Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Gateway | Невод | Интер(офф)вью | Бессрочная Ссылка | НасНет | ГлобусНет | Интер(акти)вью | Дурацкий Музей | Кафедра | Русская сеть: истории | Конец прекрасной эпохи
/ Net-культура / < Вы здесь
Бабашки и марзаны
Дата публикации:  17 Января 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

un_tal_lukas: Smirnov, ты на нашего Ворошилова бочку не кати, он старенький уже. А то тоже, комменты отключил, учебник читает и смеется. А мне завтра к нему на лекцию, кажись. Стыдись, Дима.
smirnov: Лукас, давай смотреть правде в глаза - некоторые главы читать без смеха просто нельзя - про те же компутерные технологии, местами - про верстку, ибо видно, КАК человек в этом не разбирается. Но пишет. Но не разбирается. В целом - говорят - есть и хорошие главы. До них я пока просто не добрался. Но собираюсь. 15ого - госэкзамен. Привет Ворошилову!
un_tal_lukas: Знаешь, Ворошилов - хороший дедок, бодренький такой. Совдеповский, конечно, но славный. Мы над ним никогда не смеялись, потому что он энергичный очень и незлобивый. Нельзя над такими смеяться. Сочувствую - как студент студенту...
smirnov: Я ведь не над ним смеюсь. Я смеюсь над неким абстрактным неизвестным мне лично автором главы, которая мне показалась смешной. При этом я не отрицаю, что в жизни он может быть и бодреньким и добрым и прочее. Так что - ... А госэкамен - фигня, прорвемся!

(Из разговора в ЖЖ).

Готовиться к прорыву мы начали за семь дней до "госа". Шутка ли - пятый курс, проснувшееся вдруг чувство ответственности, мучительная боль за бесцельно прожитые годы, и немного страха - несмотря на заверения замдекана, что мы им надоели не меньше, чем они нам, и единственная мечта в деканате - поскорей выяснить уровень остаточных знаний и успешно выпустить нас из Универа к чертям соба... в большую жизнь, - несмотря на это, ожидать можно было всего.

Самый простой способ для ленивого человека подготовиться к экзамену - это заняться паразитированием на ком-нибудь менее ленивом. Пришлось ехать к одногрупнице и таскать книги у нее. Так мне в руки попал Ворошилов, или "Книга про бабашки и марзаны", как представила мне ее одногрупница.

А также про шпации, шпоны и технологию СМИ.

Хотя, на самом деле, книга совсем о другом. "Журналистика", учебник. Третье издание. Автор - Ворошилов Валентин Васильевич. Толстая. И местами, как потом выяснилась, весьма умная. Просто меня, как всякого уважающего себя "интернетчика", интересовали совсем неинтересные и пугающие других вопросы - "Последовательность издательского процесса. Компьютерные технологии в издательском процессе" (вопрос номер 3) и "Интернет-технологии в современном производстве" (вопрос номер 26), интересовали именно потому, что уж мне-то они, как родные и близкие, точно не попадутся, а вот посмотреть, что об этом пишут в умных книжках и что об этом будут рассказывать другие, было чрезвычайно интересно.

И тут я понял, почему книга все-таки про бабашки и марзаны. Бабашки, марзаны, шпоны и прочее - это всего лишь названия пробельного материала, применяющегося при наборе газеты "по старинке", с помощью литер. Эта часть - погружение в прошлое - была хороша и интересна, но дальше был полный завал - шли Высокие Технологии.

Я выяснил, что: "Современные мощные комплексы на базе компьютеров "Macintosh" работают в "Известиях", "Московском комсомольце", "Аргументах и фактах"... Художники и дизайнеры делают их особо привлекательными, используя возможности техники. А вот редакция газеты "Московские новости" отказалась от "Macintosh" и пользуется машинами с процессором "Pentium" с оперативной средой "Windows-97". Готовые файлы статей здесь поступают в технический отдел редакции, где каждый сотрудник имеет свою директорию".

Что за таинственные мощные комплексы на базе "Macintosh", я не знал, как и не знал, что вынудило редакцию "Московских новостей" отказаться от них - операционная ли среда "Windows-97" или возможность для каждого сотрудника иметь свою директорию.

О тексте в эпоху хайтека я узнал, что "набирать его на компьютере не сложно", и что "облегчилась и авторская вычитка, и корректура - сверка набранного напечатанного материала с оригиналом *. А чтобы быть уверенным в грамотности набора следует включать программу проверки орфографии. Для этого в клавиатуре работающего компьютера достаточно нажать клавишу F7 или ударить курсором мыши на надпись "сервис".

Про софт разговора вообще нигде нет, и хотя легко понять, что речь идет про любимую "MustDie" и ставший стандартом де-факто MS Word, но ведь MS Word - это еще не "работающий компьютер", в котором достаточно ударить курсором мыши на надпись "сервис". Впрочем, софт все-таки упоминается в одном месте: "Если к материалу прилагается иллюстрация, она тут же обрабатывается на планшетном сканере, проходит обработку в программе Adobe Photoshop 3.0, которая позволяет выполнить коррекцию цвета и отретушировать отсканированное изображение".

Есть и маленькая главка про интернет, где Сеть пытаются вписать в типологию СМИ. И далось же им всем это видеоизображение и звук, ей-богу! Каждый раз, когда один человек (причем не очень сведущий, но претендующий) начинает умно объяснять другому человеку, что такое интернет, верней, нет, что такое "глобальная компьютерная сеть "INTERNET", оказывается, что это ни много, ни мало, а просто способ передачи непременно видео и непременно звука. Ну и текста. При этом базовое понятие - собственно гипертекстуальность, она самая, родная, не нужен нам ни звук, ни видео, упоминается, но что это за зверь такой - не объясняется. Или объясняется, но не так. У Ворошилова: "Для поиска информации служит информационно-поисковая система World Wide Web (WWW), основанная на применении гипертекста (набора текстовых, звуковых и видеодокументов) и предлагающая информацию в мультимедийной форме - от текста до видеоизображения и звуков".

Думаете, хватит про звуки? Ан нет, читаем дальше: "Доступность информации делает Интернет грозным соперником любого традиционного средства массовой информации. Уже сегодня многие фирмы, предприятия пользуются электронными версиями газет (их называют еще газетами электронного формата - с текстом, цветными фотографиями, звуком и видеобразами)".

Особенно впечатлили "видеобразы", сразу же заняв почетное место между бабашками и марзанами. Я настаивал на том, что это не опечатка, а специальный термин, красочно и образно описывающий то, что творится с видео в Сети. Ударение надо ставить на "а", как в слове "дикобраз". Видеобраз. Видеобра-а-а-аз...

В конце-то концов, все это - дело техники, опыт - вещь наживная, у кого-то она есть, у кого-то ее нет, как говорится, "...различие между теорией и практикой на практике гораздо сложнее, чем в теории...", и уж я-то ладно, я уж как-нибудь расскажу, если попросят, что такое гипертекст, что такое интернет и зачем вообще он cдался. Ну а какая-нибудь (язык не поворачивается сказать "блондинка") не очень сведущая в технических вопросах студентка-журналистка?

Зачем ей эти все видеобразы и бабашки с марзанами? "Настенька, солнышко, чтобы проверить орфографию, нужно нажать F7. Запиши, а лучше запомни: F7", - такие вещи говорятся во время работы, когда обнаруживается, что свежедипломированная специалистка не умеет даже в "Ворде" работать, это и есть "набирание опыта", и это нормально. Либо такие вещи нужно преподавать именно так - на практических занятиях, но не писать об этом в теоретических учебниках.

Хотя, вы знаете, бывает и хуже. Гораздо хуже. Ворошилов в этом плане действительно - хороший, бодренький, да, пусть староват, пусть не разбирается в этом, зато разбирается в другом - главы об экономике СМИ, на мой совершенно дилетантский взгляд, очень хороши и доходчивы (ну еще бы, инженер-экономист - это второе образование Валентина Васильевича), в конце концов, простим старику высокие технологии, верно?

Тем более что - если сравнивать с другими... Источник - увы, неизвестен, но судя по всему, по этому учатся студенты журфака МГУ (Вот здесь, 1 курс, 2 семестр, "Техника СМИ"):

"Стабильная повторяемость главных элементов содержания и формы и составляет основу композиционно-графической модели как обобщенной описательно-изобразительной конструкции той или иной газеты. Лишь незначительные отклонения, касающиеся деталей, могут иметь место в редакционной политике".

Почему нельзя просто сказать: "Главные оформительские элементы должны повторяться - они составят основу дизайна вашей газеты. Возможны незначительные отклонения в деталях"?

Слишком просто, да? Слишком уж не по-научному.

Я мечтаю о тех временах, когда интернет в принудительном порядке будут писать с маленькой буквы, когда F7 будет просто F7, а не проверкой орфографии, когда курсором мыши перестанут бить, а начнут нежно кликать, когда у нас все будет, "как у людей", как "в США, вступившей на информационную ступень цивилизации", где "каждый из студентов, преподавателей, сотрудников американских университетов имеют возможность круглосуточного доступа к ресурсам Интернета, в том числе со своего домашнего компьютера" **

Это будет. Надо только немного подождать.


Примечания

* - Боже, неужели кто-то до сих пор пишет от руки? Впрочем, заявила же нам как-то преподаватель "Художественного редактирования", с какой-то странной гордостью в голосе, что она "не представляет себе редактирование на компьютере".

** - Опять же Ворошилов. И эти данные безбожно устарели. Теперь не просто студенты, теперь больше 50% семей имеют в Америке возможность круглосуточно куда угодно и когда угодно со своего домашнего компьютера.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Мирослав Немиров, Все о поэзии 85 /15.01/
Гинзберг, Аллен. Гипердактилические рифмы. Гипертекст. Гладкость. Глизайны.
Татьяна Мерсадыкова, Хижина дяди Тима /15.01/
"Информация - это понятие, смысл которого мы понимаем из предложений, в которых оно употребляется", - пошутил В.В.Налимов - большой любитель парадоксальных определений.
Николай Попов, О свободе в общении... /15.01/
Жизнь - игра. Мы не можем иначе. Ты можешь? Тогда не общайся - совсем никак. Просто броди по Интернету как по музею и разглядывай экспонаты, пока не посинеешь.
Дмитрий Эссеринг, Тексты о гипертексте: 13.1 /14.01/
Рунет прилагал все усилия для того, чтобы, наконец, демистифицировать себя - и имя свое, и сущность. Ему, очевидно, стало претить то незаслуженно большое внимание, которым он пользовался в широких кругах продвинутой общественности.
Мирослав Немиров, Все о поэзии 84 /11.01/
Гете, Иоганн Вольфганг. ибель полная всерьез".
предыдущая в начало следующая
Дмитрий Смирнов
Дмитрий
СМИРНОВ
dmitry.smirnov@spectator.ru
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки: