Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Gateway | Невод | Интер(офф)вью | Бессрочная Ссылка | НасНет | ГлобусНет | Интер(акти)вью | Дурацкий Музей | Кафедра | Русская сеть: истории | Конец прекрасной эпохи
/ Net-культура / < Вы здесь
Куда ведет дорога в никуда?
Рассуждения о пользе интернет-зависимости и киноповесть в пяти картинах

Дата публикации:  9 Декабря 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

"Никто не свободен от свободного рынка... Идеи не являются какими-то единицами наподобие кирпичей, и они не получают пользу от того, что передаются", - Пауль Треанор. Интересно, а кирпичи получают?

"Лучшим способом борьбы с подростковой инетоманией было бы - ввести Интернет в обязательную школьную программу, учинять по нему домашние задания, контрольные работы, сочинения, зачеты, экзамены и навести отметочный террор", - Владимир Леви, журнал "Мастер жизни".

Часть 1. Анонимные алкоголики.
Обстоятельства времени действия. Категории абстрактные

1996 год. Доктор Айвен Голдберг придумал термин "интернет-зависимость" для описания непреодолимой страсти к Интернету. Кимберли Янг выявила симптомы психологические:
- хорошее самочувствие в Сети и полное отсутствие оного вне ее;
- невозможность остановиться;
- пренебрежение семьей и друзьями, работой и учебой.
Опустим симптомы физические, иначе у вас при чтении этого текста что-нибудь заболит.

1998 год. Интернет-зависимостью нас пугали: иллюзия ненужности реальных контактов; настоящая паутина, из которой вырваться нелегко; дорога, ведущая в никуда.

1999 год. За интернет-зависимость нас ругали и предлагали полечиться. Нас тестировали - хоть ненавязчиво, но и незатейливо. Все приведенные и пропущенные признаки Янг записывали с вопросительными знаками. То есть раз 20 спрашивали, страдаете ли вы интернет-зависимостью...

2000 год. Интернет-зависимость некоторым из нас начали прописывать: "для многих алкоголиков и наркоманов Интернет стал более "легким" наркотиком и шансом избавиться от более серьезных зависимостей. То есть, они заместили одну зависимость на другую. По такому же принципу работают многие методы психотерапевтического лечения зависимостей: в группах Анонимных алкоголиков и наркоманов развивается зависимость от общения в группе".

2001 год, весна. "Пинитрейшн" углубляется. Нас начинают успокаивать. Противное слово "зависимость" заменяют уютным словом "привыкание": "Привыкну ли я к некоторому месту, в котором у меня будет много друзей, где меня ждет масса интересных бесед, где я могу найти для себя море полезной информации? Привыкну ли я к такому месту, где мне будут доступны все произведения искусства, грандиозные библиотеки, музыка, кино, увлекательные игры? Безусловно, привыкну! Буду стремиться в это самое место как можно чаще, желая снова поговорить, отдохнуть, узнать последние новости. Но почему тогда все становится плохо и драматично, если это место зовется Интернетом?"

2001 год, лето. Еще теплее. Владимир Леви: "Интернет гиперболизуется как источник опасности, раздувается. Так в свое время боялись и библиоманий, и киноманий, и телеманий. Все эти мании действительно существовали и существуют - и все прошли через апогеи и благополучно вошли в берега. Угрожают они тому, кто вообще склонен западать и подсаживаться на чем бы то ни было. Такие натуры в определенном проценте есть всюду и везде - это примерно каждый четвертый мужчина и каждая десятая женщина".

Итак, корень зла - не в Интернете, а в человеке, при этом зло бывает и добром. А корень добра, как пишет Линор Горалик, лежит как раз в природе самого явления, называемого Интернетом. Она рассматривает пользу от увлечения Сетью для другой категории людей:

"Это еще не болезнь, но уже не норма... Наши признания, когда мы пытаемся описать свое состояние, уже вызывают настороженность друзей, но еще не возбуждают профессиональной жадности психиатров. Мы - психопаты... Вместо того, чтобы мучительно приводить себя и свое восприятие в соответствие с реальностью, мы можем создать себе сетевую реальность, где будем чувствовать себя комфортно. Таким образом, невероятно ценная для психопата возможность настраивать мир под себя выводит нас из терновой клетки, в которой мы жили до сих пор".

У каждого психа своя психология. И у каждого - своя польза.

Часть 2. Моя дорогая Люси (киноповесть в пяти картинах)
2001 год, осень. Обстоятельства места действия. Люди конкретные. Все имена (кроме одного) изменены.

Картина первая
Ночь, крыша.

Два кота, молодой и старый, решили пойти пофлиртовать. Сели в подворотне у водосточной трубы. Старый тут же "склеил" двух кошечек и ушел с ними.

Наутро старый кот возвращается и видит: около водосточной трубы трясется от холода и дождя молодой.

- Ты чего, всю ночь тут? - удивляется старый кот, - пошли домой.

- Ты иди, - отвечает молодой, - а я еще немного тут пофлиртую...

Картина вторая
The Bat! На экране буква за буквой бесшумно набирается текст. Женский голос за кадром читает:

"Мой милый мальчик! Нам пора остановиться. Я не могу запретить тебе приехать в Обнинск - приезжай! Но шутка затянулась. Я давно уже не Люси. Меня все называют Людмилой Борисовной. Та красотка, что на фотографии - моя внучка. Не такая уж Афродита, между нами говоря, да и характерец тот еще. Она - тоже Людмила. Приезжай - познакомлю. Объявление на сайте давала она. Просто так, для прикола. А переписывалась с тобой я. Тоже для прикола. Больно? Верю...

Девочки и мальчики! Валите вы из Интернета! Что вы будете внукам потом рассказывать? Как из чата в чат болтались? Что вы видели? Вот ты мне присылал байки про скалы. Так они же со "Сталкера"! А ты сам в пещере был? В море тонул? Локти грыз от безысходности? Песни орал во всю глотку? Байдарки с порогами, о которых рассуждаешь так забавно, в глаза видел хоть раз? Не живете вы, а подсматриваете в замочную скважину. Не говорите, не кричите, - только пальчиками шевелите.

Интернет - наш! Хочешь познакомиться с девушкой - вперед! Только между нами: Софочку зовут Анной Васильевной, она доктор химических наук. Фотку Ларисы Гузеевой двадцатилетней давности из журнала "Экран" сосканировали. Нинон - тоже 63. Настоящее имя не скажу: ее муж - известный метеоролог. Мы внуков вырастили, теперь бэби-ситингом их в ВУЗах обучаем. А пока наши бэбики геймы гоняют, в Сети оттягиваемся, вас, дуриков развлекаем. Мы любили, путешествовали, рисковали, плакали, знакомились с земными людьми, разочаровывались, расставались - жили. Желаю и вам пожить. А приехать хочешь - милости просим. Прости, малыш, не ожидала, что флирт так далеко зайдет. И на старуху бывает проруха.

Людмила Борисовна, бабушка".

Картина третья
The Bat! Мужской голос за кадром:

"Уважаемая Людмила Борисовна! Моя дорогая Люси! Позвольте представиться: Юрий Семенович Красницкий. Какое совпадение: Анатоль - мой внук. Я собирался приехать вместе с ним. А переписывался с Вами я. У меня были некоторые подозрения относительно Вашего возраста, но я не давал им развития, поскольку не имел представления, что мистификации в Сети так масштабны. Вот уж действительно - "в бой идут одни старики". Судя по высказанным Вами замечаниям, стилизация под двадцатилетнего мне удалась. Если это комплимент, то спасибо. Процитированные мною тексты на "Сталкере", "Ангаре" и "Экстриме" я не только читал, но и писал. Толик, кстати, с детства ходил в четверки и в пятерки, а там пел и тонул, так что тут Вы немного промахнулись, но в целом... я согласен с Вами.

К сожалению, у юноши комплексы по отношению к противоположному полу. Стеснителен не в меру. Вот и возник у нас чисто теоретический диспут: легко ли познакомиться с симпатичной девушкой? Выбор пал на Вашу Люси. Выбирал я. Она очень похожа на мою первую тайную любовь на первом курсе. Кстати, ее тоже звали Люсей. Люся Торопова. Мы учились на химфаке МГУ вместе с Аней Погожиной (отличницей) и Яной Бронской (красавицей). Вам эти имена ни о чем не говорят?

С уважением, Ваш покорный слуга, Ю.С. Красницкий".

Картина четвертая
Обнинск, бар. Люся и Толя сидят за стойкой.

Люся: Я дала объяву и свалила в альплагерь. Вот бабуля и встряла - старая приколистка. Приезжаю - а тут целый роман с продолжениями. В прошлом веке на такой потребовалось бы три года. А когда ты - то есть не ты, а твой дед - в одну душу стал требовать встречи, я так уговаривала ее не колоться. Представляешь, какой был бы классный облом, если б ты один появился!

Толя: Дед бы все равно прикатил - затея-то его. Практикум: как знакомиться с девушками. Он бы вон там в уголочке сидел... Нет, хорошо, что Людмила Борисовна все написала. Он ведь мог и не узнать свою дорогую Люси через сорок лет. Интересно, как они там?

Люся: Я думаю, им не скучно, есть о чем потрындеть. Ведь тетя Аня и Яна Герцевна - тоже их однокурсницы. Полагаю, что сегодня мы их не увидим. Давай свалим из этого пошлого кабака - покажу, где можно реально оттянуться.

Толя полез за бумажником.

Люся: Принимающая сторона сегодня - я. Бабки есть - бабуля снабдила.

Толя: Намек на ответное приглашение понял!

Картина пятая
Обнинск. Золотая осень, но по-летнему тепло. Сумерки. В машине сидят Людмила Борисовна и Юрий Семенович. Они оживленно беседуют. Двери открыли, но не выходят. Машина стоит перед домом. На балконе две дамы - высокая и маленькая - машут руками, но сидящие их не видят. В глубине комнаты - стол, накрытый белой скатертью. Известный метеоролог вытирает рюмки белым полотенцем. Негромко звучит Первый концерт Мендельсона для скрипки с оркестром ля-минор.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Татьяна Мерсадыкова, Обезьяний Интернет /05.12/
Самец и самка полевого воробья образуют устойчивую пару. К моменту "бракосочетания" они летят в группу других воробьев и спариваются среди них. Сразу после этого с самкой спариваются другие самцы.
Роман Лейбов, Опасные связи /29.11/
Последняя статья осенней серии "Мыльно-почтовая опера": "И на бумаге, и в сети есть письма хорошие и письма плохие. О последних как раз и хотелось бы поговорить".
Дмитрий Эссеринг, Тексты о гипертексте: 11 /29.11/
Агент Малдер известен тем, что всю свою сознательную жизнь боролся с маленькими зелеными человечками. Поп Гапон известен тем, что всю свою сознательную жизнь вел разъяснительную работу с массами трудящихся, как выяснилось впоследствии, несколько провокационного характера.
Дмитрий Эссеринг, Тексты о гипертексте: 10 /19.11/
Cтруктура Всемирной паутины способствует (при умелой работе) искусственному созданию искомой аудитории, причем как качество материала, аудитории предлагаемого, так и качество самой аудитории - вопрос вторичный.
М. А-к, Зеленое на голубом, или Юные натуралисты за сохранение легких планеты /19.11/
"...страшно представить, что стало бы, если попробовать распечатать на принтере все е-лектронные письма на Земле".
предыдущая в начало следующая
Татьяна Мерсадыкова
Татьяна
МЕРСАДЫКОВА
tem@yakut.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки: