Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Gateway | Невод | Интер(офф)вью | Бессрочная Ссылка | НасНет | ГлобусНет | Интер(акти)вью | Дурацкий Музей | Кафедра | Русская сеть: истории | Конец прекрасной эпохи
/ Net-культура / < Вы здесь
Э-пистолярный роман
Дата публикации:  26 Апреля 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

На прошлой неделе семейство онлайновых литературных проектов пополнилось еще одним характерным экземпляром.

34-летний индийский журналист и писатель Джерри Пинто (Jerry Pinto) запустил при помощи провайдера www.cafemumbai.com проект под красноречивым названием Inbox/Outbox.

Проект этот представляет из себя эпистолярный роман: он воспроизводит переписку главного героя, 33-летнего бомбейского журналиста и начинающего писателя Джая Матура (едва прикрытое alter ego автора), с шестью другими персонажами - его уехавшей учиться журналистике в США подругой Наярикой (именно ради нее Джай и завел себе почтовый ящик), живущим в Лондоне однокашником Шанкаром, младшим братом Нихилем, бывшей подругой Дийей (по мысли автора, она выполняет при Джае роль жилетки для плаканья, или по-старому, наперсницы), своим начальником - главным редактором, и, наконец, с матерью.

Традиционность жанра эпистолярного романа поддерживается и прямо-таки достойной Ричардсона четкостью персонажей: каждый из них имеет свой ясно очерченный (чтобы не сказать "схематичный") характер - сам Джай мнителен и склонен к рефлексии (так все своё первое письмо Наярике он подробно описывает, с каким трудом выбирал себе левую часть электронного адреса), но зато тонко чувствует и склонен к литературным ассоциациям, Наярика отличается переменчивым нравом и остра на язык, Шанкар страшно занят по работе и сдержан в проявлении чувств, младший брат по молодости глуп и жизнерадостен. Прочие персонажи пока что "не успели" написать Джаю ни одного письма, но можно не сомневаться, что и их характеры недалеко уйдут от вывешенных на первой странице "представлений" героев.

Однако самое интересное в "Inbox/Outbox" то, что оформлена вся эта переписка в виде обычного онлайнового почтового ящика. Читателю предлагается всласть почитать чужие письма (об этом автор сам заявляет в предуведомлении) и самому узнать, как будут развиваться отношения героев.

Пока что, впрочем, узнавать особо нечего, потому что, в сущности, ничего еще не произошло: первые письма в почтовом ящике Джая появились 16 апреля, и он только успел написать Наярике несколько нежных писем с намеками на что-то, произошедшее между ними в городском парке (на что та ответила ему колкостями), поругаться со своим провайдером за то, что одно письмо ушло не по тому адресу, обсудить с Шанкаром изменение переходности-непереходности глаголов в Интернете и сообщить ему, что он "потерял виртуальную невинность" (не уточняя, что имеется в виду - участие в секс-чате, ползание по порносайтам или же просто сам факт получения электронного адреса) - на что Шанкар резонно отвечал, что было бы из-за чего такой шум подымать.

***

Конечно, сами по себе эпистолярные романы появились очень давно - едва ли не одновременно с появлением самого европейского романа Нового времени. Нет ничего нового и в том, что автор фактически пишет о себе самом, не скрывая этого (совпадают не только жизненные обстоятельства: в качестве портрета главного героя на сайте представлена та же фотография, что и на странице "об авторе").

Однако столь же очевидны и различия между "Inbox/Outbox" и, например, "Страданиями юного Вертера".

Во-первых, классический эпистолярный роман все-таки доходил до читателя в виде печатной книги, а не в виде шкатулки с письмами. Кроме того, в нём, как правило, фигурировали несколько идущих параллельно переписок. "Э-пистолярный" же роман читатель "видит" с точки зрения одного персонажа - главного героя - и получает в виде набора писем в он-лайновых папках - т.е. в максимально "правдоподобном" виде.

Поэтому читатель может представлять себя не только незримым соглядатаем, но и - при желании - самим главным героем, 33-летним индусом-журналистом, что классическому роману в письмах не очень-то свойственно.

Во-вторых, в переплетенном бумажном романе последовательность чтения жестко задается "издателем", т.е. настоящим автором. При этом, например, подоплека неких событий может раскрываться только задним числом, из переписки второстепенных персонажей. В Inbox/Outbox, как и полагается полноценному гипертексту, читатель сам волен по-разному перегруппировывать письма и читать их в разной последовательности: по времени, по получателю-отправителю или же цепочками - письмо-ответ.

И, наконец, самое главное отличие, - в Inbox/Outbox заявлена интерактивность: все семь персонажей имеют свои адреса, по которым можно отправлять письма. Автор заявляет, что письма, адресованные главному герою, могут появится в его папке "входящие" и даже, возможно, он на них ответит, что тоже будет выставлено на всеобщее обозрение.

Читателю, таким образом, предлагается стать полноценным персонажем. Именно персонажем, а не соавтором: присланное письмо включается в цепочку не автоматически и не в обязательном порядке, а под контролем одного человека - настоящего автора. Этим Inbox/Outbox отличается, например, от русского РОМАНа, "завядшего" в конце концов именно из-за отсутствия селекции.

Кроме того, с настоящим автором предлагается общаться напрямую: для этого предусмотрены несложные конкурсы и вопросы. Первый из них был - посоветовать Джаю, какой почтовый адрес ему наконец выбрать?

***

Желающий превзойти язвительностью британский The Register онлайновый журнал "Нетоскоп", рассказывая о Inbox/Outbox, устами Ленки Виноградовой заявляет, что жанр "романа в электронных письмах" явно устарел, не успев появиться, и следует ждать появления "романа в аськах" или даже "романа в SMS". Мне кажется, это сильное преувеличение. Протоколы ICQ редко кто читает постоянно и подряд, к тому же пока что невозможно читать вместе протоколы бесед с разными людьми. Кроме того, воспроизведение "доступа к чужой аське" гораздо сложнее организовать технически. Если же от него отказаться, теряется эффект присутствия и, соответственно, "размытия" реального-вымышленного.

Что же касается SMS, то отправляемые на мобильные телефоны сообщения - в силу своей вынужденной краткости (до 160 знаков) и членимости на короткие равновеликие строки - явно располагают к поэтическим высказываниям. На это уже обратила внимание лондонская газета The Guardian, объявив конкурс стихотворений в жанре "SMS-сообщение" с призом в 1000 фунтов (http://lenta.ru/culture/2001/03/29/smsesia/).

***

Так что я смотрю на перспективы "э-пистолярного романа" вполне оптимистично: интересно порою побыть индусом. Пусть и виртуально. А письма во входящей и исходящей папках Джая прибывают постоянно.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Дмитрий Эссеринг, Тексты о гипертексте: 1 /25.04/
Некогда, в реальности, дискурсы складывались поступательно, не спеша. Виртуальность несется вперед. Дискурс явно не успевает. Слово проигрывает вещи.
Денис Бычихин, Самый критический рассказ обо всей Интернет жизни /24.04/
Бальзак новой формации о весне, тайных пружинах и методах работы ФЭПа, рифме на слово "покемон", стыдливости и источниках финансирования "Проекта ОГИ".
Сергей Тетерин, Возможно, именно медиа-арт спасет вашу личную жизнь /23.04/
Когда вы смотрите на знаменитую картину, вы - зритель. Когда вы слушаете Бетховена, вы - слушатель. Когда читаете эту статью - читатель. Но вот когда выходите в Сеть и попадаетесь на крючок одного из искусств новых медиа, вы запросто можете поднять свой статус до соавтора.
Гэри Вулф (Gary Wolf), Мудрость Св. Маршалла, Священного Глупца /19.04/
В буйстве цифровой революции фигура Маклюэна приобрела новое значение. Но если вы думаете, что знаете Маршалла Маклюэна или то, что он исповедывал, - подумайте еще раз.
Андрей Травин, Эффект присутствия II /17.04/
Как ни крамольно это звучит, бабы - не самое главное для того, чтобы жить и жить. Главное - это зеркала. Создавая по всему Интернету многочисленные "зеркала" своих сайтов, мы можем надеяться, что часть из них избегнет слоновьей поступи "Голден Телекома" или прихоти безымянного сисадмина.
предыдущая в начало следующая
Михаил Визель
Михаил
ВИЗЕЛЬ
viesel @ lenta.ru
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки: