Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Gateway | Невод | Интер(офф)вью | Бессрочная Ссылка | НасНет | ГлобусНет | Интер(акти)вью | Дурацкий Музей | Кафедра | Русская сеть: истории | Конец прекрасной эпохи
/ Net-культура / < Вы здесь
Иже еси на сервере - 5: Семь сайтов, сорок мнений
(Интернет и иудаизм)

Дата публикации:  27 Марта 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Интервью о роли интернета в иудаизме мне любезно согласился дать раввин Довид Карпов, лидер Московской еврейской религиозной общины "Даркей Шалом" ("Тропы мира"). Интервью получилось не без сюрпризов; ответы рава показались мне в чем-то менее осторожными и менее политкорректно-прилизанными, чем ответы на схожие вопросы моих предыдущих собеседников, за что я ему признательна и благодарна: порой посмотришь - кажется, все религии мира только и желают равенства и единства всех на свете под неважно каким флагом...

...Когда на днях я увидела баннер какого-то еврейского новостного сайта (кажется, "Семь-сорок") с изображением вырожденческой морды Децла и с мигающей надписью "А ДЕЦЛ-ТО ЕВРЕЙ!!!" - мне стало дурно. Доколе, подумала я, нашу мать? Ответа мне, конечно, не дадут. Но я его и сама знаю - до победного конца.

Под победой я, несмотря на собственное стопроцентное еврейство, подразумеваю - ах! - не победу мирового сионизма, а некое преодоление мучительных проблем национальной самоидентификации, столь свойственное моей нации и столь упорно заставляющее ее представителей выискивать принадлежность к еврейству во всех до кого доберется наш легендарно пытливый разум. Честное слово, какие антисемиты - им давно за нами не угнаться, за этой нашей мучительной потребностью раскапывать еврейские корни до двенадцатого колена у всех мало-мальски заметных представителей человечества и радоваться их обнаружению, как дети радуются завернутому в расшитую салфетку хрусткому афикоману. Цели, предположим, у искателей разные; но есть, по глубокой моей убежденности, только два типа изданий, в которых могут громадными буквами написать заголовок: "ПУТИН - ЕВРЕЙ ПО ПРАБАБУШКЕ!" Это "Лимонка" и еврейская газета "Шабат-шалом" города Нерчинска*. Кстати, на сайте www.sem40.ru ("Центральный еврейский ресурс") присутствует статья "Еврейские корни президента Путина". Выделено болдом. Видимо, я секу все-таки конъюнктуру... А вот баннера "Кавказ.Орг" с надписью "А Быков-то чечен!!!" я себе не представляю. Воображения, что ли, не хватает.

Интернет совершенно ясно отражает одну из сложнейших проблем еврейского народа - проблему национальной самоидентификации личности, два вечных вопроса: "кого считать евреем?" и "что считать еврейством?". Не совпадают ответы, даваемые разными направлениями иудаизма, не совпадают ответы, даваемые властями разных государств, не совпадают ответы, даваемые друг другу в жарких - часто межконтинентальных - дебатах политиками; ответы на данный вопрос отдельных частных лиц, рассеянных по многим географическим точкам, но все равно по той или иной причине отдающих своих детей учить иврит, тоже не совпадают. В результате этого бесконечного взаимонепонимания, этой непроходящей неясности еврейское - иудаистское? - интернет-присутствие не распадается, как можно было бы ожидать, на три сегмента - национальный, религиозный и государственный, - но состоит из сайтов, почти всегда затрагивающих все три аспекта существования нации одновременно.

Говорить, таким образом, о иудаистском интернете в том же ключе, в каком я пыталась в предыдущих материалах говорить, скажем, об интернете буддистском или православном, довольно трудно, - в первую очередь, в силу фактического отсутствия сайтов, посвященных исключительно аспектам веры и религии. Иудаистский Рунет, в частности, складывается в основном из довольно разношерстных, разрозненных сайтов отдельных школ и общин, из сайтов, посвященных тем или иным выдающимся теософам, теологам и религиозным лидерам, из сайтов еврейских он-лайновых и офф-лайновых религиозных изданий, ешив и синагог... Эту разношерстность при желании можно рассматривать как некую символическую иллюстрацию к разрозненности, в коей еврейскому народу по сей день доводится пребывать. С другой стороны, почти каждый еврейский портал на русском языке имеет раздел, посвященный иудейской религии и традиции (так, на уже упомянутом мной желтоватом sem40.ru есть соответствующий раздел "Сумма знаний" , есть раздел "Традиция" на evrey.com и т.п.). Сегментации не получается.

В ходе поиска информации об иудаизме и иудаистской культуре набирать "интуитивные" URL'ы фактически бесполезно: сайт www.judaism.ru делает редирект на очень вялый псевдопортал www.evrey.com, сайт www.judaism.com занят магазином книг и иудаики, www.kabala.com рекламирует какую-то книгу по соответствующей теме, но сам информации не дает, www.kabala.ru, хоть и представлен "Яндексом" как "страница, посвященная тайному учению Каббала", мертв. В то же время на сайте www.judaica.ru/ совершенно неожиданно оказывается не магазин иудаики, а Институт изучения иудаизма в СНГ, с очень внушительным количеством статей и материалов, с традиционными "чтениями Торы", с чатом, гостевой, возможностью задать вопросы раввину (директору института Адину Штейнзальцу), - словом, со всей атрибутикой сайта, посвященного вопросам религии. Другой полуочевидный адрес - www.yeshiva.ru/ - принадлежит виртуальной ешиве, отлично организованному, часто обновляющемуся сайту, позволяющему подойти к самостоятельному изучению Торы (в хабаднической традиции) более или менее систематично. Возможно, наиболее удачный - и наиболее академичный - сайт материалов по иудаизму принадлежит проекту "Маханаим"; некоторая неполнота материала здесь искупается качеством и полнотой изложения.

Для полноты картины надо добавить, что иудаистический интернет в целом, естественно, гораздо лучше развит в домене co.il; сайты различных школ и направлений ("Тора для всех", "Хабад онлайн", "Танах онлайн" (http://www.bible.co.il), "Кабала сгулот" и т.д.) не уступают по объему материалов католическим и православным порталам, но для российского пользователя они, в большинстве своем, бесполезны, так как созданы на иврите. Так или иначе, желающий да обрящет; в крайнем случае тот, кто отчается искать информацию в сети, может обратиться за ней в одну из иудаистских религиозных организаций России. Например, в ту же "Даркей Шалом", интервью с духовным лидером которой я и привожу ниже, при этом пользуясь шансом еще раз поблагодарить раввина Довида Карпова за оказанную мне помощь в составлении этого материала.

Л.Г.: Во-первых, представьтесь, пожалуйста, поподробнее, чтобы читателю было ясно, с каких позиций и с чьей точки зрения ведется речь.

Д.К.: Раввин Довид Карпов, руководитель Еврейской религиозной общины "Даркей Шалом" в Отрадном.

Л.Г.: В большинстве случаев интернет является неким средством миссионерства, средством обращения в веру для разнообразных религиозных учений и конфессий. Иудаизм - не прозелитическая религия, он не поддерживает миссионерства в том виде, в котором его понимают, например, христиане. Что в таком случае является целью номер один для иудаизма в плане использования Сети?

Д.К.: Действительно, мы никого не стремимся обратить, как принято говорить, в "свою веру". Более того - желающих мы поначалу старательно отговариваем. В США иногда негры изъявляют желание принять иудаизм. Так им на это говорят: "Что, тебе мало того, что ты негр?"

Л.Г.: Почему?

Д.К.: Объясню ниже. Для начала - нам бы хоть со "своими" как-то разобраться :-). Но избегая миссионерства во всех его проявлениях, мы не отказываемся от своей роли просветителей. По крайней мере по отношению к тем, кто нас готов выслушать. Прежде всего это касается распространения сведений о так называемых "Семи заповедях потомков Ноя", которые адресованы всем людям без различия их вероисповедания и национальной принадлежности и являются основой общечеловеческой морали. Кстати, вы, например, сможете сходу назвать семь основополагающих нравственных принципов? Если - да, то примите мои поздравления.

Л.Г.: Увы... А вот для ряда ветвей иудаизма существует запрет на преподавание Торы, Каббалы, прочих элементов священного еврейского знания неевреям. Интернет, естественно, противоречит этому запрету: каждый желающий может скачать книги, статьи, уроки, читать и заниматься самостоятельно. Расскажите, пожалуйста, об этой проблеме.

Д.К.: Вы не совсем правы в постановке вопроса. Во-первых, изучать то, что вы называете "Каббалой", не рекомендуется никому, включая и "крутых" ортодоксальных евреев. (Исключение составляет рав Лайтман с группой своих учеников в Израиле, который изучает и преподает ее направо и налево и чувствует себя, чтоб не сглазить, прекрасно.) Но это проблема того, кто возьмется за такое неблагодарное дело.

Во-вторых, для нас изучение Торы, то есть всей суммы накопленного или полученного свыше знания о мире и его Творце, есть первейшая обязанность.

Поэтому важно, чтобы это знание попадало "по адресу", в соответствии с волей Всевышнего. Есть области религиозного знания, которые предназначены для одних верующих (например, для мужчин), но не особенно нужны другим (например, женщинам). То же самое в отношении неевреев. Однако при всем при том Тора - это не военная тайна, и если некоторые сведения попадут не в "те руки", это еще не трагедия. Кроме того, если среди всех участников виртуальных занятий найдется хотя бы один еврей, это уже во многом снимает проблему. А потом существуют большие разделы в иудаизме, которые открыты и даже предписаны для широкого изучения всем "заинтересованным лицам".

Л.Г.: Например?

Д.К.: Общие понятия из хасидизма, знание текста Торы (Библии) на начальном уровне с основными комментариями, те же "Семь заповедей" и т.д. Короче говоря, у нас пока на сегодняшний день больше проблем с незнанием, чем с избыточным знанием.

Л.Г.: Что допустимо и что недопустимо в плане пользования интернетом для человека, исповедующего иудаизм?

Д.К.: Сеть - это хоть и виртуальная, но все-таки реальность. Поэтому, в принципе, все, что запрещено в повседневной жизни, не следует делать и в интернете. Ну, конечно, прежде всего исключаются всякие непристойности, потом - сайты, посвященные чужым для нас культам и религиям.

Л.Г.: То есть на них вообще нельзя заходить?!

Д.К.: Представьте, что перед вами поставили заведомо несъедобную, а может быть, даже вредную пищу. Станете ли вы ее пробовать, успокаивая себя тем, что всегда успеете выплюнуть, а если даже не успеете, то ведь все равно съели всего ничего. Авось, пронесет. A вдруг не пронесет?! Вот последнего-то мы как раз и боимся. Поэтому на сайты с заведомо неприемлемым содержанием лучше вообще не заходить. Ведь информация, как и пища, впитывается в нашу кровь помимо нашей воли.

Л.Г.: Что еще?

Д.К.: Обманывать, взламывать сайты и воровать в равной степени запрещено и в сети. Воровство с помощью компьютера считается обычным воровством с использованием технических средств. В этом смысле компьютер - считай, что твоя фомка или отмычка. Правда, есть виртуальную свинину не запрещено, но кто ж это станет делать? Если уж нарушать, так хотя бы получать от этого удовольствие (это, конечно, шутка).

Л.Г.: Есть ли что-то, что допустимо для представителей других религий и конфессий - скажем, православия - и недопустимо для верующего иудея в плане использования сети и наоборот?

Д.К.: Да - еврею нельзя пользоваться интернетом в Субботу и святые праздники. А вообще, иудеи во все века отличались тем, что значительно активней других осваивали любые научные достижения. Может быть, потому, что мы всегда знали, что Земля круглая и что она с таким же успехом вращается вокруг Солнца, как и наоборот (см.: "Общая теория относительности", автор - некто Эйнштейн, иудей :-)). Поэтому всякие заморочки на тему "сатанинского" числа "666" и тому подобные "ужастики" вызывают у нас в лучшем случае улыбку. Все, что не запрещено Торой, должно (именно должно!) быть использовано для служения Творцу. Когда-то точно так же люди шарахались от автомобилей или телевизоров. Но когда дремучих йеменских евреев, спасая от религиозных преследований, вывозили на самолетах, которые многие из них видели первый раз в жизни, они восприняли это весьма спокойно. Ведь в Торе сказано: "И Я понесу вас на крыльях орлов". Так чего же бояться, если Б-г рядом?

Л.Г.: Что интернет дал и дает лично вам - как раввину?

Д.К.: Во много раз расширил численно и географически (если это применимо к интернету) рамки нашей общины и круг моих потенциальных учеников и единомышленников.

Л.Г.: Есть ли какие-то параллели с интернетом - с "виртуальностью", с объединением людей, находящихся на большом расстоянии друг от друга, с мгновенной передачей информации - в еврейской мифологии?

Д.К.: Расскажу одну хасидскую историю. Однажды к Ребе пришли хасиды и спросили: "Ребе! Ты учил нас, что все события и явления окружающего мира неслучайны и являются указанием для нас в вопросах служения. Но чему могут нас научить телефон, телеграф или паровоз?" А надо вам сказать, что события происходили в прошлом (я имею в виду - в XIX) веке, когда многое из перечисленного было в диковинку и только начинало появляться в повседневном обиходе. Ребе ответил так: "Телефон учит нас тому, что наши слова могут быть услышаны и на большом расстоянии. Например, слова молитвы. Телеграф - что наши слова чего-то стоят, потому мы должны бережно к ним относиться. А поезд учит нас, что можно опоздать на одну минуту - и потерять при этом все". В связи с этим можно сказать, что сеть учит нас той уникальной общности, примером которой служит еврейский народ, сохранивший единство, будучи в течение двух тысяч лет рассеянным среди множества стран и народов. В этом случае мы говорим о внутреннем, духовном единстве, а интернет - один из реальных знаков этого единства.

Л.Г.: Одна из заветных идей иудаизма - объединение всех иудеев Земного шара - с возникновением интернет-коммьюнити начинает, казалось бы, приобретать новый смысл и новую окраску. Действительно, может ли такое объединение быть духовным, виртуальным?

Д.К.: Одна из основополагающих идей иудаизма - воссоединение духовного и материального за счет раскрытия Б-жественного в материальном мире, или, выражаясь языком мудрецов, создание Всевышнему "жилища в нижних мирах" (во как закрутил! - Д.К.). С другой стороны, мы знаем, что даже чисто духовные процессы со временем обретают материальные "одежды".

Л.Г.: Такие, как сеть?

Д.К.: Для нас единство на уровне сети - один из признаков нашего времени, когда вскоре с приходом Мошиаха (Мессии) все человечество объединится. Но мы стремимся к тому, чтобы это пока еще виртуальное единство материализовалось в реальное объединение среди евреев разных стран, а дальше - и среди всех народов Земли. Когда настанет время, о котором говорил пророк: "И все будут призывать Всевышнего по Имени и служить Ему в едином порыве". А если говорить о единстве, то реально объединить всех евреев мира может только совместное изучение Торы и выполнение ее заповедей. Если все евреи мира раскаются и вернутся к своей традиции - мир мгновенно преобразится! Куда там вашему интернету...

Л.Г.: Каким вы видите развитие иудейского интернета? Даст ли эта технология что-либо принципиально новое исповедующим иудаизм?

Д.К.: Нечто "принципиально новое" - это всеобщее раскаяние и массовое (в хорошем смысле) возращение евреев к своим корням, о чем было сказано выше. А интернет - это всего лишь инструмент. Но как инструмент общения и объединения - это безусловно важный элемент нашей мессианской эпохи. Не следует впадать в крайности: слишком пренебрежительно относиться к подобным достижениям науки или, напротив, ожидать от них слишком многого. Но если хотя бы один человек станет ближе к Творцу и Его Торе благодаря интернету, можно сказать, что он был изобретен не напрасно.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Даниил Кислов, Интернет по-узбекски /23.03/
Интернет-премия: как это делалось в Ташкенте.
Сергей Солоух, Paratrooper ruthenicus /19.03/
На самом деле я просто хочу вам рассказать, как забыл город на семи холмах. А ведь было время любил. Чрезвычайно. Во всю длину его ждановско-краснопресненского радиуса.
Татьяна Данилова, Estonia.com /12.03/
Пенсионер оплачивает счета, уверенно обходясь с клавиатурой банковского терминала; мамаша проверяет карточку в банкомате - пришло ли наконец пособие на ребенка; студент роется в он-лайновых каталогах книжных магазинов. Все уловлены Сетью, все довольны. (отзывы)
Сергей Солоух, Вода /11.03/
В раннюю эпоху e-mail'а кои-восемь хвостатый "at commercial" девушки на телефонах в "Релкоме" и "Техно" звали обезьянкой. Что графически абсолютно оправдано, но в корне ошибочно с семантической точки зрения. Ведь макака не умеет брассом. До середины Днепра способна доплыть только собачка. Веселый мохноногий щен. (отзывы)
Денис Бычихин, Новый российский пиар с большими перспективами /03.03/
Политики станут стремиться к классическому чеховскому завету: "В человеке все должно быть прекрасно и т.п.". И мы уже не услышим многочасовой невнятной околесицы в прямом эфире и не увидим колышущихся над ремнями представителей политэлиты пудовых "авторитетов".
предыдущая в начало следующая
Линор Горалик
Линор
ГОРАЛИК
linor@russ.ru
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки: