Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Gateway | Невод | Интер(офф)вью | Бессрочная Ссылка | НасНет | ГлобусНет | Интер(акти)вью | Дурацкий Музей | Кафедра | Русская сеть: истории | Конец прекрасной эпохи
/ Net-культура / < Вы здесь
"Черная Метка" - "Русскому Журналу"
Дата публикации:  21 Декабря 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

От редактора: закономерно, что РЖ пал первой жертвой нашей новой затеи. Путаницу с рубрикацией внимательный читатель обнаружит сам. Мы же, со своей стороны, добавим, что нам хотелось бы, чтоб дело не ограничилось этой "Меткой". Приглашение остается в силе, невзирая на мрачные предупреждения Л.Пирогова.

Кто?

Конкретный пират А.ОдноглазыйЯ из тех, кто уже перестал любить интернет. Особенно когда тебя все кому не лень любят в интернете. Яд этой розовой любви того гляди прожжет тонкую границу дисплея, которая отделяет меня от браузера. Моя главная, самая большая и самая черная метка - всем тем в сети, кто нас любит. Особенно за наши деньги и наше время, которое дороже всех денег мира.

За этой любовью стоит война. Война за аудиторию - за наши души, наше время и наши творческие силы, развернувшаяся между всеми сетевыми проектами с того самого дня, когда кудреватые мудрейки осознали нас как ресурс, предмет и объект торговли - это та война, которой пришло время объявить войну.

Рунет - это уже давно не среда свободного творчества талантливых единиц. Место занято. Есть своя элита, ничем не отличающаяся от любых других элит, - тошнотворный междусобойчик тех самых хамоватых мудрейков. Мудрейки словили фишку в силу того факта, что раньше остальных догадались самовыражаться методом нажимания кнопок на компьютере, равно и зарабатывать этим необычным некогда способом, и посему преисполнились вселенского самоудовлетворения и самодостаточности. Пришло время видеть мудрейков именно под данным углом.

Мудрейки уже успели научиться кучковаться и делать новых мудрейков из своих соседей по комнате. Раньше всех этому научился "Русский Журнал" - с него и начнем.

В этой заметке больше не будет ссылок. Поскольку она посвящена не критике отдельных материалов, а критике издания в целом. Желающие подтвердить (или опровергнуть) мои наблюдения легко найдут примеры по указанному выше адресу. Можно также воспользоваться навигационными линейками на странице, которая сейчас перед вами. Но о навигации - позже.

Тусовка

Конкретный пират А.Одноглазый"Русский Журнал" - это очень старая по сетевым меркам, самобытная, "укорененная" туса. Ее корни - в сопливых без преувеличения интеллигентских базарах эпохи позднего диссента, когда стать мучеником было уже невозможно, а отличиться эксклюзивным способом мышления и системой оценок по инерции хотелось. Хотелось не всем, естественно, - лишь отпетой интеллигентской "прослойке". Когда начинался РЖ, отцы-основатели еще мало верили в интернет, попытавшись издавать еще и бумажный журнал "Пушкин" (то были времена, когда весь наличный диссент хотел издавать журналы; все мои друзья издавали журналы; казалось, что скоро количество журналов на русском языке превысит количество читающих по-русски) .

Главным плюсом этой тусы было ее умение читать. Писать они умели тогда еще очень плохо, да и жанровая палитра была весьма специфичной, от нее явственно несло гельмано-бренеровскими перформансами, что, правда, действительно придавало им несколько экстравагантности. Но, повторю еще раз, отцы-основатели лучше других умели читать и не боялись нажимать на кнопки. Поэтому там очень скоро появились те, кто умеет писать - Горный, Лейбов, Носик... ...А бумажный "Пушкин", в отличие от сетевого РЖ, благополучно загнулся и накрылся. Отцы же основатели превратились со временем из вышеописанных сопливых интеллигентов в монстров отечественного политического анализа и пиара.

Так РЖ, задумывавшийся некогда как преимущественно культурный проект, нацеленный на отвлеченное "выстраивание русской идентичности", превратился в, простите за выражение, митинг-плейс, где можно увидеть тусовщиков, весьма "знаковых" и "статусных" не только для сети. И тусовщики эти умеют обсуждать самые ядреные вопросы насущной современности, состоящей из винегрета политики и культуры-неткультуры.

Беда и вина этой тусы в том, что она есть клуб и таким, видимо, останется. Здесь ведут базары не лучшие, а свои, и сколько бы они не изображали из себя интеллектуальную элиту, они никогда ей не станут по жизни. Даже будучи единственной пока в сети группой, чей совокупный IQ и адекватность среде находятся на приемлемом уровне. В том числе, наверное, и потому, что элита растет годами и десятилетиями, она не выпрыгивает, как чертик из табакерки, из некоей кухни, обитатели которой вовремя поймали нужный бриз в паруса. Из форточки.

Впрочем, никто бы на них не наезжал по этому поводу, если бы они действительно по факту отвечали критериям элитарности - тут важно не перепутать элитарность с богемностью. Критерии довольно простые: в первую очередь это достойный резонанс в смежных кучках от генерируемых "мессиджей". Единственное, что из "посылов" "Русского Журнала" отвечает с грехом пополам данному критерию, так это конспирологические выкрутасы самого Павловского, да и то потому, что он есть сам по себе фигура "знаковая" и "конкретная". В смысле то, что говорит Павловский о политике, заслуживает внимания (и получает его!) даже в том случае, если это полная чушь и белиберда (что с мэтром бывает не так уж редко).

Брэнд

Брэнд "Русский Журнал" должен означать буквально сайт, "претендующий быть" самым-самым изданием актуальной культуры, артикулирующим на профессиональном языке основные проблемы в широком спектре от политической текучки до андеграундного искусства и передовых технологий. Есть определение.

Фактический имидж издания - это заумный междусобойчик замороченных интеллектуалов и обкуренных андеграундных личностей, кидающих друг в друга им одним понятные тексты, слова и выражения в которых берутся из ФЭПовского "глоссария для внутреннего пользования".

Популярность и раскрученность данного брэнда анализировать бессмысленно, поскольку столь "элитарный" проект раскрутить до сколько-нибудь массового уровня невозможно, да и то это скорее пойдет ему на вред.

Специфика таковая доводит до того, что отдельные авторские рубрики в рамках РЖ благодаря именам ведущих могут быть более известными, чем журнал в целом, и читатель спрашивает: "Ах, обзоры NN? Знаю-знаю. Где-где?"

Технология

Подача информации - статьи, перенасыщенные гиперссылками, добрый десяток постоянных авторских рубрик "эксклюзивного" формата. Набивать тексты гиперссылками под завязку, чтобы пестрело и рябило, и не было никакой возможности дочитать текст до конца, не открыв параллельно еще десяток окон - любимое развлечение РЖшников со времен античных. Других особенностей технологии не замечено: все очень консервативно - рубрики, подрубрики, авторские "колонки". Дикая масса контента, сделавшая РЖ действительно "толстым", научила-таки веб-мастеров РЖ делать по оному удобную навигацию (далеко не с первой попытки), однако сделала его главную страницу и страницы подразделов столь непроходимым месивом текста, опять-таки перенасыщенного ссылками, что читатель ощущает себя книжным червем, заползшим в картотеку Ленинской библиотеки.

В этом смысле почтовые рассылки по рубрикам, давно и активно практикуемые в РЖ, гораздо приятнее: приходит по крайней мере один текст в одном письме. Можно читать, а можно и в trash отправить.

Могут возразить: обилие контента - совсем не отрицательная черта издания. Тут нам и придется спросить: какого такого контента?

Контент

Конкретный пират А.ОдноглазыйУ РЖ нет главного редактора. Вернее, главный редактор РЖ - Г.О.Павловский. Он есть, его часто можно видеть по телевидению. И на дискуссии "Полит.Ру". Думаю, чаще, чем он читает редактируемое им издание. В своем интервью читателям главный редактор сам признается в этом.

Без редактора журнал превращается в конгломерат разделов, политику которых определяют (если определяют) их ведущие редакторы. В результате материалы разных рубрик дублируют друг друга. Почему чтение отдельно, а культура отдельно? Почему культура отдельно, а нет-культура - отдельно? Почему нет-культура отдельно, а "чтение онлайн" - отдельно? Не дает ответа. И во всех разделах - неизменная Линор Горалик...

Шедевром редакторской мысли является, конечно, рубрика "Вне рубрик". - "Приложэниэ - Бэз приложэний".

Политика

очень неоднородная, читать неудобно: хорошие профессиональные тексты часто перемежаются глыбами самодеятельных и безвестных "политософов", столь бездарными, сколь и объемными. Для россиянского читателя интересно читать явно эмигрантами написанные тексты о международной политике, в особенности о тех "уголках обитаемой суши", о которых мы доселе могли что-либо знать разве что из "международной панорамы". Однако эти тексты все время грешат "культурологичностью", стремлением сформулировать социально-историческую глубину даже там, где ее нет: таковы описания большинства кандидатов в премьеры и президенты на всех выборах. В итоге анализ получается невнятным, а прогнозы оказываются наивными и не оправдываются.

Внутрироссийский политический раздел РЖ - интересный, разносторонний анализ и явная тенденциозность, совсем не достойная форума интеллектуальной элиты. Постоянное стремление к объективности и плюрализму остается "благими порывами", ибо слишком уж часто постоянные авторы РЖ оказываются "в игре" на той или иной стороне, тем самым теряя способность к объективности взгляда - нельзя видеть поединок, будучи одним из его участников. Особенно остро это стало чувствоваться с приходом Путина, когда рубрика "Политика" стала трибуной для артикуляции идеологической "подгрузки" новой власти, осуществляемой заботами самого Г.Павловского и его сподвижников.

Не сумев таким образом самоопределиться, форум она или трибуна, "Политика" дурит головы читателям, представляясь то тем, то другим.

Культура

Марат Гельман когда-то сказал: "Наша основная проблема в том, что те вещи, которые мы называем культурой, "они" (то есть все остальные) называют "альтернативной культурой". Полностью соглашусь с мэтром: это и есть главная проблема рубрик "Культура" и "Круг чтения" в РЖ. Археологи с "нонконформистскими" еще генами, открывая нам пласт той литературы и той культуры, которая не лежит "на поверхности", исходят из своей собственной линейки авторитетов и своих собственных взглядов на культуру. "Нас", то есть всех остальных, с ними может объединять только то, что все мы учились в школе и все учили в ней Пушкина. Дальше наши пути кардинально разошлись.

Собственно, это в порядке аргументации к тезису "богема, а не элита".

Нет-культура

"Нет-культура" "РЖ" так и не сумела справиться со сменой времен, оставшись в том времени, когда сайтов в сети было вообще мало, а русскоязычных - тем более, и новые появлялись редко. Она до сих пор пичкает своих читателей ссылками, ссылками, ссылками... А все попытки осмысления тенденций развития сети и "информационного общества", то есть то, что ставилось во главу угла, свелись с точки зрения позитивных результатов к констатации "кризиса вторичности" в сетевых новостях. И тезис сей активно эксплуатируется... при открытии новых новостных проектов в сети, рассчитанных на большой трафик. В зеркалах, друг на друга похожие, шли чернокожие, шли чернокожие... (С.Маршак).

Еще в РЖ есть сетевые обозрения. Ссылки и довольно хамские комментарии: в одном случае на тему новостей сети, в другом - на тему общественно-политических сетевых ресурсов.

О проекте С.Кузнецова "НасНет" умолчим. Во многом писании - много печали. Это, кстати, касается и некоторых других упомянутых выше умеющих. Повнимательнее там, ребята.

"Интерактивью" - повод вернуться к теме мудрейков. РЖ с самого начала, на рассвете еще, сильно грешил любовью к деланию "звезд". Например, устраивал сетевые голосования для определения "самых популярных деятелей Рунета", в списках кандидатов в каковые скромно значилось чуть ли не все штатное расписание ФЭПа и "Русского Журнала" - вперемешку с Лебедевым, Экслером и Паравозовым. В данный мейнстрим вполне органично вписалась и появившаяся позже рубрика "Интерактивью", предназначенная для интервью с сетевыми знаменитостями. То же самое: переинтервьюировали едва ли не всех своих сотрудников, в шизанутом миксте с Дугиным, Роговым и Вернером.

Интерактив...

...абсолютно позорный. Команда работает с форумами уже третий-четвертый год - и имеет за плечами огромный негативный опыт таких проектов, как форумы Немцова и Кириенки, "Элекшнз.Ру" и т.п., до сих пор не научилась организовывать живую дискуссию на более-менее достойном уровне. Под достойным уровнем дискуссии в данном случае понимается немертвая динамика появления новых сообщений на форуме, при условии, что эти сообщения относятся к заявленной тематике и их можно читать без отрыжки. На форумах РЖ, напротив, царит его величество Тормоз, изредка одаряющий пытливого читателя рекламой фашизоидных сайтов или базаром "дурак - сам дурак".

Кто-то может сказать, что таков сегодня уровень 99% форумов русской сети. Да. Но кто вам приказывал быть первыми учениками?

Выводы

Конкретный пират А.Одноглазый

Допускаю, что роль и место в истории РЖ забронировано. Вопрос о том, чему этим местом РЖ обязан - талантам своих авторов или тому, что "с утра очередь заняли", дискутировать пока не будем - рано еще, пыль не осела. Гораздо интереснее вопрос о будущем РЖ - в новой сети, уже не пустой и безлюдной, как раньше, а огромной и всемирной, как завтра. Когда в Сеть хлынут-таки из офф-лайна, среди прочих, высокие интелектуалы, научатся кучковаться и вести умные разговоры, не пользуясь для этого "Русским Журналом". Кто тогда будет читать ежедневные обзоры всего и вся? Кому они будут интересны?

Да и готов ли "Русский Журнал" стать Русским Журналом, то есть зеркалом всей думающей и читающей России, а не маргинального мудрейковского клуба? Черная метка Отслеживать и ранжировать культурные и философские явления не по принципу их экстравагантности, а по принципу их объективной значимости? Наладить дискуссию на языке, понятном этой самой думающей и читающей России, население которой все же гораздо шире, чем аудитория любого сетевого проекта, даже считая самые посещаемые?

Или?.. Тогда вот она, моя черная метка... Ловите!


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Георгий Далидович, Заметки об искусственном интеллекте: Яблоко Тьюринга /20.12/
Он всегда выбирал свой путь, и даже цианистый калий он решил принять таким необычным способом. Или он хотел этим что-то сказать и оставить свое последнее послание?
Линор Горалик, Интернет и сексуальная инволюция /17.12/
Полевые исследования в области виртуального секса: "Саша, НУ ПОЧЕМУ ЖЕ ЛОШАДЬ??? Ведь это страшно!! Нет, нет, нет, все, молчу, молчу. Привыкаю. Привыкаю..."
Роман Лейбов, Черная метка без номера /15.12/
что такое "Черная метка" и что с ней будет дальше
Георгий Далидович, Заметки об искусственном интеллекте: Энигма Тьюринга /10.12/
Тьюрингу было 27, он был молод, здоров, с отличной спортивной подготовкой. Классический пример "джентльмена-спортсмена" - если не учитывать занятий математикой и нетрадиционной сексуальной ориентации. Но это не было главным. Его, в первую очередь, привлекла сама задача взлома немецких военных кодов.
Лев Пирогов, Черная метка #2 /04.12/
О времени и Яцутко, у которого со всех сторон тело
предыдущая в начало следующая
Алекс Одноглазый
Алекс
ОДНОГЛАЗЫЙ
Конкретный Пират

Поиск
 
 искать:

архив колонки: