Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Gateway | Невод | Интер(офф)вью | Бессрочная Ссылка | НасНет | ГлобусНет | Интер(акти)вью | Дурацкий Музей | Кафедра | Русская сеть: истории | Конец прекрасной эпохи
/ Net-культура / < Вы здесь
Помощник поэта
Дата публикации:  19 Ноября 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Предисловие редактора: ценители trash-поэзии хорошо знают сайт "Стихи Ру" и любят его. Я, например, всем советую подписаться на ежедневную ситикэтовскую рассылку "Стихи для души" (три стихотворения с упомянутого сайта). Дмитрий Кравчук, один из редакторов проекта, описывает в своей статье новое кибернетическое устройство, позволяющее довести процесс массового производства стихотворных текстов до промышленных масштабов. Кроме того, автор затрагивает вопросы природы искусства и рецептивных горизонтов аудитории. Ввиду исключительной важности указанных тем редактор счел возможным опубликовать статью с минимальной правкой.


Уважаемые господа поэты, журналисты и обычные читатели, имею честь представить вам новое чудо кибернетической мысли, программу-робота для написания стихов. Называется она "Помощник поэта" .

Умеет делать она две вещи. Во-первых, подбирать рифму к любому слову. Все очень просто: вы вводите слово и нажимаете на кнопку, и через секунду "Помощник поэта" выдает вам десятки вариантов возможной рифмы. Не к каждому слову, конечно, - есть редкие слова, рифму к которым помощник находить не умеет. Но к большинству слов рифму вы получите. И вторая вещь, гораздо более интересная: помощь в сочинении стихотворений. Вы вводите первые две строчки четверостишья, а программа придумывает продолжения, с соблюдением рифмы и размера. Выдает до нескольких сотен вариантов, вам только остается выбрать желаемый, возможно, слегка подкорректировать - и добавляете к своему стихотворению! Затем вводите следующие две строчки, подбираете по ним четверостишье и так далее, пока не сочтете, что ваше стихотворение готово.

Немного хуже обстоит дело со смыслом подбираемых строк. Программа, как вы, наверное, понимаете, не умеет думать, и подбирает строчки без учета смысла слов. Но, как выяснилось, это вовсе даже не минус, а плюс! В рамках короткого четверостишья и при некотором навыке восприятия современной поэзии, смысл "между строк" можно увидеть практически во всем, какие бы, на первый взгляд, абсурдными не были выражения. "Помощник поэта" это блестяще иллюстрирует.

Приведу несколько примеров предложенных роботом четверостиший, две первые строки которых взяты из классических произведений:

    Я помню чудное мгновенье -
    Передо мной явилась ты.
    Так закончилось творенье -
    Нахлынул приступ пустоты.

    Люблю грозу в начале мая,
    Когда весенний первый гром
    Погладишь, нежно улыбаясь,
    Своим свистящим топором.

    Белеет парус одинокий
    В тумане моря голубом,
    Безмерно близкий, но - далекий,
    Как в небе первый майский гром.

    Я вас любил: любовь еще, быть может,
    В душе моей угасла не совсем.
    И черт возьми! Но что-то ведь тревожит?
    Щи - не люблю, котлеты тож не ем...

    Вверху одна
    Горит звезда,
    Сгорю дотла...
    И "нет", и "да".

    Погиб поэт! - невольник чести -
    Пал, оклеветанный молвой,
    Я был простой поручик Ржевский...
    ...

Честно скажу, после того как "Помощник поэта" был создан и запущен, я решил сразу же его протестировать на классических произведениях - в результате смеялся более часа. Выше была приведена лишь малая часть, самая приличная из всех забавных примеров автоматических произведений. Но обо всем по порядку, я расскажу, откуда возникла идея сделать кибернетический помощник поэта, и приоткрою тайну некоторых алгоритмов его устройства.

Началось все достаточно давно, около года тому назад, когда я вместе с группой товарищей решил сделать сайт "Стихи.Ру". Главная характерная черта этого сайта - свободная публикация произведений всеми желающими, то есть некий немодерируемый поток свободно выражаемых мыслей в поэтической форме. Замечу в скобках, что почва для этого оказалась очень плодородной, а ниша, когда мы начинали, была совершенно свободной. Практически без затрат на рекламу вообще - к настоящему моменту мы достигли уровня посещаемости в районе полутора-двух тысяч пользователей в день (для справки, на Русский Журнал ходит три-четыре тысячи пользователей в день). К настоящему моменту у нас опубликовано почти пятьдесят тысяч стихотворений более чем трех тысяч авторов. Средний уровень произведений, конечно же, не очень высокий, вследствие того, что произведения для публикации специально никто не отбирает. Однако в стоге сена находятся и жемчужины - в основном это молодые и еще не известные авторы, которых еще не успели оценить в литературных кругах.

Сразу же после заметного успеха проекта "Стихи.Ру" мы встретились с достаточно недоброжелательным отношением в сетевых литературных кругах. Макса Фрая, например, наш сайт наводит на "умиротворяющие мысли о пользе оружия массового уничтожения" - и это самое безобидное высказывание из всех, которые мне доводилось слышать. На самом деле достаточно ясно просматривается и причина такого отношения: они завидуют нашему успеху у читателей по сравнению с неуспехом литературных проектов с более глубокой рефлексией. И если Дмитрий Кузьмин говорит о том, что количество его читателей не должно быть большим, поскольку литература, которой он занимается, - "некоммерческая", не верьте ему. Каждый автор желает донести свои творения до как можно большего круга читателей, это естественный творческий порыв, и именно от этого зависит впоследствии самооценка автора. Итак, месяц назад, когда зарождался "Помощник поэта", в день на сайте "Стихи.Ру" публиковалось около 400 новых произведений. Такой объем ненавязчиво наталкивает на применение статистических законов для исследования. Впервые такое желание возникло у одного из наших редакторов, который решил подсчитать, сколько раз наши авторы используют рифму "кровь-любовь". Как оказалось, столь банальная рифма встречается не столь уж редко: редактор насчитал десяток-другой стихотворений с ее использованием. Собранные данные в виде отчета были опубликованы в нашей "Колонке редактора". Редактор считал рифмы вручную, и у меня родилась идея автоматизировать этот процесс.

Я придумал достаточно простой алгоритм для поиска рифмы. Специальный скрипт-червь ищет на различных сайтах и "прочитывает" большое количество стихов, превращая их в "стихомассу" - набор идущих подряд строк. Далее внутри этой стихомассы ищутся рифмы - только в соседних строках или строках, следующих через одну. Если количество слогов и гласная в последнем слоге совпадает, то считаем, что нашли рифму. После нахождения рифмы берем по последнему слову из рифмующихся строк и помещаем их в специальный "индекс рифмы" - переваренную стихомассу. Теперь, когда пользователь запросит у нас первое из пары рифмующихся слов, мы выдаем ему второе в качестве рифмы - и наоборот. Конечно, выбранный критерий рифмы дает много осечек из-за того, что не учитываются ударные слоги и некоторые другие аспекты: примерно 10-20% - нерифмующиеся слова. Но 80-90% - это же неплохой результат!

Вторая часть, подбор продолжения четверостиший, тоже устроена довольно просто. Берем из введенной пользователем строки последнее слово и ищем в стихомассе строчки, последнее слово которых рифмуется c этим словом согласно нашему индексу рифмы. Получившиеся тысячи строк затем просеиваем через "фильтр размера": оставляем только те строки, количество слогов в которых совпадает с количеством слогов в строке пользователя. Все оставшиеся варианты предлагаем пользователю на выбор. Кстати, вариантов иногда получается не так уж мало: например, к строке "я помню чудное мгновенье" робот дает одиннадцать рифмующихся продолжений.

Результаты работы скрипта следовало бы назвать "индекс банальности рифмы": чем чаще встречается определенная рифма, тем она более затерта - и, соответственно, лучше ее не использовать. Однако я решил в шутку поступить наоборот: максимально серьезным образом проанонсировать новый сервис на сайте: дескать, вот программа, которая - то, что вам нужно. Пользуйтесь, и будут хорошие стихи. Любопытно заметить, что некоторая часть авторов-читателей действительно приняла серьезность подхода к "Помощнику поэта" за чистую монету. Причем мнения разделились: первая половина возмущалась, когда не находила рифмы к какому-нибудь слову или находила посторонние, нерифмующиеся слова (программа в 10-20% случаев дает сбои), и давала мне всяческие советы по улучшению сервиса. Вторая половина встала в непримиримую оппозицию к новому сервису примерно с таким тезисом: "Что же это делается - это ведь неуважение и насмешка над госпожой поэзией". Однако мало кто взялся действительно осмыслить результаты эксперимента с кибернетической машинкой. Может быть, правда, еще не успели.

А результаты, на мой взгляд, следующие. Если ваши стихи или, быть может, стихи определенного жанра мало отличаются от тех, которые выдает "Помощник поэта" при нужной заточке (его можно научить разговаривать какими угодно словами - если натренировать на киберпанке, будет выдавать киберпанк), - то есть о чем задуматься. А содержится ли в ваших стихах вообще смысл? Не являются ли они всего лишь набором слов, в которых можно искать и находить глубоко спрятанные авторами мысли, иногда - целый мир, даже если автор на самом деле там ничего не прятал.

И другая мысль. А так ли уж важно, с подделкой мы имеем дело или с оригиналом? Может быть, стихи - это всего лишь пища для нашего сознания, и может она быть как натуральной, так и искусственной? Ее питательная ценность целиком зависит от нашего внутреннего восприятия и от "культурного слоя" - общепринятых правил интерпретации образов, штампов. Может быть, если изготовить сложную и качественную машину для изготовления суррогатов (моя - примитивная и некачественная, на уровне эксперимента), то эти суррогаты смогут хотя бы частично заменить нам рукотворные плоды искусства? А если эта машинка к тому же будет сама обучаться, сможет "накапливать" наш культурный слой - и всегда выдавать продукцию с высоким коэффициентом актуальности - то, может быть, она станет самым лучшим творцом?

Пока я слышал лишь слабовразумительные контраргументы из серии: "робот никогда не сможет делать то, что человек, потому что у человека есть душа (хотя мы не понимаем, что это такое), а у робота ее нет". Однако мы живем в кибернетический век, и машины растут не по дням, а по часам, как в производительности, так и по охвату различных сфер, об автоматизации которых не могли даже и думать раньше. Я бы не стал говорить решительное "нет" на вопрос о возможности создания компьютером произведений искусства. Хотелось бы также успокоить тех, кто сознательно или подсознательно боится "выхода из под контроля" искусственного интеллекта. Существуют даже фантастические произведения, в которых роботы порабощают человечество. Начиная с 70-х годов вопрос искусственного интеллекта обсуждался очень массированно, и все точки над i были расставлены. Искусственный интеллект - это всего лишь продолжение натурального, человеческого, и он подвластен нам.

Все вышеизложенное является моим скромным мнением по затронутому вопросу. Вопрос открыт для обсуждения.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
оля лялина, Достаточно просто поставить ссылку /14.11/
Сетевые работы идут вразрез с собственнической логикой. Со старой собственнической логикой. Вообще со старой логикой. Но появляется-то новая, и в данный момент ее можно лишь моделировать. И исходить я бы советовала не из гипотез и аналогий с существующими арт-практиками, а из конкретных примеров, деталей и казусов, происходящих сейчас.
Родион В., Информационная безопасность глазами теоретиков российско-белорусских спецслужб /08.11/
В то время, как западные прикладники-бизнесмены старательно подключают к Сети кофеварки, пытаясь обустроить быт Сетевого индивидуума, наши теоретики игнорируют само понятие такого индивидуума.
Ю. Н., О растительных дубах /07.11/
Мы вынуждены заметить, что хотя с точки зрения высшей математики один и несколько суть множества равномощные, но глупое человеческое сердце ничего этого не понимает и склонно делать из всяких пустяков бесконечности. И наоборот, представьте ему иногда цветущее разнообразие вариантов, но если оно попросту конечно, все будет баня с пауками. Найдите этот пассаж в тексте!
Линор Горалик, Иже еси на сервере - 2: "Божие благословение на благое начинание" /03.11/
"Исповедь через e-mail" - это не всегда смешно. Весной 1917 г. губернатор Твери увидел в окно, что к нему идет толпа народа его убить. Он позвонил архиепископу и исповедался по телефону. Как раз вовремя - тут его и убили.
Линор Горалик, Иже еси на сервере /30.10/
Настал момент, когда первые плоды сближения церкви и сети стали видны невооруженным глазом. Лично мне, например, некоторое время назад удалось породить целый ряд праздных мыслей на тему канонизации виртуальных личностей.
предыдущая в начало следующая
Дмитрий Кравчук
Дмитрий
КРАВЧУК
dima@stihi.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки: