Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Gateway | Невод | Интер(офф)вью | Бессрочная Ссылка | НасНет | ГлобусНет | Интер(акти)вью | Дурацкий Музей | Кафедра | Русская сеть: истории | Конец прекрасной эпохи
/ Net-культура / < Вы здесь
Новояз точка ру. Серия первая. Юные годы творца
Дата публикации:  12 Декабря 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

ладелица салона "Котик и песик" ухаживает за кошками и собаками уже 43 года, среди ее клиентов - известные музыканты, актеры и депутаты Государственной Думы", - рассказывает Юлия Потемкина в "Записках корректора". "Корректор - это не работа. Это тип мышления и образ жизни". Из коллекции, экспонатами которой Юля "не тушуется удивлять и восхищать" посетителей сайта, вырисовывается ее трудный день:

"Каждый день ее каблучки без опоздания шуршат по коридорам редакции газеты. Там она слушает не ушами, а глазами результаты размышлительного процесса людей, в прошлом разных профессий и возрастов. О том, как: "Мысли о самоубийстве давно витали в голове покойного. Муж и отец несовершеннолетней дочери подстригся в монахи. Двое мужчин неопределенного возраста в три руки метут асфальт".

Удовольствия от чтения вы получите даже больше, чем от посещения концерта "с участием крупнейших поп и рок-звезд"!

Герасим схватил Каштанку и волочет ее к речке. Та визжит:
- Эй ты, деревня, опять Тургенева с Чеховым спутал.

Читать вообще вредно.

Больница для душевнобольных. Один из пациентов стоит у аквариума и донимает рыбку:
- Дай мне дом, машину, дачу! Ну что тебе жалко что ли?
Проходит врач:
- Больной, отойдите от аквариума! Рыбки говорить не умеют.
- Вот и я ему уже целый час твержу, - говорит рыбка. - Начитался Пушкина...

А мы не будем. Почитаем лучше фразы из школьных сочинений. Их любили собирать всегда. Из записных книжек они перекочевали в компьютерные файлы, оттуда - в ФИДО, а затем - в Интернет. Если их прочесть сразу после "Броненосца", возникает неожиданный эффект. Создается не только светлый образ, но и проясняется биография "писателя, который в своих произведениях показывает нам простой язык", творца большей части Интернета, автора новояза-точка-ру, любимого всеми "от малолетних детей до умудренных сединами старушек" классика мировой сетературы Василия Пупкина.

Жил-был мальчик Вася. Его мама была простой, но честной труженицей. Трудно жила: "Кормушки в телятнике стоят возле стен, и корм телятам приходится задавать через зад".

Но честно:
"Кто встречал козу с облупленным боком, с одним рогом, прошу сообщить по адресу: ул. Трудовая, дом 11. Если это мужчина, то получит бутылкой. Если женщина, что сама пожелает. Козу кличут Марьей Ивановной, масти черной. Скоро должна опороситься".
Мальчика Васю в очень средней школе учили писать сочинения:
"Бедная Лиза рвала цветы и этим кормила свою мать.
Ей понравился Грушницкий, хотя он и был под шинелью.
В отсутствие Онегина Татьяна часто ходила в его кабинет, где постепенно из девушки превращалась в женщину.
Онегин был богатый человек: по утрам он сидел в уборной, а потом ехал в цирк. Князь Нехлюдов был светским человеком и мочился духами.
На псарне у Троекурова были гоночные собаки.
Раскольников получает не "вышку", а только десять лет каторги, хотя я лично считаю, что он свое отмотал еще на воле.
Достоевский сделал героиню своего романа матерью.
По берегу реки шел Челкаш и через его рваные штаны было видно его пролетарское происхождение.
Анна сошлась с Вронским совсем новым, неприемлемым для страны способом.
Тургенев показал женщину в более расширенном виде
".

Мальчик Вася закончил школу, подрос и даже уже "пощипывал хорошеньких девушек за свои любимые места". Но главным для него всегда был труд. Он создал в Сети десятки тысяч страниц.

Это титанический труд: там есть "фотки, гостевуха, странички моих корешей, чат, форум, и прочие достижения подростков и молодежи".

Особое место занимают истории из жизни. "Нос Гоголя наполнен глубочайшим содержанием".

Одно из главных их достоинств - это длина. Заметьте, классик бескорыстен - ему за килобайты никто не платит. Он тоже никому ничего не платит. Платим мы, но не ему. Среднее время чтения одной истории составляет 3 минуты, что без учета амортизации техники, стоит примерно 1 рубль. Посмотрим теперь, за что мы его платим.

Поскольку смеяться не очень хочется, придется с самым серьезным видом подвергнуть "забавные, курьезные, прикольные" байки следующей классификации:
1. "Пирожки с ягодичным фаршем". Истории о том, как кто-то прилюдно пукнул, допустил неуместное испражнение и перемазался в результатах своих ошибочных действий. Короче говоря, ниже пояса сзади.
2. "Наполеон болел раком и умер на святой Елене". Ниже пояса, но спереди. Истории о неправильном употреблении или восприятии слов "яйца", "кончил", "конец", "влез на нее"... А также истории о правильном употреблении указанных органов - почитайте, например, как "14 февраля в Валентинов день я лишился сам и её девственности".
3. "Петр Первый соскочил с пьедестала и побежал за Евгением, громко цокая копытами". Страшилки-догонялки с участием милиции, ГАИ и других преследователей, остающихся в конце истории в дураках.
4. "У Ивана Николаевича была своя цель в жизни, но он в нее не попал". Продолжение темы о славном племени дураков и большой диаспоре неудачников, но без погони и опричников власти. Наиболее симпатичны байки, где неудача постигает самого рассказчика.
5. "Дворян гораздо чаще вызывали на дуэль, чем к начальству". В наше время - все наоборот. Вариации на ту же тему, но в роли дурака - начальник, а умным-победителем-пострадавшим обычно бывает рассказчик или его друзья.
6. "Когда русские дружинники вышли на поле битвы, из-за кургана выскочило монголо-татарское иго". С погонями и разборками, но без дураков, если не считать, что таковыми становятся многие, приняв на грудь достаточную дозу. Короче, "выпили - еще добавили - выпили - еще добавили - идем - унитаз - идем - еще унитаз - а потом милиция".

Почетное место в языке произведений занимает ненормативная лексика. Яснее всех наше неоднозначное отношение к ней выразил Михаил Жванецкий:

"Слово мата - и как будто бы отдохнул. С матом - как голым пройти по пляжу: легко, и сразу все эрогенные зоны обвеваются ветром и обогреваются солнцем. Без трусов нырнул в воду - удовольствие в два раза большее. Но, все-таки, мы - в трусах. И - без мата. Я иногда включаю экран и слышу разговор - хотя и без мата, но на его уровне. Нельзя же детей учить мату, правильно? Объяснить, почему нельзя - невозможно. Разрешить - тоже невозможно. Но и запрещать нельзя: свобода".

Вот так мы к нему и относимся. Разрешить - нельзя. Запретить - нельзя. Употреблять - нельзя. Не употреблять - тоже нельзя. Зеркало всеобщего ханжества и лицемерия.

"Книга Бытия говорит, что после всемирного потопа потомки ветхозаветного праведника Ноя стали вновь расселяться по земле. В земле Сеннар они нашли равнину и через некоторое время научились делать обожженные кирпичи. Возгордившись, люди, которые тогда говорили на одном языке, решили построить башню до самых небес. Когда строительство было уже в самом разгаре, Господь сошел на землю и увидел город и башню. Сомнительно, чтобы Его беспокоила сама башня. Его беспокоило другое - непомерная гордыня вавилонских правителей. Гордыню следовало наказать, и Господь смешал языки. После смешения языков строительство башни прекратилось само собой, а строители, переставшие понимать друг друга, рассеялись по всей земле.
Многие поколения ученых и поэтов пытаются обнаружить следы того единого языка, на котором Адам общался с Богом, на котором говорили потомки первого человека. А не был ли этим языком ...
" - М. Петров. "Должен ли интеллигентный человек бояться слова из трех букв".

Это, конечно, байка. Еще одну байку рассказывает К. Крылов.

"Русский поэт, занимавшийся воспитанием царских дочерей, ловко ушел от ответа на вопрос одной из них: "Что бы это значило?" Хорошо известное слово из трех букв он интерпретировал как повелительное наклонение малороссийского глагола "ховать" (прятать). Государь император завел поэта в курительную комнату, где подарил ему золотую табакерку со словами: "И х.. ее в карман!"

Но хватит баек. Профессор института языкознания Ю. Сорокин в статье "В гостях у Бениной мамы" пишет:

"У мата глубочайшие праславянские корни. И легенды о том, что матерщину к нам занесли татаро-монголы, не имеют к реальности никакого отношения. Да и по самой общей логике смешно полагать, будто жили раньше чистые, высокоморальные кривичи и родимичи, не знающие, как ругнуться, а потом приехали испорченные монголы и научили худому этих милых людей. Да нет, конечно же! Корни матерщины - языческие заклинания неба и земли о ниспослании урожая. Все было строго приурочено к сельскохозяйственно-календарным циклам и связано с ними напрямую. А новая религия - христианство - в своей борьбе с язычеством ополчилась и на матерщину - магию языческих заклинаний.
Особенно показательными являются те усилия, которые предпринимались ради исключения из письменных источников матерных слов. Например, введение в русский алфавит буквы Э было связано всего с двумя обстоятельствами: более точная передача звучания иностранных слов (что непосредственно связано с важнейшей для русской культуры темой европеизации) и изменения написания местоимения третьего лица множественного числа "эти". Дело в том, что при употреблении буквы Е без ударения возможно прочтение местоимения как глагола ети. Барсов в "Российской Грамматике" прямо заявляет, что одно это является достаточной причиной к изменению начертания.
Есть анекдот, в котором иностранец спрашивает русского, в каком месте предложения он должен поставить неопределенный артикль "бля". "После каждого слова", - отвечает русский. Это смешно, но в принципе верно! Из когда-то магических заклинаний мат выродился в русский артикл
".

Так почему же, несмотря на глубокие исторические корни и большой эмоциональный заряд, все-таки ухо режет? А глаз при чтении печатного текста - режет еще больнее?

"Настоящий джентльмен - это тот, кто кошку всегда называет кошкой, даже если он об нее споткнулся и упал". Знаете, как ее называет деревенский дед? Не скажу - редактор вырежет. И называет он ее так во всех случаях - и когда спотыкается, и когда гладит. Потому что он - истинный джентльмен, разговаривающий на родном языке, не нарушающий границ имиджа и стиля. Может быть, наши органы восприятия режет не сам мат, а тот самый акцент, который неизживаем у людей, пытающихся не только говорить, но и сочинять на неродном языке?

"Кваканье действует на истощенную нервную систему как бальзам на уши".

Дальнейшие события из жизни творца нашего нового родного языка - в следующей серии.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Дмитрий Эссеринг, Тексты о гипертексте: 12 /11.12/
Можно провести интернет в каждый африканский дом. Можно действительно создать мировое сообщество пользователей. Но разве в этом заключается задача информационной экспансии?
Ольга Горюнова, Свободный софт в России: будущее и настоящее /10.12/
Что монополии, занявшиеся свободным ПО, могут с ним сделать, непонятно. Вероятно, что-то страшное, вроде портрета Че Гевары на тесно обтягивающих формы юных бессмысленных девушек майках.
Татьяна Мерсадыкова, Куда ведет дорога в никуда? /09.12/
Рассуждения о пользе интернет-зависимости и киноповесть в пяти картинах.
Татьяна Мерсадыкова, Обезьяний Интернет /05.12/
Самец и самка полевого воробья образуют устойчивую пару. К моменту "бракосочетания" они летят в группу других воробьев и спариваются среди них. Сразу после этого с самкой спариваются другие самцы.
Роман Лейбов, Опасные связи /29.11/
Последняя статья осенней серии "Мыльно-почтовая опера": "И на бумаге, и в сети есть письма хорошие и письма плохие. О последних как раз и хотелось бы поговорить".
предыдущая в начало следующая
Татьяна Мерсадыкова
Татьяна
МЕРСАДЫКОВА
tem@yakut.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки: