Русский Журнал / Net-культура /
www.russ.ru/netcult/20001202_goralik.html

Иже еси на сервере - 3 : дети архангела Гавриила, Католицизм и Интернет
Линор Горалик

Дата публикации:  2 Декабря 2000

(От автора: контуры общей темы - "Религия и сеть" - я попыталась изложить вот здесь, чтобы не повторяться в каждой последующей статье, а только ссылаться на них. Что и буду делать).

Как и в предыдущем материале, касавшемся православия, здесь есть две части -═ моя попытка обрисовать картинку "католического Интернета" в целом и взгляд изнутри, представленный интервью═ с преп. о. Мироном Эффингом (Владивосток) и с о. Владимиром Секом (Благовещенск). Интервью продвигались медленно, и я уже начала подумывать пустить вперед═ материал о буддизме. Но тут все сложилось, упорядочилось и устроилось, так что буддизм будет следующим. Христианство,═ можно сказать, победило в данной ситуации.

... Служба SafeNames откровенно сообщает заинтересованным лицам, что "без принадлежности к администрации Ватикана у вас практически нет шансов зарегистрировать домейн в зоне .va" Насколько мне удалось выяснить, в этой зоне есть вообще всего один домейн с простым названием www.vatican.va. Это - официальный сайт центра католической церкви и папской резиденции. Элегантнейший дизайн, семь языков, пояснения, карты, библиотека, архивы, новостные ленты, поиск, подписка на полную сетевую версию еженедельной газеты. Радио Ватикана (5 каналов) можно слушать прямо через сеть, архивы телевидения Ватикана можно смотреть через сеть. Этот сайт - достойнейшее лицо католического интернета, превосходная демонстрация той серьезности, с которой католическая церковь относится к Сети.

Сайт был открыт в канун Пасхи 1997 года; за первые десять дней к нему обратилосъ 3 миллиона человек. Однако уже в 1995 Папа Павел II объявил о том, что во время визита в США у него будет "интернет-связь", благодаря которой его речи, мессы и фотографии будут появляться онлайн. Подход был настолько нетривиален, что о нем сообщили СМИ. Начиная с этого момента, освоение Сети католической церковью развивается темпами, заслуживающими всяческого уважения. В июне 1999 года отменяется папский эдикт, запрещающий использование интернета католическими монахами; монастыри обзаводятся модемами и сайтами. В июне 2000-го Папа благословляет попытки выбрать святого покровителя нетсерфинга: им, очевидно, станет в ближайшем будущем Падре Пио, известный способностью к билокации, или архангел Гавриил - божий вестник. Среди примеров последних дней - открытие официального сайта Vocations Online, разыскивающего и направляющего тех, кто слышит зов свыше и желает стать католическим священником.

Помимо прочих очевидных объяснений серьезности отношения любой церкви к Интернету как к медиуму, высказанных ранее и не требующих повторения, в ситуации с католической церковью существуют два интересных дополнительных аспекта.

Первый состоит в том огромном значении, которое католические институты во═ все века придавали миссионерству. Поскольку (по крайней мере - в формальном идеале, каковой проповедуется и на сегодняшний день) Католическая церковь придает любви к ближнему большее значение, чем даже точному соблюдению религиозного закона, католические миссионеры═ чаще, чем представители других конфессий, играли роль прогрессоров-просветителей, несущих народам не только Слово Божие, но и понятия современной культуры на всех уровнях - от бытового до технологического.═ Католические миссионеры зачастую "следуют" за паствой,═ поддерживая и направляя адептов в различных сферах, куда тех вовлекает современная жизнь. Таким образом, следя за активным использованием Сети верующими и предвидя будущую интеграцию Интернета в повседневность, Ватикан вовремя оценил важность═ интенсивного присутствия религиозных институций в этой информационной среде, важность подготовленности ответов к моменту,═ когда возникнут вопросы, важность подачи примера, разделения легитимного и нелегитимного, важность, в конце концов, модернизации═ собственного имиджа. Простыми словами, Ватикан воспользовался принципом, который на всем протяжении истории так часто помогал католицизму═ выходить победителем из сложных и спорных положений: он раскрыл объятия тому, чего не мог одолеть.

Второй же аспект, в соответствии с которым Интернет "к лицу" Ватикану,═ таков: Римско-Католическая церковь видит и преподносит себя как церковь Всемирная; католическое рассеяние численно и═ территориально больше, чем рассеяние православных или протестантов; гораздо меньше, чем другие христианские конфессии,═ католицизм отождествляет себя с той или иной местностью, с тем или иным государством. С этой точки зрения концепция Wорлд═ Wайд Wеб ложится в католическое видение мира естественно, как мяч в ладошку.

Однако все это примерное и почетное развитие католического Интернета, к сожалению, лишь в очень небольшой степени относится к домену .ru. Философия, конечно, общая; однако ресурсы бедны и малочисленны. Можно говорить о том, что ситуация здесь обратна ситуации с Интернетом православным, с его богатством российских ресурсов и бедностью ресурсов "общемировых". В целом причины ясны; добавлю только, что подавляющее большинство катoлических священников в российских приходах - приезжие; они заканчивали заграничные семинарии и колледжи, привыкли пользоваться той или иной литературой, и даже те из них, кто говорит по-русски, предпочитают, используя Сеть, обращаться к материалам на родном для себя языке или на языке английском, благо материалы существуют во множестве. Это, безусловно, не стимулирует появление новых русскоязычных ресурсов.

При всем том, свято место пусто не бывает: католический Рунет, бесспорно, существует, у него есть свои информационные и социальные центры, свои активисты и свои миссионеры. Желающим приобщиться его стоит начать с портала Католик.Ру (кажется, ктстати, единственного русскоязычного централизованного католического ресурса) и с размещенной там же сетевой версии католической газеты "Свет Евангелия". Этот же портал можно рассматривать как каталог католического интернета России и бывшего СНГ. Первый же взгляд дает понять, что рещь идет в основном о страничках приходов и СМИ. Другой портал - "Католическая Церковь в России" носит более административный характер: программа, структура церкви, список приходов и орденов, материалы, уроки, катехизис; в остальном - все то же. Есть "Форум русских католиков" с трогательной возможностью помечать каждое сообщение картиночкой: то смайлик, то вопросик, то морда печальная; половину сообщений можно не читать: топик плюс картиночка - и все ясно. Экономия времени удивительная. Страшно сказать, но более особо серьезного нет ничего - есть частные страницы орденов, приходов, священников, организаций; есть ощущение отсутствия связности ресурсов, какой- то разобщенности сайтов, похожей на географическую разобщенность маленьких католических общин России. Возможно, все это будет расти; а возможно, большего и не надо. Трудно судить со стороны; время, наверное, покажет.

о. Мирон  ЭффингИнтервью мне на этот раз любезно дали два католических священника: преподобный═ отец Мирон Эффинг, пастор Римско-католического кафедрального собора Святой Богоматери во Владивостоке, издатель═ католической газеты "Заря Владивостока" и один из деятелей владивостокского отделения всемирной католической благотворительной организации "Каритас" (интервью давалось на английском - русский язык не родной для о. Мирона. Перевод мой), и о. Владимир Сек, настоятель прихода Преображения Господня в г. Благовещенске (у меня создалось впечатление, что русский - не родной язык и для него, но он любезно отвечал мне на русском; я привожу его ответы практически без правки).

Л.:═ Действительно ли возможно давать благословения, исповедовать, раздавать═ индульгенции по Сети, как предлагают и делают некоторые люди/сайты? Если нет - почему, какие законы католической═ веры этим нарушаются?
о.М.: Поскольку прикосновение и крещение субъекта являются необходимой частью═ обычного ритуала благословения, "прикрепить" благословение к чему-либо, пересылаемому по сети, невозможно. По интернету,═ "благословить" кого-то можно только в понимании "молиться за" него. Канонический закон также позволяет отпускать═ грехи только в присутствии самого исповедовавшегося грешника, - таким образом, католическая вера не позволяет═ отпускать грехи через сеть. Индульгенцию человек получает автоматически, выполнив определенную ему═ работу и произнеся положеные молитвы, так что в этом вопросе сеть роли не играет. Таким образом, мне кажется, что люди и═ сайты, предлагающие такие вещи, либо пребывают в заблуждении, либо просто направляют других людей по неверному═ пути. В сущности, это мошенничество.
о.В.: В Католической Церкви святые Таинства всегда были личной встречей человека с Богом посредством священника, который в рукоположении получает власть совершения Таинств. Поэтому получение Божьей благодати требует личного присутствия. Желание "приобрести" благословение посредством сайта, скорее всего, говорит о том, что человек, хочет спрятаться за этим сайтом и кое-как успокоить свою совесть. Этим и пользуются компьютерные шарлатаны и "наставники". На самом деле в учении католическом идет речь о реальном присутствии Господа Иисуса Христа в совершаемом Таинстве и поэтому нельзя приобрести благодать "заочно" или посредством Интернета. Дело в том, чтобы человек лично встретился с Господом и лично совершил подвиг своей души. Шарлатанские предложения о компьютерной раздачи благословений, похожи на какую то очередную игру или издевательство, но уж точно нет в них уважения до Бога и Святости (они не измеряются мегабайтами).

Л.:══ Материалы, публикуемые прессой в последний год, создают впечатление, что═ Ватикан относится к Интернету крайне серьезно: идет процесс выбора святого покровителя для web-surfers, папские═ мессы транслируются в сети в реальном времени, официальный сайт Ватикана ежедневно пополняется обстоятельными,═ высококачественными материалами. Как можно объяснить такой серьезный интерес к данной технологии, по каким причинам это═ происходит?
о.М.: Церковь заинтересована в поддержании контактов с образованными людьми,═ каковые обычно и пользуются Интернетом. Некоторые считают, что религиозны в основном невежественные старики, но среди последователей Церкви на самом деле немало молодых, образованных людей. Церковь же заинтересована в любом возможном средстве, позволяющем нести людям Слово Божие.
о.В.: Ватикан относится серьезно к Интернету, потому что невозможно не заметить его роль в жизни современного мира. Количество людей, которые пользуются услугами сети, увеличивается с каждым днем. Даже можно сказать, что это своеобразный знак времени. Католическая Церковь всегда старалась выходить навстречу человеку и проблемам жизни. Думаю, что многие люди Церкви согласятся, что передача информации является важнейшей для современного человека. Это касается также церковных вопросов. Поэтому использование сети Церковью и саму заинтересованность Интернетом я назвал бы натуральным явлением, это как использование других достижений техники. Лишь служило бы хорошим целям и было использовано правильно. В таких категориях надо смотреть на святого покровителя пользователей сети, чтобы служила она Истине и Добру. Если в Интернете будет актуальная информация, документы Церкви и.т.п., это поможет многим людям ощутить единство Церкви и может быть, кто-то задумается над проблемами веры. Благодаря Интернету люди во всем мире имеют возможность довольно быстро узнавать новости Церкви и быть в курсе всех текущих событий.

Л.: Не могли бы Вы привести какие-то конкретные ситуации, когда сеть играла═ значимую роль в жизни католиков?
о.М.: уроки Катехизиса на русском доступны, благодаря сети, русскоговорящим═ людям со всего света, что позволяет им приобщаться к христианству на родном языке, даже когда рядом нет русского═ прихода или русскоговорящего пастора. В Америке многие родители предпочитают давать детям домашнее образование,═ чтобы не посылать их в антирелигиозные светские школы. Через Сеть они обретают доступ к полноценным учебным материалам, включая ежедневные упражнения и домашние задания, в том числе - уроки религии. Сеть позволяет верующим-единомышленникам находить товарищей, даже если они -═ меньшинство в своем собственном приходе. Кроме того, сеть помогает миссионерам поддерживать связь с направившей их═ миссией и с жертвователями, оставшимися на родине.
о.В.: В нашем приходе получилась возможность служения через Интернет не только своим. На сайте есть много разных адресов. Несколько раз кто-то узнавал о христианской общине посредством этой информации. Был случай, когда в приходе появился молодой человек со словами: "Я искал католиков через Интернет, а оказывается вы рядом". Есть также возможность обмена мнениями, если кто-то хочет переписываться. В отдельных случаях это общение может иметь довольно глубокий смысл, может быть духовной поддержкой для человека.

Л.: Видите ли Вы какие-либо способы использования сети, неприемлемые для═ католика, но допустимые для представителей других христианских конфессий?
o.M.: Христианство - довольно цельная вера, так что, скорее всего, есть═ очень немного способов использовать сеть необщими способами*. Но, конечно, существуют секты и шарлатаны, пользующиеся интернетом греховно.
o.В.: Трудно судить о других конфессиях и их подходу к Интернету. Не знаю о чем-то конкретном, что могли бы принять другие конфессии, и что было бы неприемлемым для католиков. Трудно было бы согласиться, если кто-то хотел бы раздавать Божью благодать через сайты. Но кажется, что это не очень подходит любой христианской конфессии.

Л.: Что дает сеть лично Вам в вашей работе пастора? Что она дает Вашей═ церкви, Вашему приходу?
o.M.: Сеть позволяет мне поддерживать связь с друзьями, жертвователями,═ другими священниками по всему свету, причем стоит это недорого. Она также позволяет нашим миссионерам - даже тем, кто находится═ очень далеко - пользоваться нашими библиотеками и прочими информационными ресурсами.
o.В.: Мне лично Интернет дает возможность общения с Церковью по настоящему Католической, с Церковью во всем мире. На сайтах можно найти как информацию, так и найти "вдохновение", хорошие идеи и инспирации до своей работы. Интернет дает возможность обмена опытом, но дает тоже доступ к разной информации, документам Церкви. Иногда становится особенным вызовом, если кто-то обращается за помощью. Однако хочу сказать, что не являюсь человеком, который прирос к компьютеру. Скорее захожу в сеть после исполнения своих обязанностей, в спокойное время, вечером или когда есть конкретные вопросы, которые надо решить посредством сети. Нашим прихожанам, большинство которых не имеет никакой связи с компьютерами, доставляет удовольствие, что все-таки кто-то о нас знает и иногда хочет с нами общаться. Благодаря сети разные новости узнают довольно быстро, хоть казалось бы, живем так далеко.

Л.: Каким Вам видится будущее развитие "католического" Интернета? Есть ли в═ этом будущем что-то, что Вас пугает? Что бы Вы, напротив, хотели видеть?
о.М.: Не пугает меня в связи с использованием Интернета католиками═ совершенно ничего. Хотелось бы видеть, что церкви═ более интенсивно пользуются сетью для официальной документации и═ отчетности. Я полагаю, что нет-конференции могли бы помочь сэкономить немало времени и денег, уходящих на поездки на разнообразные встречи и форумы.
Благослови вас Бог.
о.В.: Будущее католического Интернета вижу в основном в служении Истине, передаче информации, служении христианству (не только одним католикам). Хотелось бы, чтобы был больше доступ до христианской литературы и прессы. Надеюсь, что появятся программы, чтобы лучше узнать Библию (но это не освобождает от личного чтения Божьего Слова). Надеюсь на развитие возможности общения людей посредством Интернет, на возможность поделиться своим опытом, своим путем к Богу. Интернет должен стать орудием единения христиан. Не хотелось бы, чтобы попадал он в руки фанатиков, которые якобы защищая "истинную веру" проповедуют что-то противное христианству. Христос и христианство не нуждается в фарисейской набожности и фанатизме. Слишком яркие примеры с истории, что не привело это ни к чему хорошему. Не хотелось бы тоже, чтобы появлялись шарлатаны, которые будут наживаться на человеческой слабости или непонимании, которые будут "исповедать" через Интернет, продавать индульгенции, раздавать благодати.... Это прямо надо назвать издевательством как над человеком, так над его верой. Эти "новинки" трудно принимать всерьез, но уж точно нет в них места для Господа. Тогда остается вопрос, кому они служат...? Несмотря на важную роль Интернета, надо подчеркнуть, что выполняет он только служебную роль. Ни в ком случае не может он заменить личного общения человека с Господом. Не может тоже занять место личной молитвы, участия в Святой Литургии Церкви. На самом деле главным является, чтобы мы жили как христиане, руководились верой в нашей жизни, любили и уважали каждого человека. Если кому-то Интернет поможет в этом, только благодарить Бога.


*═ - имеется в виду - необщими для представителей различных христианских═ конфессий═ (Л.)