Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Gateway | Невод | Интер(офф)вью | Бессрочная Ссылка | НасНет | ГлобусНет | Интер(акти)вью | Дурацкий Музей | Кафедра | Русская сеть: истории | Конец прекрасной эпохи
/ Net-культура / < Вы здесь
Портос против Панглоса
Дата публикации:  11 Мая 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

В этом лучшем из миров процессы и события никем не измышлены, просто так получилось. Мы живы и жизнь прекрасна - и не в последнюю очередь благодаря способности общества к самоорганизации. Движение антиглобалистов, впадая в протестантско-анархические крайности, главными виновниками проблем постиндустриального общества называет Всемирный банк, ВТО и ГАТТ. Хотя на самом деле во всем виноват изобретатель минутной стрелки часов, спрессовавшей время и пространство. Он виновен и в маргинализации среднего класса, и в растущем дигитальном неравенстве. Разрыв этот поразил прежде всего индустриально развитые страны, где фронт передовых технологий трагически оторвался от обоза массового образования, либеральные ценности все чаще стремятся обернуться либертинскими, а об угрозе культурной идентичности говорят уже на государственном уровне. Кстати о культурной идентичности: если пристальнее всмотреться в лозунги антиглобалистов, то выходит, что они протестуют именно против многообразия мира, сводя различия между людьми и регионами к этнографии. Это взгляд сытого туриста, желающего за свои бабки насладиться экзотикой и затем вернуться в свой надежный мир, выстроенный из брэндовой мозаики.

При этом никто из новых фундаменталистов не упоминает опыт северных стран, мудро избежавших скверны дегуманизации среды и сохранивших культурную уникальность, оставаясь на лидирующих технологических позициях. Маргиналы же этих стран, похоже, не заметили изменений в окружающем мире - далее я цитирую один из личных дневников.

    Первомай

    Близится Первомай. Народ по селам готовится к празднику. Мужики варят из кривых картошек самогон. На площади у почты собирается толпа, понаехавшая по раскисшим проселкам из самых заболотных весей. Идет гуляние, хоровод по лужам, гармошка. К вечеру народ суровеет. По березнякам звон стаканов. Толстомордые парни пускают по кругу пузатую бутыль. Новая мода - запивать газировкой: убойней вставляет.
    К вечеру, как водится, драка. Бойцов, честя последними словами, растаскивают за полы здоровеннные бабы. Под елками валяются самые нестойкие, их ватные штаны пробуют на зуб резвящиеся лайки.
    Поутру - все как у людей: похмелка и синяки.

    Вологодская губерния, полагаете? Рязанская, да? Ни хера подобного.
    Округ Стурюман, Вестерботтен, Королевство Швеция, 1-2 мая 2000 г.

Итак, против лома утери культурной идентичности найден адекватный прием (или литраж). Мудрость народная не искореняется вхождением в постиндустриальное общество.

Выражением саморегуляции общества следует считать и политкорректность - экзоскелет поведения для тех, кому неведома порядочность. Социум демпфирует внутреннюю напряженность порождением новых табу. Антиглобализм также следует считать формой самоорганизации общества. Рост рядов новых протестантов можно считать реакцией на унификацию среды обитания. И вправду, сегодняшний мир складывается из кирпичиков-брэндов, заменивших интимный мир вещей. Телевизионные кадры из Сиэттла, Лондона и Берлина показали нам облик защитников уникальности общества от империалистического пресса: это напуганные люди, не нашедшие себе места в мире и, однако же, настаивающие на своей особости. Да кто бы спорил. Глобальное открытое общество (сколько бы ни кричали о его тоталитарном характере) даже не дает шанс быть свободным - оно заставляет быть свободным, заставляет делать выбор, искать свою особость и выразить ее, - но способны на это, увы, не все. Неспособные быть свободными противостоят обществу, согласившемуся со свободой индивидуального выбора, - противостоят, благоухая суровым немытым фундаментализмом. Причем характер этого фундаментализма охватывает и протестантизм Севера, и национализм Юга.

Развитие науки и технологий, согласно неолуддитской теории, нуждается в контроле. Оптический кабель есть дьявольское порождение, ибо он связал континенты потоками бесчеловечных денег. Заодно отрицается и необходимость электронных коммуникаций, так как они не обеспечивают сохранность частной жизни. Но обернемся назад лет так на двести. Частная переписка тех времен пестрит подробностями интимной жизни родных, соседей, знакомых и полузнакомых людей - сегодня мы бы сочли это недостойным вмешательством в частную жизнь. Но это - сегодня. В прошлые века человек обитал в замкнутой ячейке-кластере, новые связи образовывались крайне редко, а эмоциональный, да и информационный голод (явление, между прочим, вполне физиологическое) уже тогда надо было как-то утолять. Отсюда и страсть к тому, что сегодня брезгливо названо сплетней и считается неэтичным. Наплыв информации извне вызвал то, что поначалу сгоряча назвали отчуждением, но и сделал частную жизнь по-настоящему приватной. Общество потребления трансформировалось в общество рекреации, и утолять эмоционально-информационный голод стало возможно не обсасывая косточки ближнего, хотя подобные развлечения в стиле "ретро" еще имеют место. Да, имеют место быть. Но мы боремся с этим негативным явлением - триллерами, ток-шоу, играми, развлекательными сайтами. Вся мощь технологии брошена на защиту прайвеси и все делается для того, чтобы вы стали неинтересны досужему ближнему.

Природа протеста против компьютеризации и информатизации общества понятна: мир завоеван не оружием, но Голливудом. Одинаковость повсеместно навязываемых образов вызвана однородностью визуальных технологий.

Немного странно, что антиглобалисты не используют тот аргумент, что именно глобальность компьютерных сетей делает их небезопасными - уязвимость одного элемента делает сеть уязвимой всемирно и, теоретически, любой сбой может вызвать катастрофу - согласно эффекту домино. Но фермент любого массового протеста - маргинал, исповедующий принцип Портоса: он дерется просто потому, что дерется. Предложите ему оглянуться и заметить, что немалая часть защищаемого им общества живет так же, как жили люди двести лет назад (у вас тоже есть такие соседи, я знаю), предложите ему вообразить мир без Procter&Gamble. Впрочем, бесполезно подходить с логикой к Портосу.

Антиглобалистское выступление в Сиэтле странным образом не задело одного из главных кукловодов мира - Microsoft. Стратеги Microsoft прекрасно понимают, что модель бизнеса "пишем новый софт, чтобы ты купил новое железо и так до бесконечности" перестает работать, когда клиент доволен всем. Разговоры об изменении маркетинговой стратегии Microsoft заставили всех нас инстинктивно прикрыть самое драгоценное - я имею в виду кошелек. Вот тут бы, казалось, настало время массовых протестов, демонстраций и бойкотов - но все тихо. А ведь в свете роста антиглобалистского движения спор между Microsoft и сторонниками open source приобретает невиданную актуальность - но об этом в следующий раз.

Господь создал этот мир, восхищаясь красотой гауссианы. И Слово, прозвучавшее в начале начал, звучало так: все устаканится. Черный сценарий технологического тоталитаризма нереализуем, так как природа мудро отбрасывает крайности. Среди пророков, так и сяк толкующих Господню волю, совсем затерялся милейший Панглос, робко молвивший истину: все к лучшему в этом лучшем из миров. Возможно, на этот раз мир распознал опасность антиглобализма вовремя.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Умберто Эко, Путешествия по Интернету /10.05/
Я открыл для себя наркотик. Как в детстве, когда я воображал себе открытия с приключениями, держа атлас под партой на уроке математики, теперь я только и делаю, что охочусь за волшебными снами и слежу, не останавливаясь, за схемами и маршрутами. Если это можно назвать "виртуальной реальностью", то она, безусловно, существует.
Сергей Солоух, The sweet words of pismotology /07.05/
С точки зрения белковых и теплокровных, самый лучший сервис - упавший сервис.
Дмитрий Эссеринг, Тексты о гипертексте: 2 /04.05/
Относится ли поправка о запрете иностранного контроля над СМИ к интернету? Что такое "интернет-СМИ" и есть ли вообще смысл в этом сочетании слов?
Линор Горалик, Иже еси на сервере - 6: Интернет, да благословит его Аллах и приветствует /26.04/
Разговор о Иинтернете и его исламских ресурсах с Муфтием республики Дагестан Ахмадом-хаджи Абдуллаевым.
Михаил Визель, Э-пистолярный роман /26.04/
Интересно порою побыть индусом. Пусть и виртуально.
предыдущая в начало следующая
Татьяна Данилова
Татьяна
ДАНИЛОВА
tatyana.danilova@gmail.com

Поиск
 
 искать:

архив колонки: