Русский Журнал / Net-культура /
www.russ.ru/netcult/20010312_danilova.html

Estonia.com
Татьяна Данилова

Дата публикации:  12 Марта 2001

Эстония - это такое игрушечное государство с населением чуть менее полутора миллионов человек. Пользователей интернета среди них триста пятьдесят тысяч. Провайдеров немного, рынок поделен между шведскими (по происхождению капитала) телекоммуникационными фирмами. Веб-ресурсы скудные, на английский или русский язык, как правило, не переведены. Dial-up доступ бесплатный, оплачивается только посекундный - немаленький - телефонный тариф. Есть чему умилиться.

На постсоветском пространстве Эстония смотрится как государство-вундеркинд, уверенно идущее к объединению с европейским инфообществом. В социальном плане тотальная информатизация крошечного пространства означает прежде всего упрощение и оптимизацию управленческих решений как для государства, так и для бизнеса. Все население профильтровано и рассажено по базам данных - общегосударственным и частным. Каждому жителю Эстонии присвоен личный код как основной признак персональной идентификации. Данные каждой личности многократно повторены в общегосударственных базах данных - это Регистр народонаселения, базы Налогового и Социального департаментов, больничной кассы, полиции (возможно, существуют и другие, о которых я не знаю). Частные базы данных не столь всеохватны, но их достаточно много - клиентские базы нашего дорогого во всех смыслах оператора Eesti Telefon, фирм-операторов мобильной связи (в Эстонии мобильный телефон, согласно статистике, у каждого третьего жителя), клиентские базы торговых фирм и, конечно, банковские. Банк просит клиента заполнить анкету (о, это не анкета, а песня!), где заданы вопросы даже чисто личного характера. К примеру, банку интересно знать число и возраст ваших детей, так как они являются его потенциальными клиентами.

Государство, банки и телекоммуникационный бизнес знают о нас все. Тотальная информатизация приобретает отчетливый тоталитарный привкус. (Пример тому - закрытие "политически вредных" домашних страниц. Одна из таких историй лежит здесь. СОРМ отдыхает.)

На прошлой неделе крупный эстонский бизнес (по мировым меркам он, скорее, относится к среднему либо средненькому) выразил свое недовольство отношением государства к строительству инфообщества и объявил агрессивную программу "Смотри на мир", цель которой - увеличить число интернет-пользователей до миллиона. Стоимость первого этапа программы около 15 млн. долл. Декларируемая цель - не отстать от стремительно развивающегося инфообщества Европы. И, разумеется, обогнать этих чертовых финнов - таких близких, таких богатых соседей с их знаменитыми Nokia и Ericsson.

Но разве мало небогатому балтийскому государству того, что 22% семей подключено к интернету? А может, компьютерным и телекоммуникационным фирмам оттянули карман лишние деньги? Филантропией здесь и не пахнет. Если государство утверждает что каждый должен воевать за успех самостоятельно, то оно может собирать вещички и уматывать, а граждане обойдутся и без него, говорил президент IT-концерна Microlink Аллан Мартинсон год назад. Государство, разумеется, осталось на месте (разве что отменило подоходный налог с предпринимательской прибыли), а крупный бизнес, недовольный развитием инфотехнологий и накапливающимися из-за этого проблемами, решил взяться за дело сам. Два крупнейших банка, телекоммуникационные фирмы, местные отделения Oracle и IBM объявили, что сыты по горло государственной риторикой и готовы рисковать капиталом и инвестировать в будущее.

Этот жест имеет свою предысторию. Год назад все тот же Мартинсон призвал Эстонию ни много ни мало как объявить себя первым в мире сетевым государством (Estonia - the network country) и приступить к радикальной реформе экономики и государства. Переименоваться из Эстонской Республики в estonia.com было бы слишком лихо, но вполне возможно отразить веб-адрес на гербе. Если так поступают солидные фирмы, почему бы государству не взять с них пример? Президент мог бы быть е-президентом, крона - е-кроной, а вместо паспортов мы бы использовали ID-карты. А государство Estonia.com могло бы...

  • Объявить доступ в Интернет основным конституционным правом. Пример США и Финляндии показал, что "осетевание" трети граждан дает эффект снежного кома в росте эффективности гражданского общества и экономики.
  • Заменить физический госаппарат виртуальным, имеющим физическую форму. Большинство работников госаппарата так или иначе занято выработкой или хранением информации, что давно возможно делать в Интернет. Основным каналом общения гражданина с государством должен стать государственный портал.
  • Инвестировать сотни миллионов, если не миллиардов, крон в IT-образование.
  • Образовать Фонд государственного рискового капитала. Здесь же уместно напоминание, что бум е-коммерции в США состоялся благодаря освобождению от налога с оборота электронной торговли.
  • Если у эстонца возникает идея на миллиард долларов, ему понадобится пара-тройка компаньонов. Но на идее можно ставить крест, если одним из этих компаньонов окажется русский, а другим африканец - ведь квота разрешений на работу исчерпана на годы вперед! Им окажется проще всей командой приехать в Силиконовую долину... там они и останутся.

Медленное и постепенное развитие, утверждает крупный бизнес, - это день вчерашний; сегодня источник благ - не столько идея, сколько максимально быстрое ее воплощение. И кроме того, государство может и должно образовывать среду, поддерживающую успех своих граждан. Государственный портал уже существует, компьютеризованы и имеют доступ в Интернет все образовательные учреждения и органы самоуправления. Открыт колледж инфотехнологии, программа "Прыжок тигра" (на деньги PHARE и EBRD) дала огромные результаты. На сайте Налогового департамента можно заполнить налоговую декларацию, на банковских сайтах можно оперировать собственным счетом, ходатайствовать о кредите или лизинге - но закон о дигитальной подписи до сих пор не принят, программа "Прыжок тигра" свелась к закупке компьютеров для школ, а кадры квалифицированных IT-специалистов подчистую выгребаются западными фирмами.

И вообще, не государство, а частный бизнес создал потребителя интернет-услуг. Честно говоря, эстонский интернет своему развитию обязан банкам. Платежная система Эстонии на 90% базируется на безналичном обороте, и после того, как платежи через интернет стали существенно дешевле проводимых через оператора (а поначалу интернет-платежи были и вовсе бесплатными), клиентура банков - а это практически все жители Эстонии - пришли в Сеть.

Сегодня развитие инфотехнологий в Эстонии - частное дело частного бизнеса, а роль государства сводится к тому, чтобы этому развитию не мешать. Государство и предприниматель - партнеры заведомо неравные; колеса государственной машины вертятся слишком медленно. А бизнес ждать не может. Спонсоры-доброхоты своей стратегической целью объявили перенос в интернет отношений В2В, заключающихся в том, чтобы доверить специализированным ASP-фирмам (application service provider) бухгалтерию, базы данных и планирование ресурсов (программное обеспечение в этом случае не покупается, а арендуется). Декларируется, что постоянное подключение к интернету должно стать нормой даже для мелкого предпринимателя. Крупные предприятия предъявляют повышенные требования к скорости передачи данных и качеству связи, так что для провайдеров тоже наступают жаркие дни - растет число "толстых" клиентов.

Бесплатного интернета не бывает. Тот, кто оплатит коммуникации и доступ, найдет способ вернуть деньги с известной дельтой в свою пользу. Откуда же растут ноги у типично пиаровской акции "Смотри на мир"? Ответ - в планируемом увеличении продаж компьютеров, ПО и телекоммуникационных услуг. Если потребителя нет - его надо вырастить. Кнутом и пряником. Местный монополист - владелец линий связи ЕТ - это признанный мастер кнута: непрерывная игра поминутными тарифами заставила интернетошатающихся бежать от dial-up, как черт от ладана, на медный кабель, на ADSL, на Ethernet, - и здесь нас ласково встречают, подключают и ублажают неограниченным доступом за помесячную абонентскую плату. С очередным повышением телефонных тарифов связисты наслаждаются цифрами взрывного роста ADSL-клиентов. Это - кнут.

Тут бы дальше надо про пряник стоимостью в 15 млн. долларов. Но пряник испечен тем, кто обеспокоен падением продаж. Он же этот пряник и съест. Спонсоры планируют создание экспертной фирмы, которая и будет оценивать инвестиционную привлекательность проектов. Параметры оценки вполне предсказуемы: все то же стимулирование роста продаж компьютеров, ПО, банковских и телекоммуникационных услуг. Все взвешено, сосчитано, поделено, а на аккуратной грядке зеленеют новые ряды потребителей с разверстыми кошельками. Пенсионер оплачивает счета, уверенно обходясь с клавиатурой банковского терминала; мамаша проверяет карточку в банкомате - пришло ли наконец пособие на ребенка; студент роется в он-лайновых каталогах книжных магазинов. Все уловлены Сетью, все довольны.