Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Gateway | Невод | Интер(офф)вью | Бессрочная Ссылка | НасНет | ГлобусНет | Интер(акти)вью | Дурацкий Музей | Кафедра | Русская сеть: истории | Конец прекрасной эпохи
/ Net-культура / < Вы здесь
Реальный и виртуальный Арт-Питер
Дата публикации:  3 Мая 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Мы живем в виртуальном мире. СМИ, реклама и PR-технологии инсталлируют в нашем сознании пространства желаний и предпочтений, симулируя миры со своими героями и злодеями, насущными "проблемами" и блестящими их "решениями". В основе этих миров, как правило, лежат бинарные модели "хороший-плохой" независимо от того, идет ли речь о выборах президента или рекламе стирального порошка. При этом объективные критерии или политические программы вообще выводятся из поля рассмотрения/внимания и заменяются симулякрами - знаками, ориентированными на эстетическое (красивый/некрасивый) или этическое (хороший/плохой) восприятие. Идеология уступила место эстетике, пропаганда - моде, мораль - этике. Налицо глобальная эстетизация и виртуализация повседневной жизни, начиная от массового использования термина "виртуальный" (причем, не только в контексте компьютерных игр и интернета) и кончая непонятно откуда вдруг возникшим художественным мышлением и восприятием действительности "широких народных масс", которое традиционно считалось уделом и привилегией художников и литераторов.

Теперь политическая реклама бьет не на разум, а на чувство ("Наш город устал"). Политические и экономические митинги используют арсенал художественных акций - работники птицефабрик устраивают виселицы для кур и вполне серьезно утверждают, что "от такой жизни даже куры повесились". Студенты питерского "Военмеха" организуют публичное сжигание доллара у посольства США. Жители Тамбова вынашивают планы установки памятника "тамбовскому волку" (почему-то с крыльями). В свою очередь художникам-акционистам ничего не остается как цитировать политиков - недавно Игорь Баскин сотоварищи в общественном "сортире" на Невском мочили листовки с надписями "Зюганов", "Явлинский", "Жириновский". При этом действительное положение дел в городе или с налогами у птицефабрик остается "за скобками", оно не предъявляется обществу (как и чемоданы компромата или списки коррупционеров), не выстраивается система доказательств и аргументов, основанных на фактах и документах. Истина никого не интересует: политика/бизнес стремятся убедить общество, что их "дерьмо" самое лучшее "дерьмо" (если использовать жаргон "Криминального чтива"), а люди (в условиях продажности СМИ и коррозии морали) хотят получить "хорошую" (т.е. простую и убедительную) и эстетически привлекательную "картинку", инсталлированную политикой/бизнесом у них в сознании. Восприятие этой "картинки" ничем не отличается от восприятия очередной серии "Санта-Барбары", детектива Марининой или, скажем, "секса по телефону" - это эстетическое/чувственное восприятие виртуального мира.

В этих условиях происходит кризис старой модели "художник-общество". Художник теряет монополию творца/носителя эстетических канонов общества. С одной стороны, его поджимают реклама и масс-медиа, с другой - когорта галеристов, кураторов и философов, все чаще берущих на себя несвойственную им ранее функцию творца (теперь перед автором произведения все чаще указывается автор идеи и куратор). Более того, сам зритель (и недавний потребитель художественной продукции) из пассивного наблюдателя (вспомним прежнее ощущение "полного дурака") превращается в участника и со/творца "картин", инсталлированных в его сознании (т.к. "докрашивает" и домысливает их он сам). Его эстетическое Эго полностью удовлетворяет телевизор и реклама. Этими, а вовсе не финансовыми и образовательными причинами объясняется сегодня падение интереса к "картине" и традиционным видам изобразительного искусства. Художник оказывается вытесненным с арт-рынка (вернее, сам рынок "переехал" с "арт" на "медиа"), он вынужден осваивать новые технологии (дизайн, фотография, акционизм) и новые арт-территории. Одной из таких территорий стал интернет.

Действительно, одновременно с виртуализацией реальности стремительно развивается процесс обживания виртуального мира, куда все чаще и все масштабнее привносятся "дела земные". Если раньше интернет был лишь рекламной площадкой для репрезентации проектов (фирм, товаров, услуг), то теперь он быстро превращается в территорию реализации самих этих проектов (интернет-магазины, информационные и рекламные агентства). Те же тенденции происходят и в художественных ресурсах сети: за информационными страничками музеев и галерей пришли "настоящие" виртуальные музеи и виртуальные галереи, за сетевыми анонсами газет и журналов пришли новые электронные издания, за изображениями картин пришло дигитальное творчество, за пресс-релизами выставок пришли сетевые художественные проекты ("Виртуальное кладбище", "Дневник Игоря Баскина"). Наконец, проект Гельмана GIF.RU с его региональным делением (какая, к черту, в сети может быть география!) - это вовсе не художественный "ресурс", организованный по территориальному принципу, а "машина" для строительства (симулирования) в сети новой административной структуры современного искусства - будущего сетевого министерства культуры.

Таким образом, сеть становится местом реализации проектов, которые по тем или иным причинам не могли/не могут быть реализованы в реальном мире ("Русский журнал" продолжает жить после закрытия его бумажного двойника - журнала "Пушкин"). Сеть становится продолжением, частью реального мира (как когда-то такой же частью стало радио, а затем телевидение), она быстрее и свободнее реагирует на проблемы и потребности общества, по ней мы можем диагностировать точки дефицита и зоны неудовлетворенности происходящим в реальном мире.

Все это в полной мере относится к художественной жизни Петербурга и питерским арт-ресурсам в сети, которые последний год демонстрировали стремительный количественный и качественный рост. Они станут для нас индикаторами состояния арт-питера. На отсутствие какого-либо справочника по культуре и современному искусству Петербурга почти одновременно отреагировали институт "PRO ARTE" (фонд Сороса) и ТехноАртЦентр на Пушкинской-10 (по заказу "Helsinki 2000"), представившие весной этого года "Культуру в Интернете" (culture.spb.osi.ru/spb) и "Культурный навигатор" (www.2000.hel.fi/st.petersburg/navigator.swf) соответственно, правда, последний только на английском языке (зато ТехноАртЦентр выпустил еще и CD-ROM, правда, тоже на английском языке). О строительстве питерской части GIF.RU Гельмана уже говорилось, по имеющимся сведениям это будет самый обширный справочный ресурс, включающий большую часть действующих художественных проектов объединений, кураторов, арт-критиков и художников.

Не лучше обстоит дело в Питере с галереями и музеями современного искусства. Первые, за редким исключением, влачат жалкое существование. Исключениями являются те, кто "сидит" на бюджете (и коммерческими галереями не являются) или ориентированы на поставку картин на запад - они, как правило, и не репрезентируют себя в сети. "Вытянуть счастливый билет" пытаются виртуальные галереи: "RussianFineArt" с семейством (www.geocities.com/SoHo/Den/6243), "Русский альбом" (www.russkialbum.com), "ArtExpoCom" (www.artexpocom.spb.ru) и др. Однако, и они тоже полностью ориентированы на Запад.

В целом же перспективы арт-рынка в интернете пока туманны, и не только в силу ограниченных темпов коммерциализации сети, но и по причине туманности перспектив самого арт-рынка. Виртуализация и эстетизация общества привели к тому, что арт-рынок оказался вытесненным масс-медиа и рекламой с территории, всегда считавшейся вотчиной высокого искусства. Но это не столько проблема интернета, сколько проблема профессионального искусства вообще (не только у нас, но и во всем мире). Сегодня необходимо переосмыслить роль художника в обществе и стратегии арт-рынка; думаю, это будут опосредованные стратегии, направленные на симулирование привлекательности арт-территории для инвестиций со стороны политики и бизнеса. И здесь интернет идет впереди реальности - именно в сети сегодня рождаются художественные проекты, стремящиеся окупить затраты и заработать на рекламе, информации, политике и т.п. Впечатляющими результатами, правда, никто пока похвастаться не может, но именно сегодня формируется инфраструктура сети, которая будет определять лицо Рунета в ближайшие годы. И это будет вполне симпатичная "мордаха", не лишенная креативности и куража.

В Петербурге до сих пор нет публичного музея современного искусства, и это несмотря на существующие коллекции Русского музея, "Манежа" и Пушкинской-10 (действует сейчас лишь музей "Царскосельская коллекция" в Пушкине). Реакцией на отсутствие в Питере такого музея стало создание питерской студией "Арт Медиа" виртуального "Музея современного искусства Петербурга: 1940-1990-е" (www.artmedia.pl.ru). Это действительно виртуальный музей, основанный на реальной коллекции и включающий разделы послевоенного искусства от соцреализма до андеграунда. Музей проводит оригинальные выставки (из фондов музея, от художников и коллекционеров), формирует каталог художников (более 80 имен) и издает компакт-диски по искусству Ленинграда-Петербурга. Ситуация с художественными журналами Питера тоже оставляет желать лучшего: "Новый мир искусства" (www.worldart.ru), взявший год назад модный псевдоним "НоМИ", сегодня не ругает только ленивый (за аморфность и отсутствие концепции), "Мир дизайна" (www.bestrussia.com/net/worldesign/wd_rus) превратился в каталог мебели и машин, "Максимка" (www.guelman.ru/maksimka) выходит раз в полгода. О "новостях" двухмесячной давности мы узнаем из НоМИ, включая и те выставки, которые были отменены (информацию, видимо, брали из анонсов). Показательна и репрезентация этих журналов в сети: НоМИ дает только анонсы статей и рекламу подписки, "Мир дизайна" не обновляется в сети с 1998 года (как кризис грянул). Исключением является "Максимка", который исправно (и полностью) выгружается в ресурсах Гельмана, но, повторюсь, раз в полгода.

В этих условиях как никогда востребованным оказался ежедневный электронный журнал "АРТ ПИТЕР" (www.artpiter.spb.ru), запущенный 30 марта 2000 года в сеть питерской студией "Арт Медиа". На сайте публикуется новостная информация (ежедневные репортажи с выставок, "событие недели", анонс выставок, обзор арт-прессы и питерский арт-контекст), а также мнения ведущих кураторов и художников Питера. "АРТ ПИТЕР" стал консолидирующей площадкой для наиболее активных художественных сил города. Сейчас на сайте представлены авторские рубрики: "Другая культура" Дмитрия Пиликина, "ВВС - разбор полетов" Валерия Савчука, "Новости Новой Академии" Тимура Новикова, "Архив" Андрея Хлобыстина. Заявлены и в ближайшее время появятся на сайте: "Директория П" Дмитрия Голынко-Вольфсона, "Золотое дно художественной критики" Максима Райскина, "Ретроспектива" Валерия Вальрана и др. Авторские рубрики обновляются 1-2-4 раза в месяц. Особое внимание ARTPITER.SPB.RU уделяет художественным проектам, которые реализуются специально для сети и существуют только в сети. Они посвящены виртуализации реальности и, наоборот, обживанию виртуального мира (см., например, "Виртуальное кладбище "Новые Литераторские мостки"", www.artmedia.pl.ru/kladb), а также стратегиям, связанными с инсталляциями в общественном сознании пространства желаний/предпочтений ("Дневник Игоря Баскина - откровения акциониста", www.artpiter.spb.ru/projects/baskin).

Сегодня в Питере сложился мощный пласт художников и кураторов, литераторов и издателей (в том числе самиздата), мыслящих и творящих на современном языке стремительно меняющейся Европы, сложился не благодаря, а вопреки какой-либо востребованности (не говоря уже о поддержке) со стороны власти и бизнеса. Такая ситуация, может быть, устраивает и художников, и власть/бизнес, однако она никак не может устраивать общество, заинтересованное в обретении новой эстетики постидеологического общества (эту нишу сейчас заполнили массмедиа).

Как было сказано, существующие сайты по питерскому искусству - это либо "ресурсы" и дайджесты (собирающие все, что есть), либо представительства реальных институций, либо виртуальные музеи и галереи. Все они преследуют узкие (корпоративные) интересы и не заинтересованы в систематическом производстве новостей. Не заинтересованы они также и в объективной и всесторонней, учитывающей различные точки зрения, картине происходящего в Питере. Поэтому главную цель ARTPITER.SPB.RU видит в создании регулярной информационно-аналитической среды современного искусства Питера, которая поможет художникам, кураторам и галеристам разобраться во внутрицеховых проблемах, общественности - в происходящем на петербургской арт-сцене, а власти и бизнесу - убедиться в привлекательности арт-территории для инвестиций.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Ю. Н., Об употреблении иностранных слов /27.04/
Что это за коробочка у вас на телевизоре? Это интернет: туда обращается мой стиральный порошок, когда предчувствует близкий конец.
Евгений Горный, Прощание с неткультом /25.04/
Я слагаю с себя функции редактора Net-культуры и передаю ключи счастья Роману Григорьевичу Лейбову. Уверен, что под его мудрым руководством рубрика преобразится и расцветет. По мере сил намереваюсь участвовать в этом процессе, но уже как гребец, а не как рулевой.
Роман Лейбов, Декларация о намерениях /25.04/
Будущее раздела "Net-Культура": глобус и энциклопедия в одном флаконе. А также: Happy Birthday to E_G! Рассуждения нового редактора раздела.
Александр Ивлев, Субпрогресс: введение в теорию персонифицированного государства /07.04/
Абсолютная свобода и виртуальное пространство. Подступы к вероятностной модели развития российского общества.
Андрей Левкин, Новая экспертиза /07.04/
Net-культура - пространство магии, в котором можно совершенно по-новому производить реальную экспертизу самых разнородных объектов. Если кто-то пошевелит чем-то на этой поляне, то последствия не замедлят возникнуть.
предыдущая в начало следующая
Николай Кононихин
Николай
КОНОНИХИН
Редактор ARTPITER.SPB.RU - современное искусство
prexsys@infopro.spb.su
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки: