Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Gateway | Невод | Интер(офф)вью | Бессрочная Ссылка | НасНет | ГлобусНет | Интер(акти)вью | Дурацкий Музей | Кафедра | Русская сеть: истории | Конец прекрасной эпохи
/ Net-культура / < Вы здесь
Субпрогресс: введение в теорию персонифицированного государства
Дата публикации:  22 Апреля 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Абсолютная свобода и виртуальное пространство

(Аннотация к книге)

Часть вторая

Краткий экскурс в историю государственности. [57]

В истории любого государства есть свои серые, незаметные личности, которые предпочитают держаться в тени, сваливая всю ответственность на героев и титанов. [58] Пока еще никто не отрицает роль тирана в истории. Но гарантия существования любой государственности - возможность содержания профессионального аппарата управления. Еще со времен древнего Рима были известны так называемые "пирамиды власти", в аллегорическом виде представлявшие строение государства, как некоего циклопического сооружения, основанием которой служил народ, а венцом - монарх. Именно так, в самом примитивном виде, зафиксировано первое определение государства, как социального института классового общества. В этой схеме есть лишь два "химически чистых" класса. Первый класс - основание пирамиды - рабы, задача которого состоит исключительно в производстве общественного продукта, меньшая часть которого идет на поддержание собственного жизненного уровня, а остальное - вышестоящим классам. Второй "чистый класс" - монарх, олицетворяющий абсолютную власть и мудрость. Выше него - только Бог и он делегирует правителю свою волю и передает ему свою мудрость. Между ними - классы управления и распределения. Задача промежуточных классов состоит в борьбе с экономической анархией о каких бы областях производства прибавочного продукта ни шла речь. [59]. Государство стабильно только в том случае, когда оно имеет в своем составе множество дублирующих систем, цель которых состоит в поддержании рабочего состояния геометрически выверенной структуры и обеспечение целостности и верификации вертикальных и горизонтальных коммуникаций общества.

Абрис расположения классов остается неизменным на протяжении множества тысячелетий. Появляются и исчезают новые подклассы, изменяются направления финансовых потоков в государственной структуре [60], но неизменным остается то, что единственным действительно ценным ресурсом любого государства остается его население. И задача любого государства - удержать его в рамках строго определенной территории.

Что удерживает сообщество от распада? Только две веши - страх и общая цель. И то и другое задачи решаемые государственной идеологией. Страх парализует индивидуальную волю, а декларируемая государством цель заставляет зорко следить за движениями других членов толпы и бороться с теми, кто движется не в такт.

При этом государство использует всю мощь выработанных веками инструментов. Самым эффективным инструментом является контроль над денежным оборотом. [61]Ликвидация натурального хозяйства и постепенная подмена меновой торговли товарно-денежными отношениями приводят к быстрому формированию таких институтов, как законодательная и исполнительная власть. В обществе появляется настоятельная необходимость иметь документально заверенную систему относительной оценки ресурсов, как внутри сообщества, так и вне его. [62] В этом смысле показателен пример т.н. "военных денег", роль которых на оккупированных территориях состояла в вытеснении прежней государственности со всеми ее атрибутами, важнейшим из которых является денежная система. [63]

Введение в оборот ассигнаций и прочих финансовых обязательств государства, как суррогата всеобщего финансового эквивалента, роль которого для мировой экономики выполняет золото, является одним из важнейших элементов поддержания тотального страха, так необходимого для любого государственного строя. Переход от звонкой монеты к государственным обязательства позволил власти не только превратиться в крупнейшего ростовщика, а мизерные трансферты на "социальные программы" стали основой морального оправдания периодического изъятия прибавочного продукта в виде налогов [64]. Страх потерять сбережения и возможность нормально содержать свою семью, отказ в вывозе или перемещении заработанного, сопряженный с преследованиями соответствующих органов - только это позволяет любому государству сохранять целостность государства, как экономического и территориального образования.

Что касается единой общественной цели, то о какой бы государственной системе мы не говорили, в основу положена ксенофобия. Основание любого объединения зиждется на страхе перед вторжением, захватом и физическим уничтожением. [65] По мере того, как происходит "гуманизация общества", государству приходится становиться все более и более изобретательным в создании образа внешнего и внутреннего врага, хотя, общие рецепты не меняются на протяжении многих веков и их не так далеко ушли от описания врага как злобного каннибала.

Страх перед внешним врагом заставляет объединяться под знаменем национальной идеи, а финансовая система, основанная на валютной монополии государства, лишает граждан свободы передвижения. Поскольку любое государство в состоянии оперировать исключительно среднестатистическим описанием гражданина, оно просто вынуждено быть тоталитарным. Для создания системы контроля над обществом государственная власть учреждает громоздкую и неэффективную систему управления распределением полученных в результате налоговых сборов средств, которая, используя систему пенсионного обеспечения, медицинского и социального страхования, стала еще одним инструментом ограничения свободы человека.

Как можно организовать государство? Достаточно запугать некое количество особей, получить от них право распоряжаться "общими" деньгами и дело в шляпе.

Интернет, как относительно свободная зона, пока не может стать средой для создания коллективной государственности. Человека в Сети невозможно удержать в государственных границах, а введение единой валюты для ограниченной группы лиц не представляется возможным до тех пор, пока не будет найдена форма оценки продукта, основной характеристикой которого станет не его физическая сущность, а его информационная составляющая. [66]

Кризисы государственности

Если мы можем говорить о методологии построении государства, то с полной уверенностью говорить о том, что его основные принципы сохранились практически без изменений с древнейших времен. Если не углубляться в национальные особенности, то варьируются только механизмы передачи власти от одного правителя к другому, все остальное копирует систему государственной власти известную еще египетским жрецам.

Столь долгое преобладание одной модели построения общества объясняется тем, что заложенные в ней принципы чрезвычайно удачны и полностью адаптированы к потребностям управления относительно замкнутыми системами, находящимися друг с другом в постоянном враждебном контакте, сдерживающем из взаимопроникновение и дальнейшую ассимиляцию.

Государство, как система построения социума, формируется на строго определенной территории. Система располагает ограниченными ресурсами и, как всякий живой организм, обладает неограниченными потребностями. Но на непомерные потребности изначально были наложены два строгих объективных ограничителя - относительно низкая скорость размножения [67] и отсутствие единой для всей популяции коммуникативной системы.

Скорость увеличения территории государства зависит от наличия свободных ресурсов, которые можно бросить на завоевание новых пространств для заселения. С другой стороны, при проведении агрессивной политики захватов, неизбежно приходится сталкиваться с сопротивлением аборигенов, которые не понимают захватчиков и стремятся не только вытеснить их со своей территории, но и уничтожить захватчиков со скоростью намного превышающей их естественный прирост. Единственная из возможных механик приобретения новых территорий - это пополнение собственных потерь за счет увеличения производительных ресурсов путем принудительного рабского труда жителей захваченных земель. Долгое время основной политикой была принудительная депортация пленных, часть из которых переходила в собственность государства, а часть, наравне с военными трофеями, использовалась для расчета с солдатами и офицерами наемных и регулярных войск. Приток рабов во времена расширения империй сопряженный с необходимостью получения денег военными, быстро привели к созданию государственного и частного рынка рабов. Чем "продуктивнее" была война, тем больше было невольников и тем меньше были на них цены.

В этом не было большого порока для существовавших до Новой Эры государственных систем, поскольку все завоевательные походы происходили относительно недалеко от метрополии. Так, например, европейская цивилизация развивалась на небольшой территории вокруг Средиземного моря. На захваченных землях производилась основательная "зачистка" и имперским пенсионерам доставалась практически безлюдная местность, на которой оставались только жалкие остатки покоренных племен. Остальное дополняли рабами. [68]

В этом смысле следует отметить одну из наиболее интересных русских особенностей. Причем особенность также мифологическую. Именно Русь стала полигоном для идеального милитаризованного государства, каким было татаро-монгольское войско. Более трехсот лет Ига - один из самых интересных периодов в истории всего человечества и в нем стоит основательно покопаться, чтобы еще раз перетряхнуть подкладку "загадочной русской души". Впрочем, это слишком серьезный разговор, поскольку, как и в случае с "Крещением Руси", особых свидетельств не сохранилось, что дает почву для многочисленных спекуляций. [69]

Но толкучка народа на "средиземноморском пятачке" закончились. Наступила эпоха трансконтинентальных империй. Принцип "чистые территории для чистых поселений" перестал отвечать потребностям "имперской идеологии", возникла настоятельная потребность в "связующем растворе". Именно в этот момент возник первый кризис государственности. Требовался единый, как можно более простой, символ государственности, который устанавливал универсальную систему ценностей для покоренных народов и закреплял их статус во вселенской иерархии власти. Римская религия, с ее пантеоном богов и запутанной системой официальных культов и сект, была сложна и новые поданные продолжали пользоваться собственными верованиями. И не случайно, что именно в это время начинает оформляется и развивается христианство. Гениальная адаптация смеси древних культов и сложного иудаизма для бытовых нужд выглядят как вынужденная жертва идеями на потребу примитивным язычникам. Потребовалось более 400 лет для окончательного оформления культа и закрепления статуса христианства, как государственной религии Римской империи. Только введение монотеистической религии позволило преодолеть первый кризис государственности нашей эры. Церковь не только взяла на себя роль распространителя универсальной этической и моральной системы, но и стала играть если не доминирующую, то одну из основных ролей в демографическом и финансовом контроле на европейском континенте. [70]

Здесь можно сделать первое предположение о том, что в геополитических системах существуют некие ограничители роста. Государство или цивилизация не может расширяться бесконечно оставаясь изотропной. По мере того, как распространяется тот или иной признак системы, среда распространения признака становиться неоднородной и неизбежно должны вырабатываться механизмы компенсации этой неоднородности. На каждом уровне существует своя, собственная система поддержки системы в устойчивом состоянии. [71] Так, например, через 700 лет после возникновения христианства, в Аравии возник ислам, как некий идеологический ответ на христианскую экспансию.

Второй в новейшей истории кризис государственности можно отнести к эпохе великих географических открытий. Страны, принявших участие в дележе "колониального пирога" были странами с одной, монотеистической религией - христианством. Новая эпоха империй стала следствием того, что в Старом Свете идеология христианства потерпела сокрушительное поражение в восьми крестовых походах, достаточно быстро выродившихся из идейной войны с мусульманами в коммерческое мероприятие. [72] Кризис христианской идеологии сопровождался невиданным развитием тайной судебной власти инквизиции (XIII - XIX века) боровшейся с любым проявлением малейшего свободомыслия или отступления от религиозных норм.

Начало преодолению второго кризиса государственности было положено заменой патриархальных религиозных ценностей, ценностями буржуазными. Революция в Нидерландах (XVI в), Реформация, первая Технологическая революция, Раскол церкви, увлекшейся контр реформацией - все стало основой к построению первой формации индустриального общества в которой псевдорелигиозная идеология заменялась на более понятную обществу идеологию финансов.

Но именно это стало причиной предпоследнего по счету кризиса государственности. Все основные достижения капитализма - развитие системы образования, антиклерикальные настроения, рост общественного достояния и настоятельная необходимость в создании транснациональных финансовых и производственных корпораций - не укладывались в классическую схему демократической государственности, выработанной в процессе буржуазных реформ предыдущей формации и традиционной схемы построения государства. Но главным было противоречие между частным характером капитала, учитываемом при помощи единого для всех государств эквивалента и маниакальным стремлением государства ограничить свободу экономической активности граждан и корпораций. Именно это привело к фактическом оформлению двойного стандарта в отношениях государства к монополиям и их владельцам и рядовым гражданам.

Но их создатели так и не смогли избавиться от иллюзий и мифов "демократического государства". [73]

Последняя битва.

До последнего времени любой кризис разрешался путем создания идеологических балансиров. Обществу для поддержания государственности, как основополагающего принципа территориальной и экономической стабильности, необходимо иметь внешнего врага. В двадцатом веке балансиром стало противостояние двух социальных систем. Что бы ни говорили их сторонники и противники, единственным отличием одной модели от другой являлась ликвидация промежуточного слоя буржуазии и подмена ее непомерно разросшимся бюрократическим аппаратом, ставшим своего рода феодальной элитой. Многие называют социализм тупиковой ветвью социального развития общества. Скорее всего, общественная собственность на средства производства - не более чем реализация на практике религиозных мифов, принявших вид социальной религии.

Тем не менее, борьба и противостояние двух систем позволило еще на век обосновать существование государства, как единственно возможного института социальной организации.

Революции и контрреволюции несколько сгладили остроту проблемы в первой половине века, но во второй, вопрос о том, какой путь социального развития выберет человечество стал с новой силой. Экономическая неэффективность социалистических методов планирования и хозяйствования, с одной стороны, и противоречия между развитыми и развивающимися капиталистическими странами, с другой, требовали теоретического обоснования новой системы мирового устройства.

Что дальше.

Все, кто пытался предложить свои концепции государственного устройства, стремились во что бы то ни стало вписать новые теории в существующую систему социального устройства. Государство признавалось единственно возможным способом организации классового общества, а методом водворения нового строя провозглашались реформы. Общество в этих теориях выступало как в роли больного, которого надо оперировать, так и в роли хирурга, проводящего операцию. Во всех концепциях существовала некая маленькая недомолвочка, внутри которой и заключался секрет того, как государство придет к осознанию необходимости перемен, после чего, используя только демократические принципы, проведет необходимое преобразование своей структуры. С одной стороны - заигрывание с марксизмом и принятие, как промежуточного постулата, некоторого "незначительного" нарушения прав человека, связанного с обеспечением благосостояния общества в целом и поддержания необходимого среднего жизненного уровня граждан, с другой стороны - сохранение частной собственности, как основополагающего принципа. [74]

Общим тезисом практически всех теорий было то, что при сохранении государства и всех его институтов, управление должно перейти в руки наиболее талантливых управляющих, либо органы власти с какого то перепуга прислушивались к советам высоколобых экспертов, имевших силу закона. К великому сожалению, и то, и другое из области утопий. Вряд ли реально существует механизм передачи власти от правящей элиты к органам меритократии. Платоновский правитель-философ скорее всего так и останется таким же умозрительным экспериментом, как идеально черное тело.

Поскольку работа государства состоит прежде всего в совокупном объеме производимого им продукта, то вряд ли оно отличается от примитивной тепловой машины, эффективность которой определяется банальнейшим циклом Карно. Чем выше разница между максимальной и минимальной температурой рабочего тела, тем выше КПД и тем больше работы может произвести механизм. Эффективность классового общества строиться на разнице между жизненными уровнями классов. Чем больше перепад - тем эффективнее работает государственный механизм, тем больше потенциал государства как аппарата насилия . Не случайно некоторые теоретики социальной инженерии подразумевают, что в постиндустриальном обществе придется искусственно поддерживать низшие классы на определенном образовательном и культурном уровне, ибо только существенная разница может обеспечить достаточную эффективность государственного управления.

Фактическая ликвидация в конце XX века социалистической системы положила начало очередному кризису государственности. На повестку дня вновь стал вопрос о механизмах компенсации. Государство, как социальный институт, вынуждено искать врага. При этом существует по крайней мере три альтернативы: либо восстанавливать социалистическую систему, войти в окончательную конфронтацию с исламским фундаментализмом, либо искать нового, еще неведомого врага.

Восстановление социалистической системы представляется наиболее вероятным, хотя для этого необходимы значительные материальные затраты и идеологическая подготовка. Односторонняя экономическая и политическая изоляции России, восстановление "санитарных кордонов" и очередной виток гонки вооружений не решат проблему полностью, необходимо желание властей России восстановить социалистические принципы производства и распределения. Вторым "кандидатом внешние враги" может стать исламский фундаментализм. Но экономика Запада в большой степени зависит от политики ОПЕК, что при отсутствии альтернативных источников энергии является достаточно сильным рычагом давления Ближнего Востока на Запад. Третья - поиски врага внутреннего, своеобразная "охота на ведьм" в масштабах всего мира.

С первыми двумя все более или менее ясно. Третий же вариант представляет наибольший интерес в теории персонального государства. Стремление как можно более полно контролировать все стороны жизни гражданина было и остается хрустальной мечтой любой государственной власти. Любая эффективная государственная экономика зиждется на неусыпном и непрерывном контроле над жизнью и экономической деятельностью каждого гражданина. Опустив все подробности истории данного процесса, можно с полной уверенностью сказать, что именно в XX веке возможности персонального контроля получили доселе невиданные инструменты. Достаточно вспомнить, что планируемое внедрение компьютерных систем контроля и учета позволит почти полностью воссоздавать персональную историю любого человека, охваченного сетью налоговых органов. При этом не стоит наивно надеяться, что накопленная информация будет использоваться только как грандиозный, но несистематизированный архив. Не вызывает сомневаться, что робкие попытки анализа поведения или контактов на основе косвенных признаков и построения персональной истории с использованием математических алгоритмов постепенно станут повседневной и, скорее всего, не афишируемой практикой государственной власти. Формальным обоснованием внедрения подобного рода систем должны стать потребности в создании эффективного государственного механизма борьбы с преступлениями во всех сферах жизни и увеличение доходов бюджета за счет более полного контроля доходов граждан.

Но стремление государства контролировать жизнь граждан вступает в жесткое противоречие с этическим нормам и правилам, выработанным на протяжении многих веков. Есть вероятность того, что контроль и изоляция могут привести к появлению новых форм экономических взаимоотношений, надгосударственных законов и принципов не имевших аналогов в истории человечества.

При этом главную роль в становлении и развитии нового общества должен сыграть Интернет. А Россия, давно утвердившая практику двойных стандартов по отношению к собственным гражданам, как страна являющаяся первым претендентом на международную и само- изоляцию и имеющая своеобразную тоталитарно-фискальную экономику, может стать местом появления первых персональных и частных государств.

Примечания

[57]... историю государственности
Стоит оговориться, что о государственности, как о предмете более или менее документированных исследований, можно говорить только применительно к сравнительно короткому историческому периоду новой и новейшей истории. При этом стоит учитывать, что вновь образовавшиеся государства невозможно признать ╚абсолютно новыми╩. Как правило, создание государства происходило посредством административного распоряжения оккупационных властей (например, широко известное Манчжоу-Го, созданное на территории Северного Китая Японией, и просуществовавшее с 1932 по 1945 год), международных организаций (Израиль, получивший государственность в 14 мая 1948 в соответствии с решением Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций (ООН) или самопровозглашенных государств, получивших статус ╚независимых╩ в результате ╚национально-освободительной╩ борьбы (особенно ярко это можно представить на примере новейшей истории Африки, которая буквально скроена из бывших колоний основных европейских государств). Но стоит отметить, что ни одно значимое государство не было образовано на девственно-чистой территории людьми пришедшими со стороны. [58] ...на героев и титанов.
Условно всех мифологических создателей государств можно отнести к богам, героям и администраторам. Боги прозорливо ведут избранный народ, герои разбивают столицы государств где придется, а администраторы принимают на себя наследственное управление, ни мало не заботясь о последствиях этого шага. И если ацтеки и египтяне вели родословную царей от богов, а первые демократы, римляне - от близнецов Рема и Ромула, то в России существует легенда, что на царствование был приглашен абсолютно посторонний человек. [59] ...борьба с экономической анархией
Есть разные, в том числе достаточно причудливые, методы наполнения бюджета государства. Источником существования может быть как землепашество, так и стабильные набеги на соседние государства. Война на протяжении многих веков остается всего лишь продолжением экономики. [60] ...изменяются направления финансовых потоков в государственной структуре
В идеальной схеме существует всего лишь одно финансовое направление - от низшего класса к вершине пирамиды. Но со временем, по мере того, как росло экономическое самосознание низшего класса и возникала реальная опасность физического разрушения управляющей структуры взбунтовавшейся чернью, потребовалось создать иллюзию "высшей государственной заботы". Ограничивая прямое потребление индивидуумом, государство, как умный ростовщик, создавало "страховой фонд", основная задача которого сводится к тому, чтобы изымать излишки производимого работником продукта и возвращать некоторую его часть для т.н. "социальных выплат". Это позволило создать и поддерживать иллюзию стабильности, компенсировать неравномерность экономического и социального развития общества. [61] ...контроль над денежным оборотом.
[62] ...как внутри сообщества, так и вне его.
Многие исследователи связывают происхождение государства с определениями, частной собственности, брака и семьи. Для тех, кто стремиться более полно представлять историю происхождения государственности с точки зрения величайших экономистов прошлого, на основании теорий которых построена экономика индустриального общества, можно рекомендовать ознакомиться с трудами Адама Смита, Давида Рикардо, Джона Стюарда Миля, Карла Маркса, Мейнарда Кейнса. Для понимания базовых теорий современных экономистов и понимания логики нынешних российских реформаторов этого, пожалуй, будет вполне достаточно. Как сказал Джон Мейнард Кейнс, отец монетаризма: "Идеи экономистов и политических мыслителей - и когда они правы, и когда они ошибаются - имеют гораздо большее значение, чем принято думать. В действительности именно они правят миром. Люди практики, которые считают себя совершенно неподверженными интеллектуальным влияниям, обычно являются рабами какого либо экономиста прошлого". [63] ..."военных денег", роль которых...
Любое государство на оккупированной территории достаточно быстро прекращало хождение местной валюты. Одним из первых случаев массированного применения военных денег можно считать использование Фридрихом Великим монет с уменьшенным содержанием драгоценного металла во время Семилетней войны (1756-1773 гг.), использовавшихся для закупок провианта в Саксонии. Но основная цель этого предприятия - лишение правительства, власть которого свернута, экономического базиса сопротивления. До тех пор, пока для расчетов использовались монеты из драгоценных металлов, имевшие самостоятельную ценность, выраженную в массе, печать денег не имела практически никакого смысла. С введением банковских билетов и ассигнаций деньги не только приобрели ряд новых, неизвестных свойств, но и стали оружием наравне с артиллерией и пехотой. Первый, и пожалуй, самый успешный опыт использования ассигнаций в военных операциях продемонстрировал Наполеон, успешно разрушавший экономику атакуемых им стран при помощи станков для печати фальшивых денег. Феномен "венных денег" состоит в том, что это один из инструментов экономического угнетения оккупированных территорий. Произвольный и экономически необоснованный выпуск денег необходим для быстрой мобилизации финансовых и материальных ресурсов. Их эмиссия ведет к принудительному, быстрому и безвозмездному изъятию сбережений населения. Переполненные в результате военных действий избыточной массой национальной валюты, и происходящий без учета реальных потребностей хозяйственного оборота оккупированной страны, неизбежно приводит к углублению инфляции и как следствие, к экономической зависимости. На протяжении всего ХХ века "военные деньги" использовались практически всеми воюющими государствами. Германия, Италия, Япония, США, Россия и СССР - все экономически развитые государства приложили руку к изъятию ценностей. Противостояние военных блоков после Второй Мировой войны стало возможным только благодаря экономической оккупационной системе, основа которой была построена на вытеснении национальной валютной системы. В этом смысле забавной может оказаться теория, выдвинутая Ф. Шваном и И. Болингом, согласно которой раскол Европы произошел исключительно по причине того, что СССР пошел на сознательный подрыв экономики зоны оккупированной западными союзниками, выпустив оккупационных марок на 20 488 497 000, что почти в два раза превосходило эмиссию США - 10 684 780 000. Если учесть, что все оборудование, бумага и краски для печати "военных денег" было получено СССР в апреле 1944 года от правительства США, то становиться понятным, что союзники просто не ожидали от СССР столь вероломного нарушения союзнических обязательств. Раскол произошел 23 июня 1948 года, когда советское военное командование было вынуждено в ответ на сепаратные денежные реформы, предпринятые союзниками в целях защиты от инфляционного давления денежной массы из восточного сектора, провести реформу денежного обращения и в Восточной Германии.
  • История Гознака.ППФ Гознака. Пермь.1995
  • Алексеев А.М. Военная валюта. - Госфиниздат, М. 1948
  • Schwan C.F., Baling J.E. World War II Military Currency. - American Numismatic Association, 1980
[64] ...изъятия прибавочного продукта в виде налогов
Налоги - обобщенное и несколько вольное название для множества сборов и выплат, в любой форме, применяемой государством для формирования фондов, которые можно использовать для обеспечения нужд государства и общества. Фонды разделены на бюджетные и внебюджетные. Кроме того, из поступлений формируется местный и федеральный бюджет. Сама система выплат постоянно совершенствуется, т.е. происходит, как любят выражаться представители государственных органов, "расширение налогооблагаемой базы", "совершенствование механизма лицензирования", "упорядочивание таможенного режима". Нет особой необходимости объяснять, что скрывается за этими фразами.

о налогах - из первых рук

[65] ...захватом и физическим уничтожением.
Немного порывшись в доступных источниках можно обнаружить, что многие археологические находки свидетельствуют о том, что древние племена не брезговало каннибализмом. Отношение к соседнему племени, как к источнику белковой пищи до конца не изжиты до сих пор. Наиболее изучен, если так можно выразиться, каннибализм у племен Новой Гвинеи. Кроме того, имеются свидетельства о т.н. "ритуальном каннибализме", случаи которого были отмечены во время Первой и Второй Мировой войны в Юго-Восточной Азии. Что побудило человека отказаться от предания себе подобного и табуировать каннибализм? Как один из вариантов можно принять гипотезу возникшую после исследований племен Новой Гвинеи. В результате изучения ряда местных, присущих только этому региону болезней, было выяснено, что причиной одного из некогда распространенных здесь недугов - "куру", является ритуал предания мозга умершего родственника. При этом был открыт новый класс возбудителей - прионы. Самое удивительное заключается в том, что относящиеся к т.н. "медленным" инфекциям, прионы единственные из форм земной жизни не имеющие ни ДНК ни РНК. Инкубационный период болезни составляет от 18 месяцев до 20 лет, она поражает исключительно нервную ткань. Что касается примера пандемии, то человечество едва не столкнулось с подобным в 1996 году, когда одна из болезней крупного рогатого скота ("коровье бешенство" (нетипичный губчатый энцефалит) явился причиной того, что правительство Великобритании было вынуждено уничтожить большую часть поголовья коров. Причиной широкого распространения болезни в Великобритании стало то, что в рацион откармливаемых животных включалась костная мука изготовляемая из останков переработанных коров. [66] ...его информационная составляющая.
Не так давно аукциону Е-bay пришлось столкнуться с сопротивлением фирмы SONY, пытавшейся запретить выставлять на торги абсолютно нематериальные веши - магические предметы создаваемые пользователями для популярной игры - всякого рода виртуальные сапоги, плащи и прочую ерунду. Не смотря на абсолютную невнятность предметов, их стоимость была вполне материальной - от 5 до 600 долларов. В связи с этим стоит вспомнить случай, с отказом выставить на том же аукционе душу. Единственной мотивировкой отказа было то, что продавец не может доказать ее реальное существование. [67] ...относительно низкая скорость размножения
Для желающих повычислять на досуге...

[68] ...жителей захваченных земель
Ярким примером политики обмены военных заслуг на "живой товар" может служить система назначения военных пенсий в Римской Империи. После выхода на государственную пенсию военный, в зависимости от чина, имел право на государственный надел и определенное количество рабов.

[69] ...почву для многочисленных спекуляций. Вопрос о том, кто были татаро-монголы, что они делали в России, что такое иго, и не был ли это заговор русских князей против собственного народа - вопрос до сих пор остается открытым и, пожалуй, неразрешимым. [70] ...демографическом и финансовом контроле на европейском континенте.
Примерно в 470 г Н.Э. всем католическим священникам сельских приходов вменяется в обязанность не только проводить мессианскую деятельность на завоеванных Великой Римской империей территориях, но и вести поголовный учет прихожан и их личного состояния для нужд церкви и государства.

[71] ...поддержки системы в устойчивом состоянии.
Пожалуй, человечеству еще предстоит создать единую теорию информационного социума, которая должна обединить науки о языках, религиях, коммуникациях.

[72] ...войны с мусульманами в коммерческое мероприятие.
Крестовые походы происходили с 1096 по 1270 на Ближний Восток. Всего Крестовых истинных Крестовых походов было восемь из которых удачным следует признать только первый (1096-1099). У сельджуков был захвачен Иерусалим и образовано Иерусалимское королевство. Пара следующих были ответами на взятие сельджуками Эдессы, завоеванием в 1187 Иерусалима Салах-ад-дином, четвертый был организован папой Иннокентием III при подстрекательстве венецианского купечества и направлен, в основном. против усиления Византии, на части которой было создана Латинская Империя. Пятый, шестой, седьмой и восьмой существенной роли не играли. С переходом к мусульманам Акры (1291) крестоносцы полностью утратили свои владения на востоке. Кроме того, иногда крестовыми походами называют войны немецких феодалов против восточных славян и Альбигойские войны.

[73] ...смогли избавиться от иллюзий и мифов "демократического государства".
Поскольку это всего лишь аннотация, я позволю себе опустить некоторые подробности получения последующих выводов.

[74] ...сохранение частной собственности, как основополагающего принципа.
Новые концепции общества строятся на достаточно старых выводах. 60-е годы были блаженными временами для всякого рода социальных теоретиков, именно по этой причине всем, кто заинтересуется можно порекомендовать следующие книги:
  • Aron R. Progress and Disillustion. The Dialettics of Modern Society. 1968
  • Bell D. The post-industrial society: evolution of an idea. 1971
  • Bell D. The Coming of Post-Industrial Society. 1973
  • Berle A. The 20th Century Capitalist Revolution. 1954
  • Brzezinski Z. Between two Ages. America's Role in Technotronic Era. 1970
  • Burnham J. The Managerial revolution. What is Happening in the World. 1941
  • Fourastie J., Laleyf A. Rrevolution a l'Quest. 1957
  • Rostou W. The Stages of Economic Growth. A Non-Kommunist Manifesto. 1960

поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Александр Ивлев, Субпрогресс: введение в теорию персонифицированного государства /07.04/
Абсолютная свобода и виртуальное пространство. Подступы к вероятностной модели развития российского общества.
Андрей Левкин, Новая экспертиза /07.04/
Net-культура - пространство магии, в котором можно совершенно по-новому производить реальную экспертизу самых разнородных объектов. Если кто-то пошевелит чем-то на этой поляне, то последствия не замедлят возникнуть.
Евсей Вайнер, Не спеши ты нас хоронить /31.03/
То, что люди продолжат играть и заниматься ерундой, несмотря на "бизнес" и нивелирующую мощь гербовой бумаги, доказывает: Net-культура никуда не делась. Она по-прежнему остается живым организмом и достойным изучения феноменом - едва ли не самым интересным из имеющих место в наше время.
Аркадий Драгомощенко, Мир Меркурия /30.03/
В концепции Интернета, выраженной не столько в терминах сообщительности и информационной целостности, сколько в идее присвоения Права назначать времена и управлять сроками, - сквозит тень прежних проектов: "Вавилонской башни", "единого мозга", "всемирного языка", "жизни бесконечной".
Андрей Травин, Вот и окончен светский сезон... /24.03/
Репортаж о вручении Национальной Интел Интернет премии.
предыдущая в начало следующая
Александр Ивлев
Александр
ИВЛЕВ
ai@risp.ru
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки: