Русский Журнал / Net-культура /
www.russ.ru/netcult/20011006_kaplun.html

Сеть и Слово
Димитрий Каплун

Дата публикации:  6 Октября 2001

Лет эдак шесть-семь назад, перед выборами в первую или вторую Государственную думу побывал у нас в Биробиджане, на приходе, помощник кандидата в депутаты от какого-то надцато-курчавого партийного списка, прилетевший из столичных эмпирей в нашу дальневосточную глушь охмурять простодушного местечкового избирателя. Уж не знаю, что он ждал увидеть в рабочей комнате православного священника, но факт остается фактом - во все продолжение нашей беседы, пока он рассказывал, что его партия понимает, какую важную роль играет религия, что Церковь хранит важные традиции, что они готовы привлечь, засвидетельствовать etc., - гость не уставал беспокойно и удивленно оглядываться на серую махину громоздкого копировального аппарата Mita, любезно подаренного церкви доброхотом. По окончании разговора, когда мы раскланивались, гость открыл перед духовными лицами причину овладевшего им беспокойства:

- Скажите, а разве Православная Церковь разрешает такие аппараты верующим в доме держать?!

- После освящения - разрешает, - с серьезными лицами ответили мы.

- А-а! - с глубокомысленным видом покачал головой гость. - После освящения! Понимаю... - и, распрощавшись, поехал в синагогу на встречу с местными иудеями.

На выборах его кандидат, кажется, провалился.

+ + +

Не знаю, с чьей нелегкой руки - может быть, легкомысленных вольтерьянцев - начало бытовать мнение, будто Христианская Церковь вполне чуждается технических изобретений и новшеств, а Ее служители непременно должны шарахаться от любого инструмента с кнопками или шестеренками со словами наподобие "Изыди" или "Vade Retro". Анекдотично, но факт - до сих пор мне приходится сталкиваться с недоумениями вроде "неужели у Вас, батюшка, в доме компьютер стоит?" или "ой, а что это Вы делаете в интернете"?

Другое дело, что Церковь всегда предупреждает о нравственных опасностях, связанных с тем или иным достижением прогресса. Ведь ясно, что нравственная ответственность человека с колотушкой в руках несоизмерима с ответственностью сидящего за пультом управления атомного авианосца.

Новые информационные технологии, ворвавшиеся в нашу жизнь в конце ХХ века, поставили перед христианским сознанием несколько глобальных вопросов о том, как православным людям вживаться в ландшафт нового мiра, серьезно изменившегося вместе с появлением интернета. Великий святитель Игнатий (Брянчанинов) еще в XIX веке опасался, что развитие железных дорог приведет к скорейшему объединению человечества и на руинах европейских самобытных государств возникнет вавилонская башня нового антихристианского порядка. Что уж говорить об интернете! Мы видели, как в день падения нью-йоркских башен-близнецов весь мiр обсуждал в сети эту потрясающую новость. Африканец и австралиец, индус и европеец имели возможность одновременно сочувствовать, и переживать, и делиться своими эмоциями друг с другом. Интернет стал новым нервным узлом человечества. Сбылись мечты фантастов. Человек за городом, вооруженный мобильным телефоном и ноутбуком, может полноценно участвовать в жизни отдаленного концерна, следить за курсом акций, отдавать распоряжения, получать необходимые документы, следить за новостями.

Ясно, что новые фантастические условия жизни ставят перед человеком задачу новой ответственности за свои слова и поступки.

Помню странное чувство, возникшее у меня, когда впервые модем соединил мой компьютер с интернетом и в углу экрана стал вращаться маленький земной шарик, чей анимированный рисунок знаком любому пользователю Internet Explorer'а, - мне показалось, будто действительно весь земной шар стоит теперь у меня на рабочем столе. Слово, даже не произнесенное вслух, а тихо набранное на клавиатуре, раздавалось теперь стократным эхом в иных городах и весях. Скромный рабочий уголок библиотекаря или ученого ныне развернулся сказочным образом в мiр и стал кафедрой, с которой любой, имеющий что сказать, может проповедовать urbi et orbi, всей вселенной, и будет услышан тем, кто хочет услышать. Вернулись времена платоновской Академии, философского холма, куда сходились древние мудрецы, чтобы обсудить свои идеи. Вот, любой философ, где бы он ни жил, теперь может встретиться с другим любомудром, не выходя за пределы своего дома, только включив модем.

Однако вместе со своими достижениями человечество принесло в мир информационных коммуникаций и свои недостатки, свои грехи и страсти. Человек будущего, человек XXI века, войдя в виртуальную реальность, остался прежним ветхим Адамом, человеком павшим, склонным к вражде и осуждению, разделению на партии и фракции в соответствии с личными представлениями о мiроздании. Человек остался прежним сластолюбцем, дурным весельчаком, с удовольствием слушающим скабрезные анекдоты и посмеивающимся над недостатками ближнего.

Этот человек наполнил интернет порнографическими сайтами, матерщиной, идиотскими развлечениями. Самые разные форумы и доски объявлений превратились в арену борьбы и склок между людьми, даже не знающими лично друг друга. Потоки оскорблений, жутких ругательств, сквернословия, циничные комментарии, безстыдные откровенности - все это, доселе скрытое от глаз стенами квартир и клубов, предстало напоказ перед глазами всего мiра, нагло красуясь собственным безобразием: "Смотрите, люди, на себя в зеркало интернета. Таков ваш мiр, не приукрашенный цензурой, не подправленный рукой умелого имиджмейкера. Таковы вы сами в глубине ваших душ, когда не стесняясь людского мнения, скрывшись за анонимными прозвищами, крадетесь в галерею педофильских картинок или кроете грубым матом оппонента, позволившего себе не согласиться с вашим драгоценным мнением". Почтенный отец семейства стал в интернете маньяком-развратником, а юная девица обратилась в фурию - на виду у всех, к нашему общему прискорбию и недоумению.

Впрочем, недоумевать и скорбеть особо нечего. Интернет только с большей яркостью подчеркнул перед общим взором ту несомненную правду, о которой Христианская Церковь давно и без устали возвещает мiру:

- Люди, посмотрите на себя. Посмотрите и ужаснитесь. До чего мы докатились, до каких пределов нравственного падения мы дошли. Не пора ли опомниться? Не пора ли возвратиться к Богу? К тем незыблемым нравственным устоям, которые возвещены человечеству в Евангелии.

Интернет, может быть, неожиданно для многих, стал подтверждением еще одной древней христианской истины - о великом значении каждого произнесенного слова. "Говорю же вам, - сказал Христос, - что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда (Матф.12:36)". Мы, сотрясая воздух праздными словесами, оскверняя свои уста и слух наших собеседников сквернословием, не часто задумываемся, что способность говорить и мыслить словами есть решающее качество, отличающее нас от животных. Дар слова - дар Божий. Сам Господь именуется Словом Божиим, и одно из Евангелий начинается так: "В начале было Слово". Недаром писал Николай Гумилев:

В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо Свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом покоряли города.

Там же поэт не случайно добавляет: "Все оттенки смысла умное число передает". Действительно, мы это видим на примере компьютерной реальности, которая числовым методом описывает почти все: цвет, объем, пространство, фактуру, музыку. С помощью чисел можно описать даже низшие, не духовные, чувства, поскольку их способна описать и выразить музыка. Эти чувства: печаль, радость, тревога, воодушевление и пр. - как раз те, что нас объединяют с животными. Но числами все описать невозможно. Непереходимая грань лежит между числом и словом, словесной реальностью, миром идей. Числом можно написать буквы, составляющие слово, но проникнуть в реальность, лежащую за буквами, проникнуть в само понятие число не может. Итак, что не выражается числами? Тайна "я", личности. Духовные чувства, свойственные только духу, а не душе, которые нас отличают от животных, т. е. - совесть, покаяние, молитва. Вечные духовные реальности, такие как любовь и добро.

И вот интернет, став всемiрной записной книжкой, немного возвратил слову подобающую ему честь. Теперь каждый знает, что слово, произнесенное в компьютерном мiре, безжалостно фиксируется умными машинами и может быть предъявлено в обличение любому болтуну в случае, если он вздумает отрекаться от своих слов. Выйдя в интернет, человек, может быть, в большей степени станет задумываться о значении произнесенных им слов - особенно, слов, возвещающих о Вечности, о Суде, о Боге.

Сама всемiрная электронная сеть дает христианам возможность такой последней проповеди. Никогда еще человечество не было так взаимосвязано друг с другом, никогда еще человеческое слово не звучало так громко, никогда еще человечество не имело возможности с такой несомненной четкостью взглянуть само на себя и ужаснуться глубине нашего падения.

В этом смысле, появление интернета дает нам еще один шанс - тому, кто связан со всемiрной сетью по роду своей деятельности, посмотреть, что из себя представляет человеческий мiр, сколь пусты его обещания, сколь ничтожны его награды, сколь суетна его суть. И отрезвившись от обольщения пустой и ничтожной суетой, призраками карьеры, человеческой славы, почестей - обратиться к подлинным и непреходящим ценностям Евангелия.

+ + +

Когда-нибудь, в пустыне покаяния, двое почтенных монахов встретятся друг с другом. Поприветствовав друг друга, они сотворят молитву и сядут за скудную трапезу. Их степенный разговор будет идти о Боге, о покаянии, о молитве. В келье не будет ни компьютера, ни других технических устройств - монахам они будут уже не нужны.

- А я ведь уже знаком с тобой, отче, - скажет один.- Много лет назад, в прежней мiрской жизни мы встречались с тобой в интернетном форуме. И ты сказал мне несколько слов о Христе, перевернувших мою жизнь.

- Слава Господу! - скажет другой. - Устрояющему все для спасения человеков!

Свящ. Димитрий Каплун

22/5 октября, память пророка Ионы