Русский Журнал / Net-культура /
www.russ.ru/netcult/20010426_goralik.html

Иже еси на сервере - 6: Интернет, да благословит его Аллах и приветствует
Линор Горалик

Дата публикации:  26 Апреля 2001

Интервью на тему взаимоотношений ислама и сети мне любезно дал Муфтий Республики Дагестан, Ахмад-хаджи Абдуллаев. Я хочу поблагодарить его и создателей сайта islam.ru, содействовавших мне в подготовке данного материала.

Иудаизм и ислам, часто воспринимаемые как религии антагонистические, обладают на сегодняшний день по крайней мере одним принципиальным сходством: с каждой из них человек непосвященный связывает огромное количество стереотипов, в первую очередь - стереотип о закостенелости и крайнем консерватизме. Не исключено, что ислам страдает от обывательских предрассудков еще больше, чем иудаизм: будучи религией прозелитической, ислам чаще ставит верующих в ситуации, когда принципы религии необходимо объяснять или оправдывать перед окружающими. Там, где иудаизм может игнорировать непонимание, ислам вынужден посвящать и растолковывать. Возможно, в этом плане сеть являет собой бесценный медиум для мусульман, - медиум, который можно использовать не только в миссионерских целях (как это делает, например, то же христианство), но и в целях разрушения негативных стереотипов и создания нового восприятия исповедуемых исламом принципов.

Интересный феномен - в Рунете исламских сайтов мало, но большинство из них отличает завидное качество. Материал детализирован, хорошо изложен, подробен, сайт организован удобно, тон вменяем. Обьяснить этот феномен мне не удается; он мог сложиться исторически или возникнуть в силу каких-то скрытых от меня обстоятельств. Так или иначе, человек, заинтересованный в получении материалов об исламе на русском языке, не может пожаловаться на отсутствие соответствующих ресурсов.

Большинство материалов, касающихся непосредственно ислама как религии, являются частями мусульманских интернет-порталов, - так, например, существует раздел "Ислам" на пресловутом сайте kavkaz.org, естественно, весьма далеком от того, что называется "сайтом по вопросам религии". Другой пример - сайт культурно-образовательного фонда Бедир, где разделы "Ислам" и "Религия" соседствуют с "Культурой", "Наукой" и "Галереей". Самым, пожалуй, ярким образцом "мусульманского портала" является уже упомянутый мной Ислам.Ру, включающий в себя новостную ленту, виртуальный магазин, библиотеку, службу знакомств и доску объявлений ("Художник, мусульманин, с более чем 30 летним стажем напишет картины (горные пейзажи, реки, озера) маслом и акварелью. Недорого"). При работе с такими сайтами ислам легче воспринимать как часть культурного контекста; с другой стороны, этот же контекст порой сильно отражается на "религиозной" части портала, - информация об исламе там может оказаться ограниченной и касающейся только тех аспектов, которым посвящен портал в целом.

Сайты, посвященные исключительно религиозным вопросам, дают жаждущему просветления гораздо больше. Всеохватывающий "Ислам как он есть" является, по заявлению создателей, "попыткой предоставить русскоязычному читателю всю необходимую и достоверную информацию об Исламе, исходящую непосредственно от самих мусульман". Сайт хорошо организован и щедро обновляем; желающий может позаимствовать отсюда как информацию самого общего плана, так и тексты молитв или трактаты о взаимоотношениях ислама и современной науки. Другой не менее богатый сайт, посвященный исламу, - "Ислам для всех". Принципы те же плюс аналитика, обзоры книг, "основы семейной жизни мусульман", гостевая.

Естественно, помимо перечисленных "глобальных" порталов существуют сайты религиозных общин и школ, исламских радиостанций, телекомпаний, издательств, организаций. Часть из них создана на русском, часть на арабском. Из первых - есть, например, сайт суфийского ордена ниматуллахи (там же - сетевой журнал "Суфий", с суфийской поэзией). Есть сайт Исламского конгресса России с весьма оживленной и колоритной гостевой книгой ("Аллах - Бог, Всевышний, Творец, которому подчиняемся все мы, все сущее во всех мирах. Поэтому наезды всяческих отморозков, а отморозок именно автор данного сообщения, и никто иной, лишь навлекают Его гнев на их дурные беспредельные головы, и пусть Он тебя достойно вознаградит в этом и в будущем мирах за твои дела и слова"). Есть издательство исламской литературы "Бадр", где некоторые книги предложены для свободного распостранения в электронном виде. Знаменитый своими форумами сайт "Ислам на lemur.ru" последние дни мертв (как, кстати, мертв и превосходный - в прошлом - Мuslim.ru - oфициальный сайт Духовного управления мусульман Европейской части России), зато есть газета "Трибуна Ислама" и исламский благотворительный фонд "Ихлас".

Пожалуй, самым интересным в крупных исламских сайтах рунета является список их создателей. Islam.Ru поддерживается непосредственно Духовным Управлением мусульман Дагестана, Bedir.Ru - одноименной организацией, крупным культурно-образовательным фондом; за сайтом "Ислам для всех" стоит асоциация "Арраид"; сайт газеты "Трибуна ислама", как и сама газета, принадлежит московскому муфтияту. Возможно, серьезностью и профессиональностью создателей сайтов и объяснясняется качество материалов, предоставляемых крупными мусульманскими порталами рунета. В частности, когда я обратилась за советом по поводу интервью к администраторам сайта Islam.Ru, мне предложили взять интервью у муфтия республики Дагестан Ахмада-хаджи Абдуллаева. Каковой возможностью я незамедлительно и воспользовалась.

Л.Г.: Доводится ли Вам лично пользоваться Интернетом? Если да, что Интернет дает Вам как мусульманину и как религиозному лидеру?

А.-х.А.: Наш Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Если ты чего-то делаешь, то делай это хорошо". Поэтому, когда мусульманин берется за что-то, ему необходимо использовать все самое полезное и совершенное, чтобы это дело было успешным. Тем более, когда занимаешься проблемами мусульман, ответственность возрастает. В современных условиях Интернет позволяет существенно повысить качество и эффективность просветительской работы. Было бы глупо игнорировать подобные достижения человеческой мысли. Интернет - это колоссальное средство для распространения слова Всевышнего. Еще на заре своего существования он сразу вызвал у нас большой интерес, и мы постарались сделать все от нас зависящее для того, чтобы не отстать и найти свое место во всемирной сети.

Л.Г.: Например?

А.-х.А.: На базе Духовного управления мусульман Дагестана (ДУМД) действует несколько сайтов, в частности электронная версия нашей газеты "Ас-салям". Мы открыты к сотрудничеству со всеми, кто готов распространять Ислам во всех областях человеческой жизнедеятельности.

Л.Г.: Модно говорить об опасностях, соблазнах и искушениях, подстерегающих в Интернете верующего человека.

А.-х.А.: Действительно, верующего человека во всемирной сети поджидает много такого, что может нанести вред его духовному и психическому здоровью. Но подобных опасностей не меньше на улицах наших городов, на телевидении и радио. Интернет лишь показатель состояния общества, причем гораздо более объективный, чем телевидение, например. Чем нравственнее люди, семьи, общество в целом, тем меньше будет опасностей в Сети. А пока каждый делает свой выбор, данный ему Всевышним: знакомиться в Интернете с жизнью мусульман всего мира - или же идти путями, запрещенными Господом. Можно провести аналогию с ножом. Ножом можно резать хлеб, а кто-то может использовать его для убийства. Мы далеки от того, чтобы призывать верующих сторониться современных технологий, мы только призываем быть нравственными до конца. В этой связи появляется еще одна проблема: на просторах Интернета можно столкнуться с разной информацией, с разными сайтами, в том числе с такими, которые рассказывают об Исламе. Нередко на них можно встретить вещи искажающие подлинную суть нашей религии. Мусульманину и человеку, просто интересующемуся Исламом, я хочу дать совет, которому уже несколько сотен лет: "Религия - это наука, поэтому смотрите, у кого вы получаете знание по ней". И действительно, ведь никому не приходит в голову интересоваться, например, христианством, где-нибудь в бутырской тюрьме, хотя там почти в каждой камере можно увидеть иконы и кресты.

Л.Г.: Есть ли в сети ресурсы, которые Вы могли бы рекомендовать в таком случае?

А.-х.А.: Как Муфтий и просто как мусульманин я советовал бы всем, кто хочет узнать правду о разных сторонах исламской религии и культуры - от бытовых до тонкостей суфизма - заходить на ISLAM.RU. Это первый и пока единственный по-настоящему исламский портал. В работе ДУМД мы не раз использовали сенсационные научные материалы с ISLAM.RU, а наши супруги заинтересовались новыми рецептами традиционных блюд.

Л.Г.: У огромного числа людей ислам ассоциируется с крайней консервативностью взглядов, с диктатом формальных законов, не изменяющихся веками, с определенной культурной закостенелостью и непримиримостью. Интернет символизирует противоположные установки - минимум правил, максимум свободы, терпимость, технологическую и идейную современность... Могут ли эти вещи ужиться?

А.-х.А.: Начнем с того, что подобная характеристика Ислама абсолютно не соответствует действительности. Ислам всегда приветствует творческий подход к жизни, идет навстречу нуждам и потребностям человека. Наша религия не приемлет пошлость и насилие, что иногда пытаются выдать за "культурную закостенелость" и "непримиримость". По этой же самой причине некоторым могут показаться несовместимыми Интернет и исламская религия. Но Ислам не ограничивает верующего ни в чем, кроме отвратительного. В Интернете для человека открыты огромные возможности, ему может показаться, что все врата этого мира перед ним. Но мусульманин всегда должен помнить, что этот "максимум свободы и минимум правил" он должен использовать с пользой для довольства Господа Бога. Ведь именно для этого Всевышний Создатель одарил его еще одной из Своих милостей.

Л.Г.: Ислам - одна из крупнейших религий мира, в одной России, по данным разных источников, проживает от 10 до 20 миллионов мусульман. Между тем мусульманский русскоязычный Интернет развит слабо, сайтов, посвященных насущным вопросам религии, крайне мало. Чем можно объяснить такое несоответствие?

А.-х.А.: Объяснить это можно только тем, что Интернет - дело дорогое, требующее обладающих специальными навыками специалистов. Ни того, ни другого у религиозных организаций нет. И если Русская Православная Церковь пользуется, хоть какой-то поддержкой государства, то мусульманские организации таковой не имеют. Если и возникают исламские сайты, то часто они служат чьим-то политическим интересам.
В последнее время наметилась тенденция усилить проповедь религии - сегодня многие Духовные управления и отдельные исламские энтузиасты организуют исламские религиозные сайты. На этом фоне особенно выделяется ISLAM.RU. Мы так же пытаемся проводить в Интернете линию на распространение Ислама чистого от политических и финансовых махинаций. Хвала Всевышнему, пока нам это удается.

Л.Г.: Что допустимо и что недопустимо в плане пользования Интернетом для человека, исповедующего Ислам? Существуют ли поступки, недопустимые в повседневной жизни, но разрешенные в "виртуальной" форме?

А.-х.А.: В Исламе в первую очередь смотрят на намерение верующего. Если человек стремится к недозволенному, пусть даже в виртуальной форме, то это уже само по себе запретно. Для мусульманина разрешено в Интернете все то, что разрешено в обычной жизни. А все запретное запрещено и в виртуальной форме. Естественно, мусульманин должен сторониться порнографии и тому подобного, как и в обычной жизни. Если у него есть семья, то должен оберегать ее и в Интернете, особенно надо следить за детьми. Участие ребенка в различных форумах и в чатах чревато неблагоприятными последствиями.

Л.Г.: Есть ли какие-то конкретные правила, которыми мусульманин должен руководствоваться при работе с сетью?

А.-х.А.: В Исламе для любого дела, любой стороны человеческой деятельности - будь то вопросы личной гигиены или государственного условия - есть свои адабы (правила, этикет, составленные на основе Корана и высказываний Пророка - да благословит его Аллах и приветствует). Я полагаю, что сегодня исламский мир стоит на пороге появления в шариате новых адабов - адабов при пользовании всемирной сетью Интернет .

Л.Г.: Есть ли что-то недопустимое для верующего мусульманина в плане использования Сети, но разрешенное представителям других религий - и наоборот?

А.-х.А.: Нельзя рассматривать Интернет в отрыве от жизни. Ислам этим и богат, что не делит на мирское и духовное. Все стороны жизни мусульманина одновременно - стороны его религиозности. Если в нашей религии что-то запрещается, то это касается всех. В случае с Интернетом точно так же. Просто для немусульман в первую очередь есть условие - принятие Ислама, тогда за избежание запретного они будут вознаграждены Всевышним.

Л.Г.: Можно ли, на Ваш взгляд, провести какие-то параллели между Интернетом, "виртуальностью", и стремлением к объединению людей, находящихся на большом расстоянии друг от друга. Есть ли примеры чего то подобного в мусульманской мифологии?

А.-х.А.: Сразу хотелось бы сказать, что употребление такого термина как мифология некорректно по отношению к Исламу. В Исламе нет сказок и мифов. В нашей религии нельзя встретить вещей несовместимых с логикой и здравым смыслом. В исламской религии все предписания непосредственно несут пользу для человека и актуальны по сей день.

Л.Г.: Тогда - примеры из истории?

А.-х.А.: Случаи, о которых вы спрашиваете, не просто имеют место, а встречались сплошь и рядом - и не в мифах, а в реальной жизни. Приведу лишь один из них. Однажды халиф Умар, один из главных сподвижников Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) читал проповедь в мечети. Вдруг неожиданно он прервался и громко обратился с призывом к одному из своих помощников, находившихся за сотни миль оттуда. Когда этот человек вернулся, то у него спросили, не слышал ли он чего-то странного во время путешествия. Он ответил, что как-то он был в опасности, и его спасло только то, что он слышал голос Умара, вовремя сообщивший ему о надвигавшейся угрозе.
Так вот - и в Исламе есть традиция "виртуального" общения.

Л.Г.: Есть ли в Исламе религиозные обряды, которые можно совершать виртуально? К примеру, если человек, не располагающий средствами для посещения Мекки, посетит официальный сайт Священной Каaбы, с соблюдением при этом аналогов всех предписанных правил, - можно ли считать это хаджем, очистится ли этот человек?

А.-х.А.: Если человек не располагает средствами, то ему не вменяется в обязанность совершать Хадж. Очень хорошо, когда мусульманин стремится к Святым местам. Если он будет в книгах, в Интернете знакомиться с ними, "виртуально" посещать их, тем самым можно получить благодать, но о выполнении таким образом столпа Ислама - паломничества - конечно, не может быть и речи.
Относительно вопроса о виртуальных обрядах скажу так. В Коране Всемогущий Творец говорит, что Он создал людей только для того, чтобы они ему поклонялись. В Исламе это имеет первостепенное значение. Эти слова ни в коем случае не значат, что мусульманин должен забросить работу, учебу, семью и круглые сутки молится. Просто верующий должен в круговороте мирских дел помнить о Том, Кто его создал, и соотносить все свои поступки с тем, доволен ли им Аллах. Это и есть постоянное поклонение. И если мусульманин в Сети рассказывает об Исламе, получает знания о религии или новую полезную информацию о жизни единоверцев или просто общается, отдыхает после работы, то за все, сделанное ради Всевышнего и с мыслью о Нем, ему будет огромная награда, по воле Аллаха. Это лучше, чем читать молитвы без конца. В Исламе для всего благого есть место.

Л.Г.: Каким Вы видите развитие мусульманского Интернета? Даст ли эта технология что-либо принципиально новое исповедующим Ислам?

А.-х.А.: Когда что-то делается ради довольства Аллаха, это не может не радовать меня. Я прошу Всевышнего, чтобы Он дал силы тем, кто искренне работает для распространения Ислама в Интернете. Мы живем во время бурного развития технологий. Мусульмане должны стараться осваивать их, ведь Господь предписывает нам стараться везде быть первыми и наилучшим образом проявлять себя, будь то наука или домашнее хозяйство. Если мусульмане будут должным образом соблюдать свою религию, то все их дела будут успешными. Дай Аллах, чтобы так было.
Трудно отделить мусульманский Интернет от Ислама в целом. Сейчас количество мусульман растет, особенно в Западной Европе, и в России многие интеллектуалы обращаются к Исламу. Думаю, что Интернет имеет в нашей религии большое будущее. Пророк нас учит, что вы не уверуете по-настоящему, пока не возлюбите друг друга. А для того, чтобы среди мусульман крепла любовь и взаимопомощь, нам нужно больше информации и общения. Интернет дает огромные возможности для этого. Фундаментальный принцип Ислама - укрепление братства и расширение связей между мусульманами - приобретает на наших глазах новую форму. На смену пешим походам в Хадж пришли комфортабельные самолеты и автобусы, азбуке Морзе - электронная почта. Это и есть то новое, что дает Интернет. Главное содержание остается прежним, а оно, как и сотни и тысячи лет назад - довольство Всевышнего Создателя.