Русский Журнал
/ Net-культура / www.russ.ru/netcult/20010830_gorny.html |
История информации в кратком изложении Евгений Горный Дата публикации: 30 Августа 2001 Информацией называют:
Иногда для того, чтобы постичь суть какого-то понятия, полезно подвергнуть анализу значение слова, которым это понятие обозначается. Прояснение внутренней формы слова и изучение истории его употребления может пролить неожиданный свет на его смысл, затмеваемый привычным "технологическим" использованием этого слова и современными коннотациями. Слово информация вошло в русский язык в Петровскую эпоху; от лат. informatio через польское informacja (возможно также посредство фр. и нем.). Впервые фиксируется в "Духовном регламенте" 1721 г. в значении "представление, понятие о чем-л.". (В европейских языках оно закрепилось раньше - около XIV в.) Лат. informatio образовано от in-formo, с первичным значением "придавать вид, форму, формировать, создавать, образовывать" и со вторичными "обучать, воспитывать", "строить, составлять", а также "воображать, мыслить". Таким образом, исходно информация - это "придание формы". Но чему? Исходя из этой этимологии, информацией можно считать всякое значимое изменение формы или, другими словами, любые материально зафиксированные следы, образованные взаимодействием предметов или сил и поддающиеся пониманию. Информация, таким образом, это превращенная форма энергии. Носителем информации является знак, а способом ее существования - истолкование: выявление значения знака или последовательности знаков. Значением может быть реконструируемое по знаку событие, послужившее причиной его возникновения (в случае "природных" и непроизвольных знаков, таких, как следы, улики и проч.), либо сообщение (в случае условных знаков, свойственных сфере языка). Именно вторая разновидность знаков составляет тело человеческой культуры, которая, согласно одному из определений, есть "совокупность не наследственно передающейся информации". Сообщения могут содержать информацию о фактах (от лат. factum, сделанное, деяние, действие, поступок) или интерпретацию фактов (от лат. interpretatio, истолкование, перевод). Живое существо получает информацию с помощью органов чувств, а также посредством размышления или интуиции. Обмен информацией между субъектами есть общение или коммуникация (от лат. communicatio, сообщение, передача, производное в свою очередь от лат. communico, делать общим, сообщать, беседовать, соединять). Возвращаясь к латинской этимологии слова информация, попробуем ответить на вопрос, чему именно придается здесь форма. Очевидно, что, во-первых, некоторому смыслу, который, будучи изначально бесформенным и невыраженным, существует лишь потенциально и должен быть "построен", чтобы стать воспринимаемым и передаваемым. Во-вторых, человеческому уму, который "воспитывается" и "обучается" мыслить структурно и ясно. В-третьих, обществу, которое именно благодаря тому, что его члены разделяют эти смыслы и совместно их используют, обретает единство и функциональность. Информация как выраженный разумный смысл есть знание, которое может храниться, передаваться и являться основой для порождения другого знания. Формы консервации знания (историческая память) многообразны: от мифов, летописей и пирамид до библиотек, музеев и компьютерных баз данных. [Наличие смысла (значения) отличает информацию от данных, таких как слова, числа и т.п. Информация - не разрозненные знаки, а утверждения. Однако для того, чтобы утверждения стали знанием, они должны быть структурированы по правилам, определяемым разумностью. Таким образом, на шкале осмысленности информация занимает промежуточное место между данными и знанием. Знание, в свою очередь, иерархически ниже мудрости, которая синтетически объединяет все более низкие уровни и, кроме того, снимает оппозицию между объектом и субъектом знания.] Процесс передачи и усвоения информации с целью "формирования ума" есть обучение или образование. Эта функция в той или иной степени свойственна всем социальным образованиям, однако существуют специализированные общественные институты, для которых эта функция является основной (школа, университет и т.п.), а также класс лиц, ответственных за ее осуществление (наставник, преподаватель, гуру и т.п.). Социообразующая функция информации вышла на первый план в эпоху капитализма (одновременно с разделением труда, переходом к фабричному производству, повышением роли рынка и утверждением денег как универсального эквивалента) и достигла своего апогея в эпоху средств массовой информации. Развитие коммуникационных технологий (печать, радио, телевидение и т.д.) и их широкое распространение привело к тому, что информация стала таким же эффективным орудием власти и контроля, как грубая физическая сила, традиция и закон. В новую эпоху стало возможным "к штыку приравнять перо" и считать, что "тот, кто владеет информацией, владеет миром". Средства массовой информации в этом смысле суть не что иное, как "инструменты формирования массы" путем унификации ценностей, мыслей, чувств и поведенческих реакций входящих в общество индивидов. Омассовление общества сопровождается расцветом пропаганды, рекламы и популярной (массовой) культуры. Оказалось, что информация может использоваться не только для просвещения, но и для оглупления: не только как сообщение сведений и инструмент образования и культуры, но и как орудие манипуляции "массовым сознанием". Последнее, очевидно, противоположно сознанию индивидуальному и основывается на усредненных ("низких" с точки зрения "высокой культуры") вкусах, стандартизированных поведенческих реакциях ("стадное поведение") и, по сути, является не сознанием, а его сфабрикованным суррогатом. Очевидно, что "массовое сознание", как продукт, и "средства массовой информации" вкупе с "массовой культурой" как средства производства этого продукта, играют положительную роль в поддержании единства социума и его бесперебойного функционирования и отрицательную - в деле индивидуации индивида - превращения его в личность. [Ср. такие понятия-символы, появившиеся в западной литературе в период расцвета капитализма, как "индустриальный человек", "человек без лица" и т.п., а также характерные приемы в таких направлениях в изобразительном искусстве, как футуризм, подчеркивающие униформность, анонимность и взаимозаменяемость людей, выступающих в качестве "винтиков и шпунтиков" общественной "машины". Экстраполяция обезличивающих тенденций в будущее породила множество социальных антиутопий, самые известные из которых - "Мы" Е.Замятина, "1984" Дж.Оруэлла и "Прекрасный новый мир" О.Хаксли.] Говоря семиотически, формирование массового сознания предполагает не столько опору на однотипные тексты (источники информации), сколько взращивание привычки к использованию однотипных кодов (правил интерпретации текстов). Массовая культура с точки зрения культуры есть прежде всего сужение истолковательных возможностей, при котором все делается понятным. Код бесконечно воспроизводит сам себя в текстах, которые не нуждаются в истолковании, а должны лишь потребляться, выполняя те или иные ритуальные, политические или коммерческие функции. [Культура как "сознательно культивируемая сложность" (Лотман) для массового сознания предстает как нечто непонятное и, следовательно, враждебное. Победа над этим врагом предполагает либо отторжение (не читать, не смотреть, не слушать), либо упрощение с помощью перекодирования и сдвига функции (популярные переложения; использование имен, образов или цитат в рекламе или в качестве торговой марки; утилитаризация - например, музыка к мобильным телефонам и т.д.). "Большая культура" - неисчерпаемый источник знакового материала для культуры массовой, опустошающей смысловое наполнение заимствуемых элементов и подменяющей его паразитарными со-значениями.] Выработка привычки к некритическому восприятию сообщений - основа любой информационной манипуляции независимо от политического режима и социального устройства среды, в котором она осуществляется. Манипулятивная функция информации, т.е. возможность ее использования для целенаправленного воздействия на мышление и поведение индивидов и групп, легла в основу теории информационной (или психологической) войны. Эта теория (и соответствующая ей практика) стала активно развиваться в период первой мировой войны и к настоящему времени расцвела пышным букетом специализированных направлений. Лишь упомянем о таких смежных с инфовойной "мирных" явлениях современной цивилизации, как пропаганда, реклама, индокринация, промывание мозгов, так называемые гуманитарные и политические технологии и т.п. Бурное развитие информационных технологий привело к тому, что со второй половины 70-х годов они начинают играть качественно новую роль в экономической и социальной жизни индустриально развитых стран. Информация и знания становятся основным продуктом производства и потребления; такими же или даже еще более значимыми ресурсами общества, как природные богатства, труд и капитал. Возникает понятие информационного общества, которое используется для описания нового общественного строя. Такие свойства информации, как распространенность и неисчерпаемость, противопоставляющие ее традиционным индустриальным продуктам, влекут за собой деструкцию стоимости, подрыв традиционных рыночных отношений, развитие новых форм собственности и преодоление эксплуатации. Происходит изменение мотивации человеческой деятельности: труд вытесняется творчеством. Таким образом, информационное общество оказывается обществом постиндустриальным и - шире - постэкономическим. На первый план в этом обществе выходят такие специфические проблемы, как информационное неравенство (конфликт между постиндустриальными и индустриальными обществами и расслоение общества внутри себя по критерию доступа к информации и технологиям), информационная перегрузка (психические и физические расстройства, вызываемые избыточным количеством получаемой информации), защита интеллектуальной собственности (включая шифрование данных (криптографию) и инновации в области авторского права), электронная слежка и шпионаж и т.д. Информация и ее свойства являются объектом исследования целого ряда научных дисциплин, таких как теория информации (математическая теория систем передачи информации), кибернетика (наука о связи и управлении в машинах и животных, а также в обществе и человеческих существах), семиотика (наука о знаках и знаковых системах), теория массовой коммуникации (исследование средств массовой информации и их влияния на общество), информатика (изучение процессов сбора, преобразования, хранения, защиты, поиска и передачи всех видов информации и средств их автоматизированной обработки), соционика (теория информационного метаболизма индивидуальной и социальной психики), информодинамика (наука об открытых информационных системах) и т.д. Количество производимой и потребляемой информации в современном мире растет стремительно. Сегодня за день человек получает больше информации, чем совсем еще недавно за всю свою жизнь. Согласно прогнозам аналитиков, в 2003 году для генерации данных объемом 1 терабайт средней компании понадобится всего день; а в 2004 году за день будет производиться 10 терабайт данных. Производителям компьютерного обеспечения приходится вводить новую единицу хранения информации - петабайт (1024 терабайт). До сих пор не решен вопрос, ведет ли рост количества информации к уменьшению или к увеличению энтропии (теория информации и кибернетика отвечают на этот вопрос противоположным образом). Таким образом, остается лишь гадать, что несет нам Век информации - то ли совершенное преображение человека и общества и победу над известными нам "законами природы", то ли достижение критической "Точки Омега", когда количество накопленных знаний станет бесконечным и мир обратится в хаос и "информации больше не будет".
Для дальнейшего чтения
|