Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Gateway | Невод | Интер(офф)вью | Бессрочная Ссылка | НасНет | ГлобусНет | Интер(акти)вью | Дурацкий Музей | Кафедра | Русская сеть: истории | Конец прекрасной эпохи
/ Net-культура / < Вы здесь
О свободе в общении...
Дата публикации:  15 Января 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

1. Зачем?

Пока никто еще в полной мере не задавался вопросом, что именно, какой стиль поведения человека, забравшегося в Cетку, можно считать нормой - да и существует ли эта норма в принципе.

Тем временем бесстрастные счетчики лишь фиксируют постоянный прирост Интернет-аудитории... Вообще, техника может многое. Может сообщить количество и составить список страничек, которые были загружены на тот или иной компьютер, может свести в таблицу временные интервалы, в течение которых этот компьютер находился в том или ином состоянии, может даже рассказать о последовательностях нажимавшихся клавиш и кликах мыши... Но что может рассказать железка о том, зачем сидящий за компьютером человек проделывал все эти манипуляции?

Психологи? А что могут сказать психологи? Что Вася залез в Сетку, потому что от него ушла Маша, а Виталик залез в Сетку, чтобы найти материал для трактата о спасении человечества. А насколько то или иное - нормально? И нормально ли соответствовать большинству?

Тогда - социологи? Они могут зафиксировать, насколько часто васи лезут в Сетку из-за расставаний с машами и каково общее количество виталиков, которым пришла в голову мысль поскрести по сеткиным сусекам перед написанием своих трактатов. Не исключено, что они точно выведут, что, из расчета на тысячу россиян, встречается чаще - уход маш от васей или виталикины трактаты. Но что могут сказать социологи в итоге? Какую линию поведения будем считать нормой?

Нет и не может быть никаких норм поведения, "нормальных" мыслей, чувств, слов... Каждый ведет себя так, как считает для себя естественным. Каждый волен думать, чувствовать, говорить то, что считает необходимым... Правда, даже самые либералистые либералы немедленно уточняют: ровно до тех пор, пока он не ограничивает свобод окружающих. Но правы ли они?

И вот тут проходит очень важная граница между тем, что от нас требует так называемое общество, - и тем, чем следовало бы руководствоваться на самом деле.

2. Прокрусты

Большинство людей, давно привыкших к многослойной морали, даже не замечает вопиющего противоречия между требованиями общества и элементарной логикой. Каков основной посыл общества, его "золотое правило"? "Поступай с окружающими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой".

Значит, если я, допустим, вегетарианец... По-вашему, мне следует кормить окружающих капустой? Если я мазохист... Мне следует хлестать их плеткой (ну, мне же нравится, когда хлещут меня)? А если я (зажмурившись) обожаю писки Лены Зосимовой (в смысле, звуки, а не...)? Я тут тихонько включу, ладно? Что значит "не надо"? А я хочу...

Стало быть, в этих случаях мне необходимо по каким-то неведомым причинам наступать на горло собственной песне и таить все мое естество от общества - не дай Бог, кто узнает. И вести себя, как ведут себя нормальные люди - так? Ну и к чему тогда фарисействовать? Скажите это открыто. We The People считаем себя нормальными и торжественно провозглашаем: заткнись и сиди тихо!

Хорошо, если мои представления о "нормальном" отличаются от требований общества не слишком сильно. А если нет? А если я вдруг пойму, что мне не хочется впрягаться и тянуть ту лямку, которая кажется естественной окружающим? А если я вдруг пойму, что я убиваю свою жизнь вовсе не на то, что хочется мне? А я хочу... чего же я хочу? Бегать босиком - вот.

И тогда я начинаю сторониться реального общения, людей, посылаю жену, выбираю работу на дому, бегаю один в парке по ночам. Раньше бы я так и сделал - но то раньше. А теперь я между делом завожу компьютер, модем и... ныряю в Сетку. А вы? Что делаете вы? А вы - ныряете за мной! И горланите мне изо всех сеткиных щелей, гостевух, чатов и форумов:

- Мы - норма, слышишь? А ты - ненормальный.

Проверяю почту. Неровные строки. "Здравствуй, друг! Я тоже обожаю бегать босиком, как и ты... но... в общем... не дают... а я... а давай вместе?"

[skipped]

...Но вот в наш фэн-клуб бегунов босиком заруливает некто в ботинках. Что мы ему хором говорим? Иди отседова, приятель. Мы - норма, а ты - ненормальный...

А через какое-то время ты чувствуешь, что беготня босиком тебя самого перестает так прикалывать, как раньше. Ты осторожно интересуешься у своих друзей: братцы, а почему бы нам не побегать теперь в ботинках - для разнообразия? Как ты думаешь, что тебе ответят?

3. Агрессия как норма

И что? Значит, любое общение (в том числе и в Сети) всегда сводится к вопросу, кто кого быстрее и громче пошлет? В общем, да. Причем - замечу - ты сам равновероятно можешь оказаться как в роли гонимого, так и в роли гонителя. Как в роли жертвы, так и в роли агрессора. Выходит, нет ничего плохого в самом факте агрессии: это лишь упорядочивание окружающего пространства так, как нравится тебе, - с использованием подручных средств.

Мы все только тем и занимаемся, что, ради достижения комфортности собственного существования, агрессивно мнем и ломаем пространство каждый под себя, - и в каждый момент времени каждый участок этого пространства находится в том месте, где уравновешиваются противостоящие силы. А если посмотреть на динамику?

Почему-то так получается, что некоторые из нас оказываются правы почти всегда. А некоторые - почти всегда вынуждены уступать. Никакая изоляция и самоизоляция жертв агрессии от агрессоров (слава Богу, Интернет позволяет группироваться и самоизолироваться любым сколь угодно необычным сообществам) ничего не дает: и среди тех, и среди других немедленно находится новый предмет для спора и начинается выяснение, кто прогнется.

Особенно удивительно наблюдать такое именно в Сети. Ибо если в реале этот феномен еще можно как-то объяснить неизбежностью серьезных противоречий, борьбой за кусок хлеба, за место под солнцем, то уж в Сетке-то, где все одинаково голые как в бане, где, как ни борись, а за реальным пивом все равно самому бегать, где физические характеристики каждого борца в принципе равны плюс-минус бесконечности по любому параметру, - здесь-то что делить?

Оказывается, и в Сетке есть масса принципиальнейших вопросов - кому, куда, с кем и даже в каких цветах ходить, как именно обращаться друг к другу, что считать "приличным", а что нет... Опять же, никто не отменял и самцовых игрищ в погоне за самками, пусть даже финал и будет заключаться для победителя в паре ласковых фраз, набранных красным курсивным Ариалом и сопровождаемых гигантским смайликом. Равно как никто не отменял и намеренных разводок со стороны этих самок (сопровождаемых теми же смайликами)... Пусть даже и выяснится, в конце концов, что Иван Иваныч всю дорогу страстно ухаживал за Петром Петровичем и злостно изменял Егор Егорычу...

Жизнь - игра. Мы не можем иначе. Ты можешь? Тогда не общайся - совсем никак. Просто броди по Интернету как по музею и разглядывай экспонаты, пока не посинеешь. Молча. Как только рот открыл - имей в виду, что у всех, кто это слышал, возникнет немедленная потребность тебя "сосчитать". Так или иначе. Тузом или шестеркой...

А если ты проанализируешь, откуда у тебя самого возникло желание открывать рот, то увидишь, что последнее имеет ту же природу, - де-факто ты решил переставить вот именно эту табуретку, которая показалась тебе стоящей явно не на месте.

Вот докопался, а! А ведь эту табуретку здесь кто-то поставил - и остальные с этим согласились... Все! Вот и почва для выяснения отношений готова. Назвался грузчиком - полезай в кузов, разгружаааааай...

4. Reality is our game

Наблюдая за теми, кто почти всегда прав, можно сделать вывод: каждая победа несет им, помимо сиюминутного выигрыша, нечто нематериальное - все большую уверенность в том, что следующая победа тоже будет за ними. Почему они побеждают?

Секундочку! Но откуда ты взял, что они - победили? Вокруг же Сетка, вир-ту-ал! В чем заключается их победа? В том, что они тебе об этом сказали - а ты согласился. Чем именно они тебя убедили - числом ли, уменьем ли - неважно. Важно, что убедили - и ты согласился. Глупо? Глупо. Ты ведь сам захотел переставить виртуальную табуретку, никто ж тебя не принуждал, да? Тысячи других людей проходили мимо этой табуретки и не замечали ее - а ты впрягся, ибо был уверен. А раз так, почему ты демонстрируешь такую неуверенность? Видишь, что не на месте - переставь на место. Смело и легко.

Ты чего-то опасаешься? А чего? Что они тебе в принципе могут сказать такого, что заставит тебя признать себя побежденным? Ну сам-то подумай. Вот - они что-то такое-этакое сказали... Мысленно переведи их сообщения в кодировку КОИ-8! Теперь как? лучше смотрится? Почему ты думаешь, что твоего словарного запаса на доказательство твоей правоты не хватит - думаешь, у них аргументов больше?

В Сетке все условно - все... Пока ты не скажешь "мокрая рыжая обезьяна" - обезьяна не появится. Да что нам с тобой это, гм, животное? Брось бяку. Табуретку помнишь? Какая табуретка? Нет ее! Где она? Не вижу! Вот, смотри: я иду - и ее нет... Как это я, по-твоему, смог бы пройти сквозь нее, если б она была? А потолок... Не находишь, что он низковат? Упрись ладонью - и поднимай. Оппа!

Кто там имел что-то против - глянь на него. Видишь: он на горшке сидит? Да нет, никакой это не трон - горшок это, розовый, в белый горошек. И этого засранца кто-то еще слушал? Пацаны, вы явно переоценили мощь его кишечника...

А табуретка - вот она. И она будет теперь стоять здесь. И не дай Бог, кто ее тронет - теперь. Кстати, а почему ты до сих пор на табуретке? Изобрази что-нибудь поприличнее...

Кресло? А может, трон?


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Дмитрий Эссеринг, Тексты о гипертексте: 13.1 /14.01/
Рунет прилагал все усилия для того, чтобы, наконец, демистифицировать себя - и имя свое, и сущность. Ему, очевидно, стало претить то незаслуженно большое внимание, которым он пользовался в широких кругах продвинутой общественности.
Мирослав Немиров, Все о поэзии 84 /11.01/
Гете, Иоганн Вольфганг. ибель полная всерьез".
Андрей Иванов, Бессистемная философия /10.01/
Станет ли Сеть действительно системой коллективного Разума, или так и останется толпой мыслящих "монад", каждая из которых осознает только свои интересы и не видит или не признает чужих?
Александр Якутский, Брачный крик накануне Рождества /06.01/
В феврале некто Адам Бертл продавал свою душу. Для разбега предложил символическую цену: 5 центов. В ходе торгов стоимость души поднялась до 400 долларов.
Татьяна Мерсадыкова, Internet.ru как зеркало русского Интернета. Советская народная сказка /06.01/
Дети, если вас в детском саду воспитательница не накормила завтраком, не ходите на музыкальное занятие. Но на воспитательницу не сердитесь: она не знала. А если пойдете и будете там петь, то так и не узнает!
предыдущая в начало следующая
Николай Попов
Николай
ПОПОВ
admin@redeyes.ru
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки: