Русский Журнал / Net-культура /
www.russ.ru/netcult/20001014_alexroma.html

Потрясение светлым будущим-2
Алексрома

Дата публикации:  14 Октября 2000

Что на уме у глобального мозга?

Если исходить из неизбежности глобализации сознания, сопротивление этому процессу не только бесполезно, но и бессмысленно. Представьте себе, что муравьи достигли таких высот технического прогресса, что они могут построить соты и наполнить их медом. Теоретически эта задача выполнима, но зачем, спрашивается, муравьи будут это делать? Чтобы накормить пчел, а самим умереть от голода?

Концепция единого мирового сознания отпугивает современного человека прежде всего тем, что в центре его нам представляется некий всевидящий и всемогущий Большой Брат, контролирующий и направляющий каждый шаг отдельных индивидов. Но так ли необходим Большой Брат для единого сознания? Как мы знаем, у человеческого мозга нет единого центра, так же как нет единого центра у вселенной или у вездесущего бога. Человеку не нужно правительство, пока он находится в своем доме: необходимость в органах власти возникает, когда он, шагнув через порог в окружающий мир, вступает в социальные отношения с другими людьми. По аналогии, планете, объединенной в один общий дом, без государств и наций, не потребуется мировое правительство. Глобальная сеть позволит также легко устранить языковые барьеры за счет встроенных в мозг киберпереводчиков, а отсюда и до построения виртуальной вавилонской башни рукой подать.

На вопрос, как построить единый биоорганизм, теоретически ответить относительно легко. Гораздо сложнее ответить на вопрос "зачем". Ответ, очевидно, следует искать в культурных традициях цивилизации, исходя из того, что именно культура дает человеку наиболее полное ощущение цели. Технический прогресс сам по себе не делает человека счастливее и не приближает его к пониманию смысла жизни. Культура - это сверхреальность, с высоты которой человек смотрит на жизнь, чтобы точнее определить нравственные ориентиры движения в будущее. Антикультура в этом не исключение и также выполняет роль дорожной разметки: культура говорит "иди сюда", антикультура - "туда не ходи". Благодаря культуре как общественному явлению человек коррелирует девиации своего личного пути с магистральными направлениями социума.

На закате второго тысячелетия сложился уникальный симбиоз технологии и культуры, получивший название "виртуальная реальность". Уникальность этого явления заключается в том, что до недавнего времени культура спорадически включала в себя отдельные технические новшества (например, в музыке появлялись все новые механические и электронные инструменты), и только с появлением виртуальной реальности ситуация радикально поменялась: теперь уже технология включает в себя всю культуру. На одном и том же компактном диске записывается и художественное изображение, и музыка, и текст, чтобы все музы слились в виртуальном экстазе в единую мультимедийную сущность под названием "электронная игра".

Любая высшая цель должна быть неминуемо замкнута на себя и не служить ничему иному, кроме самодостижения, иначе это будет не конечная цель, а промежуточная. В свете этого, высшей целью технологии и культуры, спаянных воедино в виртуальной реальности, выступает именно внешне бесцельная игра. Человек будущего - это homo ludius, "человек играющий", по выражению, заимствованному у братьев Стругацких. Цель игры - выход в иную реальность, с тем чтобы создать в ней новую вселенную и стать в ней богом. Задумайтесь: что может быть величественнее этих планов и где еще их можно осуществить, как не за пределами нашего мира?

Парадокс Ферми и Джордано Бруно

Незадолго до наступления на Земле космической эры великий физик Энрико Ферми сформулировал парадокс, согласно которому если бы существовали внеземные цивилизации, подобные земной, они за несколько десятков тысяч лет технического развития, темпы которого возрастают по экспоненте, смогли бы совместными усилиями колонизировать всю вселенную, но это противоречит тому, что мы не сталкиваемся с их присутствием в нашей звездной системе. В знаменательном для прорыва человека в космос 1961 году американский астроном Дрейк вывел формулу для подсчета гипотетического числа цивилизаций, поддерживающих между собой межзвездную связь. По самым скромным расчетам, только в нашей галактике должно быть несколько таких цивилизаций. Формула Дрейка окрылила астрономов на поиск сигналов внеземных цивилизаций в рамках программы SETI, однако 40 лет активного прослушивания космического эфира не принесли обнадеживающих результатов и лишь подчеркнули неразрешимость парадокса Ферми в рамках общепринятого мировоззрения.

В научном поиске человек исходит из того, что неразрешимых парадоксов не бывает - бывают неправильно поставленные задачи. Однако может оказаться, что парадокс Ферми был верно сформулирован, но его разгадка лежит за пределам научной доктрины и находится в области метафизики. За четыре века до Ферми другой выдающийся мыслитель, его соотечественник Джордано Бруно в книге "О бесконечности, вселенной и мирах" высказал идею о том, что во вселенной существует множество обитаемых миров, но для блага населяющих их существ Бог сделал так, чтобы они между собой не общались. Если рассмотреть это утверждение в плоскости вышеизложенных прогнозов на будущее, парадокс Ферми разрешается отсутствием у высокоразвитых цивилизаций космической экспансии. Вместо экспансии вширь - распространения в пространстве - цивилизация, достигшая стадии единого сознания, развивается вглубь: в направлении освоения других реальностей. Само собой разумеется, мы не сможем получить сигналы от потусторонних цивилизаций, пока сами не выйдем на "ту сторону".

Освоение не скованной физическими законами виртуальной реальности сулит гораздо больше, чем чисто механическое проникновение (экспансия) в изотропный космос - это равнозначно дилемме: выпить бокал вина или окунуть в него палец? Мы еще даже не начали освоение виртуальной реальности - мы только робко экспериментируем с ее свойствами, воссоздавая в ней привычный нам мир со всеми его "прелестями": категорическими императивами, доминированием природных законов, привязанностью к месту и времени, борьбой за выживание и насилием над личностью. Нас неожиданно выпустили на волю и дали полную свободу действий - мы стали строить золотую модель ржавой клетки, из которой вышли. И все-таки есть надежда, что, наигравшись с клеткой, мы приступим к строительству виртуального Храма.

Сойдет ли человечество с глобального ума?

Станет ли глобальная биосеть подлинно глобальной? Распространится ли она на всех без исключения жителей планеты или замкнется на так называемом "золотом миллиарде" - жителях технологически развитых стран? Из новейшей истории мы знаем, что высокоразвитые технодержавы не спешат делиться своими достижениями с развивающимися странами и предпочитают использовать их в качестве сырьевых придатков и полигонов для вредного производства. При сохранении подобной тенденции в ближайшем будущем мир, скорее всего, разделится на глобальное "мировое сознание" и множество мелких рефлекторных "подсознаний". Как показывает опыт, человек может эффективно принимать оперативные решения при том, что ресурсы его мозга активно задействованы всего на несколько процентов. Если предположить, что глобальный мозг будет создан по образу и подобию индивидуального, "золотой миллиард" возьмет на себя логическую функцию мышления, а остальная, бОльшая часть мира будет выполнять роль души, влияющей на эмоции и настроения. Понятно, что при этом в интересах "золотого миллиарда" будет поддерживать свой бессознательно-интуитивный аппарат на уровне удовлетворения потребностей, минимально достаточном для ощущения бытового комфорта (что происходит уже в настоящее время, когда развитые страны оказывают развивающимся гуманитарную помощь).

Скорее всего, сильные мира сего не будут насильно подключать самобытные малые народности к глобальной сети путем распыления где-нибудь над Непалом сотен гекалитров нано-ботов. Для этого могут быть по крайней мере две причины. Во-первых, глобальный мозг не захочет переводить из бессознательного в сознательное несущественные для его оперативного функционирования депрессивные проблемы, подобно тому как современный человек предпочитает не задумываться, например, о смерти, пока она не постучит ему в дверь. Во-вторых, мир достиг определенной степени гуманизма, которая уже сегодня не позволяет, например, сверхдержавам решить проблему голода в Африке путем истребления голодающих, как это некогда сделали большевики в Поволжье. Однако, как показывает мировая практика, гуманизм не становится и вряд ли станет в будущем всеобъемлющим и безграничным. Скорее всего, глобальный мозг будет напрямую включать в себя наиболее с его точки зрения достойных, а остальные будут подключены косвенно. То есть, будет существовать два уровня цепей подключения - верхний и нижний, что в общих чертах соответствует нынешней социально-экономической биполярности Север-Юг. Единственное, на что можно с достаточной уверенностью надеяться, - это на то, что в будущем силовые центры вместо того, чтобы забрасывать ракетами или душить блокадой "провинившихся", будут отключать их от глобальной сети.

Размышления у разбитой машины времени

У всех народов разное отношение к прошлому и будущему. Американцы редко вспоминают о прошлом и задумываются над будущим, предпочитая заботиться о настоящем, но если вспоминают, то вспоминают добрым словом, и если заглядывают вперед, то с оптимизмом. Японцы с пиететом относятся к духам предков и обожают мечтать о грядущем, которое рисуется им в ярких и веселых технологических тонах. Западные европейцы испытывают ностальгию по прошлому и с опаской принимают будущее.

Что касается русских, то неоднократно произнесенные с высоких трибун обещания светлого будущего обесценили само это понятие. Смертельный удар по русскому оптимизму был нанесен, когда планы партии по построению коммунизма к 1980 году были самой партией объявлены волюнтаристскими. Если у кого-то еще и теплилась надежда на лучшее, она умерла после распада СССР, когда вместо вожделенного свободного предпринимательства в стране воцарился бандитский беспредел, а вместо демократии - власть олигархов. Современному русскому человеку, похоже, наскучило копание в прошлом и обрыдли призывы работать на будущее - он живет сиюминутным настоящим, на славу веселясь и не думая о тяжелом похмелье.

С конца 80-х годов, когда стало ясно, что коммунистическая империя неминуемо развалится, русским со всех сторон внушали, что построенное ими общество, в основе которого лежит подчинение личности коллективной воле и единомыслие, - это историческая ошибка, что оно ничего не стоит и чем быстрее оно умрет, тем лучше. И вот теперь в передовых странах Запада, которые больше всего выступали против русской коммунистической модели, строится по сути нечто подобное, только под другим названием, более гуманное и на несравненно высоком техническом уровне.

Перед тем как запускать новую модель автомобиля в серийное производство, обязательно проводят испытание на прочность. Внешне это выглядит так: некрашеную, минимально оснащенную машину облепливают датчиками, сажают в нее манекены, разгоняют до предельной скорости и ударяют о стальную стену. Независимо от исхода - разобьется машина вдребезги или слегка помнется - эксперимент можно считать удачно выполненным, поскольку любой результат одинаково важен. Конструкторы изучают результаты и доводят модель до ума. Укрепить бампер, подтянуть двери, смягчить рулевое управление, отрегулировать тормоза, усовершенствовать ремни безопасности, предусмотреть подставки для стаканов, поставить стереосистему (вместо маршей крутить "попсу"), телевизор, систему спутниковой навигации, установить компьютер, подключить его к сети - и можно выпускать чудо техники на дороги. Теперь представьте себе, что в новенькой сверкающей краской машине с комфортом едут беззаботные пассажиры и, проезжая мимо лежащей в кювете покореженной и проржавевшей испытательной модели, со смехом показывают пальцем на вывалившиеся из окна манекены с разбитыми черепами. По сути, то же самое произошло с Советским Союзом, с той только разницей, что в испытаниях модели будущего участвовали вместо манекенов живые люди, а результатами воспользовались те, кто говорил, что исходная конструкция машины ошибочна, так что ее и вовсе нет смысла опробовать.

Стоит отдельно заметить, что история не обманула передовых строителей светлого будущего: страстные энтузиасты своего дела искренне верили в то, что строят новый мир не для себя, но для своих детей. Так оно и случилось: дети и внуки коммунистических прорабов будущего во главе с отпрысками Сталина и Хрущева были вынесены судьбой на гребень эмиграции и теперь уже в другом полушарии пожинают плоды новой революции с техно-человеческим лицом. Поражает также и прозорливость самого "отца народов": именно ему принадлежала инициатива создания "всемирного мозга" по схеме генсек-политбюро-пленум, который уже в течение 55 лет достаточно эффективно функционирует в нынешней столице мира на берегу Ист-Ривер (и это не фантазия в стиле сорокинского "Голубого сала").

Но оставим занимательные аналогии и вернемся к реалиям сегодняшнего дня. Технологические перспективы России на будущее неутешительны. Когда отец кибернетики Норберт Винер посетил в 1960 году СССР, он отметил: "Они отстают от нас в аппаратуре - не безнадежно, а немного. Они впереди нас в разработке теории автоматизации". За прошедшие 40 лет Россия не только далеко отстала в технологии, но и потеряла приоритет в построении теоретических основ. C начала 80-х годов государственное субсидирование научных исследований сокращалось в России катастрофическими темпами. По данным ESTO - международной организации, наблюдающей за научно-техническим прогрессом в Европе, в 1997 году расходы на науку составили в России менее трети от уровня 1990 года. В то же время в США непрерывно росли правительственные "гранты", выделяемые исследовательским лабораториям на целевые проекты. Именно благодаря бюджетным вливаниям были осуществлены такие широкомасштабные американские проекты, как Интернет и геном человека. К концу 90-х годов эти проекты раскрутились за счет госдотаций до такого уровня, что стали привлекательными для частных инвесторов и получили дальнейшую финансовую поддержку.

В России положение с новыми технологиями в 2000 году неутешительное: за последние 20 лет уровень внедрения технических инноваций в производство упал с 60-70 до 5%. Перспективы развития науки также не обнадеживают: нет ни средств, ни оборудования, ни кадров. С 1991 года по настоящее время уровень занятости в российских лабораториях снизился на 52%, причем быстрее всего уменьшалась численность "разнорабочих науки" - технического состава: их число уменьшилось в 3 раза. "Утечка мозгов", вопреки общепринятому представлению о повальном бегстве из страны ученых, происходила в основном по внутренним каналам - в отечественные бизнес-конторы. Число российских ученых, работающих по контрактам за границей, по данным CSRS (Центра научных исследований и статистики), составляет не более 5 тыс. (около трети - физики) при общем показателе занятости в науке более 900 тыс. человек.

По числу персонала, занятого научно-техническими разработками (143 на 10 тыс. населения), Россия до сих пор остается на уровне передовых технически развитых стран. Несмотря на все неурядицы последних лет, у страны сохранился значительный научный потенциал в области физики, астрономии, космических исследований, биологии, химии, новых материалов и математики. В настоящее время у России, благодаря росту мировых цен на нефть, появилась принципиальная возможность финансирования научно-технических разработок или закупки патентов на "высокую технологию" за рубежом: в 1999 году положительное сальдо внешней торговли составило 39,3 млрд. долл. США. Однако нет никаких свидетельств того, что правительство намерено отдавать приоритет технологиям будущего. Доходы от экспорта энергоресурсов почти полностью тратятся на закупку за границей промышленных машин и оборудования (32,3 млрд. долл. в 1999 году), то есть на модернизацию индустриального комплекса, который работает на ту же добычу и переработку нефти, газа и металлов. Именно в секторах, ориентированных на экспорт сырьевых продуктов, отмечается наиболее высокий уровень технических инноваций (в нефтехимии и черной металлургии). Этот порочный круг (даже не круг, а возрастающая спираль) имел бы смысл, если бы он работал на будущее, но в настоящее время в мире усиливается тенденция к разработке источников энергии, альтернативных ископаемым ресурсам, то есть относительно дешевых и экологически чистых. Российской "энерговалюте" в ближайшем будущем грозит крупная девальвация.

Как бы то ни было, Россия в силу неудачного исторического опыта прошлого века, судя по всему, не стремится к борьбе за мировое лидерство. Догнать и перегнать Америку русские отчаялись еще в 70-е годы, в середине 80-х забрезжила слабая надежда сократить отрыв за счет конверсии военного производства, в начале нового тысячелетия Россия окончательно махнула на Америку рукой: "Да пошла она... своей дорогой!"

Есть ли альтернатива техническому развитию? Как показывает опыт Востока, в принципе возможно создание цивилизации духа. Другой вопрос - насколько такая цивилизация привлекательна для русского человека, духовность которого во многом развеяна ветрами технического прогресса, проникающими с Запада. Как бы ни была "бездуховна" Америка в глазах россиянина, в житейском плане она все же привлекательнее одухотворенного Непала, о чем свидетельствуют потоки эмиграции. С другой стороны, в силу своего национального характера русские исторически всегда стремились к единению с другими народами. В очерке "Пушкин" Достоевский писал: "Ко всемирному, ко всечеловечески-братскому единению сердце русское, может быть, изо всех народов наиболее предназначено". Сегодня в русской душе, как и сто, и двести лет назад, сталкиваются разнонаправленные векторы стремления к слиянию с мировым разумом и рефлекторного самоуглубления: блаженный "маленький человек", давно задохнувшийся на Западе в просторном техноскафандре "всечеловека", по-прежнему вольно дышит в России, с головой закутанный в потертую шинель, меж тем как горизонты будущего в очередной раз озаряются над ним нечеткими ориентирами движения, но одиозно-проклятым вопросом "что делать?".

Благодаря обширным природным богатствам у России всегда была возможность экспериментировать с будущим. Эксперимент, который поставила над собой Россия в 1917 году (построение социализма в отдельно взятой стране), был невозможен в зависимой от внешних ресурсов Германии или Англии - и он в них не осуществился. У России и сегодня остается возможность пойти своим путем: плюнуть в зеркальные глаза американским роботам, петь "старые песни о главном" и, по рецепту Александра Дугина, ловить кайф, перечитывая расписание движения поездов по необъятным просторам Родины. Вполне вероятно (и дай Бог) на этом пути русский человек будет счастливее западных биомашинных организмов и в конечном итоге сохранит свою загадочную душу для чего-то большего, нежели сингулярное планетарное сознание.

Как и любой "свой путь", этот путь более интересен и способен вдохновить на подвиги, но он таит в себе больше непредвиденных опасностей, чем прямая историческая магистраль. В марафонском забеге на шоссе вы можете попытаться срезать дистанцию через лес, но нет никакой гарантии того, что в этом лесу вы не заблудитесь или на вас не нападут дикие звери. Говоря конкретно, наибольшая опасность для уникального русского пути - лишение России ее природных богатств. То есть, ресурсы у России останутся, но может случиться так, что они потеряют всякую ценность, когда Запад полностью перейдет на новые источники энергии и новые синтетические материалы. И это может произойти не далее как к 2025 году - именно такую дату определил для отказа Америки от нефтяного топлива нынешний вице-президент Эл Гор, у которого есть хорошие шансы стать новым президентом. Вторая опасность - культурная автаркия, ведущая к деградации национального сознания (что некогда произошло в СССР). Третья опасность - физическое вымирание в результате недостаточной заботы о теле (уже сейчас смертность в России превосходит рождаемость). К этим внутренним опасностям приходится еще добавить внешние - идеологическую агрессию с запада и вооруженную агрессию с юга. Идти своим путем будет для России совсем не просто.

Вместо заключения

Представить будущее во всех деталях невозможно, но в общих чертах ясно одно: человеку предстоит пройти длинный путь, и мы находимся в самом его начале. Семейство гоминидов возникло около 10 млн. лет назад, homo sapiens появился в этом семействе 250 тыс. лет назад. Если сопоставить эти цифры с продолжительностью человеческой жизни, приравняв для наглядности тысячу лет к одному дню, получится, что возраст наших предков - приблизительно 30 лет, а с момента нашего рождения прошло всего 8 месяцев. И действительно, наше глобальное сознание находится на уровне младенца. Фактически мы только начинаем осознавать себя как единый планетарный организм. Да что и говорить, если в сравнительном масштабе времени мы узнали о том, что живем на обычной планете, а не на плоском диске в мифическом центре вселенной, всего несколько часов назад.

Вполне вероятно, у повзрослевшего человечества не останется никаких воспоминаний о своем бессознательном детстве, как у нас не остается воспоминаний о младенчестве - только пожелтевшие фотографии, на которых мы с трудом узнаем себя. И если люди будущего не вспомнят о нас - почему мы должны думать о них? Короче, забудьте о будущем, мечтайте о прошлом, живите настоящим и будьте этим счастливы. С ребенка спрос маленький - главное, чтобы выжил. А дальше видно будет.

05.10.2000