Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Gateway | Невод | Интер(офф)вью | Бессрочная Ссылка | НасНет | ГлобусНет | Интер(акти)вью | Дурацкий Музей | Кафедра | Русская сеть: истории | Конец прекрасной эпохи
/ Net-культура / < Вы здесь
Обезьяний Интернет
Интернет как зеркало инстинктивных программ, или Интернет глазами этолога

Дата публикации:  5 Декабря 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Интернет самодостаточен. Он порождает множество вопросов, в нем же можно найти и ответы на них. Интернет это - целый мир - среда, живущая по собственным законам. Но не будем забывать, как ни скучно это звучит, что Сеть со всеми ее виртуальными бурями, спадами и подъемами - не более чем продукт человеческой деятельности. А человек во всем, что он творит, отражается, как в зеркале. Хочет он того или не хочет, но отражается весь, в том числе и заложенные в природе его инстинктивные программы, доставшиеся по наследству от близких и далеких предков. Мы рождаемся с "прошитым ПЗУ", в котором все эти программы присутствуют. Их работа - предмет исследования этологии - раздела зоологии, занимающегося изучением поведения животных. Известный российский этолог Виктор Дольник пишет:

"Человек, как и все животные, имеет множество врожденных программ поведения, и в нужный момент они срабатывают. Эти программы создавались в далекие времена и в совсем иной среде, мало похожей на ту, в которой мы теперь живем. Поэтому реализуемое ими поведение не всегда адекватно обстановке, рационально и желательно (не все, что естественно - хорошо). Для большинства ситуаций мы имеем достаточный набор альтернативных программ, на основе которых можно построить несколько вариантов поведения. Наш мозг так устроен, что его отвечающая за сознание часть не только не может ознакомиться с содержанием врожденных программ, но даже не знает об их существовании. Поэтому когда программа начинает реализовываться, сознание ее обслуживает, не замечая этого. Оно ищет и находит какие-то свои объяснения поведения и его мотивов - совсем не обязательно верные".

У животных эти программы проявляются в "чистом" виде, поэтому их легче наблюдать и анализировать. Многим людям очень не хочется признавать, что они произошли от обезьян. А почему? Этология отвечает и на этот вопрос:

"У клетки обезьян хохочет толпа людей. Что же такое делают обезьяны? Они не смешат нас, они живут обычной жизнью, не обращая внимания на людей. Что же заставляет людей смеяться? Они видят знакомые движения и мимику в карикатурном исполнении. Это не случайно. Многие животные близких видов карикатурны, противны друг другу. Отбор часто специально усиливает различия в поведении похожих видов, меняет местами отдельные позы ритуалов. И тем самым не допускает образования смешанных пар".

В естественном отборе побеждает сильнейший. Главная сила человека - это его разум. Развивался он развивался и наконец создал Интернет - систему изначально неиерархическую. Но почему же такой бешеной популярностью пользуются разнообразные рейтинги? Почему поднимается такой шум, когда тот или иной участник рейтинга пытается искусственно изменить свое положение в иерархии? Помните, что началось, когда в рейтинге Top.List.Ru был изменен метод сортировки сайтов - их стали сортировать не по хостам, а по хитам. Даже тем, кому в этих "хвостах" разбираться неохота, ясно: сайт Mail.Ru оказался в рейтинге выше самого Rambler'а!

"Человек - животное политическое", - написал когда-то Аристотель, знаток животных и создатель зоологии. У историка и этолога противоположное восприятие автократических и тоталитарных государств прошлого и настоящего. Для историка многоступенчатые иерархические образования - достижения разума, блестящей организации, гениальных царей и полководцев. Для этолога - это примитивные самообразующиеся структуры, разросшиеся до гигантских размеров. Их построили не гении, а "паханы". В силу инстинктивных программ люди самособираются в иерархические пирамиды, это почти так же неизбежно, как образование кристаллов. Такая структура совсем не обязательно самая выгодная, эффективная и правильная для каждого человека или для всех вместе. Это всего лишь самое простое - путь наименьшего сопротивления.

Большинство сетевых конфликтов сводится к тому, что некто (компания, фирма, сайт, портал) присвоил то, что ему не принадлежит. Или на том, что кому-нибудь так показалось. За разъяснениями опять же обратимся к этологам:

"Почти все виды общественных животных имеют шесть врожденных программ заполучения чужого добра.

Первая - это захват и удержание самого источника благ: богатого кормом места, плодоносящего растения, стада малоподвижных животных, трупа, источника воды... Захваченное добро удерживается силой: всех, кого можно прогнать, прогоняют. Поскольку удержать за собой источник благ может лишь сильная особь, для посторонних сам факт обладания им - признак силы и власти. Вы все могли наблюдать действие этой программы..." - далее идет пример с кормушкой для синиц. А мы напомним об ушедших в недалекое прошлое больших горизонтальных порталах.

"Вторая - это отнятие чужой собственности силой с использованием того или иного превосходства (ограбление).

Третья - отнятие добра и благ у стоящих ниже рангом без стычки, "по праву" доминирования. Отнятие - один из способов утверждения иерархии. Порой подчиненные особи не только безропотно отдают все, что заинтересует доминанта, но и, упреждая его гнев, "каждый сам ему приносит и спасибо говорит".

Четвертая программа получения чужой собственности - похищение. Воровство принципиально отличается от грабежа тем, что его совершает особь, стоящая рангом ниже обворовываемой. Поэтому воруют животные тайно, применяя разного рода уловки, стащив - убегают и прячут или съедают незаметно". Вспомните недавнее дело каталога Refer.ru.

"Пятая - попрошайничество. На него способны почти все животные". Дяденьки спонсоры и инвесторы! Подайте бедненькому новорожденному проекту!

"Шестая программа - обмен. Он развит у обезьян и некоторых врановых. Меняются животные одного ранга. У обезьян и ворон обмен всегда обманный: у них есть очень хитрые программы, как обдурить партнера, подсунуть ему не то, захватить оба предмета, которыми начали меняться". За примерами далеко ходить не надо: один из них - с библиотекой "Сиди и читай" - был недавно подробно исследован и описан Маратом Григорьевым.

А вот вопрос, ответ на который вы дадите сразу: почему службы знакомств, эротические сайты и просто порнуху ищут в Сети так активно? Конечно, это отражение интереса к сексу. И конечно, это объяснение верное, но напоминает оно старый детский анекдот о папе, который надоевшему почемучке отвечал: "Потому что перпендикуляр". Дело в том, что "масштабы" нашей половой потребности с необходимостью продолжения рода просто несоизмеримы. Здесь этологи не отвечают, а спрашивают:

"Откуда возникла такая избыточная по сравнению с необходимой для репродукции потребность, чему служит? Ведь в природе все имеет или имело какую-то цель. Если вы, подумав, ответите, что потребность вести регулярную половую жизнь досталась нам в наследство от животных предков, то, конечно, не ошибетесь. Но вы окажетесь в тупике, когда узнаете, что такого нет ни у одного вида животных, а способность женщины вести половую жизнь непрерывно с момента полового созревания - такая же уникальная особенность человека, как пользование огнем и речью. Но если это - особенность человека, то и возникла она в процессе возникновения человека, тесно с ним связана. Это не рудимент, как волоски на руках или способность шевелить ушами, а новоприобретение, как постоянное прямохождение или изготовление орудий. Поразительно, не правда ли? И непонятно. И это было непонятно всегда".

Есть две гипотезы.

Первую предложили полевые воробьи. "Как выясняется, у других видов спаривание служит и иным целям, иногда довольно загадочным. Самец и самка полевого воробья образуют устойчивую пару. К моменту "бракосочетания" они летят в группу других воробьев и спариваются среди них. Сразу после этого с самкой спариваются другие самцы. И лишь затем супружеская пара дружно летит домой. Это открытое в последние годы "быстрое спаривание" пока не получило никакого объяснения... Быстрое спаривание есть и у приматов, в том числе и у тех видов, у которых самец убивает детеныша, если подозревает, что он родился не от него".

Вторую - обезьяны-верветки, "живущие в групповом браке. У верветок период спаривания наступает синхронно, для всех самок один раз в год (в этом отношении они типичные нечеловекообразные обезьяны), но он растянут вплоть до второй половины беременности (тут они отчасти напоминают женщин). В течение всего удлиненного периода самка успевает спариться с большинством самцов в группе, и все они делятся с нею пищей, так как находятся в подчиненном состоянии, которое длится, пока самка может спариваться. Выходит, чем самка сексуально активнее, тем больше пищи она имеет для себя и своих зародышей и тем больше самцов считают ее детенышей своими. Так что если один из самцов погиб или ушел в другую группу, детеныш без отца не остается. Итак, верветкам удалось преодолеть столь типичный для приматов принцип полного господства самцов, растянуть время инверсии доминирования и обеспечить в результате заботу о самке и ее детях".

Однако, ни те, ни другие прямыми нашими предками не являются. Так что высокую посещаемость сексуальных страниц Сети мы пока можем считать своим видовым достижением.

Чтобы у вас не создалось впечатление, что все неприятности - от инстинктивных программ, а этологи говорят одни пакости о животных (людях), приведем последнюю цитату:

"Начиная со знаменитой работы "Мораль и оружие в мире животных", Конрад Лоренц и другие этологи показали, что животные имеют выработанные в ходе длительной эволюции врожденные запреты совершать некоторые действия в отношении других особей, например: "не убивай в гневе", "не бей признавшего тебя сильнее себя", "не причиняй ущерба детенышам", "не покушайся на чужие территории, самок, собственность". Запреты образуют естественную мораль животного. Набор запретов меняется от вида к виду, но многие из них сходны. Человек тоже имеет врожденные запреты".

За другими ответами за новыми вопросами с удовольствием отсылаем вас к статьям Виктора Рафаиловича Дольника.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Роман Лейбов, Опасные связи /29.11/
Последняя статья осенней серии "Мыльно-почтовая опера": "И на бумаге, и в сети есть письма хорошие и письма плохие. О последних как раз и хотелось бы поговорить".
Дмитрий Эссеринг, Тексты о гипертексте: 11 /29.11/
Агент Малдер известен тем, что всю свою сознательную жизнь боролся с маленькими зелеными человечками. Поп Гапон известен тем, что всю свою сознательную жизнь вел разъяснительную работу с массами трудящихся, как выяснилось впоследствии, несколько провокационного характера.
Дмитрий Эссеринг, Тексты о гипертексте: 10 /19.11/
Cтруктура Всемирной паутины способствует (при умелой работе) искусственному созданию искомой аудитории, причем как качество материала, аудитории предлагаемого, так и качество самой аудитории - вопрос вторичный.
М. А-к, Зеленое на голубом, или Юные натуралисты за сохранение легких планеты /19.11/
"...страшно представить, что стало бы, если попробовать распечатать на принтере все е-лектронные письма на Земле".
Сергей Лохов, Облако Фуфу /12.11/
Концептуализм Гоголя. Дизайн Sony. Сетевое искусство Великанова.
предыдущая в начало следующая
Татьяна Мерсадыкова
Татьяна
МЕРСАДЫКОВА
tem@yakut.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки: