Русский Журнал / Net-культура /
www.russ.ru/netcult/20020106_mersadykova.html

Internet.ru как зеркало русского Интернета. Советская народная сказка
Татьяна Мерсадыкова

Дата публикации:  6 Января 2002

то верит в Магомета, кто - в Аллаха, кто - в Иисуса..." Во что бы вы ни верили, о таинственной связи имени и судьбы все равно знаете. Не будем рассуждать на тему "что первично - яйцо или курица", поскольку причина и следствие никогда не умели жить отдельно, так же, как мир большой и мир маленький. Алексей Бабий по этому поводу вспоминает Ильфа и Петрова:

"Параллельно большому миру, в котором живут большие люди и большие вещи, существует маленький мир с маленькими людьми и маленькими вещами. В большом мире изобретен дизель-мотор, написаны "Мертвые души", построена Днепровская электростанция и совершен перелет вокруг света. В маленьком мире изобретен кричащий пузырь "уйди-уйди", написана песенка "Кирпичики" и построены брюки фасона "Полпред".

О чем это они? Да конечно же, об Интернете. Ну и что, что его тогда не было! Он был всегда. И сейчас есть, в том числе и наш отечественный. Что такое Отечество? Это территория, на которой живут соотечественники. Последним президент Путин дал такое любопытное определение:

"Соотечественник - категория личного выбора и духовного самоопределения, далеко выходящая за пределы не только России, но и русского этноса".

Что ж, каждый человек хочет больше, чем он имеет, даже если руководит такой огромной страной. Но президент, как всегда, прав - отечество границ не имеет. Не имеет его и Рунет. А поскольку последний существует, не может в нем не быть сайта с простым именем Internet.ru. А он - то есть, то нет его.

Присказка для взрослых

Internet.ru открылся в ноябре 1999 года. Его отцом-основателем был Алексей Кривенков, один из соучредителей Port.ru. Участие в разработке концепции издания принимал Антон Носик. Первым главным редактором Internet.ru был Андрей Себрант, а его заместителем - Дмитрий Алтухов. В конце декабря 1999 года в Internet.ru стала собираться новая команда во главе с Даниилом Дугаевым. 2 апреля этого года Internet.ru закрылся на переучет.

"Из-за переучета шницелей столовая закрыта навсегда" (из записных книжек Ильфа - не зря вспоминается - уж больно его сюжет!).

Internet.ru закрылся не навсегда, но запланированный на 2 недели переучет продолжался до сентября. События связаны были с объединением Port.ru и netBridge. Port.ru сделал редакции 2 деловых предложения - переехать в Москву и остаться на сокращенном бюджете: "Нам нужен Internet.ru, чтобы им гордиться". А редакция то ли юмора не поняла, то ли не знала самого глобального постулата коммерческой стратегии фирмы: "Экономика должна быть экономной". Это уже не Илья Ильф, а Ильич Брежнев сказал - помните такого юмориста? Да и на каталоге List.ru Port тогда еще только начинал экономить. Короче говоря, редакция поблагодарила и отказалась.

В Москве стали набирать новую команду. Надпись "Переучет - дело долгое" до сентября украшала первую страницу издания, менялась только дата предполагаемой реинкарнации (неплохая идея по автоматизации новостей). Экономить на столице русского Интернета Port.ru пригласила партнеров - A.Partners, на открытие нового офиса которой приезжал сам мэр Москвы Лужков (в кепке).

Конец августа этого года. Реинкарнацинные рекомендации обновляемому Internet.ru высказал Алексей Бессуднов на страницах Нетоскопа (успешным существованием обязанного только тому, что называется по науке - Нетоскопом - а не Интернетом Интернетовичем):

"Старый" Internet.ru, вопреки общераспространенному мнению, погиб лишь отчасти вследствие прекращения финансирования со стороны Port.ru. Оглядываясь назад, можно утверждать, что действительной причиной прекращения издания журнала была тупиковая ситуация, в которую зашла редакция, и отсутствие у издания четко сформулированной, прежде всего, маркетинговой стратегии...
- Возрожденный Internet.ru должен в минимальной степени ориентироваться на старую версию издания. Главная задача - максимально четкое позиционирование на информационном рынке.
- Наиболее перспективной нишей в настоящий момент я продолжаю считать нишу делового издания, при этом не стоит ограничивать себя исключительно российским рынком.
- Маркетинговой части издания должно быть уделено не меньше внимания, чем журналистской. При желании издание может найти достаточно источников дохода.
- Одной из важнейших задач является задача выработки новым изданием своего стиля (это как раз то, что удалось "старому" Internet.ru), нахождение "фишки".

Три месяца хорошая команда во главе с Алексеем Ковалевым искала фишку. К середине декабря, в связи с "интригами карабаса-барабаса", у них даже возник философский вопрос: зачем интернет-компаниям электронные СМИ? А поскольку они к этому времени уже полтора месяца за поиски фишки зарплаты не получали, вполне понятно, что сами так ничего и не придумали: "Попросили Андрея Травина написать нам небольшую обзорную статью - он и написал. Тему закрытой считать нельзя, зато ее можно считать открытой". Зато редакция фишку нашла, о чем и сообщила всем 17 декабря. Конец присказки.

Советская народная сказка для детей

17 декабря редакция Internet.Ru заявила, что прекращает работу над проектом. По словам Алексея Ковалева, главного редактора издания, это связано с финансовой и деловой несостоятельностью издателя - компании Интернет-инкубатор, дочерней структуры фирмы A.Partners. В открытом послании сотрудников Internet.Ru говорится:

"29 декабря, в субботу, мы, редакция Internet.Ru, будем работать последний день в этом году и в этом составе. Но это произойдет, только если нам сегодня же выплатят зарплату за ноябрь и гарантируют ее получение за декабрь".

Открытые письма у нас читать не принято. В тот же день из статьи с трогательным заголовком "Интернет-сообщество спасло онлайновый журнал Internet.Ru" мы узнали:

"Президент группы компаний A.Partners Алексей Пригожин был не в курсе финансовых проблем издания, и узнал о них только после соответствующего заявления редакции. В сообщении отмечается, что информация об уходе творческого коллектива была по телефону доведена до руководства A.Partners неназванными представителями "интернет-сообщества".

Технологический прогресс налицо. Злой волшебник держал принцессу в заточении и не кормил ее. А прекрасному принцу не понадобились даже белый конь, шапка-невидимка, письмо-анонимка и прочие отжившие волшебные аттрибуты. Он спас красавицу по телефону. Только вот газет мы по-прежнему не читаем - даже своих собственных... Занятые люди!

"Шефы", когда не платили зарплату бедным журналистам, были действительно очень заняты. Они письма писали (тоже открытые) с оптимистическими прогнозами развития российского (в путинском понимании этого слова) интернет-бизнеса. Начинали, извините, с себя:

"Компания A.Partners является прибыльной. Мы не только не проводим сокращений, наоборот - испытываем постоянный "кадровый голод". Практически каждый день мы получаем письма от нашего HR-отдела со словами: "Позвольте представить наших новых сотрудников..." HR-отдел даже выплачивает сотрудникам премии за привлечение в компанию новых работников.

Более того, мы будем рады помочь как новым игрокам на рынке, так и тем, кто реструктурирует свой интернет-бизнес, в разработке стратегии, основанной на прибыльной бизнес-модели.

Российский интернет-бизнес совершенно не похож на кладбище. Это подтверждается и ростом предложений, которые получает Интернет-инкубатор.

В новой экономике мы уже работаем в течение года и намерены продолжать нашу деяльность и далее, более того в ближайшем будушем будем открывать перспективные направления в других областях новой экономики".

Не могли же они после этого письма прибегнуть к тривиальному объяснению невыплат - "финансовые проблемы" - вот и пришлось сослаться на качественный менеджмент. Жаль, что Алексей Ковалев свою новую книгу "Управление проектом по созданию интернет-сайта" не успел украсить этим наглядным пособием.

Нетоскоп спросил у автора:

- Получили ли гонорары все 30 авторов книги или нет? Каков размер гонораров?
- Гонораров не получил никто, кроме меня, да и мои гонорары были весьма скромными.
- Когда ты начинал писать эту книгу, ты еще работал в "Результате". Было ли агентство каким-то образом задействовано в этом процессе и сыграло ли какую-то роль?
- Да, и эту роль сложно оценить однозначно. Изначально книгу собиралась издавать Extra.ru (проект издательского дома "Экстра-М"). Официально Extra.ru заказала ее агентству "Результат" и заплатила ему за это определенные деньги. Я выступал вроде как субподрядчиком, деньги получал уже соответственно от "Результата" и несколько другие. От этого посредничества книга, пожалуй, только потеряла. Те деньги, которые получило агентство за сам факт посредничества, можно было, например, заплатить авторам и экспертам.

Ну не везет человеку с гонорарами! Такая вот грустная сказка. Вы, наверное, морали ждете, дети? У нас с менеджментом, как и у всей нашей "интернет-общественности", все в порядке - перспективы есть. Вот вам мораль:

Дети, если вас в детском саду воспитательница не накормила завтраком, не ходите на музыкальное занятие. Но на воспитательницу не сердитесь: она не знала. А если пойдете и будете там петь, то так и не узнает!