Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Gateway | Невод | Интер(офф)вью | Бессрочная Ссылка | НасНет | ГлобусНет | Интер(акти)вью | Дурацкий Музей | Кафедра | Русская сеть: истории | Конец прекрасной эпохи
/ Net-культура / < Вы здесь
Рецепт от мифоманки
Седьмая статья осенней серии НетКультуры "Мыльно-почтовая опера"

Дата публикации:  24 Сентября 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Я вошла в вестибюль, но она меня не увидела, - дикой кошкой летела вниз по безликой офисной лестнице, рвала телом кондиционированный воздух, даже вечно заедающий фотоэлемент дверей учуял ее и заранее распахнул створки, - и наружу, в опасное лето.
С ее исчезновением стало меньше воздуха. Идиотка придурочная, с облегчением говорили те, кого хоть раз тронули ее когти. Жаль, конечно, - вздыхали вовремя отрывшие окопчик. Без ее непрерывного, без перерыва на сон и еду вранья стало скучно.
Ее по молчаливому уговору не вспоминали. Я тоже молчала. Даже тогда, когда на мой адрес полились бесконечные письма.

Она непрерывно сочиняла истории из своей и чужой жизни. Это были романы с гастонами, раулями и клаудио, детективы с мужественными спецагентами и кладбищенские истории с мертвыми младенцами. И все это сваливалось в мой ящик и неделями ныло, требуя ответа.

Затем этот поток иссяк и стало немного скучно. (В стремлении к неодиночеству все мы усердно пишем Завет, начинающийся так : "и был день, и был коннект, и была Почта". Молимся же так: да не настанет тот день, когда почта принесет одни лишь рассылки.) Но внезапно грянуло письмо, из которого я поняла: сюжет не окончен.

Ты пишешь, пишешь, плодишь слова, складываешь строчки в странички, цифирьки в аккуратные колонки и совсем не думаешь о том, что сама, - сама, своими руками! - приближаешь конец света. Посмотри, был же Золотой Век, когда слова плелись немногими, а тех, кто их записывал, и вовсе были единицы. Насилия было несравнимо меньше, люди умирали от естественных причин - рыбак тонул в море, пастух подхватывал горячку, насильственная смерть была редкой. Ну разве что муж жену укокошит (за дело или нет - это другой вопрос). В войнах гибли солдаты-профессионалы, невоенных войны не касались. Граф на дюка прет войной, а крестьяне не воюют, это не их война. А потом слова размножились, приумножились книгами, проникли в каждый дом, и что? Религиозные войны, ереси, никто не избежал потерь, не стало "мирного населения" - слово стало убивать и спасения не было даже неграмотным.

(Ну что вы, что вы. Я не специализируюсь по лечению мифомании. Я принадлежу к стройным рядам тех, кто, с гордостью говорит: у меня нет долгов по квартплате. Мы очень быстро приобрели необходимые рефлексы. Покупаем маломощные лампочки и тушим за собой свет. У нас больше нет текущих кранов. Мы звоним друзьям с рабочих телефонов. Любой звонок с домашнего телефона предваряется размышлениями: нельзя ли отложить его до завтра и позвонить с работы. Взявших кредит или лизинг мы, однако же, уважаем безмерно, и степень уважения растет с суммой кредита. Но я продолжу цитату из ее письма. Потерпите.)

А люди тем вреименем повели себя как последние идиоты. Они полюбили тех, кто владел двумя важнейшими умениями - убеждать и продавать - и в чьих руках эти умения обратились не то в искусство, не то в герметическую науку и допустили их править миром. В вербальной коммуникации наиболее успешен тот, кто лучше владеет литературным(и) языком (языками). Сегодня миром правят те, кто поняли это первыми и теперь имеем то, что имеем: именно литературоцентризм мировой культуры, а вовсе не технический прогресс отдал мир на поругание обитателям офисов, плодящих слова, знаки, цифры.
Для пастьбы бесчисленных стад в потребляющем (и производящем, но не это сегодня главное) мире не хватает пастухов. Для того, чтобы править без ограничений, налагаемых миром вещей, понадобились технические средства обеспечения безграничной коммуникации. Телефон - это бы ничего, да и телексы с их скоростями не очень опасны - хотя это еще как посмотреть, возьми хотя бы историю ХХ века с его гекатомбами. Но слова рвались на волю и стремились быть записанными. Они, слова, внушили людям, что устаревшие технические средства не справились с потоком навязываемых миру условностей. Ну хорошо, замени "слово" на "миф", что изменится? Ничего. Миф желал царить в мире, а мы, люди ему не нужны. Значит, надо обратить нас всех, - всех! - в мифоманов, а дальше с нами можно будет справиться как с пауками в банке, - поубиваем друг друга за собственный миф. И выход был найден : придумали Интернет. Его обернули в замечательные статьи о прогрессе, об информации как правящей силе скоростного века? о, мы все это читали и помним, как нам продали это чудо из чудес. И понеслось! Строчатся миллиарды слов, нарождаются легионы мифов - и каждый приближает конец света, и каждый означает чью-то смерть в последней войне, которую они - мифы- развяжут не сегодня-завтра. Руками людей.
Ну посмотри сама! Колебания в кремнии внутри вот этой железки вызывает реакцию аминокислот вот в этой черепушке. Этот мир вовсе не то, чем кажется. Мифомания оправдана и закономерна. Жми на send/receive и желаемое сбудется.

А я-то жалела ее! А я-то думала - что делать тому, кто не справился с тем, что нажатие send/receive ведет к всплеску эмоций? Но она продолжала:

Если на то пошло, то до чего прелестны, наивны и забавны павлиньи хвосты, распускаемые хардверными фирмами (и некоторыми ну очень уважаемыми мною лицами) по поводу гигагерцев-терабайт, - они не знают о своей истинной заслуге в деле уничтожения человеческого рода. Ворожба кремниевыми пластинами и маршрутизацией погубила и телеграф, и уродливый "телеграфный" стиль, реанимировав эпистолярный жанр, которому телефоны спели было отходную. (А мы убьем delete'ом эту скучную дрянь и заведем свой театр. Здесь будет место хохмам, слезам, смайликам и целым строчкам восклицательных знаков. Здесь мы будем плести сказки, примерять маски, нести околесицу, лепить мифы, разбивать сердца и придумывать себе новые и новые наряды. И вся королевская рать, все эти Карниворы и СОРМы опустят лапки, заплачут и пойдут восвояси, задавленные терабайтами прелестной чуши, кем-то свысока названной "частной перепиской, не относящейся к бизнесу". Эта прелестная чушь и есть главная угроза человечеству.

А ведь она права! Физическая легкость написания, нематериальность, "ненастоящесть" переписки и кажущееся отсутствие посредников-почтальонов провоцируют небывалые для "бумажного" письма искренность и открытость, перемежающиеся то фантазиями, то привиранием. Поток сознания стал истинно народным стилем. Но кроме доверительности электронная частная переписка несет в себе заряд некой отстраненности от собственных ежедневно исполняемых ролей. Пишущий - осознанно или нет - создает нового себя, маску, миф, образ.

Бесчисленные романы в электронных письмах - тот же бесконечный театр. Из всех новых форм коммуникации именно электронное письмо спровоцировало пандемию мифомании. Ни чат, ни ICQ не дают возможности создания нового образа, а вот в разговоре письма с письмом допускаются стилевые игры, глоссолалия, литературщина и театральщина. Процесс создания маски засасывает. Супружеская измена по почте создает ничуть не менее напряженный сюжет, чем реальная. Разгадывание корреспондента несет в себе детективное начало. А какой простор придуманной или реальной рефлексии! Продолжительность игры письмами зависит от напряженности создаваемого сюжета и от готовности партнера к этой игре и от его литературной подготовленности. То есть частное электронное письмо есть способ обращения общества к литературоцентризму и к генерированию бесконечных слов и мифов!

Конечно, нашлись усомнившиеся, которые стали вопрошать: а реально ли то, что мы купили? Насколько реальна коммуникация при помощи емейла, ICQ или иного растворимого сообщателя? Но нажимать кнопочки и тем самым погружаться в мир чудес было так увлекательно, что теоретиков оставили рассуждать о неткультуре (она же киберкалча), а философов - о мире симулякров и, не особо раздумывая, настрочили миллиарды электронных писем и насоздавали миллионы нетленок на вебе. И народились мириады мифов. Нажатие кнопки connect ведет в сказку, а send/receive ведет к всплеску эмоций. С этим справились немногие. Остальные обратились в явных или в латентных мифоманов. Мир никогда еще не был так близок к концу, как сегодня, когда им окончательно завладели писаное слово и/или миф. Скоро они начнут последнюю войну, то есть наставят начать эту войну нас, - тех, кто их породил.

Она не безумна. Хлеб, плач текущей воды, стихи и проза, дизельный перегар и запах скошенной травы - все это там, далеко от стерильных офисов, где жрецы финансов и коммуникаций правят нашей единственно существующей реальностью, - правят при помощи вымышленного мира вымышленных категорий.
Дальше в письме она развивает проект спасения человечества, который, кажется, уже воплощают (кое-что об этом сообщает CNN, называя спасителей "террористами").
Впрочем, она не учла, что опасность затопления мира словами и мифами не так велика, как представляется. Слово и миф сегодня особенно невечны и хрупки. Мы бездумно жмем delete, стыдливо очищая жесткий диск от собственного словоблудия, перебранок, неудачных проектов и ошибочных решений. Ничем не отличаясь от предков, рисуем свой парадный портрет. Избранная переписка будет, конечно же, бережно сохранена (а почтовый и SMS-спам, так безжалостно убиваемый сегодня, станет истинным раритетом) и грядущий филолог проведет выходные на свалке в поисках старинных CD-ROM и жестких дисков. Лингвист отметит, что интернет-жаргоны прокрались в самые сокровенные, в самые интимные излияния и отследит развитие flame-war-технологий. Палеограф займется поисками ПО для их дешифровки, а вот текстолог останется без работы: компьютер не оставляет черновиков. История же нашего века будет писаться в отсутствие первоисточников. Плачь, историк. Или займись тем, чем занимался от века: сочиняй мифы. Чем ты хуже предшественников?


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
М. А-к, Невидимая на первый взгляд, назначенная судьбой опасная и трудная служба /24.09/
Шестая статья осенней серии НетКультуры "Мыльно-почтовая опера": "... у электронного бога есть свои апостолы. Хоть у вас Мышь, хоть Взгляд - все настройки всегда в ваших руках, - и у паука в тенетах шмель пробьется, а муха увязнет".
Мария Фридрих, Емелино мыло /18.09/
Пятая статья осенней серии НетКультуры "Мыльно-почтовая опера": "...В сетевых вообще и почтовых, в частности, делах мне лично не хватает персонифицированности и основательности. И потому я в мыло не верю. Я мылом своего личного не отправлю ни в жизнь. Я выбираю - Емелю".
Сергей Вальмус, Суахили, письма и канадский профессор /17.09/
Четвертая статья осенней серии НетКультуры "Мыльно-почтовая опера": "...Снежная зима 1810 и холодная осень 1941 связаны с жарким летом 2001 посредством листов бумаги, с написанными на них чернильными и карандашными строками. Это последние связующие нити. Когда порвутся и они, когда цифра останется без основы, когда исчезнет самое понятие о мирах живых и неживых - вот тогда, наверное, придется начинать все с самого сначала".
Инна Булкина, Мыльная статья про мыло, или Не откладывая в долгий ящик /17.09/
Третья статья осенней серии НетКультуры "Мыльно-почтовая опера": "... жанровая путаница нынешних письменных форм онлайна происходит от изначальной безответственности и неизбирательности, роднящей сетевые формы с устными. С другой стороны, - письмо, оно и в Африке (в онлайне) письмо, и следовательно, диктует свои законы и формы".
Анекдоты и/как террор: беседа с Дмитрием Вернером /17.09/
"Такого отклика не было ни на одно событие за все время существования сайта. И тогда я решил опубликовать все эти тексты прямо сейчас, в том порядке, в котором они пришли. Мне кажется, что это тоже нужно знать и понимать. Никакого отбора тут быть не могло. Ни один из них я смешным не считаю".
предыдущая в начало следующая
Татьяна Данилова
Татьяна
ДАНИЛОВА
tatyana.danilova@gmail.com

Поиск
 
 искать:

архив колонки: