Русский Журнал / Net-культура /
www.russ.ru/netcult/20011001_travin.html

Электронная письменно-устная переписка
Девятая статья осенней серии НетКультуры "Мыльно-почтовая опера"

Андрей Травин

Дата публикации:  1 Октября 2001

"...все не так, ребята!"
Высоцкий

Вообще, мало кого волнуют отличия бумажных писем от электронных, телефона от тамтама, негра от мотоцикла, улиточной почты от почтово-голубиной.
Текста первого электронного письма не сохранилось (хотя сохранились его дата и адрес назначения). Но сегодня в анализе электронной переписке важны лишь слова и то, что за словами. На мой взгляд, основной разрез темы в нашей мыльной опере: чем отличается виртуальная коммуникация от реальной? Одного этого вопроса однажды хватило на организованную Натальей Петровой однодневную научную конференцию, в которой было восемь докладчиков и четыре слушателя, включая автора этих строк. Соотношение, кстати, символическое: вот она какая, виртуальная коммуникация, - все говорят, и почти никто не слушает.


Электронной почте как раз в этом году стукнул тридцатник, то есть она развивается недавно и по этой причине меньше других форм общения зависит от традиций. Определяющим фактором в электронной переписке становится экономия усилий отправителя и получателя: первый из них заинтересован в том, чтобы написать меньше, но быть понятым собеседником на том конце провода. Баланс их интересов и определяет здесь правила хорошего тона. Это, к примеру, пренебрежение правилами грамматики и орфографии. Если же знаки препинания используются, то они большей частью лишь отражают интонацию устной речи: скажем, многочисленные многоточия передают лень, медлительность, сонливость или просто темп речи говорящего. В ходу прямое отражение устной речи в письменной: к примеру, написание "о-о-о-чень маленький". Нередко люди в своих электронных письмах совершают так называемые ложные шаги, типичные для устной речи. То есть человек, написав абзац не совсем о том, о чем бы ему хотелось, тем не менее, не возвращается назад, опираясь на клавишу Backspace, а просто помечает в заключительной фразе, что "на самом деле, это не совсем так", "все это я напрасно говорю" и т.п. Что опять же выступает примером сохранения в виртуальном общении произвольности устной речи.

Известно, что в хорошо составленной заметке одна информационная единица заключена в одно предложение, а один абзац составляет одну мини-тему. При этом, абзац хорошо воспринимается, когда целиком удерживается в зрительном поле. В электронном же письме абзац иногда полностью не помещается на экране. Поэтому e-mail пишут короткими абзацами. И в целом они отличаются наличием множества пустых пространств: пустая строка добавляет мало байтов, но немало понимания.

Отсутствие содержания в "чатских" беседах компенсируется украшательством. И, право, многие (более или менее "взрослые") разговоры в конференциях и чатах наворочены "умными цитатами" и прочей словесной эквилибристикой.
Если же человек в чате, ICQ или форуме пробует говорить стихами, чего он, очевидно, не делает в обычной жизни, то через некоторое время ему требуется так называемая терапия воссоздания реальности: в чат или ICQ посылается фраза: "дай-ка я пойду кофе попить".

Само виртуальное общение можно считать мостиком между письменной речью, линейной в пространстве (и имеющей возможность исправлений), и устной речью, линейной во времени (когда сказанное нельзя отменить). То, что пишется в чате (и зачастую в e-mail) - печатается со скоростью говорения, редактура текста минимальна или отсутствует (впрочем, иногда бывает неудобно даже перечитать текст в окошке сообщения). Таким образом, налицо письменная фиксация устной речи, когда совершенно нормальным становится такое понятие, как "виртуальная дикция" (которая не совсем тождественна "речевой маске"). Однако электронная переписка может быть определена многими людьми как потеря преимуществ и письменной речи, и устной, ведь мы все равно не видим мимику собеседника и занимается его "конструированием".

Однако реальность, которая не давит, не дает и опоры (в полном соответствии с законами ньютоновской физики). В результате в электронной переписке получается что-то вроде театра абсурда - нет большой потребности в обычной логике.

Еще один необычный эффект при общении в чатах дают собственные ремарки беседующих. В театральной пьесе ремарка - это авторский текст, комментирующий действия героя. В чате человек, комментируя свои действия как бы со стороны, внешне достигает раздвоения личности: "что-то никого не видно (осматриваясь)", "ну, мне пора (зевая и посматривая на часы)" и т.п.
Ну а в электронной почте подобный эффект достигается уже в рамках текста: "Добрый день, пишет тебе Рома. Погода пасмурная, небо серое, кофе еще есть, но мало...".

Сигнальные системы - способы передавать сообщения посредством другого языка. Примеры: язык костров, барабанов, смайлики в электронных письмах...
Отечественный электронный почтальон "Мини-Хост" - наверное, единственная среди почтовых программ, которая позволяет автоматизировать проставление большого набора смайликов. Однако данная функция не получила распространения в популярных почтовых клиентах, так как человек должен сам рисовать улыбочки, вкладывая, например, в количество скобок - всем привет :))) - некоторые нюансы своего настроения. Отличие виртуальной коммуникации от реальной в том, что она немыслима без смайликов и жаргона, хотя большинство сетевых значков и аббревиатур современному сетевому пользователю уже неизвестны. Между прочим, хотел об этом написать следующий абзац, да некстати начал со своего самого любимого смайлика: :-# - язык за решеткой, то есть об этом надо молчать (синоним :-X - запечатанные губы). Короче, на этом значке все и закончилось...

Аватары - и дословно, и по смыслу - воплощения человека в виртуальности, присутствуют практически только в трехмерных чатах, а в электронных письмах мы, слава Богу, должны полагаться на свои более надежные фантазию и интуицию.
И хотя стало общим местом утверждение о том, что 95% информации о мире мы получаем посредством нашего зрения, это факт из биологии, которая в рамках обмена электронными посланиями всех мало волнует. А по данным социологии оценка того, на что при общении обращают внимание присутствующие, такова: 7% - смысл произнесенных собеседником слов, 37% - голос, интонации; 57% - визуальная информация. Это несколько неожиданный, но более актуальный для виртуальной коммуникации расклад, из которого следует что, как ни крути, при виртуальном общении говорящий всегда занимается конструированием адресата - чаще всего невольно. Говоря научно, это есть компенсирование его открытости (сравнимой с открытостью самого Интернета).

Выводы:

  • виртуальная коммуникация - синтез письменной и устной речи (доказательства - весь предыдущий текст);
  • реальная коммуникация не всегда предпочтительней, чем идеальная виртуальная: так и щука бросается на блесну, потому что считает ее идеальной рыбой.
  • в целом виртуальное общение характеризуется более мягкими отношениями, они же в общем случае переносятся на встречи виртуальных собеседников лицом к лицу.

    Глобальный вывод: данная сугубо научная классификация отличий виртуального общения от обыденно-реального (или рукописного) говорит... в пользу того, чтобы слово "Интернет" все-таки пока не писалось с маленькой буквы. Дело в том, что почти ничего столь же обыкновенного, как привычный телефонный разговор и каракули в бумажном конверте, в интернет-общении пока нет. Тот, кто говорит, противоположное, во-первых, говорит голосом общим - так говорит сейчас целый хор обозревателей, а во-вторых, намеренно проходит мимо интересных задач и открытий.

    Между прочим, главное сходство между реальным и виртуальным общением находятся в сфере, еще не упомянутой предыдущими авторами, - в переписке по электронной почте между частными лицами и интернет-организациями. Автор этих строк работает в интернет-магазине Boomerang.ru, который принимает множество писем, подобных тем, что энтузиасты писали и пишут в журналы "Работница" и "Здоровье". К примеру, я храню два (немерянной длины) письма, в которых автор "аргументировано" угрожает покончить с собой, если мы не вышлем ему несколько сот долларов в качестве подъемных средств для занятия электронной коммерцией. Но есть и короткие перлы, которые можно цитировать, чтобы провести терапию воссоздания реальности прямо в этой заметке:

      Кому: boomerang@Boomerang.ru
      Тема: Аннулирование заказа
      Прошу Вас отменить заказ ? XXXXX от 09.04.2001, так как я был в этот день безобразно пьян. Приношу свои извинения. Я исправлюсь на стройках народного хозяйства. Непосильным трудом заглажу свою вину. (А то детям в глаза смотреть стыдно).

    Если с этого и начинается сближение виртуальной и реальной коммуникации, то своей точки пересечения оно достигает в тот момент, когда письмо - электронное или бумажное - возвращается из-за ненайденного адресата. Программку MAILER-DAEMON, которая возвращает нам наши электронные письма, я уже семь лет называю по-лермонтовски "печальный демон - дух изгнанья". Ему все равно, в каком теле нам являться в недобрый час. Но электронные адреса мы все-таки, как правило, меняем чаще реальных.