Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Gateway | Невод | Интер(офф)вью | Бессрочная Ссылка | НасНет | ГлобусНет | Интер(акти)вью | Дурацкий Музей | Кафедра | Русская сеть: истории | Конец прекрасной эпохи
/ Net-культура / < Вы здесь
Стратегии актуального искусства в сети
Дата публикации:  30 Октября 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Сегодня общество потребляет уже не само искусство, а информацию о нем, и все чаще - актуальность (скорость получения) этой информации. Наиболее реактивной и тотальной средой распространения информации, не ограниченной конвенциональными рамками, стал интернет. В сети можно мгновенно сообщить о рождении произведения искусства, анонсировать это рождение или растянуть его в виде арт-сериала на нужный срок. При этом действительно актуальным становится уже не само искусство (в традиционном понимании), а событие, связанное с его возникновением. Художник теперь создает не новый образ, а новую ситуацию. Произведения в его материальном воплощении может не быть вообще! Должна быть лишь информация о нем и механизмы ее потребления/распространения в сети, СМИ и социуме.

1. МОНИТОРИНГ

Мы живем в эпоху, когда любая вещь (будь то информация или стиральный порошок) имеют ценность лишь в том случае, если их потребление осуществляется сразу после их производства, а не отсрочено на неопределенный срок. Все это в полной мере относится и к актуальному искусству. Последнее немыслимо без тщательной и выполненной тут же фиксации и документации. Точно так же оно теряет всякий смысл, если не "получило прессу", не попало в свежую ленту новостей, на страницы модных изданий или сайтов в интернете. Мониторинг, таким образом, означает слежение, фиксацию и документирование важнейших арт-событий, происходящих в реальности и сети интернета. Стартегию арт-мониторинга реализуют ведущие арт-порталы: Марата Гельмана (www.guelman.ru), "Арт-Инфо" (www.artinfo.ru), "Арт-Лайф/Арт-Ньюс" (www.artlife.ru/www.artnews.ru), "Арт-Питер" (www.artpiter.spb.ru) и др. Результатом мониторинга сети являются также "Новости Сергея Тетерина", которые распространяются по рассылке и публикуются на "Арт-Инфо" и "Арт-Питере".

Документация становится не только обязательным условием существования искусства, но все чаще заменяет искусство, становится самим искусством. Политическая активность масс в информационном обществе направлена в сферу информационных войн и PR-технологий. Также и эстетическая потребность человека выведена из предметного мира "картины" в сферу рекламы и масс-медиа. Современный человек участвует в политической жизни не на баррикаде и митинге, а перед экраном телевизора или с глянцевым журналом в руках. Также и эстетические потребности он удовлетворяет не в музее и не на выставке, а все перед тем же телевизором и в сети интернет. Искусству приходится довольствоваться территорией информации и осваивать новые стратегии.

2. АВТОРЕПРЕЗЕНТАЦИЯ

В последние десятилетия современное искусство потеряло зрителя (его увели масс-медиа, реклама и дизайн) и, как следствие, лишилось внимания средств массовой информации, заботы учреждений культуры, коммерческой активности галерей. Но приобрело возможность авторепрезентации в интернете.

Репрезентация актуального искусства в музейном или галерейном пространстве уже давно стала занятием дорогим, требующим много времени, специального выставочного оборудования и, следовательно, зависимости от художественных институций. Гораздо дешевле и удобнее оказалось размещать работы в сети, обеспечивая тем самым доступ всем, кому интересно современное искусство, независимо от места расположения или проживания зрителя. Оказалось, что художник это может сделать либо сам, либо заручившись помощью знакомого программиста, либо поддержкой арт-портала или сетевой галереи.

Упрощение процедуры репрезентации в сети привело к возможности авторепрезентации актуального искусства в сети, которая автоматически и незамедлительно обеспечивает авторство и выводит художника из-под зависимости от традиционных институций (музеев, ЦСИ, галерей), обладавших монопольным правом репрезентации, а также от противодействия официальных структур и устойчивых предрассудков общественного мнения в отношении акционизма и прочих форм радикального искусства.

3. АПРОПРИАЦИЯ

Осуществляя авторепрезентацию, художник (писатель, поэт, вообще любая креативная личность) реализуют еще более важную стратегию апроприации - присваивания несвойственных им ранее функций. В дальнейшем апроприация в сети принимает тотальный характер и распространяется на все области, имеющие отношение к художественному процессу. Первыми появляются виртуальные галереи (базы данных) и виртуальные музеи. Однако сами по себе они не приводят к желаемому результату - зритель/покупатель не знает об их существовании (что рождает в свою очередь множество "ресурсов" - каталогов сетевых галерей и музеев). Следующий шаг - апроприация функций СМИ. Сначала на арт-сайтах появляются анонсы, затем лента "что нового", которая стремительно превращается в раздел "новостей", а тот, в свою очередь, так же быстро отпочковывается в самостоятельный ресурс. (Это конкретный пример развития "Арт-Медиа" - "Арт-Питера" и многих других сайтов). Далее в борьбе за зрителя актуальное искусство заимствует методы и средства масс-медиа. Так рождаются арт-сериалы.

Художественное сообщество сети наконец поняло, что совершенно бессмысленно вываливать разом весь проект целиком. Гораздо важнее реализовать его в виде арт-сериала, который за время его "показа" успеет привлечь внимание зрителей и сможет удерживать их максимально долгое время. Так, например, реализован запущенный недавно фотографический арт-сериал "Кнопка и модернизм" Андрея Чежина, а также "Дневник" Игоря Баскина и "Избранное" модных питерских поэтов "Дрэли Куда Попало".

В фотографическом арт-сериале "Кнопка и модернизм" (www.artpiter.spb.ru/projects/chegin/) Андрей Чежин запускает кнопку в путешествие по истории модернизма и предлагает зрителю увлекательный репортаж о перипетиях своей подопечной в "картинах" разных мастеров. Обычная канцелярская кнопка фокусирует на себе стилистические особенности 40 великих художников-модернистов XX века: вписывается в черный квадрат Малевича, расплывается податливой лепешкой Дали, превращается в зыбь океана Пита Мондриана, становится предметом диалога Ильи Кабакова, занимает место колеса Марселя Дюшана... Каждую неделю зритель становится свидетелем появления новой "кнопки" и нового фрагмента интервью с Чежиным, подготовленного куратором проекта.

В стиле "развивающейся прогрессии" строит свой "Дневник" известный питерский акционист Игорь Баскин (www.artpiter.spb.ru/projects/baskin/), озабоченный своими отношениями с женщинами, художниками и кураторами. Чего здесь только нет: уличный стриптиз, эстетизирующий женский эротизм (Игорь знакомится на улице с девушками и предлагает им сняться в полу/обнаженном виде в ближайшей подворотне, питерской парадной или на лестничной клетке), реакция на происходящие события в художественной жизни Питера и политические события в стране. "Дневник" Баскина выходит каждую неделю-две и сопровождается неординарными и весьма откровенными фотографиями.

"Единственные петербургские поэты" - как называют себя молодые питерские поэты "Дрэли Куда Попало" (www.artpiter.spb.ru/projects/dreli/) - выступают в ночных клубах Петербурга с радикальными поэтико-психоделическими шоу, шокируюшими зрителей отвязными текстами, изобилующими ненормативной лексикой, сценами насилия и фашистской символикой. "Избранные" тексты Дрэлей также каждую неделю появляются на "Арт-Питере".

Наконец, классическими образцами арт-сериалов являются сегодня и авторские новости современного искусства М.Гельмана, Н.Кононихина, Ю.Пластинина, С.Тетерина, а также "Новости Новой Академии" Тимура Новикова (www.artpiter.spb.ru/projects/novikov/). Как правило, в жанре арт-сериалов развиваются также проекты симуляции и commutication art.

4. СИМУЛЯЦИЯ

Симуляция базируется на клише и формах СМИ и других общественных институций. Здесь художники используют сеть как среду, форму и средство реализации своих художественных проектов и создают - согласно Бодрийяру - ложное подобие используемых в обществе знаков (институций).

Освоение интернета, как было показано выше, художники начали с апроприации функций и стратегий художественных институций (авторепрезентация) и коммерческих галерей (виртуальные галереи и интернет-магазины), СМИ (авто-новости) и масс-медиа (арт-сериалы, коммуникационные проекты). Теперь художники уже симулируют художественные институции ("Галерея "Паразит" Товарищества "Новые Тупые"), продажные СМИ ("Арт-процессор" Алексея Варсопко), политические партии ("Я - политическая партия" Кэнди Малахаева), масс-культуру ("Дневник" Игоря Баскина), художественные объединения ("Виртуальное кладбище" Валерия Савчука).

Так, например, "коммерческая" галерея актуального искусства "Паразит" (www.artpiter.spb.ru/projects/parazit/) "паразитирует - как сказано в учредительном документе - на теле различных культурных и художественных институций вне зависимости от их статуса". "Тупые" планируют проводить выставки в коридорах и туалетах Эрмитажа, Русского музея, Манежа, Союза Художников и др. и честно делиться с ними полученной прибылью: 20% - институции, 20% - галерее.

"Арт-процессор" Алексея Варсопко (www.artpiter.spb.ru/projects/varsopko/) генерирует репортажи с несуществующих выставок из несуществующих галерей. Делает это Варсопко настолько мастерски и в полном соответствии с жанром арт-репортажа, что вводит в заблуждение даже опытных арт-критиков и кураторов.

Молодой питерский поэт Кэнди Малахаев организовал "Я - политическую партию" (www.artpiter.spb.ru/projects/iamparty/), состоящую из одного члена. "Теперь, - считает Кэнди, - нужно не переосмысление культуры, а отказ от ее институции в полном объеме, от ее утомительного неупрощенного языка. Знаком этому послужит создание ЯПП... ибо каждый человек есть микрогосударство. И познание этого уменьшенного косма должен вершить каждый сам". ЯПП реализует свою деятельность в жанре политических заявлений, вот заголовки некоторых из них: "Оставим Олимпиаду богатым и тупым", "К черту Сербию", "Молодым везде у нас облом" и др.

Примером тотальной симуляции может служить и "Арт-Питер" - одновременно ежедневный журнал (то есть СМИ), арт-портал актуального искусства (то есть художественная институция) и художественный проект, воплощающий в себе все перечисленные выше стратегии.

Таким образом, стратегии актуального искусства в сети (мониторинг, авторепрезентация, апроприация, симуляция) в борьбе за зрителя присваивают методы и средства сегодняшних властителей дум (СМИ, масс-медиа, традиционные институции). Используя эти методы, актуальное искусство формирует новое, более модное и привлекательное пространство эстетической востребованности с надеждой вернуть на территорию современного искусства внимание/деньги зрителей, масс-медиа, бизнеса, власти и политиков.

Октябрь 2000 года


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Григорий Танисский, Рунет в Коме /25.10/
Американцы выкупили Рунет у Лоха: наконец-то обнаружен проект по окончательному разрушению российской промышленности и по организации дальнейшей деградации российского населения.
Денис Бычихин, Сенсационный рассказ, какие наши интернет-любимцы и чем они берут /18.10/
...выдова я для острастки переучил на Маяковского, так что он теперь в желтом ходит и лысый. Только вот им по-моему все равно, что лысый, что какой в жизни книжек не читал. Так что будьте спокойны, Да...
Георгий Далидович, Перспективы гипертекстовой романистики, или Как написать "Книгу книг" /17.10/
Часть 2. Персонажи могут пить исключительно Кока или Пепси-колу, посещать кафе или клубы (телефоны и адреса указаны в ссылке), слушать музыку и делать, все, что делает обычный потребитель товаров и услуг.
Обсуждение
Георгий Далидович, Перспективы гипертекстовой романистики, или Как написать "Книгу книг" /14.10/
Гиперроман более точно повторяет дискретную структуру реальной жизни, чем монолитное, связанное единым логическим замыслом произведение классической романистики.
Обсуждение.
Алексрома, Потрясение светлым будущим-2 /14.10/
Забудьте о будущем, мечтайте о прошлом, живите настоящим и будьте этим счастливы. С ребенка спрос маленький - главное, чтобы выжил. А дальше видно будет.
предыдущая в начало следующая
Николай Кононихин
Николай
КОНОНИХИН
Редактор ARTPITER.SPB.RU - современное искусство
prexsys@infopro.spb.su
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки: