Русский Журнал / Net-культура /
www.russ.ru/netcult/20001003_travin.html

Эффект присутствия
Андрей Травин

Дата публикации:  3 Октября 2000

Фраза "бесплатных завтраков не бывает" превратилась в самую длинную аббревиатуру американского сетевого жаргона - TANSTAAFL*. Однако мы знаем, что менее всего она применима по отношению к собственно сетевым реалиям, в которых легко можно найти бесплатную духовную пищу, виртуальный дом и т.д.

Известно также, что поговорка о "бесплатном сыре" стара, как мышеловки, а проблема бесплатного размещения страниц не древнее, чем программа GeoCities Homesteading (в дословном переводе означающая строительство семейного жилого дома или фермы). А соответственно словом "homesteader" в 1995 году было предложено называть смельчаков, которые захотели построить свой виртуальный дом на сервере Землеградов. Кстати, тогда из них складывалась та самая Strana.ru, которая не являлась отдельным проектом. Каждое землячество (включая русское - GeoRussians) имело самодеятельный каталог соотечественников, волею случая заброшенных на сервер, созданный усилиями неслабых маркетологов и компьютерщиков из нескольких американских городов.

Сотни эпигонов реализовали идею основателя GeoCities Дэвида Бонетта, не вдаваясь в детали. Кажется, никто не повторил его практики предоставления цифровых имен каталогов пользователя (буквенные имена на GeoCities предоставлялись за плату) или выделения тематических каталогов еще при нарезке участков для постояльцев.

Но теперь, когда в американской Сети в моде несколько другие формы бесплатного дигитального постоя (а Дэвид Бонетт - среди учредителей X:drive), в России, наконец, развернулась настоящая борьба за бездомных создателей веб-страниц. Доказательству актуальности этой темы я готов уделить целую главу (намереваясь сначала немного сказать и о первопроходцах; поэтому те, кто находятся в сети целую пятилетку, могут проследовать прямо к части второй).

1. In Russian it is called "halyava"

Образование развлекательного сервера Чертовы Кулички в середине 1996 года и притягивание туда интересных личных проектов безусловно имеет отношение к заявленной теме, но - лишь в качестве одной из альтернатив и точек отсчета. Ибо "строить" 180 нынешних жителей Куличек несравнимо легче, чем примерно сотню тысяч нынешних постояльцев Yandex Narod или Boom.ru.

Только 1997 год подарил Рунету приблизительные клоны Геоситей. Первый - Halyava.ru, второй - Chat.ru, третий - i-connect.ru (ныне переехавший в домен .com). Причем, все они** живы и поныне, хотя "громких" финансовых вливаний не дождались.

Большинство сетевых жителей знают, что на оригинальных Геоситях бесплатно давали дисковое пространство, почтовый ящик, счетчик посетителей и скрипты, приспособленные для создания гостевой книги. В последние годы добавился "Мастер быстрого создания страниц". Во всех районах этого дигитального мегаполиса существуют свои чаты.

В середине 90-х наши наиболее активные интернетчики побывали в роли "хомепажных писателей на геоситях", а потом в той же роли - в доменах .ru. И к весне 1997 года среди народа, бродившего или плававшего по Интернету, бездомных создателей веб-страниц надо было еще поискать.

Однако именно тогда как "русский GeoСites" был заявлен проект Halyava.ru (в самой Америке к тому времени насчитывалось уже примерно 70 клонов Геоситей). Он красноречиво показал, насколько губительно бывает для веб-проекта, когда маркетологом там по совместительству является программист. Общение создателя сайта с постояльцами Halyava.ru напоминало диалог системного администратора с бесправным корпоративным пользователем (сохранился архив новостей на Халяве.ру, кроме первых трех месяцев существования сервера, и вы можете сами убедиться в справедливости моих слов).

Вообще еще на GeoCities предлагалось стучать на нарушителей пространных писанных правил предоставления бесплатного дигитального сыра. Там в Америке несколько другой менталитет, который не подразумевает постыдности сотрудничества с властями. Поэтому на GeoCities точно "стучали" - например, в случаях "зеркалирования" чужих сайтов (хоть эмблемой GeoCities и был выбран дом, но чувствуя там себя как дома, надо было не забывать, что ты в гостях).

А своеобразным условием нахождения WWW-страниц на Halyava.ru было объявлено следующее: сайты хранятся два месяца со дня последней команды, отданной серверу (в оригинале "главным халявщиком" Романом Исаевым было обещано "отстреливать такие страницы в dev/null/" - именно таким юниксоидным языком велось общение с гипотетическими домохозяйками, нерегулярно обновляющими веб-страницы про своих любимых кошечек). К счастью, описанная глупость так и не была реализована (к примеру, моя автобиография, которую я одноразово выложил на Халяву в мае или июне 1997 года, до сих пор лежит там целехонькой).

Если вы помните анекдот, заключительная строчка которого дала название этой главе, то там она была вложена в сахарные уста вышколенной стюардессы международных линий. Не то было в Интернете...

Годом позже создателей Халявы.ру "переплюнула" компания "Город-Инфо", которая на сервере people.weekend.ru устроила в каталогах своих постояльцев эффективный отстрел всех графических файлов и архивов, на которые не было ни одной ссылки со страниц пользователей (если кто не понял, это была борьба со складированием бинарных файлов на серверах бесплатного размещения страниц, между прочем, теперь это - отдельный Интернет-бизнес, но у других компаний). А после того, как на People.weekend.ru обнаружился так называемый "первый Коготь", компания Город-Инфо посчитала это хорошим предлогом для того, чтобы закрыть сервис, ставший обременительным после августовского дефолта 1998 года.

Однако в 1999 году появились и "просветы"... Примерно в те самые дни, когда Mail.ru объявила о получении первого транша почти миллионных инвестиций, Chat.ru где-то тихо надыбал денег на модернизацию своей аппаратной базы. Как многие помнят, в первый год своего существования этот сервер был (из-за перегрузок) "скорее мертв, чем жив" (и по этой причине с адресов user@chat.ru даже было запрещено подписываться на большинство листов рассылки). Данным событием, к счастью, практически закончился период развития русского бесплатного хостинга, при котором PR был как бы сокращением от слова PRogrammer. Закончился период "запретительных" сервисов, когда, к примеру, Chat.ru отказывал в регистрации тем, кто имел почтовый адрес в домене .com (вместо .ru и .su). С тех пор постояльцев не били по рукам (кроме разве что создателей порнографических сайтов, которые не там искали постой).

Началась эпоха маркетингово продуманных проектов.

Интернет-кафе Новая Почта Новый этап развития русского бесплатного хостинга ознаменовало, пожалуй, появление Новой почты - проекта при московском провайдере ORC. В его рамках даже было открыто одноименное Интернет-кафе в самом центре Москвы (на фото). Но главное, что все хостящиеся граждане изначально получали домен третьего уровня.

Однако "Новой почте" на редкость не повезло, ибо спустя всего несколько месяцев после ее открытия появился Narod.ru (совместный проект NetBridge и CompTek), который не только имел более удобный движок, но и просто сметал всех конкурентов своим рекламным напором (известный читателям РЖ Александр Гагин в кулуарах церемонии награждения Интернет-премии сказал мне про Narod, что у проекта, рекламировавшегося в таких масштабах, даже он был вынужден зайти дальше начальной страницы).

GeoСites начинали в 1995 году с квоты в 1 Мбайт и за пять лет расщедрились до 15 Мбайт, Narod и Boom начали сразу с 50 Мбайт и пока остановились на неограниченной квоте.

29 сообществ по интересам (themed communities), изначально заявленные на GeoCites, примерно в таком же объеме обозначены и на Yandex Narod (в девичестве Narod.ru).

Ну и, как вы понимаете, Narod и Boom*** не отстали от "Новой Почты" в деле предоставления всем постояльцам доменов третьего уровня.

Создатели сервиса Leon's GG (более известного как lgg.ru) еще в феврале 2000 года поняли, что при сложившемся раскладе пора закрывать лавочку. Таким образом, в этой нише осталось четыре игрока, достойных упоминания (и уже названных) - Chat.ru, Narod, Boom.ru, Новая почта. При этом Narod и Boom конкурируют как бы только друг с другом, полагая, что в конце концов победа будет за ними, и не обращая внимания на остальных. На их примере мы и рассмотрим проблему достаточной популярности частных страниц как необходимого условия выживания приютивших их серверов.

2. Narod безмолвствует

Еще Протагором сказано, что "человек есть мера всех вещей". Соотнося это утверждение с освоением www, не встречаешь противоречий умозрительного толка. Но увы, измеряя собой такую "вещь" как Интернет, на второй месяц обнаруживаешь, что тебя буквально "не хватает" для ее охвата...

Так 1 января 1997 года консультант по компьютерам Боб Аррингтон из штата Нью-Йорк отправился в путешествие, во время которого он хотел обойти все сайты на одном единственном сервере GeoCities до 1 января двухтысячного года. Однако за полгода он бы "проходил" только по 20 тысяч сайтов, хотя уже в начале его пути на GeoCities было зарегистрировано в десять раз больше отдельных веб-представительств. В итоге Аррингтону удалось попасть лишь на веб-страницы нескольких американских новостных лент в качестве подтверждения незнакомого среднему американцу афоризма "нельзя объять необъятное".

Р.ВиктюкЧем больше сайтов, тем выше энтропия и степень загаженности информации. Поэтому любой проект, направленный на снижение того и другого в Интернете, имеет шанс на востребованность и процветание в ближайшем будущем (всевозможные роботы-чистильщики информации и т.п.).

А мы, напротив, наблюдаем тут небывалую активность проектов, которые делают все от них зависящее для увеличения энтропии в Сети, способствуя тому, что в количестве десятков тысяч плодятся легко (и нередко наспех) сделанные сайты, про которые, как правило, знают лишь четверо: Апорт, Яндекс, Рамблер и сам создатель страницы. Удивляет, что в отличие от подавляющего большинства зарубежных аналогов, на домашних страницах пользователей Chat.ru, Narod, Boom.ru, Новой почты нет принудительных баннеров, редко встречаются и добровольные (и, как правило, рекламные картинки не мешают смотреть другие более интересные).

Тут я позволю себе маленькое лирическое отступление.

Как вы думаете, чем подписывают смертные приговоры? Чернилами, тушью, в худшем случае - кровью, но никак не карандашом.

А чем ныне дается жизнь домашним страничкам? Фронтпейджем, левой ногой, но никак не "ви-ай" (он теперь идет на уровне карандаша). Бездомных пользователей, которые делают страницы с помощью редактора vi, уже не осталось. А с помощью шаблонов Boom'а или Narod'а красивые веб-страницы может сделать даже тот, кому сложно - во FrontPage.

И теперь конкуренция идет не по поводу легкости первого шага в Интернет. А поводу того, кто даст более "громкий голос" авторам страниц (уровень приемлемой громкости я оцениваю в 40-400 ежедневных хостов на одну еженедельно обновляемую домашнюю страницу - без денежных вложений ее создателя в рекламу).

И Narod (выпускающий "Народную газету" и прикрутивший на сервер яндексовый поиск) и Boom.ru (с марта по сентябрь 2000 года награждавший лучшие сайты ссылками, призами и показами и налаживающий выпуск обозрений бумовских ресурсов) задачу предоставления указанной громкости пока не решили.

Между тем, неплохой баланс между работой на общую идею и популярность и возможностью получения бесплатного дискового пространства и собственной раскрутки много лет являют собой Чертовы Кулички. Еще в начале развития этого проекта была создана лента "Новости Куличек", в которую все их жители могут помещать на главной странице сервера сведения о каждом обновлении своего раздела. Регулярное (каждую неделю) присутствие собственных анонсов на главной странице сайта с посещаемостью 5-10 тысяч хостов в день для постояльцев важнее объема предоставления дискового пространства. (Впервые это я объяснял в 1999 году В. Рудникову, когда тот задумал MY.KM.ru, хотя он и сам - visionary, чтобы следовать чужим советам).

Б.АкунинТо есть нужно ориентироваться, по крайней мере, на две группы пользователей с совершенно разной подготовкой. Одним нужен пресловутый сайт "а ля В.Пупкин", а другим оригинальный дизайн, нормальный сайт и сотни посетителей в день. Если владельцев второй категории - единицы процентов от общего числа постояльцев, то им и можно дать трибуну в виде объявления своих новостей на главной странице.

Таким образом, в рамках бесплатного хостинга можно и нужно сочетать блага свободы самовыражения, возможности донести его плоды до разумного количества людей и материальный интерес. Narod похоже окончательно выбрал путь наиболее буквального клонирования GeoCites. Поэтому (в силу разных причин) более всего надежд я возлагаю в этом смысле на Boom.


    * - There Ain't No Such Thing As A Free Lunch (TANSTAAFL) - фраза, сказанная Хайнлайном в его книге "Moon is a harsh mistress".

    ** - Поскольку уставом GeoСites запрещено размещение на нем коммерческого программного обеспечения, то в том же 1997 году русские программисты предложили и альтернативную модель халявного хостинга - бесплатное размещение российских условно-бесплатных программ Brainriver.com (в девичестве strongsoftware.net).

    *** - Появление Boom.ru вскоре после "развода" Netbridge и CompTek породило довольно много кривотолков. Хотя бы в сноске следует внести минимальную ясность в этот вопрос. Насколько мне известно, при разделе проектов какое-либо условие о несоздании конкурирующих ресурсов было отвергнуто по инициативе CompTek'а. Программная часть проекта Boom.ru с нуля выполнена по заказу NetBridge компанией IBS (что, кстати, всегда было открытой информацией, однако люди порой предпочитают "сплетни в виде версий").

На фотографиях: Интернет-кафе "Новая Почта" (фото автора) и последние чаты знаменитостей на Boom.ru: режиссер Роман Виктюк и писатель Борис Акунин (фотографии И. Наседкина).