Русский Журнал / Net-культура /
www.russ.ru/netcult/20010216_rogonova.html

Вторая волна print-on-demand
Юлия Рогонова

Дата публикации:  16 Февраля 2001

Когда в феврале 1997 года в Стокгольме была представлена новая технология печати print-on-demand (POD), шведские критики называли это событие не иначе как "второй революцией Гутенберга". Собственно говоря, печать по требованию четыре года назад уже не была открытием. Еще в 80-х годах научно-технические издательства (Science-Technology-Medicine publishing) задумались над проблемой оптимального тиража малотиражных книг. Решением этого вопроса мог стать POD, но появление Интернета с возможностью распространения электронных копий смешало все карты. В России печать по требованию всерьез обсуждали уже в 1996 году. Но основные баталии вокруг этого вопроса развернулись в 1998-99 году, когда питерское издательство "Геликон плюс" http://www.helicon.spb.ru начало реализовывать теорию на практике. Технологии POD предсказывали великое будущее. Но "геликоновская" серия "Wide World Writers. Print on demand" так и осталась только прецедентом. За ним, правда, потянулся дружественный конкурс сетевой литературы "Арт-Лито"...

Однако, как известно, один в поле не воин, а исключения лишь подтверждают правило. И надо признать, что пока POD не нашел своего места в книжном бизнесе. Кстати, такая ситуация складывается не только у нас, но и на Западе. Например, в США наряду с постоянными разговорами на эту тему, работает всего несколько систем, в основном на складах крупных издательств.

Одна из причин задержки распространения печати по требованию - высокие цены на специальное оборудование. Например, системы IBM www.ibm.com, которые требуют всего 2-3 минуты на производство одной книги, стоят более миллиона долларов. Можно найти, конечно, оборудование и подешевле, но с увеличением времени и уменьшением автоматизации производства растет цена конечного продукта. Сейчас затраты на один экземпляр оцениваются в 5-8 долларов. Эта цена если и приемлема для западных стран, то невозможна для России.

Уже сейчас понятно, что print-on-demand не сможет стать альтернативой традиционной печати. По крайней мере, пока себестоимость одной книги, отпечатанной по технологии POD, не станет меньше обычной. Но и тогда потребуются слишком серьезные денежные вливания в печатную отрасль для перевода ее на новое оборудование. Так что массовая, популярная литература будет и дальше печататься офсетным способом.

А вот для книг, редких или предназначенных для узкой аудитории читателей, печать по требованию может стать единственной возможностью увидеть свет и найти своего читателя. Возьмем для примера США. Там существует более трех тысяч специализированных книжных магазинов. Даже при большом, по местным меркам, тираже в 10 тысяч экземпляров в каждом магазине в среднем окажется по 3 книги. Причем, если в одном городе они могут быть раскуплены моментально и возникнет потребность в дополнительных поставках, то в другом читателей может вообще не оказаться. В то же время издатель вряд ли возьмется за издание книги, если существуют опасения, что тираж не будет распродан даже наполовину. POD в этом случае и решает вопрос адресного распространения, и снимает с издательства риск неоправданных расходов.

С помощью print-on-demand намного легче и дешевле прочитать книгу, выпущенную в другой стране. Пересылка через океан с доставкой в течение недели стоит от 20 до 40 долларов. Гораздо выгоднее напечатать книгу "на месте", даже если она будет стоит несколько дороже обычной.

Новая технология также дает возможность молодым, не зарекомендовавшим себя авторам увидеть свою книгу напечатанной.

К сожалению, все эти выкладки малопригодны для России. Хотя бы потому, что у нас отсутствует нужное оборудование в необходимом количестве. Для того чтобы новая система худо-бедно заработала, центры печати по требованию должны быть разбросаны по всей территории страны. Правда, помимо издательства в Санкт-Петербурге, скоро центр print-on-demand появится в Москве. Фирма "Адамант Медиа", открывшая недавно книжный интернет-магазин электронных книг, собирается в скором времени запустить "печатный станок" POD в Москве. Но это, к сожалению, лишь эксперимент, основную сеть центров корпорация будет развивать в США и Европе. Рассказывает генеральный директор "Адамант Медия" Андрей Волгин:

- С момента создания нашей компании мы были уверены, что большинство людей еще долгое время будут предпочитать бумажные книги. Поэтому мы занялись разработкой технологии POD, которая позволяет резко сократить цепочку "издатель -типография - склад - дистрибьютор - магазин - читатель". На нашем основном рынке - американском - переход на новую технологию печати уже начинается и будет происходить достаточно быстро. Но даже в России мы ожидаем спрос на наши услуги.

- При высокой цене оборудования, как быстро вы надеетесь окупить расходы на него?

- Прибыль от этой технологии зависит от загрузки оборудования. Если иметь достаточно клиентов, то наша система будет приносить прибыль практически сразу. По этой причине мы сначала открыли сайт с электронными книгами. Когда число постоянных покупателей вырастет до определенного уровня и значительная часть этих покупателей скажет нам, что хотела бы покупать книги в бумажном виде, мы запустим нашу систему в коммерческую эксплуатацию.

- Каков ваш прогноз относительно распространения технологии POD?

- Я думаю, что реальный прорыв наступит в следующем году, когда уже значительное число книг будет переведено в электронный вид.

Может быть, после эйфории и последующего разочарования от возможностей технологии POD пришло время ее осмысленного точечного применения. И повторная волна интереса к print-on-demand принесет свои плоды.

Ссылки по теме:

http://www.swepod.com

http://www.marebalticum.se/curman/pod/index.htm

http://www.susi.ru/sapporo2000.html

http://print-on-demnd.com

http://www.docunetworks.com