|
||
/ Net-культура / < Вы здесь |
Электронная письменно-устная переписка Девятая статья осенней серии НетКультуры "Мыльно-почтовая опера" Дата публикации: 1 Октября 2001 получить по E-mail версия для печати
"...все не так, ребята!" Вообще, мало кого волнуют отличия бумажных писем от электронных, телефона от тамтама, негра от мотоцикла, улиточной почты от почтово-голубиной.
Известно, что в хорошо составленной заметке одна информационная единица заключена в одно предложение, а один абзац составляет одну мини-тему. При этом, абзац хорошо воспринимается, когда целиком удерживается в зрительном поле. В электронном же письме абзац иногда полностью не помещается на экране. Поэтому e-mail пишут короткими абзацами. И в целом они отличаются наличием множества пустых пространств: пустая строка добавляет мало байтов, но немало понимания.
Отсутствие содержания в "чатских" беседах компенсируется украшательством. И, право, многие (более или менее "взрослые") разговоры в конференциях и чатах наворочены "умными цитатами" и прочей словесной эквилибристикой. Само виртуальное общение можно считать мостиком между письменной речью, линейной в пространстве (и имеющей возможность исправлений), и устной речью, линейной во времени (когда сказанное нельзя отменить). То, что пишется в чате (и зачастую в e-mail) - печатается со скоростью говорения, редактура текста минимальна или отсутствует (впрочем, иногда бывает неудобно даже перечитать текст в окошке сообщения). Таким образом, налицо письменная фиксация устной речи, когда совершенно нормальным становится такое понятие, как "виртуальная дикция" (которая не совсем тождественна "речевой маске"). Однако электронная переписка может быть определена многими людьми как потеря преимуществ и письменной речи, и устной, ведь мы все равно не видим мимику собеседника и занимается его "конструированием". Однако реальность, которая не давит, не дает и опоры (в полном соответствии с законами ньютоновской физики). В результате в электронной переписке получается что-то вроде театра абсурда - нет большой потребности в обычной логике.
Еще один необычный эффект при общении в чатах дают собственные ремарки беседующих. В театральной пьесе ремарка - это авторский текст, комментирующий действия героя. В чате человек, комментируя свои действия как бы со стороны, внешне достигает раздвоения личности: "что-то никого не видно (осматриваясь)", "ну, мне пора (зевая и посматривая на часы)" и т.п.
Сигнальные системы - способы передавать сообщения посредством другого языка. Примеры: язык костров, барабанов, смайлики в электронных письмах... Аватары - и дословно, и по смыслу - воплощения человека в виртуальности, присутствуют практически только в трехмерных чатах, а в электронных письмах мы, слава Богу, должны полагаться на свои более надежные фантазию и интуицию.
Выводы: Глобальный вывод: данная сугубо научная классификация отличий виртуального общения от обыденно-реального (или рукописного) говорит... в пользу того, чтобы слово "Интернет" все-таки пока не писалось с маленькой буквы. Дело в том, что почти ничего столь же обыкновенного, как привычный телефонный разговор и каракули в бумажном конверте, в интернет-общении пока нет. Тот, кто говорит, противоположное, во-первых, говорит голосом общим - так говорит сейчас целый хор обозревателей, а во-вторых, намеренно проходит мимо интересных задач и открытий. Между прочим, главное сходство между реальным и виртуальным общением находятся в сфере, еще не упомянутой предыдущими авторами, - в переписке по электронной почте между частными лицами и интернет-организациями. Автор этих строк работает в интернет-магазине Boomerang.ru, который принимает множество писем, подобных тем, что энтузиасты писали и пишут в журналы "Работница" и "Здоровье". К примеру, я храню два (немерянной длины) письма, в которых автор "аргументировано" угрожает покончить с собой, если мы не вышлем ему несколько сот долларов в качестве подъемных средств для занятия электронной коммерцией. Но есть и короткие перлы, которые можно цитировать, чтобы провести терапию воссоздания реальности прямо в этой заметке:
Тема: Аннулирование заказа Прошу Вас отменить заказ ? XXXXX от 09.04.2001, так как я был в этот день безобразно пьян. Приношу свои извинения. Я исправлюсь на стройках народного хозяйства. Непосильным трудом заглажу свою вину. (А то детям в глаза смотреть стыдно). Если с этого и начинается сближение виртуальной и реальной коммуникации, то своей точки пересечения оно достигает в тот момент, когда письмо - электронное или бумажное - возвращается из-за ненайденного адресата. Программку MAILER-DAEMON, которая возвращает нам наши электронные письма, я уже семь лет называю по-лермонтовски "печальный демон - дух изгнанья". Ему все равно, в каком теле нам являться в недобрый час. Но электронные адреса мы все-таки, как правило, меняем чаще реальных. поставить закладку написать отзыв
|
wolf@au.ru URL |
|
||