Русский Журнал / Net-культура /
www.russ.ru/netcult/20010303_bychixin.html

Новый российский пиар с большими перспективами
Денис Бычихин

Дата публикации:  3 Марта 2001

Лирические откровения со стороны малознакомого человека - скажем, в троллейбусе или в случайной компании - раздражают. Пафосные заявления в похожей ситуации действуют как ледяной душ и заставляют натянуто улыбаться - независимо от того, как ты относишься к причинам такого экстаза. О неуемных амбициях и говорить нечего. Это, пожалуй, самое неприятное.

Тем не менее лирика, пафос и амбиции - три обязательных составляющих образа всякого политического деятеля. Присутствуют они в разных пропорциях и сочетаниях, но присутствуют обязательно. Будь то плакатные снимки на фоне березок, призывы голосовать сердцем или обещания дойти до Индийского океана. Есть и более современные примеры, но речь не о них.

Речь о том, что, казалось бы, не приемлемо в повседневном быту - а значит, не приемлемо с позиций здравого смысла, который, как известно, в этом же быту возникает и его же организует, - так вот, такое выпадение за рамки привычного здравого смысла воспринимается как вполне естественное, когда дело касается действующих политиков. Вернее же, того, что называется их политическим имиджем (а стало быть - и скрытых за всяким таким имиджем пиар-технологий).

Согласитесь, описанная ситуация - в своем роде феномен.

Объяснений которому, разумеется, масса. Мы же остановимся на самом, пожалуй, общем, поскольку намерены рассказать об очередном ноу-хау как раз в сфере пиар-технологий. А настоящее ноу-хау есть, прежде всего, подвижка и революция в самых общих, можно сказать, предельных основаниях. Иначе же, грош ему цена.

Итак, почему же раскрученный, действующий политик воспринимается как существо запредельное, не подпадающее под стандартные оценки и т.п. Причина довольно проста: всякий промоушен строится на разведении знака и означаемого с обязательной подменой последнего. Иначе говоря, на описанном Бартом процессе коннотации. Знак в данном случае - реальный человек, положим, Сидор Сидорыч. Означаемое - личность Сидор Сидорыча, его реальные возможности, таланты и устремления. Подмена же состоит в том, что с началом промоушена все эти реальные качества Сидор Сидорыча скрадываются, уходят на задний план, а избирателю предъявляется тот самый бартовский миф - так сказать, гиперреальная личность Сидор Сидорыча: семижильная, деловитая и просто какая-то насквозь альтруистическая. В потенции. И чтобы ее актуализировать, "включить", достаточно просто поставить галочку в бюллетене. И уж тогда начнутся небывалые прогресс и процветание.

Понятно, что в результате в сознании избирателя - за право его осчастливить - состязаются те самые фантастические сидор сидорычи, петры петровичи и прочие. Получается либо битва сверхчеловеков, либо комический реслинг с комментариями Фоменко - по степени воображения и проницательности избирателя.

Так вот в чем суть упомянутого ноу-хау: сообщить-таки этим гиперреальным существам земную оболочку. Коль скоро все избиратели, так или иначе, понимают, что их, мягко выражаясь, стараются надуть, "пустить пыль в глаза", то почему бы ни придать этому процессу откровенно площадные, наглядные и осязаемые моменты. Вроде средневекового театра, который разворачивался как раз на площадях с активным участием зрителей.

Опыт Жириновского лучших его времен (когда мужики шли голосовать, как они выражались, "за клоуна", потому что с ним "хотя бы веселей", и действительно "наголосовали") вполне доказывает жизнеспособность такого начинания. Кроме того, этот же опыт уже неоднократно использовался. Борис Николаевич Ельцин исполнял с Женей Осиным рок-н-ролл. Сергей Кириенко фотографировался в кимоно (вот только не помню, с катаной ли) и запускал над притихшей Москвой воздушный шар с угрожающим "Небо наше". А губернатор Тульской области Стародубцев покупал на юбилейном аукционе поросят и телят и тут же дарил их ударникам производства. Все это было наглядно, с блеском, по-своему ярко и оригинально. А значит - продуктивно. Возникает вопрос - чем же плохи такие приемы?

Да вот именно, что ничем. Кроме, пожалуй, одного - недостаточного масштаба задумки. Поскольку брать надо куда шире: усиливать зрелищный эффект, увеличивать охват, а самое главное - регулярность. Подобные шоу-эпизоды, трюки, или как их ни назови, надо вводить как постоянную и даже обязательную предвыборную практику. Чуть ли не на уровне конституции.

Поскольку политика у нас в Отечестве - это не профессия, как думают некоторые, это именно призвание свыше. И лидер, если уж он претендует, должен обладать харизмой. Пусть куцей, странной, даже чудаковатой - но своей. Чтоб была. Иначе, нет ему дороги и все запредельные кабинеты - не для него. Так и останется витийствовать на кухне или среди таких же скромных прожектеров-идеалистов.

А где этой харизме проявиться в первую очередь, на первом, том же предвыборном, этапе, как не среди таких вот ярмарочных событий. Самое место померяться силушкой, обаянием и интеллектуальной изворотливостью. Во-первых, это и будет политика с человеческим лицом, во-вторых, как следствие, и сам избиратель будет знать своего потенциального лидера в то же упомянутое лицо. Со всеми его зажигательными ямочками, мужественными шрамами и щербинами. Разве нет?

Ведь в противном случае ему приходится голосовать за котов в мешках с невнятными и, главное, одинаковыми поверх большинства мешков надписями - демократические ценности, стабильная экономика, реформы, либерализация. А где же сами реальные претенденты? Кто же все это берется выполнить? По силам ли?

Итак, вот как могли бы выглядеть процедуры выявления реальных качеств имеющихся претендентов. Во-первых, эти процедуры должны проводиться в экстремальных условиях. Во-вторых, с максимальной гласностью, то есть при большом стечении электората или СМИ. (Соблюдение второго пункта подразумевает частичную реализацию первого, поскольку "при всех" или, как говорится, на миру - это всегда экстремально.) В-третьих, с периодичностью игр на блиц-турнире - то есть очень часто, в жестком темпе, максимум через день. Чтобы побеждали самые выносливые.

Делиться такие процедуры должны по общечеловеческим способностям: физическое развитие, интеллектуальное развитие (с подразделами - эрудиция, финансовая смекалка, навыки аналитического и стратегического мышления), духовное развитие и, наконец, вкус и общее культурное развитие. Каждому из указанных качеств соответствует специальное состязание, проводимое, как уже говорилось, с максимальной гласностью.

Положим, выявлению степени физического развития соответствуют публичные кулачные бои между претендентами (неявка приравнивается к поражению) или организация пейнтбольного матча по принципу "каждый за себя" в одной из подмосковных рощ. Прямая трансляция боев или матча осуществляется по телевидению или Интернету, посредством установленных на площади или на деревьях веб-камер.

Степени интеллектуального развития определяются следующим образом. Эрудиция - коллективным участием в спецвыпуске программы "Знатоки", посвященном истории мировой и отечественной политики. Финансовая смекалка - организованным в Интернете и доступным для наблюдения со стороны любого пользователя сеансом совместной игры в "Монополию". Навыки аналитического мышления - публичным и по хлопку собиранием на скорость устройства "Кубик Рубика". Стратегического - опять же коллективным матчем в Интернете, но теперь уже в "Цивилизацию".

Духовное развитие - претенденты отправляются в театр на шестичасовой спектакль режиссера Штайна по пьесе древнегреческого драматурга Еврипида. Выигрывает тот, кто заснет позже всех, так как подобная выдержка свидетельствует о крепкой силе духа.

Вкус - претенденты входят в жюри общероссийского конкурса красоты. Причем голосование осуществляется явным образом, с тем чтобы избиратель мог оценить вкусы каждого из политиков. Согласитесь, политик, предпочитающий субтильных блондинок, сильно отличается от политика, жалующего пышнотелых брюнеток. Не менее важно - молчуний или болтушек. То же самое проделывается с общероссийскими, приуроченными к выборам, конкурсами живописи, игры на пианино и трехрядке.

И, наконец, культурное развитие. Тут должен быть довольно оригинальный, коренной критерий. И он существует. Позаимствован он из нашей истории.

На Красной площади в ясный солнечный день устанавливается большая питейная бочка. Бочка доверху наполняется водкой "Кристалл" или другой приличной марки. Дождавшись своей очереди, политик зачерпывает из бочки полный ковш играющего бликами напитка и под одобрительные возгласы собравшихся выпивает его полностью. После чего стоящий рядом распорядитель конкурса наотмашь бьет политика в плечо. Если политик не упал в раскорячку и не принялся хватать распорядителя за грудки с пришепетываниями "Сгною, падла-паскуда", он считается прошедшим состязание.

После чего все разъезжаются домой - избиратели на автобусах и троллейбусах, сонные политики на машинах с мигалками в сопровождении команды. Предвыборный марафон считается законченным.

Добравшиеся до дома или отошедшие от телевизора или компьютера (последнее состязание, разумеется, тоже транслируется) избиратели находят в своих почтовых ящиках несколько стандартных пухлых конвертов. В каждом из них - четкое и ясное изложение программы каждого из кандидатов. Тот из избирателей, кто еще не составил себе достаточно полного мнения о каком-либо из кандидатов, может, наконец, ознакомиться с его программой и буклетами.

Разумеется, в них будут проглядывать все три кита политического пиара - и лирика, и пафос, и амбиции. Но избиратель будет уже четко представлять, чего они стоят в случае каждого конкретного претендента, да и малознакомыми для него людьми их уже не назовешь. Таким образом, достигается и объективность суждения, и вовлеченность, даже азарт, электората, и демократичность выборов, и прозрачность самой предвыборной борьбы. Выборы осуществляются в сжатые сроки, с минимальными затратами.

Плюс к тому - и сами политики станут стремиться к классическому чеховскому завету: "В человеке все должно быть прекрасно и т.п.". Просто вынуждены будут стремиться. И мы уже не услышим многочасовой невнятной околесицы в прямом эфире и не увидим колышущихся над ремнями представителей политэлиты пудовых "авторитетов". Все они станут образцово подтянуты и всячески подкованы. Их пример повлияет на избирателей и ознаменует собой начало общекультурного прогресса. А стало быть, выгадают от этого все - и политические элиты, и электорат.

Илл. автораПроект, конечно, кажется безумным. Но сошлемся на другого классика, который по сходному поводу сказал: "А не безумен кто ж?" Это раз. Затем напомним Циолковского, который под щадящие улыбки знакомых с горячностью рисовал на ресторанных салфетках свои космолеты. Это два. Ну и, наконец, добавим фольклорное: "Поживем-увидим".

Кроме того, нам кажется, что фраза "от великого до смешного одна экранизация" вполне обратима. Это уже четыре.

Ну а в-пятых, представьте, какой мы внесли бы вклад в мировую политическую культуру. Мол, знай наших и наши широкие, открытые нравы. Это ведь тебе не в Овальном кабинете со стажерками пакостить и потом заикаться-оправдываться, подводя тем самым подрастающую политическую смену.

Это совсем, совсем другое. Другой уровень.

Меня могут опять спросить: "При чем тут Net-культура?" Ну, во-первых, я уже упоминал о веб-камерах и трансляциях предвыборных матчей по Интернету. Во-вторых, предложенный проект, как вы сами видите, находится в зачаточном состоянии, это лишь некий абрис идеи. Поэтому он является открытой темой для обсуждения всем Интернет-сообществом. Стало быть, присылайте ваши соображения и комментарии на адрес dbychihin@mail.ru. Автор искренне надеется, что в скором времени вспомнит, какой же пароль он там на пьяную голову установил, и сможет прочесть все ваши отклики. Хочется думать, не только критические.