Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Gateway | Невод | Интер(офф)вью | Бессрочная Ссылка | НасНет | ГлобусНет | Интер(акти)вью | Дурацкий Музей | Кафедра | Русская сеть: истории | Конец прекрасной эпохи
/ Net-культура / < Вы здесь
Прощание с неткультом
Дата публикации:  25 Апреля 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Был у меня в жизни период, когда я переезжал на новое место раз в три месяца. Не то чтобы согласно плану какому, само собой как-то складывалось. То есть скорее по необходимости, чем по врожденной склонности к бродяжничеству. Сезонная миграция, как у птиц, только чаще, как у Вивальди почти. Куда только не заносила судьба! Зиму, к примеру, прожил в секте - в молельном доме ихнем с решетками на окнах на окраине среди гаражей. Очень познавательно, между прочим. Потом как-то полегче стало, снял по весне комнатку в деревянном доме на берегу реки с застекленной верандой. Любовался сакурой под сенью девушек в цвету, в воду смотрел. А потом оставил и город, и страну, и детей, и семьи, сменил род занятий, имя, возраст и пол (последнее - шутка, просто к слову пришлось) и оказался там, где и не думал.

Тоффлер вот еще в семидесятом году писал о "новом номадизме", когда люди без конца переезжают, меняют работы, как женщин, рубят корни, на которых стоят, зато обретают выбор, который и есть свобода. На этом он целую футурологическую теорию построил, как оно у нас в будущем все обстоять будет. Не совсем так, конечно, получилось, но в одном он прав - движение действительно происходит, и не так уж важно, по шоссе ли идет неутомимая Саша со своей нескончаемой сушкой, или едет на поездах, или пролетает бесследно над землей в самолете, или вовсе перемещается из пункта А в пункт Б как бы виртуально.

Однажды я придумал арт-проект: этнографическая выставка "Жилище киберкочевника". Идея была в том, чтобы показать, что вещей в старом смысле, т.е. связанных с личной историей, памятью и эмоциями, у человека часто переезжающего, да еще и живущего преимущественно в киберпространстве, практически не остается. При переездах все теряется, даже то, что особенно дорого - печально, но факт. Сковородка, треснутая тарелка, стопка книг на полу, вырезанная из журнала картинка, тапочки, собачий поводок, пустая коробка из-под телевизора - вот экспонаты и среда обитания. А последним нумером должен был по замыслу стать компьютер с хоумпейджем жителя этих пространств, где тексты, фотографии, ссылки - личные связи, энграммы, татуировки на мозге - все, что реально насыщено жизнью: главные вещи. Рассказал идею Гельману, он одобрил, но мне лень стало возиться - скука концептуальности: рассказать идею достаточно. Кроме упора на кибер, здесь издевка над этнографией в целом: горшки и одежды - фантики без конфеток. Царство божие не экспонируешь. А насчет переездов и перемен - что нам Тоффлер; китайцы гораздо раньше по этому поводу все сказали!

*

Эти заметки - необязательно вступление к сообщению, которое уже даже и не новость: я покидаю Чикаго, то бишь Русский журнал, слагаю с себя функции редактора Net-культуры и передаю ключи счастья Роману Григорьевичу Лейбову. Я уверен, что под его мудрым руководством рубрика преобразится и расцветет. По мере сил намереваюсь участвовать в этом процессе, но уже как простой гребец, а не рулевой. Преемственность эта меня радует. Как ни крути, русская net-культура исходно была сильно завязана на "ядерных бывшеградцах", и развитие "тартуской линии" закономерно. Речь в данном случае идет не о мафии, а о том, что надо ждать новых сюрпризов.

В заключение я хотел бы выразить сердечную благодарность сотрудникам Русского журнала за теплую дружескую атмосферу, в которой мы вместе что-то придумывали и делали эти два года, и пожелать обновленной редакции новых творческих свершений.

Что же касается net-культуры в широком смысле, то вот вам на закуску ее рабочее определение:

Смыслопорождающая деятельность в электронной среде или по ее поводу, не носящая утилитарно прагматического характера и опирающаяся на взаимодействие и полилог; формальными ее полюсами являются отвлеченное теоретическое мышление, цель которого познание (философия), и самоценный творческий акт, цель которого удовольствие (игра); все прочее - литература.

поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Роман Лейбов, Декларация о намерениях /25.04/
Будущее раздела "Net-Культура": глобус и энциклопедия в одном флаконе. А также: Happy Birthday to E_G! Рассуждения нового редактора раздела.
Александр Ивлев, Субпрогресс: введение в теорию персонифицированного государства /07.04/
Абсолютная свобода и виртуальное пространство. Подступы к вероятностной модели развития российского общества.
Андрей Левкин, Новая экспертиза /07.04/
Net-культура - пространство магии, в котором можно совершенно по-новому производить реальную экспертизу самых разнородных объектов. Если кто-то пошевелит чем-то на этой поляне, то последствия не замедлят возникнуть.
Евсей Вайнер, Не спеши ты нас хоронить /31.03/
То, что люди продолжат играть и заниматься ерундой, несмотря на "бизнес" и нивелирующую мощь гербовой бумаги, доказывает: Net-культура никуда не делась. Она по-прежнему остается живым организмом и достойным изучения феноменом - едва ли не самым интересным из имеющих место в наше время.
Аркадий Драгомощенко, Мир Меркурия /30.03/
В концепции Интернета, выраженной не столько в терминах сообщительности и информационной целостности, сколько в идее присвоения Права назначать времена и управлять сроками, - сквозит тень прежних проектов: "Вавилонской башни", "единого мозга", "всемирного языка", "жизни бесконечной".
предыдущая в начало следующая
Евгений Горный
Евгений
ГОРНЫЙ
gorny@russ.ru
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки: