Русский Журнал / Net-культура /
www.russ.ru/netcult/20010525_essering.html

Тексты о гипертексте: 4
Дмитрий Эссеринг

Дата публикации:  25 Мая 2001

Аркадия

    Сегодня мы закрываемся. К сожалению, конъюнктура рынка на сегодняшний день не благоприятствует развитию проектов Интернет-коммерции. Это объективная реальность и мы вынуждены ее принять.

17 мая, через полтора месяца после своей фактической кончины, объявил официально о своем закрытии интернет-магазин Аркадия.ру. Событие для того состояния рунета, в котором оный и находится, в общем-то, ничем не примечательное, обыденное. К закрытиям уже привыкли. Как-никак период циклической коррекции переживаем.

Но нам постигшее Аркадию интересно.

Во-первых, оно нам интересно в силу генеалогических причин. Кажется, именно ради этого оплота е-коммерции оставил РЖ Евгений Горный (впрочем, проработал там недолго). И теперь оплота не стало.

Во-вторых, интересно, как сие событие было прокомментировано в сетевой специализированной периодике.

Начнем же.

Итак, руководители Аркадии объясняют неудачу предприятия неблагоприятной конъюнктурой. Не объясняют, конъюнктура чего именно сегодня неблагопрятна.

Ведь денег у населения становится больше, больше становится пользователей интернета. Растет доверие к виртуальной среде, растет объем покупок, совершаемых посредством электронных предприятий. Это тоже конъюнктура, причем конъюнктура очевидная. Правда, благоприятная. Улучшающаяся день ото дня.

Неблагоприятна конъюнктура в другой области, совсем не связанной с электронной коммерцией как таковой. Или связанной, но опосредованно - офлайновыми банками и венчурными фондами.

Неблагоприятна для некоторых бедолаг инвестиционная конъюнктура - и это, действительно, объективная реальность, от которой никуда не деться и которая, безобразная, сводит на нет самые благородные творческие начинания. Инвесторы всего е-мира призадумались о том, куда потратились их немалые деньги. И зачем эти деньги потратились вообще. Эта рефлексия, неожиданно поразившая богатых, вкладывающих в венчур, по версии Аркадии, и является неблагоприятной конъюнктурой. Но - будем справедливы: она может быть и вполне благоприятной. Это когда инвестор видит, что деньги, конечно, и потрачены и пока не возвращены, но возвращение их неминуемо. И тогда солнце сияет на горизонте и конъюнктура приятна - вот, например, для одних или для других счастливцев.

Аркадии убедить инвесторов в целесообразности дальнейшего содержания десяти редакторов, двадцати менеджеров, десяти программистов, маркетологов, поваров, сотрудников охраны в специально откроенном для вышеназванного магазина особнячке в центре Москвы не удалось. Они, инвесторы, может, люди и бескорыстные и щедрые, но не до такой же степени. У них отчеты с графиками перед глазами. Они все-таки не меценаты, но бизнесмены - выгоду, по определению, блюсти должны.

Потому пришлось привычно кивать на объективное, на конъюнктуру. Впрочем, что ж менеджменту закрывшегося магазина - в ошибках каяться? - на работу больше никто не возьмет. Менеджмент Аркадии придумал все очень стройно и просто. Почему этой простоте покорились институции, чье прямое призвание - докапываться до истины и предлагать ее наивным читателям - вопрос.

Процитирую фрагмент интервью безвестного сотрудника Аркадии Нетоскопу.

    - Как вы считаете, являются ли проблемы Arcadia.ru объективными проблемами, вызванными состоянием российского рынка?
    - Да, это, безусловно, общее плохое состояние рынка. Ни один магазин не приносит прибыли, интернет-бизнес в России - убыточен.
    - Бывшие сотрудники магазина как-то уже определились с дальнейшими планами?
    - То, что случилось - это уход в никуда. Великолепная команда, прекрасные специалисты - все сейчас на перепутье.

Ничего нового. Мы это уже видели и читали. Озвучивается, без всяких сторонних комментариев и анализа, официальная версия произошедшего. Но озвучивается почему-то на страницах как будто не принадлежащего Аркадии издания.

Разумеется, у нас повсеместно практикуется свобода слова и всяк может говорить то, что ему вздумается и что у него попросили. Одно плохо: Нетоскоп - издание в прямом смысле слова в онлайне уникальное, его, к несчастью, читают и настоящие профессионалы (вот Лента старательно пересказывает), и рядовые обыватели, наверное, даже потенциальные инвесторы заглядывают, а там - объективный упадок рынка на примере одной не преуспевшей в этой жизни компании. То ли лень Нетоскопу самому разбираться, что там к чему, то ли лень о том, что действительно к чему, рассказывать непосвященным.

Впрочем, лень - явление временное. О происходящим в мире онлайн-рекламы Нетоскоп рассказал с любовью и подробно.

Реклама

"Классическая success story":

    В октябре 2000-го мы [мы - офлайновая компания А] начали с ними [они - онлайн-рекламная компания В] работать и работаем до сих пор. За это время было проведено 3 рекламные кампании. Во время каждой из них посещаемость сайта увеличивалась на порядок - с 15-20 до 120-150 посетителей...

История забавная. Свидетельствующая как минимум о двух вещах:

- о том, что ничего существенного в рунете сейчас, кажется, не происходит, а писать о чем-то надо, и поэтому приходится невольно пиарить локально-успешные компании;

- о том, что Нетоскоп - издание, за которым стоят известные всем лица, холдинги и структуры. А лицам, холдингам и структурам хочется получать зарплату и вообще жить хорошо, поэтому они очень заинтересованы в том, чтобы рекламодатель (производитель качественных, нужных и полезных товаров) был хорошего мнения о рекламных возможностях интернета и тратил большие бюджеты на проведение силами холдингов и структур массированных онлайн-кампаний. А чем больше денег в интернете тратится, тем интересней, красочней и насыщенней он становится, что для нас, пользователей, является фактом положительным. Поэтому работа по улучшению рекламодательского климата в интернете нужна и полезна.

Но нужно и полезно также разобраться в том, что такое онлайн-реклама. Тождественна ли она офлайн-рекламе? В чем их сходство, в чем различие?

Немного виртуальной экономической истории.

    Изначально Интернет предлагал рекламодателям множество преимуществ по сравнению с традиционной рекламой, среди которых возможность создавать "направленные" сообщения, предназначенные для определенного круга потребителей, а также возможность оценки эффективности рекламных кампаний. Однако впоследствии все оказалось наоборот. Рекламодатели стали настолько требовательны, что начали "оплачивать" только тех пользователей, которые покупали их товары, что и привело к пересмотру методов оценки эффективности.

Коварство рекламодателей, разумеется, ошеломило владельцев виртуальных рекламных площадок и многочисленных посредников. Остаться без верного куска хлеба, да при том, что ты честно отрабатываешь все договоренности - обидно, согласитесь. Не понятно, впрочем, на кого обижаться - на недовольных рекламодателей или же на е-публику, игнорирующую т. н. баннеры, однообразные рекламные объявления, выполненные в формате html (как правило).

Владельцы решили, что все дело в этих самых пресловутых баннерах.

    Снижение внимания к баннерной рекламе привело к тому, что Web-паблишеры принялись судорожно искать новые способы увеличения притягательности баннеров. В ход пошли такие методы, как увеличение размеров, открытие рекламного сообщения в новом окне, использование звука и видеоряда. Все это дает рекламодателям практически неограниченные возможности для того, чтобы завоевать внимание потребителей.

Скрестить интернет с телевидением - давняя и осуществляемая мечта всего продвинутого человечества. Избавиться от баннерного продукта и представить потенциальным потребителям-пользователям интернета привычный видеоролик. Мысль верная. Но для этого необходим выход интернета на качественно новый уровень. А туда он пока не вышел.

Надежда надеждой, а мы довольствуемся тем онлайном, который имеем. И той онлайн-рекламой, которая если и реклама, то с натяжкой.

Бодрийяр

Реклама нужна для того, чтобы производимые товары хорошо продавались. Она помогает наладить коммуникацию между вещью и потребителем. Но телеология такого феномена как реклама проста лишь на первый взгляд...

Об онлайн-рекламе любимый многими Жан Бодрийяр, кажется, не писал. А о классической реальной рекламе писал много и с удовольствием (в "Системе вещей", например). Это только кажется, что цель рекламы - рассказать потребителю о товаре, показать преимущества и особенности предлагаемой вещи. То есть и эту цель реклама тоже преследует, но - цель эта уже не первоочередная.

    Реклама объявляет своей задачей сообщать о характеристиках того или иного товара и способствовать его сбыту. Такая "объективная" функция в принципе является и ее первичной функцией. От информации реклама перешла ко внушению, затем к незаметному внушению, ныне же ее целью является управлять потреблением...

Цель рекламы - не только и не столько информационная. Информировать - это рекламная стратегия далекого прошлого. Цель современной рекламы - предложить потребителю соблазнительную, ужасно притягательную, эротизированную модель мира (в ней, разумеется, присутствует искомая рекламируемая вещь), с которой обязательно пожелает слиться очарованный потребитель, оправдывая задним числом покупку вещи. "Войди в мир BMW" - предлагают очарованному потребителю, показывая белоснежные зонтики.

"Демонстрация" товара вообще-то никого ни в чем не убеждает; она оправдывает задним числом покупку, которая либо происходит до всяких рациональных мотиваций, либо не укладывается в их рамки.

Современная реклама современного общества потребления - это искусно созданная искусственная рекламная ситуация, миф, которому с радостью отдаются, дабы насладиться безудержным потреблением. Это метафизическое (пред)вкушение физической вещи.

    Рекламные знаки говорят нам о вещах, но не истолковывают их (разве что в очень малой мере) с точки зрения той или иной практики; к реальным вещам они фактически отсылают так, словно это вещи какого-то отсутствующего мира. Это в буквальном смысле легенда, то есть они предназначены лишь для чтения. ... Если бы они несли в себе информацию, то это было бы полноценное чтение, переход к полю практических поступков.

Но что такое онлайн-реклама. Баннер? Но назвать баннер рекламой не совсем корректно даже технологически. Ведь традиционная реклама (ролик, постер) - медиатор между потребителем и вещью. А баннер - медиатор между потребителем и информацией о вещи, сайтом (производителя, продавца). Ролик ведет в магазин, за вещью; баннер приводит на сайт, к информации о вещи. Баннер+сайт, информация - это и можно назвать единицей онлайн-рекламы.

Но реклама-информация - архаика, пройденный этап. Информации не принято отдаваться, информация - это нечто холодное, рациональное, из области "практических поступков". Это то, что, может быть, тебе понадобиться, когда совратишься зонтиками. Увы!