Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Gateway | Невод | Интер(офф)вью | Бессрочная Ссылка | НасНет | ГлобусНет | Интер(акти)вью | Дурацкий Музей | Кафедра | Русская сеть: истории | Конец прекрасной эпохи
/ Net-культура / < Вы здесь
Сетевые коммуникации и человеческое общение
(некоторые аспекты кибернетической психологии)

Дата публикации:  7 Сентября 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Бог из машины

В молодости человеку свойственна независимость, отрицание чужих мнений и опыта. По прошествии лет начинаешь понимать значение общения во всех его формах. Парадокс заключается в том, что с возрастом возможности и круг общения обычно уменьшаются. Так уж устроена наша жизнь. Легче находить общий язык и темы с теми, кого знал раньше, и кто знал тебя другим. Ограничения накапливаются с приобретением опыта неудач и разочарований, неизбежных в нашем мире. Полоса свободного выбора сводится к предопределенной единственной траектории. Область контролируемого и отображаемого окружающего пространства стягивается в воронку водоворота, идущую в неизвестную, но уже не пугающую пустоту...

Однако это лишь один из вариантов развития понимания своего места в мире, к сожалению наиболее типичный. Собственно, он является результатом именно непонимания. Другой вариант развития событий заключается в изучении и совершенствовании способов и уровней общения, увеличении информационной насыщенности потоков и обеспечении сохранения накопленной информации. Выбор варианта можно назвать условно свободным, что означает невозможность изменения жизненной траектории только по своему усмотрению в произвольный момент времени. Трамвай наших желаний движется по проложенным рельсам, но в определенных точках по пути следования можно перевести (или не перевести) стрелки и, даже, сменить номер маршрута. Таких точек ограниченное количество. Может быть, только одна, и очень важно ее не упустить.

Наблюдения за процессом выбора пути и происходящими в других людях изменениях обогащают сознание и привлекают возможностью расширить свой опыт, как бы прожить не только свою, но и чью-то еще жизнь. Однако не будем лицемерить, больше всего нас интересует то, что в сознании других людей отражается динамика изменения нас самих. Часть индивидуального сознания через общие с другими людьми идеи и взгляды выходит на межличностный уровень.

Другая, более важная часть нашего "я", расширяется до интеграции в сферу надличностной коммуникации, свободную от сиюминутных интересов. Качественное и количественное изменение круга общения, в зависимости от пройденного пути и сделанных выводов, может стать как причиной пустоты и одиночества, так и внутренним источником силы и радости, если, конечно, сопровождается пониманием его ценности и готовностью быть зеркалом для других с благодарностью за отражение самого себя. Очевидно, что одно невозможно без другого.

Наверное, здесь наш терпеливый читатель спросит себя или меня - "Хорошо, но при чем же здесь сетевые коммуникации и компьютерные технологии?" Уместный вопрос. Именно в наблюдении за работой сознания, осуществляемом методом интроспекции, и анализе результатов этих наблюдений с помощью понятийного аппарата кибернетики и заключается суть данной статьи. Применение компьютерной терминологии и методов анализа является вынужденной мерой, ввиду неопределенности и многозначности обычной лексики. Если без них удалось обойтись во вводной части данной статьи, то сейчас, когда мы перейдем к более подробному рассмотрению очерченных вопросов, вновь придется прибегнуть к их помощи.

Некоторые определения

Стороны, участвующие в коммуникационном процессе: личность - "локальное я" и окружающая ее среда, включающая в себя другие "локальные я", межличностные информационные массивы (профессиональные, корпоративные, национальные и т.д.) и надличностный массив адекватной информации или - "центральный сервер".

Цели коммуникации: решение повседневных задач, обучение и сбор информации об окружающем мире, сохранение информации в надличностной форме (перевод ее на "центральный сервер").

Характеристики "локального я": динамическая открытая (оснащенная датчиками и каналами связи) информационная система, состоящая из трех основных уровней:

Низший - подсознательный или аппаратный (рефлексы, инстинкты, простейшая логика - "драйверы устройств").

Средний - осознаваемый уровень "фронтальной личности" (основные приложения, отвечающие за социальное, профессиональное и бытовое поведение на уровне формальной логики).

Высший - сверхсознательный (приложения и утилиты, отвечающие за обучение и перепрограммирование фронтальной личности, интуицию, доступ к межличностным и надличностному массивам информации).

Все уровни пронизаны взаимосвязанными цепями положительных и отрицательных обратных связей, воспринимаемых нами как эмоции.

    Сравните схему организации "локального я" со справочной сетевой моделью ISO/OSI. Три основных уровня выделены для упрощения описания, на самом деле их может быть больше. Например, семь, как и в ISO/OSI или пять, как в TCP/IP. Низший аппаратный уровень соответствует канальному, сетевому и транспортному уровням передачи информации. Средний - "фронтальная личность" включается в сеансовом режиме в период бодрствования и, соответственно, определяет сеансовый и представительный уровни. Естественно, что высший уровень соответствует прикладному. Напомню, что прикладной уровень передачи информации в сети содержит приложения Пользователя, часть которых выполняет сервисные и служебные функции, но наибольшую значимость имеют программы, предназначенные для решения конкретных задач. Только кто же тогда этот Пользователь, и для решения каких задач сконфигурирована система, если наша фронтальная личность локализована в сеансовом уровне?

Из вышесказанного следует, что, мы с вами не более чем рабочие станции, оснащенные прикладным программным обеспечением, инструменты в эксперименте, смысл которого выходит за рамки нашего понимания, ограниченного сеансовым уровнем. Можно быть инструментом самозатачивающимся, а можно и - одноразовым. Такова наша свобода выбора. И Пользователь, в ответ на нашу свободу выбора, имеет право различно относиться к инструментам в соответствии с их значимостью. Здесь важно различать материальные носители и их информационное наполнение, которое, хочется верить, важнее.

Коммуникация на надличностном уровне

Процесс общения или коммуникация определяет наше отношение не только к другим людям, но и ко всем прочим структурам, образующим Сеть. Позволю себе напомнить, что слово религия переводится именно как "отношение". Совокупность частично познанных и непознанных физических и метафизических законов, являющихся природной основой существования Сети, есть проявление Абсолюта мистиков, Брахмана в индуистской или Святого Духа в христианской традиции. Этот уровень коммуникации доступен лишь для узкого круга посвященных адептов, осознающих, что какие-либо обращения и надежды на ответную реакцию безличностной и беспристрастной силы или закона наивны. Можно предположить, что объединенная молитва населения всего Земного шара не изменит даже шестого знака гравитационной постоянной.

Более привычный и доступный большинству людей уровень надличностной коммуникации определяет взаимодействие со вторым проявлением Божественного начала, или, в соответствии с христианской традицией - Богом-Отцом. По сути дела это интерфейс Святого Духа, обращенный в область информационных взаимодействий с субъектами сети. Он приобретает личностные черты, но остается беспристрастным воплощением и исполнителем собственных законов. Это - Системный Администратор, определяющий права доступа и распределяющий общие надличностные ресурсы в соответствии с ему одному ведомыми задачами и целями в зависимости от эффективности той или иной рабочей станции - "локального я". Его основная и объективная роль заключается в установлении правил игры, изменить которые за ограниченный промежуток времени практически очень сложно. Однако наблюдается медленная, но заметная на протяжении человеческой жизни девиация некоторых основных параметров, проявляющаяся, например, в большей терпимости (не только со стороны людей) к нарушению заповедей, которые два тысячелетия тому назад были абсолютными. Но все равно никакая жертва или молитва не спасет человека, заболевшего СПИДом, пока объективные законы развития науки, определяемые правами доступа отдельных ученых и всего общества в целом к адекватным информационным ресурсам, не сделают это возможным.

Вывод, формулируемый сейчас, связан с третьим аспектом нашего места и роли в Сети и определяется личностным контактом с той направляющей силой, инструментами которой мы являемся. Мировоззрение реального человека с ограниченными возможностями, имеющего право на ошибки и слабость, совершающего конкретные действия в окружении других, также далеких от совершенства людей, зачастую не осознающих своей роли, создает образ Бога-Сына в христианстве или Атмана в индуистской традиции и наполняет его чертами любви и милосердия.

Мы формируем личностный образ Бога своими поступками, мыслями и чувствами, и, да простят меня ортодоксы, наделяем своей слабостью. Самым главным на данном уровне коммуникации является возможность прощения и милосердия, которые, по сути, есть если не нарушения, то, во всяком случае, исключения из неотвратимого Закона, классифицируемые как чудеса, которыми так богаты религиозные первоисточники. Божественное милосердие и всепрощение основывается на принятии ответственности за все человеческие действия и, как следствие, на искупительной жертве - неизбежной дани Закону, являясь специфической коммуникационной функцией, меняющей наше отношение к миру и своему месту в нем. Наверное, эволюция взаимоотношений Бога и человека и определяет смысл эксперимента, и наша работа заключается именно в том, чтобы внести в нее свой вклад, так как применение функции переноса ответственности требует осознания и усилия.

Наши поступки, мысли и чувства формируют обратную связь в двухстороннем коммуникационном процессе на надличностном уровне. Они по своей форме могут выражаться в виде жертвы и молитвы, являясь, по сути, запросами к центральному серверу. Действие личности осмысленное как выполнение долга или инструментальной роли - это коммуникационный акт внесения своего участия в общий процесс или жертва (ритуальная форма - лишь простейший символический вариант). В таком понимании молитва может быть эффективной только как просьба о ведении, наставлении и прощении. Смысл ее в активизации интуитивных механизмов получения надличностной информации, а обязательное условие - отречение от мнимых ценностей, эгоистичных личностных интересов и признание вторичности собственного я. Иными словами - то, что в большинстве мировых религий называется смирением, является передачей управляющих и контролирующих функций от фронтальной личности тому, чьим инструментом мы являемся, и кто добровольно принимает на себя ответственность за наши неизбежные ошибки, даруя прощение.Впрочем, этого можно и не делать - каждый решает сам. Но тогда в конце каждого этапа пути - непереносимое одиночество и пустота.

Если Вы не согласны со мной, вспомните себя ребенком до трехлетнего возраста. Ну как? Все что удалось извлечь из памяти - лишь неясные ощущения. Фронтальная личность обычно формируется к четырехлетнему возрасту. Она не имеет доступа к данным, загруженным ранее. А ведь именно тогда человек получает большую часть информации, поступающей на протяжении всего физического существования. Детство - период загрузки системы, ядро которой устанавливается еще до момента рождения.

    Сознание ребенка характеризуется однозадачностью и аналогично работе DOS в режиме реального времени. Далее происходит развертывание системы, аналогичное переходу в защищенный режим, когда характеристики фронтальной личности начинают определяться текущим содержимым файла подкачки.

Ребенок уже с момента рождения обладает всеми основными чертами характера, которые затем только развиваются, иногда несбалансированно, на протяжении всей последующей жизни. То есть спектр личности (соотношение определяющих характеристик) заложен изначально. Вывод сделан из наблюдений за собственными детьми, и, я думаю, будет подтвержден любым внимательным родителем, не склонным переоценивать процесс воспитания. Период жизни до формирования или "установки" фронтала характеризуется наиболее ясным, открытым и радостным мировосприятием, к которому стремится каждый человек и которое ассоциируется с представлением о счастье. Конечно, нельзя отказаться от фронтальной личности, хотя бы потому, что она является продуктом эволюционного развития, возникшим для решения конкретных практических задач, и ребенок здесь повторяет в своем развитии эволюцию вида, но необходимо помнить о ее вторичности. А если так, то можно и выгрузить ее на время, освободив ресурсы для других компонент сознания.

Мы слишком много думаем. Для начала хорошо хотя бы подавить бесполезный и назойливый внутренний диалог. Первоначально возникающая пустота быстро наполниться образами и ощущениями, не представляемыми в словарной форме.

Наши дети всегда потенциально лучше нас, как бы мы к ним или они к нам не относились. И если их потенциал не имеет возможности развиться, то это уже наша проблема. Каждое новое поколение совершеннее предыдущего. Не надо их переделывать под себя. Дайте им возможность свободно развиваться. Помогите, если сможете, а если нет, то лучше не мешайте. Я не оригинален в своих выводах. Вспомните библейское - "кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него".

    А самая загадочная фраза о "нищих духом" приобретает новое толкование (сколько их уже было) если предположить, что под нищетой духа понимается однозадачный режим реального времени. Чаще работайте под DOS.

Внутрисистемная коммуникация

Бабочка бьется о стекло, всего в нескольких сантиметрах от открытой форточки. У нее совершенная навигационная система. Она может отлично ориентироваться среди цветов и растений. Возможно, она помнит маршрут, по которому влетела в комнату. Что ей мешает найти выход? Только то, что она лишена возможности самообучения или перепрограммирования. Десятки и сотни ударов о стекло не вобьют в ее неприспособленную головку простой идеи о том, что может существовать невидимая непреодолимая преграда. Вы не представляете (а, может быть, и представляете) как часто в подобных ситуациях оказывается человек... К чему я это все? А к тому, что важнейшим примером внутрисистемной коммуникации является процесс самообучения. Вообще, существует только самообучение, потому, что научить кого-либо практически невозможно.

    Вы можете переслать информацию или дистрибутив, но для его инсталляции требуются особые права доступа. Однако каждый может управлять своим собственным процессом перепрограммирования осознано и формировать наиболее эффективные поведенческие схемы. Таким образом, процесс самообучения есть одно из проявлений внутрисистемной коммуникации между различными уровнями сознания, в частности, между утилитами сверхсознания, осуществляющими перепрограммирование среднего логического уровня "локального я", которое, в свою очередь, находится в состоянии внутреннего диалога и постоянном неосознаваемом контакте с низшим уровнем подсознания.

Примером межуровневого диалога является довольно бессмысленное занятие по внутреннему логическому объяснению, того, что и так принимается интуитивно. Но, тем не менее, для того чтобы принять нелогичность и разрушительность такой эмоции как, например, зависть, полезно понять, что человек, имеющий то, что не имеете вы, заплатил или заплатит (время здесь не играет роли) свою цену. Если бы она была вам известна, то, возможно, вы сами не захотели бы обладать этим. Теперь в сознании вместо декларируемого тезиса о том, что завидовать нехорошо, содержится логическая конструкция сопоставления цели и цены, которую гораздо легче применить для составления конкретных поведенческих сценариев.

Мы уже говорили о том, что внутренний диалог обычно затрудняет принятие правильных интуитивных решений. Но интуитивное решение должно пройти через стадию составления сценария действий и найти свое выражение в словарной форме. Здесь особенно важна дисциплина мысли. Нельзя допускать существенных искажений схемы образов при ее трансляции в сценарий. Наиболее грубых ошибок можно избежать, если исключить негативные конструкции и лексику из словарного набора. К их числу следует отнести слова, отражающие нежелательные эмоции, негативное личностное отношение, агрессию, сомнения, сожаления о прошлом или том, что нельзя изменить. Следует учитывать, что отрицательная частица "не", отражающая логические связи, не транслируется на эмоциональном и подсознательном уровне. Например, проговариваемые во внутреннем диалоге словосочетания типа "не боюсь чего-либо" или "я не придаю значения чему-либо" вызовут активизацию эмоций и связей, прямо противоположных их логическому значению. Во внутреннем диалоге они должны быть заменены позитивным утверждением типа "я принимаю спокойно и равнодушно". Естественно, подобная коррекция внутренних текстовых сценариев требует длительной и кропотливой работы, начальный этап которой занимает годы. Существуют различные техники, позволяющие автоматизировать эти процессы с использованием аппарата интуиции, сходные с тем, как вы используете опцию "найти и заменить" в вашем текстовом редакторе.

Наиболее простой из них является размещение на воображаемой панели вашего внутреннего супервизора красной лампочки, которая вспыхивает всякий раз, когда во внутреннем диалоге или при проговаривании сценария проскальзывает нежелательное слово, негативная оценка неконтролируемой ситуации или агрессия к личности (в том числе и самому себе, выражаемая в форме недовольства или сомнения). При загорании лампочки следует "отмотать" сценарий назад и повторить его, избегая негативной лексики и конструкций. Со временем такой фильтр начинает подгружаться в сознание автоматически и не допускает даже возникновения нежелательных оборотов и конструкций. Описанное упражнение представляет собой одним из приемов аутотренинга или осознанного перепрограммирования собственных поведенческих схем. Другой способ коррекции основан на применении афирмаций, то есть многократно повторяемых во внутреннем диалоге позитивных утверждений. Не следует путать афирмации с молитвами. Афирмации обращены внутрь себя и служат для перепрограммирования поведенческих схем фронтальной личности, а молитва активизирует каналы связи с надличностным источником. Рассмотрение конкретных приемов работы над собственным сознанием выходит за рамки данной статьи. Им посвящено достаточное количество популярной литературы и такие методики, действительно, в некоторых случаях могут оказаться эффективными, хотя для большинства конкретных применений они скорее напоминают попытки нацарапать гвоздем надпись на рабочей поверхности дискеты...

    Мы еще вернемся к вопросам, затронутым в этой статье, при рассмотрении межличностной коммуникации и такой своеобразной области, как взаимоотношения человека и машины. Буду рад Вашим отзывам и обещаю ответить на все вопросы на форуме.

поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Мэтью В. Бил (Matthew W. Beale), Что такое @Stake: область сетевой безопасности обретает независимость /05.09/
Мэтью В. Бил беседует о механизмах и перспективах обеспечения компьютерной безопасности с Тедом Джулианом, директором по маркетингу и развитию бизнеса компании @Stake.
Сергей В. Короп, Проект GNU: история, философия, современность /04.09/
История еще не завершилась. Она пишется на наших глазах, причем не всемогущими корпорациями, а яркими неординарными личностями, такими, как Ричард Столлман. Его жизнь - прекрасный пример того, как человек, у которого есть большая Цель, может изменить этот мир.
Настик Грызунова, Выборы в чашке Петри /23.08/
Игра в сетевую демократию рано или поздно должна была обрести ту форму, которую мы привычно используем для игр в демократию офф-лайновую. Поэтому в октябре мировому сетевому сообществу предстоят всемирные выборы.
Андрей Травин, Прикольная net-культура, или Молчание гусар /21.08/
Те, кому еще рано спешить на Киферу, предпочитают оставаться на очередном приколе. Благо, их теперь ждут почти в каждом порту.
Алексрома, Первый и последний рейс "сетературы" /19.08/
Я пытался экстраполировать сегодняшние тенденции на завтрашнюю реальность. Как там оно случится, я на самом деле не знаю, но одно могу обещать: если вы мне поверили, все будет по кайфу!
предыдущая в начало следующая
Георгий Далидович
Георгий
ДАЛИДОВИЧ
Независимый журналист
dalido@mail.ru
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки: