Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Gateway | Невод | Интер(офф)вью | Бессрочная Ссылка | НасНет | ГлобусНет | Интер(акти)вью | Дурацкий Музей | Кафедра | Русская сеть: истории | Конец прекрасной эпохи
/ Net-культура / < Вы здесь
Все о поэзии 80
Написать в гостевую

Дата публикации:  14 Декабря 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Вольный стих

Свинья под дубом

Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.
"Ведь это дереву вредит, -
Ей с Дубу Ворон говорит, -
Коль корни обнажишь, оно засохнуть может".
"Пусть сохнет, - говорит Свинья, -
Ничуть меня то не тревожит,
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею;
Лишь были б желуди: ведь я от них жирею". -
"Неблагодарная! - примолвил Дуб ей тут, -
Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти желуди на мне растут".
Невежда так же в ослепленье
Бранит науку и ученье
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Басня И.А.Крылова; написана, как и обычно басни - вольным стихом.

К. Вишневский: "Силлабо-тонический стих, состоящий из строк разной длины. В отличие от свободного стиха (он же верлибр - см.), строки здесь разностопны, но одной метрической формы - чаще всего это вольный ямб, хотя встречается и вольный хорей, и вольные трехсложные размеры. Известен в русской поэзии с начала 18 века (М. Ломоносов, "Свинья в лисьей коже"), исторически слился с жанром басни, почему его иногда и именуют "басенным стихом". Однако В.с. широко употреблялся и в драматургии ("Горе от ума" А.Грибоедова, "Маскарад" М.Лермонтова). В поэмах ("Душенька" Богдановича), в лирической поэзии (П.Вяземский, А.Пушкин, В.Жуковский, М.Лермонтов, Ф.Тютчев и мн. др.)" - "Краткий словарь литературоведческих терминов", "предназначен для учащихся старших классов средней школы". В кн. Литература: Справ. материалы: Кн. для учащихся/ С. В.Тураев, Л.И.Тимофеев, К.Д.Вишневский и др. - М.: Просвещение, 1988. Под общ. редакцией С.Тураева.

Восемнадцатый век

Перестань противляться сугубому жару:
Две девы в твоем сердце вмястятся без свару,
Ибо ежель без любви нельзя быть счастливу,
То кто залюбит больше,
Тот счастлив есть надольше.
Люби Сильвию красну, Ирису учтиву,
И еще мало двух, быть коли надо чиву.

Мощной богини любви сладость так есть многа,
Что на ста олтарях жертва есть убога.
Ах! Коль есть сладко сердцу на то попуститься!
Одна любить не рада?
То другу искать надо,
Дабы не престать когда в похоти любиться
И не позабыть того, что в любви чинится.

Не печалься, что будешь столько любви иметь:
Ибо можно с услугой к той и той поспеть.
Льзя удоволить одну, так же и другую;
Часов во дни довольно,
От той с другой быть вольно.
Удоволив первую, доволь и вторую,
А хотя и десяток, немного сказую!
(1730)

В.Тредиаковского стихотворение.

А вот сегодняшнее, наших дней, обращение к XVIII веку. Дмитрий Полишук:

Стансы не к...

(На ударное рытье г. сочинителем новой ямы под старый нужник в пос. Кратово Моск. обл., Россия.)

"Господня по своре вражьей
пока не прошлась метла,
я должен стоять на страже
высокого ремесла".
М.Амелин (НМ 6, 1998, стр. 117).

"... О горе
Мне! что я ежегодно весной очищаюсь от желчи.
Лучше меня никто бы стихов не писал. - Да не стоит
Думать об этом."
Квинт Гораций Флакк, "К Пизонам" (301-304).

Где вчера - метла, нынче впору веник!
Так реку тебе, "дворник" пиериды,
с мертвого - сюда языка изменник
бардов Киприды.
Тут как не рыкать?.. Строгий метр потерян.
Мелос наш, каданс - топора обиды
злые, так сказать. На аршин отмерен
логос без слога,
иль без сути стиль, или прописные
выверты постмо- дерма. Нуль итога
вящих трех веков! Службы чтить ночные
музам не модно.
Кто в одну строку, кто строкой стостопной
под себя писать что и как угодно...
Свой пометил троп новый расторопный
приватизатор!
Мы ж с утра - пиит, через сутки - сторож,
завтра ж - водовоз иль ассенизатор.
Лом в ладонях жмешь, и тому лишь вторишь,
скажет что барин.
Черный точишь ход, до червя низведен, -
от земных паров слог высокопарен...
Нынче, знаешь, как говорят? - кто беден,
тот не талантлив.
Потому стучу ни к тебе, ни к Богу,
сам ли адресат этих, адресант ли,
вот бы разобрать... Почтальон в дорогу
вышел без почты
через певчий лес, через луг поющий
от любой стези, что ему ни прочь ты,
отклоняясь прочь в золотые кущи
вещей свободы.
Там воскреснет вновь - именем Деметры! -
свежих вождь ветров, командир погоды...
Виждь, речет, внемли: современны метры
Сафиной оды.
Так сказал. Внемли современны метры
Сафиной оды.

29.5-18.6.98.

Кратово - Москва.

Многие авторы нынче обращаются к XVIII веку за вдохновением. Указанный Полищук, М.Амелин еще, М.Бакулин, другие. Чего ищут? Да все того же, чего искали весь XX: косноязычия и тарабарщины. Ибо весь XX век, начиная с футуристов, прошел в освоении поэзией все новых и новых и новых разновидностей косноязычия.

Ну и вот: в XVIII веке этого косноязычия было сколько угодно - особенно на сегодняшний слух - но еще соединенного с пафосом, с бешеной помпезностью и пареньем. И с простодушием. Вот за этим и обращаются.

То его - косноязычие - искали "в бормотании сверчка и ребенка", в графомании, в макароническом стихе - вот сейчас ищут в XVIII веке.

Высоцкий Владимир

1. В конце 1980-х у автора этих строк появилась идея организовать движение за переименование Москвы - в Высоцкоград. А самого Высоцкого - в Высоцкого-Пушкина. В ознаменование заслуг и возрождая старую русскую традицию, когда Суворов, например, за заслуги стал Суворовым-Рымницким, а Потемкин - Потемкиным-Таврическим. А теперь нужно добиваться, чтобы Высоцкого переименовали и везде писали как Высоцкий-Пушкин. Ибо он ведь есть все равно что Пушкин наших дней - наше все!

И устраивать демонстрации, требуя этого, и собирать подписи под петициями, и писать письма в "Московские новости", обличая гадов-бюрократов, которые и при жизни поэта душили. Но и после смерти таят злобу на него и не желают отдать дань.

Но я, конечно, этого не осуществил - слишком ленив.

2. Взялась эта идея вот откуда: году так в 1988-м попались мне самиздатские стихи демократически настроенного шестидесятника, которые были посвящены все сплошь поддержке народного героя Бориса Ельцына в его борьбе с привилегиями номенклатуры и всему прочему в этом роде. Одно из них было посвящено Высоцкому, и завершалось примерно как-то типа того, что:

.... и на развалинах позорного Кремля
Напишет имя гордое Владимир
Тебе вся русская свободная земля.

Это меня и вдохновило - 17 февраля 1997, вторник, 18.10.

3. Также, конечно, хорошо бы написать и что-либо серьезное и основательное о Высоцком - нет у меня ничего такого в голове, что не было бы общеочевидной банальностью.

Так что - - -

Там, например: Бавильский:

...страшную подмену совершает актер театра на Таганке Владимир Высоцкий, на переломе эпох грандиозно сыгравший выразителя коллективного бессознательного. Ведь именно с его легкой руки в официальную культуру была запущена эстетика воровского общака.

и:

Тонкой, стыдливой, застенчивой душе русского человека привили несвойственную ей грязь и агрессию, заставив терпимо относиться к разливанному морю пошлости и разврата...

и:

...творческая беспомощность Высоцкого по части текстов, если изучать их без отвлекаловок в виде трех аккордов и якобы харизматической хрипотцы, очевидна.

Да-а-а...

Что сказать?

Я думаю, вот что: было время, когда было актуально бороться с шестидесятниками и их влиянием. Но теперь, я думаю, это время прошло. Сейчас бороться за то, чтобы сбросить шестидесятников с парохода современности - все равно как бороться за то, чтобы сбросить с него - ну, например, Батюшкова, или, ну, не знаю, Тредьяковского. То есть - очень глупо.

То есть - что Тредьяковский, что шестидесятники - Высоцкий, Евтушенко, Вознесенский - были примерно одинаково давно, и кипятиться по поводу их несовершенств - - -

Гораздо разумнее, мне представляется, наоборот, - обращаться к ним, как к давно забытому, находить в них все-таки и положительные стороны и - использовать их в своих целях


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Татьяна Мерсадыкова, Новояз точка ру. Серия первая. Юные годы творца /12.12/
"Настоящий джентльмен - это тот, кто кошку всегда называет кошкой, даже если он об нее споткнулся и упал". Знаете, как ее называет деревенский дед? Не скажу - редактор вырежет.
Дмитрий Эссеринг, Тексты о гипертексте: 12 /11.12/
Можно провести интернет в каждый африканский дом. Можно действительно создать мировое сообщество пользователей. Но разве в этом заключается задача информационной экспансии?
Ольга Горюнова, Свободный софт в России: будущее и настоящее /10.12/
Что монополии, занявшиеся свободным ПО, могут с ним сделать, непонятно. Вероятно, что-то страшное, вроде портрета Че Гевары на тесно обтягивающих формы юных бессмысленных девушек майках.
Татьяна Мерсадыкова, Куда ведет дорога в никуда? /09.12/
Рассуждения о пользе интернет-зависимости и киноповесть в пяти картинах.
Татьяна Мерсадыкова, Обезьяний Интернет /05.12/
Самец и самка полевого воробья образуют устойчивую пару. К моменту "бракосочетания" они летят в группу других воробьев и спариваются среди них. Сразу после этого с самкой спариваются другие самцы.
предыдущая в начало следующая
Мирослав Немиров
Мирослав
НЕМИРОВ
nemiroff@au.ru
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки: