Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Gateway | Невод | Интер(офф)вью | Бессрочная Ссылка | НасНет | ГлобусНет | Интер(акти)вью | Дурацкий Музей | Кафедра | Русская сеть: истории | Конец прекрасной эпохи
/ Net-культура / < Вы здесь
Тексты о гипертексте: 10
Дата публикации:  19 Ноября 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Владимир Путин и Джордж Буш в ходе переговоров в Вашингтоне "одобрили создание Российско-американского диалога по предпринимательству в области СМИ". Об этом в понедельник сообщили представители пресс-службы Белого дома. Целью диалога является "формирование в России конкурентного сектора СМИ, способных предоставить весь спектр медиауслуг на основе новейших технологий и высочайших журналистских стандартов". Путем двустороннего диалога между профессионалами индустрии частных СМИ Россия и США будут искать возможности "улучшения условий для того, чтобы СМИ могли существовать в России как бизнес", подчеркивает пресс-служба.
(Из сообщений информагентств)

"За стеклом" - первый гибридный проект, объединивший телевидение и интернет. Причем в данном случае интернет сыграл гораздо большую роль, чем ожидалось. Из вспомогательного продукта сайт программы стал если не основным, то ключевым ресурсом для шоу.
(НГ, #209 (2519) от 9 ноября)

В ноябре этого года случились (случаются, случатся) три любопытных события. Во-первых, прошел визит президента Путина в США. Во-вторых, с неожиданной силой обрушилось на зрителей шоу "За стеклом". В-третьих, вот-вот состоится широко разрекламированный Гражданский форум.

Во время своего вояжа российский президент нашел время, чтобы обсудить с американским президентом вопрос об отвечающих духу времени СМИ (см. выше). СМИ (если они независимые) являются одним из оплотов гражданского общества. А проект "За стеклом" (см. выше), в свою очередь, является продуктом самого теперь, конечно, независимого телеканала и, кроме того, высветляет жизнедеятельность субъектов, пресловутое гражданское общество и составляющих. От такого высветления некоторые, причем самых либеральных, демократических, передовых настроений, пришли в натуральный ужас. Но по порядку.

Таким образом, мы являемся свидетелями интеграции офф-лайна и он-лайна. Сейчас начинает отрабатываться новый механизм продвижения и популяризации посредством сети. Интернет еще раз показал свою жизнеспособность и перспективность.
(НГ, там же)

Гражданское общество, мало того что СМИ в нем совсем неподвластны чиновникам, отличается также свободной рыночной экономикой. Это когда производят то, что купят, и продают за столько, за сколько купят. Причем производят и продают разное: колбасу, самолеты и даже, как отметил наш классик, время. Можно также продавать сюжеты, информацию, помещенную в газеты и журналы, на телеканалы и радио. В этом смысле медиа-бизнес ничем от бизнеса по производству гуталина не отличается. Если производимый продукт востребован массами потребителей, то бизнес процветает. Если нет - бизнес прекращает свое существование. Разумеется, в каждом бизнесе существуют свои нюансы. В медиа-бизнесе необходимо реагировать на малейшее желание потребителя гораздо быстрее и оперативнее, чем в любом другом. И продвигать свой товар гораздо агрессивнее и жестче так же. В противном случае это сделают твои конкуренты. "Война и "За стеклом" - вот что подняло Дни", - признается Константин Рыков, директор соответствующего издания.

Местные интернет-медиа оказались в двусмысленной ситуации. Нам известно, что они независимые, как и все остальные наши медиа (никто же не признается в обратном). Но мало кому известно, бизнес ли они или предприятие по осваиванию корпоративного бюджета. Последнее тоже, конечно, бизнес, но мы здесь о бизнесе в узком смысле слова. О том, который самодостаточен.

Чаще всего деньги в медиа-бизнесе приносит реклама: минуты, полосы и баннеры. Причем, чем большее количество потенциальных потребителей эту минуту или баннер увидит, тем денег у держателей медиа-площадки становится больше. Поэтому держатели стараются свою аудиторию увеличивать: закупают фильмы, которые обязательно понравятся зрителям, и забивают эфир модными исполнителями. Потребителю это нравится. В традиционных - теле-, радио- и печатных - медиа популярность (стоимость минут и полос) обязательно коррелируется с качеством предлагаемых материалов. В интернете все немножко по-другому - это в своем роде уникальное технологическое пространство. Здесь главное - совсем не качество материалов и даже не сами материалы, но умение показывать себя аудитории: технология производства "точки сбора" тех потребителей информации, которые уже окунулись во всемирный информационный океан, но еще не поняли, как в нем плавать. Сама структура Всемирной паутины, в которой все друг с другом связано, способствует (при умелой работе) искусственному созданию искомой аудитории, причем как качество материала, аудитории предлагаемого, так и качество самой аудитории - вопрос вторичный. Когда г-н Рыков, рассуждая о феноменально раскрученных при феноменальной лапидарности Днях.ру, говорит о том, что не стоит слишком хорошо думать об интернет-аудитории (для бизнесмена важно количество, а не качество), он, пожалуй, прав. Ведь аудитория - это то, что мы в нее вкладываем, то, что мы в ней воспитываем, то, чем приручаем.

Итак, приручать аудиторию можно разными способами: формальными или содержательными. В офф-лайне приручают содержательными, в он-лайне пока - формальными. Но цель, если "СМИ существует как бизнес", достигается одна и та же: рекламодатель. О рекламодателе думать хорошо тоже не следует: он не будет ориентироваться на рейтинг сетевых СМИ. Он придет к тому, кого больше читают. И если ежедневно в Дни канализируется до восьмидесяти тысяч серферов, то какой бы глубокой аналитикой Страна ни потчевала своих читателей, рекламодатель придет в Дни. Опять-таки, возможно, самым цитируемым гигантский траффик и не нужен - другие у них задачи. У нас, в конце концов, практически гражданское общество построено, и каждый волен поступать так, как считает нужным. Другой вопрос, что бизнес по работе с массами - штука достаточно сложная и социально важная. А информационный бизнес в руках сначала бизнесмена, а потом уже профессионала - штука даже достаточно опасная, причем без шуток. Массы ведь - они такие, впечатлительные. Исказиться может, так сказать, общественное сознание.

Шоу рассчитано на всех и привлекает всех, независимо от возраста и социального статуса.
(НГ, там же)

А.ВЕНЕДИКТОВ: Я сразу хочу сказать, что, поскольку наш эфир интерактивный, он в основном будет отдан вашим вопросам. Мне пришло 33 страницы вопросов по Интернету, что на 4 страницы больше, чем канцлеру Шредеру.
(Эхо Москвы)

Иные скажут: какая публика - такие и шоу. Если о смерти Кена Кизи, к примеру, в он-лайне написала только Газета.Ру, то это потому, что публика о Кизи и не слышала. Но это совсем не так - я готов с этим всячески спорить: публика у нас как раз очень отзывчивая. Тем более, что оправдательный пример налицо: то самое шоу, которое все (согласно НГ), смотрят. Одни, правда, с отвращением, другие с удовольствием, одни - в интернете, другие - по телевизору.

Однажды знакомый телевизионщик заметил, что телевидение должно делаться из расчета на пэтэушников. Снобское и даже циничное высказывание, вообще-то не очень свойственное отечественной культурной традиции. Отечественная культурная традиция как раз с удивительной любовью относилась к маленьким и, в сущности, ничтожнейшим людишкам. Ставила над ним художественные опыты и с тщательностью предъявляло общественности, общественности униженных и оскорбленных. Так что пусть "За стеклом" корни имеет совсем не российские, духовно оно нам очень даже близко. Вот ведь они: маленькие люди - не красивые, но и не безобразные, не глупые, но и не умные, - обычные, жизнь которых показана так, как она есть - прямо прослезиться можно. Вот и жалеет их вся страна.

Другое дело, что местная интеллигенция, испытывая к народу самые пламенные чувства, целенаправленно его, как известно, идеализирует. Ну не читает он Татьяну Толстую и не музицирует, и философические беседы не ведет. Ну, такой он, что ж поделаешь.

История, разворачивающаяся за стеклом в одноименном шоу телеканала ТВ-6, заведомо скучнее любого кино и любого телесериала, потому что даже в глупейшем телесериале придуман какой-никакой сюжет, и события кое-как движутся от завязки к развязке.
(Валерий Панюшкин, в Стране.ру)

Тамара Евстигнеева из Израиля: "Насколько тяжело было адаптироваться и привыкать к новым друзьям, новым людям? Жить в таком пространстве..."
ОЛЬГА: Я привыкла через 10 минут, я уже сказала, как к камерам, так и к людям, потому что я поняла, что это классные люди, все разные, и мне очень интересно было с ними общаться. И я надеюсь, что мы останемся друзьями на всю жизнь.
АЛЕКСАНДР: Обязательно.
ОЛЬГА: Будем встречаться, гулять, веселиться. То, что мы там творили, - это просто супер.

(Эхо Москвы)


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
М. А-к, Зеленое на голубом, или Юные натуралисты за сохранение легких планеты /19.11/
"...страшно представить, что стало бы, если попробовать распечатать на принтере все е-лектронные письма на Земле".
Сергей Лохов, Облако Фуфу /12.11/
Концептуализм Гоголя. Дизайн Sony. Сетевое искусство Великанова.
Дмитрий Эссеринг, Тексты о гипертексте: 9 /06.11/
Что происходит в рунете? Носик, Вешняков и Текеев о сетевых СМИ. Конец логоцентризму. Новый класс отечественных чиновников.
Дина Альперович, Мифы об эпистолярном романе XVIII века: к сравнению эпистолярного романа с современной электронной перепиской /04.11/
Тринадцатая статья осенней серии НетКультуры "Мыльно-почтовая опера".
Ольга Рогинская, Эпистолярный сюжет: мыльная опера, или роман в письмах. Серия вторая /02.11/
Двенадцатая статья осенней серии НетКультуры "Мыльно-почтовая опера": "любое опосредованное личное общение оказывается всего лишь иллюзией, за которой скрывается глубинное, онтологическое одиночество каждого из нас".
предыдущая в начало следующая
Дмитрий Эссеринг
Дмитрий
ЭССЕРИНГ
dmess@mail.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки: