья Долины царей в другое. С деревянной табличкой на худой, иссохшей шее, мумии - еше недавно "божества" - превращались в displaced persons (перемещенных лиц)."
Петер Элебрахт, "Трагедия пирамид". Econ Verlag 1980. Прогресс 1984
[45]

Метро в Лондоне и отмена крепостного права в России. Историческая параллель затасканная, избитая (Всемирная история, банк "Империал"...), но мы говорим о мистике, а не о прогрессе, оставив рассуждения о двух нациях одному из отечественных любителей лондонских пабов и извозчичьих столовых (см. В.И.Ленин (Ульянов), ПСС).[46]

Именно лондонское метро стало первым актом плебеизации сакрального. Житель города получил доступ к табуированному миру подземных коммуникаций, ранее доступному исключительно жрецам и гробокопателям. Открытие первой линии сопровождалось ПР-акцией, рассчитанной на массового потребителя. Одноногий инвалид, с утра до вечера катавшийся на эскалаторе, лишил миллионы жителей еще одного прибежища темных сил и страхов.

Эпохи просвещения и технологических революций характерны тем, что как первые, так и вторые имеют экономическую подоплеку. Но их общим пороком является то, что в них, как непременный элемент, должно входить идеологическое растормаживание граждан. Они должны получить некую степень свободы, необходимой для адаптации к развивающимся условиям среды.

В случае с Россией мы имеем дело с непрерывной чередой революций и контрреволюций. Причем каждая контрреволюция - адаптация идеи тотального контроля на новом витке общественного развития. [47]

Именно здесь, как в самом "передовом" в области общественных экспериментов государстве, был введен самый "передовой" уровень рабства - государственное. Институт государственного рабства окончательно сформирован в 17-18 веках для обеспечения производства товаров и продуктов, монополия на использование, потребление и продажу которых принадлежала исключительно государству.

Если вспомнить об истоках понятия "гражданство", то прежде всего оно характеризует политическую и правовую принадлежность лица к данному государству, привилегию свободы и номинальное право выбирать себе власть [48]. Слово "гражданин" в России прошло замечательный путь - от самоназвания молодых мечтательных реформаторов XVIII века, произносивших его при обращении друг к другу как идентификатор тайного и не совсем пристойного порока, до тюремно-трамвайного оскорбления. Поскольку принадлежность человека ассоциировалась с частной собственностью и была закреплена на уровне государственного закона, "гражданство" и "гражданин" для жителя России - еще один идентификатор рабства, только на более высоком уровне.

Казенные мануфактуры и заводы [49], передававшиеся в полное распоряжение чиновникам, могут быть истинным воплощением Утопии [50] и будущего общества социальной справедливости с его "научно обоснованным распределением общественного продукта". Осуществлению платоновской галлюцинации, живописующей правителя-философа и справедливое общество [51], препятствовали только теория вероятности, ограниченность времени эксперимента и слишком длительный срок достижения рабочей особью половой и трудовой зрелости.

До начала строительства химически чистого, идеального в своей тотальности государства оставалось два шага - первый: ликвидация частной собственности (объективной, касающейся материального мира, и субъективной - всех форм отношений пары "раб-господин") в любом виде и устранение персонифицированной власти как главного источника слабостей, основанных на идеях гуманизма и доминанте личного над общественным.

Есть соблазн трактовать все, что происходило и происходит в России на протяжении 20 века, как некую цепь случайных и трагических событий, но даже краткий анализ позволяет говорить о том, что сложно представить что-либо более закономерное и логичное.

Инструменты спасения:
рабство как катализатор поиска истины

"Однажды получив свое тело, мы до самой смерти галопом мчимся куда-то, терпя и страдая от мира, и не в силах остановиться - это ли не горько? Всю жизнь мы трудимся и трудимся, не ведая плодов своего труда, выбиваемся из сил и не знаем, ради чего, - это ли не прискорбно? Люди говорят о бессмертии, а что от него проку? Тело разлагается, а с ним уходит сознание - разве нельзя назвать это великим несчастьем?".
Чжуан-Цзы.
"Только две вещи волнуют меня..."
И. Кант.
[52]

Закрепление за индивидом наследственного статуса раба не может не повлиять на его мироощущение. Можно много рассуждать о феномене культуры чернокожего раба в североамериканских штатах[53], но только в России рабство достигло своего логического завершения. Рабство для всего остального мира было чем-то принудительным. Рабами становились захваченные в плен иноплеменники или коренное население, завоеванное иноземными захватчиками. Россия - первая страна, где рабство стало инструментом национальной евгеники. Она не вылилась в физически уродливые формы гуимплена. Создание нового человека приобрело не столько физические, сколько моральные, нравственные и социальные черты. Соборность как проявление государственной власти и ее парная индивидуальная сущность - общинность, формировавшие на протяжении тысячелетия менталитет россиянина, создали причудливую морально-нравственную конструкцию, в просторечии именуемую "загадочной русской душой".

В этой загадочности есть нечто, что позволяет говорить об этой загадке как о классическом случае раздвоения личности. Расщепление русского сознания происходило тайно. В России, как в любой другой стране с законодательно закрепленным крепостным правом, отношение правящего класса к "умной скотине" в силу своей обыденности не нуждалось в исследовании и описании. Этим Россия не отличалась от Центральной и Восточной Европы. Но некоторые отличия были. Гигантские просторы и сравнительно невысокая плотность населения не могли не сказаться на скорости распространения информации в среде крепостных. Неизбежное следствие - огромные подсознательные резервы персонального воображения. Ограничение свободы физической и религиозной, при практически девственном образовании должны были неизбежно создать условия для уникального эксперимента. Сознание российского жителя "падало внутрь". Просторы родины отражались в сознании и все дальше уводили человека от реальности в область чистых абстракций. Дальше начинается литература.

Русский и цыган:
мистическое отступление

Одним из самых примечательных явлений русской жизни стала "цыганщина". Если не "умножать сущностей сверх необходимого", то можно выдвинуть и принять простую и незамысловатую гипотезу, согласно которой цыгане были одним из первых звуковоспроизводящих аппаратов и попросту помогали скрасить досуг, порожденный водкой и просторами родины. С другой стороны, почему бы не заставить местного самородка вместо барщины играть на пиле и тянуть милые сердцу мотивы?

Но именно в период подготовки к "первому освобождению" русская культура обогатилась одним из наиболее странных феноменов. Начало традиции положило, как водится "Наше все". Именно Пушкин впервые в русской литературе вывел первый мистический образ народа-странника [54]. Народа, не имеющего корней, родины, вынужденного вечно скитаться, не смешиваясь с окружающими и не открывая им своего языка и секретов. После Пушкина Россия заболела цыганами. И болезни этой нет разумного обоснования.

Пушкин, Лермонтов, Тургенев, Толстой, Островский [55] и еще сотни ныне полузабытых писателей и поэтов с маниакальной непреклонностью добились того, что цыганская культура стала непременным китчевым приложением к русской.

Что может быть у них общего? Практически ничего. Народ, покинувший родину более двух тысяч лет назад, около тысячи лет назад делавший многочисленные попытки обосноваться в средневековой Европе и вынужденный стать кочевым [56] под давлением национальной неприязни, и народ, тысячу лет находившийся в рабстве у собственных соплеменников, - трудно найти более отличные судьбы.

Продолжение следует

Примечания

[0]...абсолютная свобода и виртуальное пространство.
Хочу сразу предупредить, что если слегка ковырнуть российскую часть Интернета, можно утонуть в разного рода манифестах, призывах и прогнозах. Может быть, данная статья излишне эмоциональна, но ее эмоциональность диктуется тем, что она прошла путь от смутного ощущения до подбора и анализа материалов. Если вы видите гибнущий под потоком лавы домик, то его гибель - не более чем цепь случайностей, начавшихся задолго до его постройки. Любые революционные потрясения необратимы, но большинство из них - это не более чем финал, точка сборки бомбы, конструирование которой началось с самого зарождения человека как вида.
[1] ...Эшелон
Раскрытие "Эшелона" как проекта тотальной слежки за гражданами, использующими современные телекоммуникационные технологии, порождает больше вопросов, чем ответов. В результате каких действий стало известно о его существовании, не является ли его раскрытие акцией, прикрывающей создание более совершенного и менее громоздкого проекта? Я сомневаюсь, что данные Еврокомиссии, которой предстоит расследование деятельности данного разведывательного комплекса, будут достоверными или станут доступными в ближайшее десятилетие.
[2]...Аум Синрике...для Сил Самообороны Японии
Аум Синрике удачно поменяла название и продолжает свою работу, причем не только в Японии. Пожалуй, это одна из самых "продвинутых" в использовании Интернета сект России.
[3]...первые "мусорные" атаки
Ddos-атаки интересны прежде всего тем, что в них применен принцип стада "серверов-зомби", показавший принципиальную возможность использовать вычислительные ресурсы без ведома их владельца для согласованных атак в Сети. Если в первых случаях использование "зомби" было актом "чистого вандализма", то взлом сервера "Агентство военных новостей", по косвенным данным, произведенный при помощи родственной технологии, - это уже серьезно.
[4]...перечитывается Чжуан-Цзы
Сейчас, когда интерес к чань (дзэн)-буддизму инициирован исключительно попсовой подачей В.О. Пелевина, а избитые мотивы "сна о бабочке" Чжуан-цзы перешли в разряд пошлости, полезно напомнить, что обрывки работ древнекитайского философа сравнимы с трудами Ф. Нишце, М. Хайдеггера, М. Мерло-Понти и многих других. Что касается использования цитат Чжуан-Цзы в данной статье, то они подчеркивают аспект, о котором говорит Гуанмин У - метафора подсказывает высшую реальность. Любопытствующего читателя я хотел бы отослать к двум, на мой взгляд, замечательным книгам: В. Малявин, "Чуан-Цзы", Наука, Главная редакция восточной литературы, М. 1985 и великолепному труду помянутой выше Гуанмин У: Kuang-ming Wu. Chuang Tzu: World Philosopher and Play. N. Y. 1982, ссылка на который имеется в примечаниях к книге Малявина. Как "буддист-теоретик", могу посоветовать "Шесть заграниц", Б. Агапова, Прогресс, М. 1980.
[5]...Святой Иоанн
"Откровение Святого Иоанна Богослова", более известное в быту как "Апокалипсис", в контексте данной статьи читалось как парная сущность статьи "независимого эксперта" Г. Баборыкина, имевшей сходное название и посвященной будущему телекоммуникаций в Новосибирске. Кроме того, в связи с недавно развернувшейся борьбой Русской ортодоксальной Церкви с главой налоговой службы России В. Починком, не откажу в удовольствии процитировать описание причин пожара:
"И он сделал то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его" (13:16-13:17; цит. по изданию "Новый завет", Издательство "Жизнь с богом", 206, Avenue de la Couronne, Bruxelles, как по наиболее приближенному к бытовому языку).О результатах борьбы было объявлено по телевидению. Якобы теперь любой верующий сможет выбрать для себя альтернативный вид ИНН, после чего каждому из нас захочется побывать на сдаче налоговой декларации таким "альтернативщиком". Подробнее о налоговой полемике можно узнать на сайте Русской Православной Церкви.
[6, 35]...М.Е. Салтыков-Щедрин
К сожалению, школьная программа начисто отбивает стремление к чтению русской классики. В ней, по укоренившейся со времен И.В.Сталина привычке, преподаются "Как мужик двух генералов прокормил" и "Премудрый пескарь". На самом деле М.Е. не только один из первых теоретиков социального моделирования (см. "Историю одного города"), но и наш русский С. Кинг, вялые переводы которого не идут ни в какое сравнение с отечественными "Господами Головлевыми".
[7]...Мишель Фуко
"Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы", русское издание: "Ad Marginem", М. 1999. Можно назвать эту книгу энциклопедией современного государства. Детальное и скрупулезное рассмотрение всех аспектов захвата власти над физическим телом и душой гражданина. "Итак, под возрастающей мягкостью наказания можно уловить смещение точки ее приложения, а благодаря этому смещению - целое поле новых объектов, новый режим истины и множество ролей, доселе небывалых в отправлении правосудия. Знание, методы, "научные" дискурсы формируются и постепенно переплетаются с практикой власти наказывать". Книга, в основном, посвящена истории правосудия в Европе. История правосудия в новой и новейшей истории современной России пока остается, в силу ее абсурдности, беззакония и недокументированности, наиболее закрытой областью, отданной скорее в руки публицистов, нежели исследователей.
[8]...меморандуму А. Бромберга.
Профессор Айзек Бромберг - один из литературных персонажей братьев Стругацких. Несмотря на то, что через все творчество писателей красной нитью проходит вера в социальную общность и подчинение личного общественному, именно у них, пожалуй, впервые в советской литературе, в повести "Волны гасят ветер" появились наметки будущего человечества - "людены". Нереальность прогноза заключалась в том, что для превращения людей в "люденов" было необходимо чрезвычайно редкое свойство нервной системы. "Люден" получал для себя всю вселенную, но полностью терял контакт с социумом, поскольку его переставали интересовать заботы окружающих, для него они были слишком мелкими. "Наиболее типичная модель отношения людена к человеку - это отношение многоопытного и очень занятого взрослого к симпатичному, но донельзя докучливому малышу".
Интернет уже разрушил границы существовавших государств. Теперь человеку предстоит научиться жить в Интернете, а жизнь - это не только обеспечение своих физиологических потребностей, но и защита своего жизненного пространства, борьба за его расширение и противодействие его отторжению.
[9]...фондом Сороса Хабаровского интернет-центра
Программа "Фонда Сороса" по созданию интернет-центров была и остается одной из самых загадочных программ. Если можно с какой-то долей вероятности предположить, для сего это надо Дж. Соросу, то использование этой сети - "вещь в себе". Пытливый читатель может протрассировать магистральные каналы, ознакомиться с загрузкой научной сети, найти планы по развитию пунктов публичного доступа и попытаться сам, без посторонней помощи, оценить направленность проекта.
[10]...цензуры в Интернете
По академическому определению, цензура бывает превентивная и карательная. И та и другая форма осуществляется исключительно посредством государственных органов. Цензура - один из способов контроля над личными свободами, и может быть отнесена к инструментам государственного насилия.
В современном государстве цензура, как правило, носит исключительно светский характер, любое проявление религиозной цензуры - не что иное, как признак превращения государства из гражданского в клерикальное. Самым радикальным примером можно считать государства мусульманского фундаментализма, в которых религиозные догмы имеют статус закона. Что, впрочем, не мешает им иметь двойную мораль по отношению к сторонникам других конфессий.
[11]...взлом сайта был скорее ритуальным
До тех пор, пока сайты не стали представлять реальную коммерческую ценность, т.е. при их посредстве не начали производиться транзакции по приему платежей и переводу денег в реальном времени, любой взлом являлся исключительно актом вандализма. Взломщики не могли выложить ничего путного, кроме очередного "Маздая" и проклятий всем и вся. При этом они не забывали подписывать свои произведения, памятуя о грядущих контрактах или славе. Теперь отношение к взломам изменилось коренным образом. Взлом сейчас - это заявка на технологию, в моде кибер-террористы, способные вести целенаправленные публичные акции по заказам тех или иных антиправительственных или антипартийных группировок. Взлом коммерческого сайта не приносит ничего, кроме нескольких десятков тысяч бесполезных номеров кредитных карточек, но может сильно понизить котировку акций компании, сайт которой был взломан.
[12]...громокипел Либертариум
Нельзя не восхищаться работой Московского Либертариума. Единственное, что смущает в его работе, это то, что она напоминает шествие сторонников Ганди. Было множество манифестов, публичных обращений, но государственная телега продолжает двигаться к лобному месту. Уступая в одном, государство отыгрывается в другом, сохраняя баланс в свою пользу.
[13]...прикручивал СОРМ
Как ни печально, но СОРМ - объективная реальность. Причем реальность глобальная. В последние недели практически все страны Запада повели согласованное наступление на анонимность в Интернет. С другой стороны, появляются тенденции монополизации государством права на сбор информации о гражданах. Именно так можно расценить запрет на использование "cookies"
[14,15,16,17]...немарксистских теорий развития
Во время последнего визита лидера СПС С.В.Кириенко девочка из его пресс-службы так сильно меня тиранила, когда выйдет материал о его посещении Новосибирска, что возникло ощущение того, что идеи правых - крайне скоропортящийся товар. Поскольку С.В. настаивал на том, что СПС - второе идеологическое движение в России, пришлось сесть и покопаться в "идеологической" подоплеке новых правых. Как говорится - "пришла сеть со старыми девайсами". Ниже приводится краткий перечень того, что удалось накопать из "постиндустриальных" концепций немарксистского будущего: "революция менеджеров", "трансформация собственности", "технотронная эра", "индустриальное общество", "третичная цивилизация", "четвертичная цивилизация", "постцивилизация", "посткапиталистическое общество", "потребительское общество", "общество всеобщего благоденствия", "теория конвергенции", "теория диффузии крупной собственности". Особняком стоит социал-демократическая модель, но о ней разговор особый.
[18]..."дверная" филиппика Г. Павловского
Это один из последних краеугольных камней моей теории - теперь ее осталось только упаковать и вынести на суд публики. В дополнение к статье Г.О. хочу добавить, что в свое время зоологам пришлось столкнуться с абсолютно немотивированным поведением обезьян. После перевода их в просторный вольер они могут стать чрезвычайно агрессивными, но этого не проходит, если в вольере устроить убежище, в котором обезьяна может побыть невидимой для остальных соплеменников хотя бы несколько минут. При этом чем выше социальный статус обезьяны, тем больше ее потребность в одиночестве.
[19]...естественного личностного отбора
Может, это покажется чудовищным, но вполне возможно, у человека, как у биологического вида, существуют ни на что не похожие принципы естественного отбора. Поскольку вектор дальнейшего развития популяции крайне неопределенен и вряд ли кто-о может сказать что-то о том, как будет выглядеть человек, если теория Дарвина не окажется профанацией, то рискну предположить: поскольку магистральный путь развития лежит в плоскости накопления и передачи информации, постольку пьянство, наркомания, самоубийства - пути естественного отбора особей, способных справляться со стоящими перед человечеством задачами.
[20,21]...о неидеологических путях
Неидеологический путь подразумевает, что не существует идеологии как единого нивелирующего инструмента для личности в указании целей общества в целом. Существует по крайней мере два оформившихся политических течения, декларирующих себя как "неидеологические": Социал-демократия, провозглашающая принцип соответствия действий государства текущим потребностям общества, и Анархизм, видящий цель общества в как можно более полном удовлетворении свобод отдельно взятого индивидуума. И то и другое не подразумевает ликвидации общества как социального института, но по-разному относится к государственной власти.
[22,23]...сетевой герильи
Термин "герилья" (война в городе) всплыл из радикализма 60-х и заимствован мною у "новых партизан", начитавшихся Маркузе и в шутку готовившихся к ведению боевых действий в условиях города с правительственными войсками и национальной гвардией. Правила были сведены в обожаемую мной за рисунки "Поваренную книгу анархиста". К счастью, она открывалась разделом о том, как приготовить различные интересные варева, в т.ч. из таких экзотических вещей, как пейот, и до глав о том, как надо бороться с правительством, дошло не так много революционеров. Что касается сети, то война идет достаточно давно. Пока она носит беспорядочный характер, но по мере того, как будет усиливаться правительственный контроль, можно ожидать не только ее усиления, но и радикального изменения целей и форм самой войны.
[24,25]...сетях, наложенных
Наложенная сеть может быть открытой (публичной), т.е. доступной для обнаружения и контроля. В равной мере это относится ко всем возможным способам кодирования и закрытия информации - от технических особенностей функционирования коммуникационного оборудования до различных систем прямого криптографирования. И то и другое требует государственной регистрации и получения соответствующих лицензий на использование криптографических алгоритмов.
Что касается закрытой сети, то единственная теоретически доступная технология пока не имеет реального подтверждения (в противном случае это была бы открытая сеть) и может быть описана как контекстное криптографирование с использованием распределенных серверов-агентов. Косвенное подтверждение приложения теоретической возможности - использование "серверов-зомби" для DdoS-атак.
[26]...вулканических испарений
Пифиями назывались жрицы-прорицательницы в дельфийском храме Аполлона. Сеанс прорицания пифий начинался с того, что они некоторое время сидели в вулканической пещере и дышали выходящими из-под земли газами.
[27]...отвращение...как национальная идея
Отделы национальной идеи существовали как при ЦК КПСС, так и при новейших правительствах. Поскольку результатов деятельности этих отделов не обнародовано до сих пор, то единственной национальной идеей для России можно признать рецепт капитана Блая, с успехом применяющийся в программах для потерпевших кораблекрушение. Лучшее средство для борьбы с отчаянием - петь или молиться.
[28]...теорию развития российского общества
В соответствии с последними веяниями, теоретическими вопросам развития России займется группа под руководством Германа Грефа. В нее, в частности, вошли глава администрации президента Александр Волошин, первый вице-премьер Михаил Касьянов, первый замминистра финансов РФ Алексей Кудрин, руководитель аппарата правительства Дмитрий Козак и директор Института экономического анализа Андрей Илларионов.
[29]...стих Нострадамуса
Мишель Нотрдам (Michel de Notredame, латинизированное Nostradamus) - лейб-медик Карла IX, получивший известность в связи с изданными им в 1555 году "Столетиями", в которых он якобы предрекал будущее Европы. С многочисленными толкованиями можно ознакомиться здесь:
[30]...галлюцинациями прошлого величия
Большинство партий, в той или иной степени ориентированных на популизм, безуспешно пытаются сыграть на ностальгии по былому величию, причем ностальгии театрализованной.
[31, 32, 33, 34]...отдали дань футурологии
Бурный взлет футурологии в семидесятые годы был отмечен апокалиптическим видением судьбы человечества. К наиболее известным футурологическим институтам можно отнести "Римский клуб", а к наиболее ярким представителям футурологии - З.Бжезинского, Дж.Гелбрейта, В.Тоффлера, Ж.Фурастье. Полный список можно получить на сайте "Римского клуба"
[36]...т.н. "Крещением Руси"
Строго говоря, "крещение Руси" в своей публичной версии имеет больше вымысла, чем реальных фактов. Когда мы говорим об обращении жителей России в христианство, мы должны помнить, что это был многоэтапный политический акт, начало которому было положено задолго до Владимира и первой вехой которого стало обращение в христианство киевлян князем Аскольдом в 867 году. 988 же год, считающийся окончательным и бесповоротным поворотом к христианству на Руси, - всего лишь один из этапов данного процесса. Что касается его тонкостей, то можно отослать к официальным записям русской православной церкви, описать которые можно фразой из записи о крещении Новгорода: "Путята крестил мечем, а Добрыня огнем".
[37]...готово принять их на веру.
Атеизм сейчас не в моде, но если рассматривать проблему со всех сторон, стоит ознакомиться с историей вопроса. Список исследований с 50 по 80 годы можно найти в книге:
  • Гордиенко Н.С. "Крещение Руси": факты против легенд и мифов. Л. 1986.
О культуре русского народа до и после принятия христианства:
В работах Лихачева приведены интересные данные о дохристианской государственности на Руси. Так, в частности, не подлежит сомнению тот факт, что государственность была сформирована еще за век до т.н. "крещения".
[38]...называют "соборностью"
Неоднократно приходится сталкиваться с крайне превратным толкованием этого термина. "Соборность" отнюдь не означает сплочения общины вокруг христианских ценностей. Первым и единственным ее толкованием может быть выполнение свода законов от 1649 года, принятого Земским собором, выделившим понятие "государственного преступления" и оформившего крепостничество как принцип социального устройства.
[39]...со времени первого "Судебника"
Первый судебник был принят при Иване III (1497) и кодифицировал нормы обычного права, уставные грамоты и прочие официальные документы и органы. Впоследствии, при правлении Ивана IV (1550), был утвержден первым Земским собором. Дополнен и расширен в части, касающейся централизации государственной власти, что позволило Ивану IV вести новые карательные институты (т.н. "опричнина").
[40]...оформлено "Соборным уложением"
Свод законов Русского государства, действовавший с 1649 по вторую половину XIX века.
[41,42,43]...вплоть до последней четверти девятнадцатого века.
Изучая историю русских восстаний, можно столкнуться с тем, что, с одной стороны, царское правительство тщательно скрывало происходившее, с другой стороны, после 20-х годов двадцатого века большинство материалов по неизвестной причине стали недоступными для исследователей. При этом стоит вспомнить две фигуры русской литературы: Пушкина и Шукшина, так и не закончившие одну историю - историю Пугачевского бунта.
[44]...первой ветки лондонского метро
[45]...Петер Элебрахт, "Трагедия пирамид". Econ Verlag 1980. Прогресс 1984
У книги есть подзаголовок "5000 лет разграбления египетских усыпальниц". Она интересна прежде всего тем, что в ней разоблачена во многом идеализированная история мистического Египта.
[46]...см. В. И. Ленин (Ульянов), ПСС).
Желающий сам может поискать фразу "Две нации...", которую Ленин любил повторять, будучи в Лондоне.
[47]...адаптация идеи тотального контроля на новом витке общественного развития.
Трансформации общественного строя в России происходили и происходят исключительно в ключе "превосходства общественного над личным" и соответствующей корректировке политического и экономического курса.
[48]...право выбирать себе власть
"Демократия" или власть народа еще со времен римских цезарей - не более чем продукт политических технологий.
[49]...Казенные мануфактуры и заводы
Государственные предприятия, которые должны были явиться основой новой, имперской экономики России, стали питательной почвой для одного из самых неподконтрольных внеэкономических сословий - чиновничества. В отличие от своих конкурентов из зоны свободного предпринимательства, они могли не только не опасаться банкротства, но и рассчитывать на немедленную помощь государства в борьбе с недовольными работниками.
[50]...воплощением Утопии
Первую попытку описания социального и экономического устройства идеального общества сделал Т.Мор (1516). Основой служили такие понятия, как общность имущества, обязательный труд и справедливое распределение. Свобода, равенство, братство, справедливость и разум должны были стать принципами грядущего мироустройства. Позже Утопия стала прообразом того, что стали называть "одним из источников и составляющих коммунизма" - "утопическим социализмом". Гуманистическая составляющая учения была настолько сильна, что в его европейском варианте основным способом достижения строя всеобщего благоденствия должна была стать пропаганда принципов добра и справедливости. В отличие от европейских апологетов утопического социализма, таких как Р.Оуэн, Ш.Фурье, К.А.Сен-Симон, Г.Б.Мабли и Т.Мюнцер, российские демократы А.И.Герцен и Н.Г.Чернышевский считали, что утопический социализм наступит только после революционной борьбы масс, справедливо полагая, что не все захотят стать "одинаково счастливыми".
[51]...и справедливого общества
Один из странных эвфемизмов, делегирующих персональную ответственность за несправедливость абстрактному социуму и его институтам.
[52]...И.Кант.
(1724-1804) родоначальник немецкой классической философии. В 1747-1755 разработал первую умозрительную космогоническую гипотезу происхождения солнечной системы из первоначальной туманности. Его "Критика чистого разума" сыграла решающую роль в метафорическом представлении рядового россиянина, как козы, привязанной в погожий денек к вбитому на высоком холме колышку. Скудное питание, ежедневная дойка и невозможность исследовать ни одного из появляющихся в поле зрения предмета приводят к ментальной зеркализации вселенной и фиксации сознания на умозрительных экспериментах, характерная черта которых - искаженное представление об истинных масштабах явлений и предметов.
[53]...в североамериканских штатах
В США так и не успел сформироваться институт "потомственного" рабства. В первую очередь это связано с временем начала рабовладения. Борьба с испанским владычеством и неизбежная при этом экономическая война в колониях ввели понятие двойного стандарта рабства. Высокие темпы экспансии на Запад континента и невозможность использования местного населения в качестве рабов делали экономически невыгодным ввоз новой рабочей силы из Африки, в то время как их естественное воспроизводство не покрывало потребностей вновь осваиваемых территорий. Расцвет рабовладения совпал с эпохой Просвещения, а добровольная, поощряемая правительством колоний эмиграция обострила конкуренцию на сельскохозяйственном и промышленном рынке. Борьба с рабовладением в южных штатах - не более чем экономически обоснованное уничтожение не оправдавшего себя института.
[54]...первый мистический образ народа-странника
К народам-странникам можно отнести и евреев, но для них характерна более высокая, чем у цыган, интеграция в местную экономическую, политическую и общественную жизнь.
[55]...Пушкин, Лермонтов, Тургенев, Толстой, Островский
Цыгане в их произведениях - обязательный атрибут романтического пьянства. А как известно: "Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке"
[56]...вынужденный стать кочевым
Попытки объяснить кочевую жизнь цыган простираются от мифического проклятия, заставляющего народ скитаться, до осознанно выбранной тактики скрываться от преследований, начало которой положили гонения со стороны мусульман Малой Азии и преследование со стороны Инквизиции.