Русский Журнал
/ Net-культура / www.russ.ru/netcult/20001202_goralik.html |
Иже еси на сервере - 3 : дети архангела Гавриила, Католицизм и Интернет Линор Горалик Дата публикации: 2 Декабря 2000 (От автора: контуры общей темы - "Религия и сеть" - я попыталась изложить вот здесь, чтобы не повторяться в каждой последующей статье, а только ссылаться на них. Что и буду делать). Как и в предыдущем материале, касавшемся православия, здесь есть две части -═ моя попытка обрисовать картинку "католического Интернета" в целом и взгляд изнутри, представленный интервью═ с преп. о. Мироном Эффингом (Владивосток) и с о. Владимиром Секом (Благовещенск). Интервью продвигались медленно, и я уже начала подумывать пустить вперед═ материал о буддизме. Но тут все сложилось, упорядочилось и устроилось, так что буддизм будет следующим. Христианство,═ можно сказать, победило в данной ситуации. ... Служба SafeNames откровенно сообщает заинтересованным лицам, что "без принадлежности к администрации Ватикана у вас практически нет шансов зарегистрировать домейн в зоне .va" Насколько мне удалось выяснить, в этой зоне есть вообще всего один домейн с простым названием www.vatican.va. Это - официальный сайт центра католической церкви и папской резиденции. Элегантнейший дизайн, семь языков, пояснения, карты, библиотека, архивы, новостные ленты, поиск, подписка на полную сетевую версию еженедельной газеты. Радио Ватикана (5 каналов) можно слушать прямо через сеть, архивы телевидения Ватикана можно смотреть через сеть. Этот сайт - достойнейшее лицо католического интернета, превосходная демонстрация той серьезности, с которой католическая церковь относится к Сети. Сайт был открыт в канун Пасхи 1997 года; за первые десять дней к нему обратилосъ 3 миллиона человек. Однако уже в 1995 Папа Павел II объявил о том, что во время визита в США у него будет "интернет-связь", благодаря которой его речи, мессы и фотографии будут появляться онлайн. Подход был настолько нетривиален, что о нем сообщили СМИ. Начиная с этого момента, освоение Сети католической церковью развивается темпами, заслуживающими всяческого уважения. В июне 1999 года отменяется папский эдикт, запрещающий использование интернета католическими монахами; монастыри обзаводятся модемами и сайтами. В июне 2000-го Папа благословляет попытки выбрать святого покровителя нетсерфинга: им, очевидно, станет в ближайшем будущем Падре Пио, известный способностью к билокации, или архангел Гавриил - божий вестник. Среди примеров последних дней - открытие официального сайта Vocations Online, разыскивающего и направляющего тех, кто слышит зов свыше и желает стать католическим священником. Помимо прочих очевидных объяснений серьезности отношения любой церкви к Интернету как к медиуму, высказанных ранее и не требующих повторения, в ситуации с католической церковью существуют два интересных дополнительных аспекта. Первый состоит в том огромном значении, которое католические институты во═ все века придавали миссионерству. Поскольку (по крайней мере - в формальном идеале, каковой проповедуется и на сегодняшний день) Католическая церковь придает любви к ближнему большее значение, чем даже точному соблюдению религиозного закона, католические миссионеры═ чаще, чем представители других конфессий, играли роль прогрессоров-просветителей, несущих народам не только Слово Божие, но и понятия современной культуры на всех уровнях - от бытового до технологического.═ Католические миссионеры зачастую "следуют" за паствой,═ поддерживая и направляя адептов в различных сферах, куда тех вовлекает современная жизнь. Таким образом, следя за активным использованием Сети верующими и предвидя будущую интеграцию Интернета в повседневность, Ватикан вовремя оценил важность═ интенсивного присутствия религиозных институций в этой информационной среде, важность подготовленности ответов к моменту,═ когда возникнут вопросы, важность подачи примера, разделения легитимного и нелегитимного, важность, в конце концов, модернизации═ собственного имиджа. Простыми словами, Ватикан воспользовался принципом, который на всем протяжении истории так часто помогал католицизму═ выходить победителем из сложных и спорных положений: он раскрыл объятия тому, чего не мог одолеть. Второй же аспект, в соответствии с которым Интернет "к лицу" Ватикану,═ таков: Римско-Католическая церковь видит и преподносит себя как церковь Всемирная; католическое рассеяние численно и═ территориально больше, чем рассеяние православных или протестантов; гораздо меньше, чем другие христианские конфессии,═ католицизм отождествляет себя с той или иной местностью, с тем или иным государством. С этой точки зрения концепция Wорлд═ Wайд Wеб ложится в католическое видение мира естественно, как мяч в ладошку. Однако все это примерное и почетное развитие католического Интернета, к сожалению, лишь в очень небольшой степени относится к домену .ru. Философия, конечно, общая; однако ресурсы бедны и малочисленны. Можно говорить о том, что ситуация здесь обратна ситуации с Интернетом православным, с его богатством российских ресурсов и бедностью ресурсов "общемировых". В целом причины ясны; добавлю только, что подавляющее большинство катoлических священников в российских приходах - приезжие; они заканчивали заграничные семинарии и колледжи, привыкли пользоваться той или иной литературой, и даже те из них, кто говорит по-русски, предпочитают, используя Сеть, обращаться к материалам на родном для себя языке или на языке английском, благо материалы существуют во множестве. Это, безусловно, не стимулирует появление новых русскоязычных ресурсов. При всем том, свято место пусто не бывает: католический Рунет, бесспорно, существует, у него есть свои информационные и социальные центры, свои активисты и свои миссионеры. Желающим приобщиться его стоит начать с портала Католик.Ру (кажется, ктстати, единственного русскоязычного централизованного католического ресурса) и с размещенной там же сетевой версии католической газеты "Свет Евангелия". Этот же портал можно рассматривать как каталог католического интернета России и бывшего СНГ. Первый же взгляд дает понять, что рещь идет в основном о страничках приходов и СМИ. Другой портал - "Католическая Церковь в России" носит более административный характер: программа, структура церкви, список приходов и орденов, материалы, уроки, катехизис; в остальном - все то же. Есть "Форум русских католиков" с трогательной возможностью помечать каждое сообщение картиночкой: то смайлик, то вопросик, то морда печальная; половину сообщений можно не читать: топик плюс картиночка - и все ясно. Экономия времени удивительная. Страшно сказать, но более особо серьезного нет ничего - есть частные страницы орденов, приходов, священников, организаций; есть ощущение отсутствия связности ресурсов, какой- то разобщенности сайтов, похожей на географическую разобщенность маленьких католических общин России. Возможно, все это будет расти; а возможно, большего и не надо. Трудно судить со стороны; время, наверное, покажет. Интервью мне на этот раз любезно дали два католических священника: преподобный═ отец Мирон Эффинг, пастор Римско-католического кафедрального собора Святой Богоматери во Владивостоке, издатель═ католической газеты "Заря Владивостока" и один из деятелей владивостокского отделения всемирной католической благотворительной организации "Каритас" (интервью давалось на английском - русский язык не родной для о. Мирона. Перевод мой), и о. Владимир Сек, настоятель прихода Преображения Господня в г. Благовещенске (у меня создалось впечатление, что русский - не родной язык и для него, но он любезно отвечал мне на русском; я привожу его ответы практически без правки). Л.:═ Действительно ли возможно давать благословения, исповедовать, раздавать═ индульгенции по Сети, как предлагают и делают некоторые люди/сайты? Если нет - почему, какие законы католической═ веры этим нарушаются? Л.:══ Материалы, публикуемые прессой в последний год, создают впечатление, что═ Ватикан относится к Интернету крайне серьезно: идет процесс выбора святого покровителя для web-surfers, папские═ мессы транслируются в сети в реальном времени, официальный сайт Ватикана ежедневно пополняется обстоятельными,═ высококачественными материалами. Как можно объяснить такой серьезный интерес к данной технологии, по каким причинам это═ происходит? Л.: Не могли бы Вы привести какие-то конкретные ситуации, когда сеть играла═ значимую роль в жизни католиков? Л.: Видите ли Вы какие-либо способы использования сети, неприемлемые для═ католика, но допустимые для представителей других христианских конфессий? Л.: Что дает сеть лично Вам в вашей работе пастора? Что она дает Вашей═ церкви, Вашему приходу? Л.: Каким Вам видится будущее развитие "католического" Интернета? Есть ли в═ этом будущем что-то, что Вас пугает? Что бы Вы, напротив, хотели видеть? *═ - имеется в виду - необщими для представителей различных христианских═ конфессий═ (Л.) |